Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
Скачать 285.67 Kb.
|
15. Политическое учение. Никколо Макиавелли.Время и место жизни: Никколо Макиавелли (3 мая 1469 года, Флоренция — 22 июня 1527 года, там же). Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Историческая обстановка: Жизнь мыслителя относится к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинись феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы итальянских городов. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. В последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Основные идеи и концепции: Кроме сочинений на темы политические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции") его перу принадлежит ряд художественных произведений. Макиавелли один из первых проложил путь буржуазной политической науке, основанной не на догматах религии, а на наблюдении фактов, попытках использовать данные истории и познание человеческой психики. Он отмечает повторяемость исторических явлений, делая вывод, что из внимательного изучения прошлого можно сделать заключение о том, что предстоит в будущем. 1. Автор отмечает человеческую неизменную «природу» - люди злы. Они непостоянны, неблагодарны, трусливы, лживы, преисполнены ненависти к другим. При ограниченности способностей люди обладают неумеренными желаниями. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят старые времена; они подражательны, причем пороки перенимают легче, чем достоинства. Макиавелли советует политику считаться с этими свойствами людей. Мудрый политик, учитывая эти свойства человеческого существа и игнорируя при этом принципы морали, по словам Макиавелли, легко сможет разрешить свои задачи. 2. Макиавелли считает республику лучшей формой правления, а государство, по его мнению, должно быть централизовано. Наилучшей он считает такую республику, где к участию в осуществлении власти одновременно призваны, по его словам, представители народа, представители знати и выборный глава государства. Такая республика наилучшим образом сочетает в себе демократический, аристократический и монархический принципы, считает мыслитель. Говоря о преимуществах республики, Макиавелли отстаивает и восхваляет также политическую свободу, означавшую в его устах городское самоуправление, дававшее власть городскому патрициату. В республиках, говорит он, нечего опасаться злоупотреблений правителя, так как правители — выборные, а властолюбие знати не опасно, потому что знать находится под властью народа. Конечно, Н. Макиавелли не имел в виду действительного народовластия и в своих рассуждениях исходил не из интересов народа, а из интересов городского патрициата. Макиавелли одобрял государственно-политическое объединение Франции и капиталистическое развитие в целом. Ему ненавистно все, что ослабляет государство и разрушает его целостность. Наоборот, он восхваляет все, что содействует росту силы государства, укреплению его единства, расширению его границ. Дворяне вредны во всякой стране, говорит он, особенно в республике. Поэтому для образования республики в стране, где дворянство многочисленно, Макиавелли считает необходимым совершенно истребить его. 3. С ненавистью говорит он и о папской власти, которая имеет достаточно силы, чтобы мешать светским государям добиться объединения Италии, но которая не настолько сильна, чтобы самой осуществить это объединение. 4. Несмотря на то что в «Рассуждениях» Макиавелли выступает как убежденный сторонник республики, в «Государе» он восхваляет энергичного, смелого князя, который решительной политикой добивается создания крепкой, сильной власти и быстро расширяет пределы своего государства. Власть сильного правителя представлялась ему самым надежным средством достижения политического единства. Не везде, говорит Макиавелли, республика возможна, в некоторых случаях предпочтительнее монархия. Для «испорченных» народов единственной подходящей формой правления он считает монархию. Республика невозможна также там, где имеется многочисленное дворянство. Но, что особенно важно, Макиавелли признает создание нового государства более легким для монарха, чем для республиканского правительства. Макиавелли ждет от князя разрешения задачи освобождения Италии от иноземцев и ее объединения. 5. Сторонник государственного могущества, Макиавелли не задумывается над средствами, которые будут служить задаче создания сильного государства. Для достижения конкретной исторической Цели он считает возможным пользоваться любыми, в том числе и незаконными, бесчестными приемами. Он рекомендует князю быть безжалостным и вероломным, не считаться с безнравственностью своих действий. Он призывает быть жестоким и действовать на подданных страхом. Государь не должен считаться со своими обещаниями. Лукавством должен он опутывать тех, кто полагается на его порядочность. Князь должен быть отважнее льва и хитрее лисы. 6. Макиавелли рекомендует соблюдать неприкосновенность частной собственности: «Люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю наследства». Отдавая должное законам, Макиавелли в то же время подчеркивает, что хорошие законы не могут обойтись без хорошего войска. Но, высказываясь за постоянную армию, он осуждает практику наемных войск, к которым постоянно прибегали в его время. |