Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
Скачать 285.67 Kb.
|
12. Политическая идеология. Марсилий Падуанский и Фома Аквинский.Время и место жизни: Марсилий Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) – родился в небольшом городе Падуе, на севере Италии. Ректор Парижского университета, мед. образование. Историческая обстановка: К концу XIII века папы перекочевали из Рима в Авиньон, что значительно ослабило их власть, сделав зависимыми от Франции. Тем не менее понтифики продолжали настаивать на том, что без их согласия никто не может стать ни императором, ни королем Германии и что итальянский наместник должен назначаться папой, а не императором. Особенно обострились отношения между империей и папством во время выборов 1314 г., когда в коллегии курфюрстов за Людвига Баварского было подано пять голосов, а за Фридриха Габсбурга — два голоса. Иоанн предъявил претензии на временное управление Германией, а тем временем сторонники Людвига провозгласили его избранным и короновали его в «законном» Аахене; друзья Фридриха считали его избранным и короновали его в «незаконном» Бонне. 23 марта 1324 года папа Иоанн XXII обвинил германского императора Людвига IV Баварского в ереси и незаконном захвате власти и отлучил его от церкви. В ответ на это Людвиг, опираясь на своих многочисленных сторонников в Италии, занял Рим, где устроил себе пышную коронацию, окончательно легитимизировав таким образом права на императорскую корону. После этого под его эгидой был созван церковный собор в Тренто, объявивший уже самого Иоанна еретиком и избравший на его место минорита Пьетро Райнальдуччи, принявшего имя Николая V. Однако вскоре Иоанну удалось захватить антипапу. А чтобы наказать Германию, он своим декретом отделил Италию от Немецкой империи. Открытое противостояние императора с папой продолжалось еще почти два года и закончилось компромиссом 7 января 1326 года. В этот день в Ульме в обмен на снятие отлучения и прекращение сопротивления немецких князей Людвиг IV заключил договор со своим противником Фридрихом III. Людвигу пришлось расстаться с короной короля Германии, уступив ее Фридриху. В обмен на это сам Фридрих отказывался от притязаний на корону императора Священной Римской империи и Италии, которая осталась на голове Людвига. Основные положения и учения: Защитник Мира (1324). Марсилий начинает с того, что во всяком государстве наиболее желательное есть спокойствие, наиболее же вредное — раздор. Цель государства - хорошо жить, но цель есть временная и вечная (вечная открывается только религией). А временная – это непосредственная цель государства, однако как много человеческих нужд, так нужно разделить занятия и должности. Из них и образуются различные части государства, которые имеют каждая свою цель или свое назначение. Марсилий признает шесть таких частей: земледелие, ремесла, торговлю, военное дело, священство и суд. Последние три части главные; первые же три называются частями государства в обширном смысле и составляют простой народ. Цель их — сохранение и умерение действий тела. Те должности, напротив, имеют высшее назначение. Для умерения действий воли учреждена власть судебная или согласующая, которая есть главная. Ее назначение — устанавливать праведное и полезное обществу. Но так как для этого необходима принудительная сила, то с этой целью устроена должность военная. Наконец, для служения Богу учреждено священство. Язычники не имели о нем настоящего понятия; оно дано только Откровением. Цель священства — умерение человеческих действий в виду наилучшего устройства человеческого рода для будущей жизни. Марсилий считает самой правильной формой правления монархию (допуская аристократию и политию). Он отличает законодательную власть от самой важной – исполнительной (мы называем её правительством, Марсилий – судом). Правительство должно избираться человеком, или реже Богом (как это было у евреев), иначе отсутствие выбора приведет к худшей форме правления – тирании. Издавать законы должен, по мнению Марсилия, народ. Он подтверждает это следующими доводами: 1) законодательная власть должна принадлежать тому, кто может дать наилучшие законы; но таков именно народ, ибо законы издаются для общего блага, а оно лучше усматривается всеми, нежели некоторыми. Никто сам себе зла не желает; следовательно, все в совокупности будут искать общего блага, а не частного. Напротив, один или немногие легко могут или ошибаться или иметь в виду собственную пользу, а не общественную. 2) Законодателем должен быть тот, чьи законы лучше всего исполняются. Но таков опять народ, ибо каждый здесь повинуется не по принуждению, а добровольно законам, которые он сам на себя налагает. Притом большинство имеет и наиболее силы, чтобы заставить непокорных исполнять закон. Однако эти выводы являются спорными, так как некоторые авторы считают, что законодательной инициативой Марсилий хотел наделить не весь народ, а, сходно Аристотелю (у которого он заимствовал множество идей) – образованную верхушку общества. Законодатель, по мнению Марсиля, должен устанавливать и правителя. И склоняется он к монархии избирательной: 1) можно выбрать наилучшего; 2) избранный будет опасаться наказания; 3) в надежде на то, что его детей изберут монархами будет их лучше воспитывать. Касаемо вопроса, должно ли быть одно государство во всем Мире или следует разделять их – Марсилий считает это не важным, второстепенным, говоря о том, что разделение может решить одну проблему (это точно) – сдерживание неконтролируемого размножения. Что касается власти Папы и церкви, ей противопоставляются тексты св. Писания, доказывающие, что Христос дал ученикам своим только власть учить, а не принуждать. Марсилий приводит тексты апостолов, предписывающие повиновение властям. Из всего этого он выводит, что светской власти подчинены все граждане без исключения; духовенству же принудительной власти не дано, ибо принуждением нельзя войти в царство небесное. Другое право, истекающее из той же власти, состоит в отлучении грешников от церкви, или от общения верующих. Но так как с этим связаны гражданские последствия, а священник принудительной власти не имеет, то ему принадлежит в этом отношении единственно право совета; власть же принудительно отлучать непокорных от церкви присваивается самой церкви, то есть собранию верующих (а не единолично). Политическая идеология. Фома Аквинский. Время и место жизни: Фома́ Акви́нский (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Католический монах, ученый-богослов, учитель церкви. Историческая обстановка: К XIII в. в Италии (место рождения Аквинского) шла серьезная «война» между папой и императором. В связи с этой борьбой образовалось две партии – гвельфы (выступали за ограничение власти императора и усиление влияния папы римского; принято считать что к ним по большей части принадлежали купцы, торговцы и ремесленники) и гибеллины (приверженцы императора; по большей части дворянство и феодальная знать). Борьба Гвельфов и гибеллинов во Флоренции XIII века прошла в несколько этапов. В середине века на престоле находился сильный император Фридрих Гоэнштауфен, которому противостояла не менее могущественная курия папы Иннокентия Третьего. В 1248, благодаря усилиям императора, гибеллины побеждают, и гвельфы уходят в изгнание. Однако через два года, когда умирает Фридрих, они не просто возвращаются, но и проводят реформу primo popolo, которая потеснила дворян в их правах. В 1260 году сын Фридриха Манфред вместе с главою флорентийских гибеллинов Фаринатою дельи Уберти и при поддержке города Сьены разгромил в битве при Монтапетри гвельфов, и те вторично покинули Флоренцию. А в 1266 году состоялась битва при Бенивенто, в которой победили усилившееся гвельфы, а Манфред был убит. При поддержке папской курии и Карла Анжуйского, гибеллины были окончательно выгнаны из Флоренции, их имущество было конфисковано, а замок Уберти был срыт. Основные положения и учения: 1. Фома Аквинский был защитником богатой знати, и в первую очередь духовенства. Он трактовал смысл Божественного писания по-своему – хоть Бог и создал всех равными и свободными, рабство - это есть наказание за грехи. Рабство следует из законов войны и это нормально. Мыслитель выступает также в роли защитника неравенства и феодальной иерархии. Он считает, что крестьяне и добывающие себе средства пропитания земледелием городские жители составляют низшую группу населения. Это люди, предназначенные для выполнения низкой работы. Их существование необходимо для хозяйства, но они не составляют части государства, а являются как бы придатком к другим его элементам. К среднему классу принадлежат воины, судьи, администраторы, ученые, священники и дворяне, к высшему — правители. Дворянство хранит в себе родовые наклонности к добродетели. 2. Аквинский не считает возможным достижение человеком полного блаженства силами государства без помощи церкви, а окончательное достижение этой цели считает возможным только в загробной жизни. Власть, по его мнению, единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на распадение. Взаимоотношения власти и государства он уподобляет взаимоотношениям бога и мира, души и тела. По божественному и естественному праву низшие должны повиноваться высшим. Однако Фома Аквинский считает, что нужно установить границы этого повиновения. Однако несмотря на божественное происхождение власти, мыслитель предвидит восстание против нее. Но возможно, по мнению Аквинского, это в том случае, когда власть либо приобретена недолжным образом, либо же ею пользуются не по назначению. Восстание будет обязанностью в тех случаях, когда нарушаются божественные законы, то есть страдают интересы церкви, которая также может и должна оказывать сопротивление в таких случаях. 3. Мыслитель выделяет пять форм правления: монархию, аристократию, олигархию, демократию и смешанную форму — сочетание аристократии и демократии. Но сам Аквинский выделяет, конечно же, монархию, проводя аналогию с мировым порядком в котором господствует Бог; организмом, который приводит в движение один орган – сердце. Монарх должен заботиться о народном благе. Однако мыслитель, несмотря на положительное отношение к монарху, отдает предпочтение Папе и в целом духовной власти. Он считает, что папа вполне правомочен отлучать от церкви императоров и королей. 4. Право Аквинский делит на 4 категории: 1) вечный закон – основа всех остальных. Это сам божественный разум, управляющий миром. Он обнаруживается в явлениях природы как их необходимый порядок. 2) естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах. Он является фундаментом положительного законодательства. Благодаря этому закону существует сходство в правовых нормах у различных народов (связан с органической природой и устанавливает нормы морали). 3) человеческий закон - это положительное право. Так, например, требование наказывать за убийство содержится в естественном законе, но характер наказания устанавливается нормами положительного права. Этот человеческий закон, как утверждает мыслитель, может расходиться с естественным. 4) божественный закон - откровение, выраженное в Священном Писании и предназначенное исправлять несовершенства человеческого закона. |