Главная страница

Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40


Скачать 285.67 Kb.
НазваниеЖ. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
АнкорПолитические правовые учения
Дата11.10.2022
Размер285.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIPPU_1-50.docx
ТипДокументы
#727866
страница11 из 44
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44

14. Политико-правовые взгляды. Жан Боден.


Время и место жизни: Жан Боден (1529 или 1530, Анже — 1596, Лан). Французский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе.

Историческая обстановка: С 1559 по 1589 год во Франции царствовали три сына Генриха 2. Это были малоспособные правители, за которых правили регенты и придворные, борясь за власть. Борьба различных группировок за власть приобрела религиозно-политическую окраску. Франция переживала тяжелый экономический кризис и выход их кризиса французские протестанты видело в секуляризации церковных земель и передачи земли дворянству. В 1560 году были созваны для компромисса между противниками и сторонниками реформ Генеральные штаты, компромисс не был достигнут, генеральные штаты распущены. Во Франции стали происходить схватки между сторонниками той или иной религиозных партий.

Гражданская война во Франции началась в 1562 году, когда герцог Гиз со своей вооруженной охраной напал на собрание гугенотов город Васси.

В 1572 году должен был состояться брак между сестрой короля Карла 9 –Маргаритой Валуа и сыном лидером гугенотов Генрихом Наваррским. Свадьба не состоялась. Приехавшие на свадьбу гугеноты в «Варфоломеевскую ночь» на 24 августа 1572 года были вероломно перебиты. После «Варфоломеевской ночи» стороны стали проявлять большее ожесточение друг к другу. Во Франции на юге и западе стали создаваться гугенотские государства не подчиняющиеся королю.

В середине семидесятых годов 16 века было образована «Католическая лига», в которой активное участие принимали иезуиты. Наиболее ожесточенные бои между протестантами и католиками проходи в восьмой по счету религиозной войне (1585-1589). В это время глава «Католической лиги» Генрих Гиз, опекавший короля Генриха 3, предпринял попытку свержения короля. Генрих 3, отдал приказ об аресте Гиза и других главарей лиги. В Париже произошло восстание против короля. Генрих 3 бежал их Парижа. Приглашенный для примирения Гиз был убит королевской охраной в королевской приемной. Католический Париж, настроенный против династии Валуа, не впустил в город Генриха 3.

Попытка короля силой завладеть Парижем закончилась трагически для короля, он был заколот монахом-доминиканцем в 1589 году. На этом закончилась правление династия Валуа во Франции. Лидер гугенотов Генрих Бурбон, под именем Генрих 4, был провозглашен королем Франции. Париж не признал короля-еретика. В Париже вошли испанские войска. Ни одна из сторон не могла одержать победу. В этой ситуации для примирения враждующих сторон, 15 июля 1593 года Генрих 4 перешел в католичество. Париж его принял, где в 1594 году он был официально коронован. Гугенотские войны завершились изданием в 1598 году «Нантского эдикта». Эдикт объявлял католицизм государственной религией Франции. Католическому духовенству возвращались земли и конфискованное имущество. Гугеноты получили право исповедовать свою религию, они получили право собирать церковные съезды, у гугенотов оставалось около 200 городов-крепостей.
Основные идеи и концепции: Теория государственного суверенитета Жан Боден. Боден считал, что остановить религиозные и политические противоречия может лишь «сильное» государство. В духе Нового времени Боден строил свое учение на основе историзма и рационализма. Боден считал, что после Бога, высшей ценностью для человека является государство. Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественники, Боден воспринимает государство как "правовое управление семьями и тем, что у них общее суверенной властью". Государство понимается как правовое управление — это позволяет Бодену отличать государство от шайки разбойников. Основным элементом государства для Бодена является семья: "Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри семьи Боден различает три вида социальной власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но важнейшим элементом государства выступает суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства.

Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, — это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима. Суверенная власть государства — это всегда абсолютная власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Суверенная власть государства — это власть единая, т. е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.

Боден определил компетенцию суверенной власти государства через комплекс исключительных, только ей присущих прерогатив: право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива суверенной власти; право войны и мира; право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан; право помилования в тех случаях, "когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания"; чеканка монет; определение мер и весов; взимание налогов и податей.

Боден выделяет три формы правления: демократия, аристократия и монархия. Демократию Боден критикует, так как считает что народ – это стадо, а стаду нельзя давать власть. Аристократия плоха для мыслителя тем, что решение принимаются коллегиально – в этом невзвешенность решения. Для Бодена лучшей формой государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия (королевская), поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости.

Автор считал, что суверенитет государства подрывают: крайне неравномерное распределение богатства (поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества) и отсутствие свободы вероисповедания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость), а также рабство.

Боден придерживался концепции универсального права, которое нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства. Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выделяет: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.


1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44


написать администратору сайта