Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные произведения

  • Государство.

  • Разделение властей .Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная

  • Законодательную

  • Исполнительная власть

  • Судебная власть

  • Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40


    Скачать 285.67 Kb.
    НазваниеЖ. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
    АнкорПолитические правовые учения
    Дата11.10.2022
    Размер285.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIPPU_1-50.docx
    ТипДокументы
    #727866
    страница17 из 44
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44

    20. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.


    "Свобода есть право делать все, что дозволено законами"

    Монтескье Шарль Луи де (1689—1755) — французский право­вед и политический философ, представитель идейного течения Просвещения XVIII в. Происходит из дворянской семьи. В иезуитском колледже получил основательную подготовку по класси­ческой литературе, а затем в течение нескольких лет изучал юриспруденцию в Бордо и Париже. С 1708 г. стал заниматься адвокат­ской деятельностью.

    Основные произведения: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», главное произведение «О духе законов» было включено Папой в Индекс запрещенных книг.

    Государство.

    Происхождение государства. Ш. Монтескьё, приняв в целом идею «естественного состояния», отверг концепцию, при которой образование государства выводилось из требований естественного права. Более того он не принял и само понятие общественного договора. Возникновение государства он рассматривал как исторически закономерный процесс. По его мнению, государство и право появляются вследствие войн, а не договора. Сам общественный договор он рассматривал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть и, следовательно, вправе без согласия правителей изменить форму государства.

    Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие «общего духа нации» (отсюда название его главного труда «О духе законов»). Согласно его учению, на общий дух, нравы, законы нации воздействуют физические и моральные причины.

    Физические причины (географические факторы, климат, размеры и положение страны, численность населения и др.) определяют общественную жизнь в период выхода народа из состояния дикости. К примеру, азиатские народы склонны к подчинению, европейцы – к господству.

    Моральные причины (принципы политического строя, религия, обычаи, нравственные убеждения и др.) определяют общественную жизнь позднее, с развитием цивилизации. Эти причины воздействуют на общий дух нации сильнее, чем физические.

    Форма государства. Выделяет «правильные» и «неправильные» формы. «Правильные»:

    • республика, где власть принадлежит всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Основополагающий принцип республики - любовь к отечеству;

    • монархия (единоличное правление, опирающееся на закон). Ее основополагающий принцип – честь.

    «Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия. Цель любой формы государства – сохранение свободы на основе закона.

    Монтескьё обратил внимание на зависимость конкретных форм государства от общего «духа нации» и вслед за античными философами считал, что республика характерна для небольших государств, монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных территорий. Но он сделал одно исключение: республика может существовать и на большой территории, однако при условии, что эта форма государства будет иметь федеративное устройство. Рассмотрев роль конфликтов в государстве с республиканской формой правления, Монтескьё сделал вывод, что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства.

    Разделение властей.

    Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

    Законодательную власть должно осуществлять двухпалатное собрание: "Таким образом, законодательная власть была бы пору­чена и собранию знатных, и собранию представителей народа, каж­дое из которых имело бы свои отдельные от другого совещания, свои отдельные интересы и цели". Проблему избирательного права Монтескье рассматривал следую­щим образом: "Право подавать голос в своем округе для выбора представителей должны иметь все граждане, исключая тех, поло­жение которых так низко, что на них смотрят как на людей, неспо­собных иметь свою собственную волю".

    "Исполнительная власть, — полагал Монтескье, — должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда тре­бующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многи­ ми". Исполнительная власть в лице монарха должна иметь право отмены принятых законов (право абсолютного veto), но не должна иметь права законодательной инициативы.

    Судебная власть должна точно следовать предписаниям зако­нов. Мон­тескье является приверженцем суда присяжных: "Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости".

    Право. Ш. Монтескьё, опираясь на представления о справедливости, полагал, что естественное право предшествует позитивному, которое есть результат человеческого разума и воплощение справедливости. Кроме того, позитивные законы - результат закономерного воздействия физических и моральных факторов на правотворческий процесс, т.е. закон (дух закона) зависит от климата страны, ее географического положения, формы правления, обычаев, числа людей и пр.

     В зависимости от объекта регулирования различает три вида законов: закон наций (относящийся к международным отношениям), закон политический (регулирует отношения правительства и граждан), гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан). При этом подчеркивается, что поведение людей регулируется различными законами: естественным правом, божественным (право религии), церковным (каноническим), международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим государственным правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

    Ш.Монтескьё развил учение о разделении власти и ответственности правительства перед парламентом, которое имело большое значение для дальнейшего развития политико-правовой мысли, он является родоначальником географической школы в социологии, к его учению обращались представители исторической школы права, теории насилия, сравнительного правоведения.

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44


    написать администратору сайта