Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
Скачать 285.67 Kb.
|
33. Основные направления политико-правовой идеологии периода образования Русского централизованного государства (концепция «Москва – третий Рим, политические идеи И.С.Пересветова)Два события – Куликовская битва (1380), а затем Великое противостояние на Угре (1480) – сыграли ключевую роль в обретении Русским государством независимости от Золотой Орды. Впоследствии, в период великих княжений Ивана 3 (1462 – 1505) и Василия (1505 – 1533) произошло преодоление феодальной раздробленности и объединение русских земель вокруг Москвы. В итоге Великий князь Московский стал государем всея Руси стал верховным правителем, короновавшись на царство. Символическое значение при этом имел брак Ивана 3 с византийской царевной – Софьей (Зоей) Палеолог, который принес Руси герб Восточной Римской империи (Византии) – двуглавого орла. Третьим судьбоносным событием стало падение в 1453 г. Константинополя под натиском турок – османов, которое сделало Россию наследницей Византии и единственным оплотом православия. Все эти события – объединение русских земель, утверждение царской власти, превращение Москвы в духовного и политического наследника Византии – требовали соответствующего осмысления, и вызвали к жизни многочленные религиозные и политические доктрины. Основными проблемами русской политико-правовой мысли этого времени стали вопросы, касающиеся происхождения русского государства, родословной его князей и великого московского князя, поиск наилучшей формы организации государственной власти, а также взаимоотношения между государством и церковью. С конца 15 в. острую полемику стали вызывать экономическое положение церкви и прежде всего ее право владеть населенными землями и использовать труд подневольных крестьян. Другим дискуссионным вопросом стало право церкви на вмешательство в политическую жизнь страны. По отношению к этим вопросам в политической мысли выделились два основных направления – нестяжательство и иосифлянство. Нестяжатели выступали за реорганизацию деятельности церкви и изъятие у нее земельных владений, а также категорически настаивали на отказе церкви от всякого вмешательства в политическую жизнь. Иосифляне или стяжатели, напротив, выступали за сохранение существующих форм церковной организации и экономических привилегий церкви, а также ее права влиять на государственную власть (идея «симфонии властей»). Основателем нестяжательства считается старец и пустынножитель Нил Сорский (1433 – 1508), о реальной биографии известно немногое. Он поселился далеко за Волгой, в заболоченной стороне вологодского края, где организовал Нило – Сорскую пустынь, в которой реализовал идеал пустынножительства. Благодаря праведному образу жизни он был почитаем на всей Руси, и пользовался особым уважением у царя Ивана 3 (сказано, что царь «держал его в чести и велице»). Основные положения религиозно – политической доктрины Нила Сорского таковы: 1) Человек представляет собой «неизменную величину», с присущими ей неизменными страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие; оно возникло под влиянием внешней среды (т.е. общества) и должно быть преодолено православным христианином; 2) Идеалом человеческого общежития является община (скит), члены которой должны жить по апостольским заповедям и обеспечивать себя собственным трудом (наемный допускается только для помощи немощным и старым членам общины); 3) Современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения и должны быть заменены скитами; 4) Причиной возникновения ересей является наличие у человека свободы воли, позволяющей ему выбирать добро или зло; при этом полное послушание и навязывание веры пагубно для человека, а государственное преследование еретика – недопустимо. Автором собственно политической концепции нестяжательства является Максим Грек (ок. 1470 – 1556). Его настоящее имя – Михаил Триволис. Он появился в России в 1518 г. по приглашению Великого князя Василия Третьего для перевода богослужебных книг с греческого на русский язык, и вскоре стал одним из виднейших общественно – политических деятелей и мыслителей Московской Руси. Что само по себе было неудивительно – ибо в Италии он получил университетское образование, а в период жизни в Греции в Афонском Ватопедском монастыре всецело посвящал себя философии, богословию и переводческой деятельности. Добавив к учению Нила Сорского постулат о свободе воли человека, который по незнанию нередко вершит зло, Максим Грек предложил решать эту проблему посредством опоры на разум. Самостоятельную позицию имел Максим и в вопросах политики, самостоятельно разработав ряд вопросов политической теории – в том числе вопросы о происхождении и сущности верховной власти, формах ее организации, способах реализации высших властных полномочий. Основные моменты созданного им политико-правового учения таковы: 1) Назначением всякой верховной власти является реализация Божественной воли, а царская власть есть прямое продолжение власти Бога (царь есть «образ одушевлен самого царя небесного»); 2) Законным способом происхождения власти является не только занятие престола по наследству, но и выборы; 3) Главной целью и задачей государства является обеспечение внутреннего порядка, а также мирной и спокойной жизни подданых – она состоит, по его словам, в «укреплении и утверждении подвластных людей» и устроении «всех живущих на земле человеков»; 4) Единоличное правление царя ведет государство к гибели, и поэтому наилучшей формой правления является такая, где царь управляет подвластными «в синклитских советах царских»; 5) Для большей прочности власти и эффективности управления царя должны окружать мудрые советники (боярсе, дворяне, воеводы), а важнейшей опрой его власти дожно стать хорошо организованное войско; 6) Главным средством управления должна стать «царская гроза» («устрашение государьское») – т.е. наказание, которое осуществляется в рамках «правды» (т.е. закона) и направляется исключительно на «исправление» подручников, но не на их «погубление» (т.е. предполагается не произвол, а разумный и справедливый царский суд). Таким образом, Максим Грек, развивая на русской почве тему самодержавия в значении единства, суверенности и полновластия верховной власти, все же попытался, следуя европейской традиции, определить для этой власти определенные пределы полномочий. К сожалению, этот конструктивный подход не получил должного признания в процессе дальнейшего развития русской политико – правовой мысли. Идеологом иосифлянского (или стяжательского) направления является игумен Иосиф Волоцкий (1439 – 1515). Своими идеями он оказал влияние не только на формирование современных ему представлений о государстве и праве, но и на сам процесс строительства российской государственности. Особенностью творчества Иосифа Волоцкого является то, что на протяжении своего жизненного и политического пути он неоднократно менял и корректировал свои позиции и взгляды. В период, когда Иван 3 разделял подход нестяжателей и пытался осуществить секуляризацию церковных владений, он поддерживал противников великого князя. После Церковного Собора 1503 г., который запретил покушаться на владения церкви под страхом небесных кар, он занял более лояльную по отношению к великому князю позицию. При этом он неизменно настаивал на неприкосновенности церковной собственности, оправдывая ее необходимостью для церкви творить «благие дела» (т.е. строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным, и т.д.). Помимо вопросов церковного устройства, он создал весьма оригинальное религиозно – политическое учение о власти: 1) Царская власть имеет божественное происхождение (т.е. установлена Бога), но духовная власть возвышается над ней и имеет право ее наставлять; 2) Властитель выполняет божественное предназначение, но при этом сохраняется возможность совершения им ошибки и впадения в грех, ответственность за который распространяется на всех подданных; 3) Поэтому следует повиноваться царю или князю не во всех случаях, но только тогда, когда он подчиняет свои страсти и интересы обеспечению блага подданных; 4) В случае, если он впадает в грехи и творит произвол, отклоняется от веры – то превращается в мучителя, которому подданые имеют право оказать сопротивление. Таким образом, политическое учение Иосифа Волоцкого имеет явную ограничительную направленность впервые в русской пытается определить нравственные ограничения для царской власти, критикует тиранию («мучительство») как форму правления. После соборов 1503 – 1504 гг., когда Иван 3 переориентировался на прочный союз с церковью и иосифлянскими иерархами, Иосиф стремится возвеличить царскую власть. Сохраняя положение о подобии царя всем остальным людям, он одновременно подчеркивает его божественное избранничество и требует от простых людей безоговорочно подчиняться царю без всякого права на критику. Единственным ограничением царской власти при этом должна оставаться необходимость следовать божественным заповедям и законам (т.е. тирания не допускается, и сохраняется право церкви на нравственную цензуру). Глава 13. Политическая концепция иеромонаха Филофея «Москва – Третий Рим» Автором этого оригинального политического учения является Филофей, монах Елиазаровского монастыря в г. Пскове, иосифлянин по своей политической ориентации. Биографических данных о нем немного. Преположительно, период его жизни пришелся на время правления Московского великого князя Василия Ивановича и первые годы властвования Ивана Васильевича (Грозного). Сохранившаяся о нем заметка указывает, что Филофей постоянно жил в монастыре («той старец нисходен бе из монастыря») и был образованным человеком («премудрости словес знаем»). Его биографы также отмечают среди черт его характера смелость и принципиальность, которую он проявил в обличении властей и их злоупотреблений в своих письмах великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Эти качества обеспечили Филофею признание со стороны духовенства и мирян. Значение идей русского богослова состоит прежде всего в том, что Филофей – создатель первой версии общероссийской национальной идеологии, учения, в котором были сформулированы представления об исторической судьбе и призвании России. Его доктрина стала реакцией на создание единого Московского царства и становление самодержавной монархии. Наряду с этим, она была вызвана к жизни целым рядом предшествовавших внешнеполитических событий, изменивших место и роль России в мире – Флорентийской унией 1439 г., в соответствии с которой с целью получения помощи латинян против турок византийский император Иоанн Восьмой Палеолог согласился на объединение католической и православной церквей при главенстве папы римского, падением Константинополя под натиском турок – османов в 1453 г. Сама теория «Москва – Третий Рим» была изложена Филофеем в посланиях великокняжескому дьяку Мисюрю – Минехину и непосредственно князю Василию Ивановичу. В этих письмах Филофей сформулировал мнения, уже распространенные в русском обществе, дополнив их легендами о родословной и происхождении киевских князей. Основные положения доктрины «Москва - Третий Рим»: 1) Царская власть имеет божественное происхождение («единый во всей поднебесной христианский царь»), и обязанностью царя является забота о подданных, поддержание веры и наказание неправды; 2) Монарх, не исполняющий своего предназначения, не избегнет Божьей кары, а его царство постигнет трус (землетрясение), мор и глад; 3) Подданые обязаны бесприкословно подчиняться своему государю, испонять его приказания и со смирение терпеть даже несправедливые наказания (выразить свою печаль «горьким стенанием и истинным покаянием»); 4) Духовная власть должна подчиняться светской, но за духовными пастырями сохраняется право «говорить правду» правителям, побуждая их жить по законам; 5) Происхождение (династическая родословная) русских князей восходит к византийским императорам, что обязует их править по заповедям великих предков (Константина Блаженного, Владимира Святого и Богоизбранного Ярослава); 6) У России нет иного призвания и судьбы, помимо утверждения и воплощения ценностей православия (православного благочестия); 7) После падения Византии и покорения иноверцами (мусульманскими) завоевателями «христианских царств» Россия должна стать мировым центром и опорой истинной православной веры, т.е. «Третьим Римом» (после второго – Византии). Филофей пишет: «яко вся христианская церква снидашеся в твое едино, яко два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется». Теория Филофея «Москва – Третий Рим» получила очень широкое распространение, была усвоена русским общественным мнением, неоднократно воспроизводилась в произведениях церковной и светской живописи и литературы. Она также использовалась в качестве обоснования венчания Ивана Грозного на царство (он короновался как государь – самодержец, и как бы унаследовал корону и власть византийских императоров). Некоторые исследователи усматривают в доктрине Филофея оправдание агрессии и претензии России на мировое господство, обнаруживают в ней корни великорусского шовинизма, нетерпимости и мессианизма. Однако подобное толкование учения Филофея не оправдано, поскольку он не призывает к завоеваниям, и навязыванию православия всему миру силой - но лишь к обороне от внешней экспансии (т.е. предлагает не захватническую, а изоляционистскую доктрину). Призвание России состоит в том, чтобы своей внутренней жизнью создать образец праведного православного царства, и личным примером обратить к православию другие народы. 34. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого. Крупным просветителем XVIII в. в России был Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740–1789 гг.). Первоначальное образование получил в Троицкой лавре; потом был студентом Московского университета, откуда отправлен был в Академию Наук, а в 1761 г. послан для довершения образования в Англию; слушал в Глазго юриспруденцию, математику, химию, историю; получил там степень доктора прав и звание почетного гражданина и в 1768 г. стал преподавать в Московском университете римское право, а затем и российское законоведение. Первый профессор из русских, Десницкий впервые стал читать лекции на русском языке, что встретило противодействие со стороны профессоров-иностранцев, преподававших на латинском языке; вопрос этот восходил на рассмотрение Екатерины II , принявшей сторону Десницкого. Десницкий оставил профессорскую службу в 1787 г., умер в 1789 г. Он был первым русским профессором права, который читал лекции на русском языке. Его лекции имели огромное влияние на студентов. По его настоянию в число предметов, изучаемых в Московском университете, было включено русское право. Основные произведения: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Слово о причинах смертных казней по делам криминальным», «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются», «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оно приведенным быть кажется последовавшими народами просвещеннейшими», «Слово на день тезоименитства императрицы Екатерины II, по случаю оказанных вновь всей Империи благодеяний», «Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства и о надобном возобновлении онаго в государственных училищах», «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства». Государство. С. Е. Десницкий в то время, когда процветали отвлеченные идеи школы естественного права, выступил со своим самостоятельным и оригинальным учением. Он раньше, чем ученые Европы, пришел к мысли о том, что сходные экономические условия неизбежно порождают у разных народов одинаковые правовые институты. Вместо господствовавшего в то время разделения истории на детство, юность и зрелость человеческого рода С. Е. Десницкий устанавливает следующие этапы его развития: первое состояние человеческого рода – охота и собирательство; затем идет скотоводство (пастушество); третьим, более высоким состоянием ученый считает хлебопашество (земледелие); последним и окончательным этапом развития человечества он считает «коммерческое состояние». Институт собственности. Развитие института собственности, по мнению С.Е. Десницкого, определяется сменой указанных четырех состояний. У народов, которые находятся на первой ступени своего развития, то есть занимаются охотой и собирательством, господствует общая собственность. Появление частной собственности, утверждает ученый, связано с переходом к земледелию и установлением оседлого образа жизни. Переход к земледелию вызывает появление собственности, отличной от владения. Однако только в «коммерческом состоянии» собственность получает свое полное развитие. Институт семьи и брака. В «Юридическом рассуждении о начале и происхождении супружества у первоначальных народов» С. Е. Десницкий связывает эволюцию семьи с прохождением человечества через указанные четыре стадии развития хозяйственного быта. Основным фактором возникновения семьи ученый считал материальные выгоды, которые приносит обеим сторонам заключение брака. В состоянии охоты и собирательства он не усматривает никаких признаков института собственности, не находит в этом первоначальном состоянии и семьи. По его мнению, первая историческая форма брака появляется со времени скотоводства, когда многоженство сменяет собой смешение полов, в подтверждение чего он ссылается на калмыков и татар. С установлением же земледелия устанавливается единобрачие. Происхождение государства и форма правления. Ученый связывал подчинение большинства меньшинству и происхождение государства с происхождением и развитием собственности, так как богатство, полагал он, является основой власти при всех формах правления. Целью общественного союза и задачей государства С. Е. Десницкий считал достижение «общего блага». По его убеждению, государственная организация крепка только тогда, когда способствует всеобщему процветанию. Если то или иное государство представляет собой организацию, держащуюся лишь на насилии, оно недолговечно. В размышлениях о причинах происхождения государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказал предположение о прохождении человечеством исторически по- следовательных «состояний», хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота (ловля зверей и собирательст- во дикорастущих плодов); вторым — скотоводство и пастушест- во; третьим — «хлебопашественное состояние» и последним, четвертым, — «коммерческое». В первых двух главенствует кол- лективное владение вещами, обусловленное несовершенством трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В «хлебопашественном состоянии» появляются жилища, каж- дый начинает обрабатывать землю, у людей возникает желание получить все это «во всегдашнее право собственности». Таким образом, у Десницкого право частной собственности, как и у Дж. Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причи- ны неравенства Десницкий, как и Локк, усматривал в различ- ных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать. Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Ранние «первовозникающие государ- ства», соответствовавшие «хлебопашественному состоянию», государствами в собственном смысле не были, поскольку они не имели н и права, ни средств для его реализации. Однако Дес- ницкий высказал предположение, что власть в обществе с са- мого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством. Цель государства мыслитель усматривал в достижении наи- большего количества благ наибольшим числом людей. Лучшей формой правления Десницкий считал конституцион- ную монархию с разделением властей. Главными являются три власти: законодательная, исполнительная и судительная. Они должны «законы делать, судить по законам и производить суд во исполнение». Право. В основу науки государственного права С. Е. Десницкий положил учение о личных правах человека. Все права человека он делил на «природные», куда он относил право пользоваться жизнью, честью, здоровьем и собственностью, и «приобретенные», связанные с положением человека в обществе. Разделение власти. Ученый проектировал создание Сената из 600–800 лиц, избираемых сроком на пять лет из среды имущих классов населения. Быть избранными в Сенат могли лишь богатые люди, способные нести все расходы по пребыванию в столице в качестве сенаторов, так как содержания от государства им не полагалось. Законодательная власть осуществляется монархом совместно с представительным органом. Без Сената монарх не может издать ни одного закона. Сенат рассматривает также наиболее значительные по своему содержанию акты, издаваемые монархом как главой исполнительной власти, касающиеся введения налогов, объявления войны, заключения договоров с соседними державами. Он проверяет отчеты всех учреждений по расходованию ими средств. Сенат является высшей судебной инстанцией и рассматривает все апелляции на судебные решения. Судьи должны быть несменяемыми и осуществлять судебное разбирательство в присутствии присяжных, выбираемых из лиц всех сословий, «публично», в присутствии посторонних лиц, и «гласно», при участии в судоговорении адвоката. Стремясь ограничить произвол местной администрации, С. Е. Десницкий предлагал установить судебную ответственность воевод перед губернским судом. Местное самоуправление. Он также разработал проект организации городского самоуправления. В столицах, то есть в Петербурге и Москве, городская власть должна состоять из семидесяти трех лиц, из них – восемнадцать человек дворян и пятьдесят пять купцов. В губернских городах органы местного самоуправления должны состоять из семи купцов и пяти дворян, избираемых на два года. Крепостное право. С. Е. Десницкий доказывал, что крепостное право тормозит развитие производительных сил России, и разработал программу постепенного изживания крепостничества мерами, проводимыми «сверху». Он предлагал запретить продажу крестьян без земли, запретить помещикам отрывать крестьян от земли и переводить их в дворовые. Он стоял также за отказ от политики национального угнетения и проповедовал веротерпимость. 35. Политические взгляды и проекты реформ М.М.Сперанского Государство. Происхождение государства. Будучи человеком глубоко верующим, М. М. Сперанский договорную теорию происхождения государства воспринял в теологическом ключе, считая, что заключение общественного договора является реализацией воли Бога. Государство в его понимании – это общественный союз, который возник, чтобы обеспечить «свое каждому», это надклассовая организация, созданная для «пользы и безопасности людей», подвластных закону. Форма государства. Сперанский считал, что государственный строй современной ему России - деспотия, не ограниченная законами, и несовершенство подобного государства может быть исправлено посредством осторожных и постепенных преобразований. Результатом реформ будет переход к «истинной монархии». Если же реформы не будут осуществлены, то неизбежно произойдет переход к республике революционным путем, где «необузданная вольность и безначалие представляется единым средством к свободе». Истинная монархия или конституционная монархия, подчиненная закону, представлена в его проектах государственного преобразования и базируется на принципе разделения власти. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление. Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана. Основные положения «Плана» По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы». Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки. По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы: дворянство как владельцы недвижимой собственности среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики). Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция. Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные. Содержание личных свобод: Без суда никто не может быть наказан. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Содержание вещественных свобод: Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу. Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя. Идея разделения властей Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Сенат должен был стать высшим органом судебной власти. Министерства – исполнительной. Государственная Дума – законодательной. Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. В госсовет по изначальной задумке часть выбиралась, а часть назначалась царем, это орган для согласительного типа процедур Законодательная власть в стране осуществляется двухпалатной государственной думой, избираемой думами губернскими. Она обсуждает и принимает законы. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус. Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе. Разделение власти. Сперанский, в развитие идей Ш.Монтескьё, предложил традиционную схему разделения государственной власти на три ветви дополнить (применительно к России) отдельным органом – Государственным советом. Его задачей являлась бы координация действий всех трех ветвей власти и обеспечение, таким образом, их эффективное взаимодействие. Законодательная власть в стране осуществляется двухпалатной государственной думой, избираемой думами губернскими. Она обсуждает и принимает законы. Во главе исполнительной власти – монарх, а непосредственное управление страной осуществляется министерствами, ответственными перед Государственной думой. Судебная власть представлялась Сперанским в виде следующей системы судов: губернские, волостные и окружные суды, а также Верховный суд (члены суда – сенаторы). Высшая апелляционная инстанция - Сенат, назначаемый императором их числа кандидатов, рекомендованных губернскими думами. Государственный совет заседает под председательством монарха и состоит частично из лиц назначаемых царем, а частично избираемых. Совет рассматривает законопроекты и ежегодный бюджет государства, заслушивает отчеты министерств. Право. Источником права по Сперанскому является польза и безопасность людей. Право он считал фундаментальной социальной ценностью, основой и обязательным условием человеческой свободы. Большую роль в духовно-нравственном воспитании народа, по его мнению, должна играть и религия. Именно формирование нравственного и просвещенного сознания народа лежит в основе создания правового государства, построенного на принципе уважения всех членов общества к закону. Сперанский предлагал произвести правовое оформление прав и обязанностей сословий: дворянство должно иметь политические права (включающие право избирать и быть избранными) и гражданские права («безопасность лица и имущества»); среднее сословие (владельцы любых форм недвижимости) – гражданские права, политические же в зависимости от размера собственности, а рабочий народ (крепостные крестьяне, рабочие, прислуга) он наделял только гражданскими правами. Крепостное право Сперанский не только критиковал, но и считал необходимым его поэтапную отмену: вначале ограничить повинности крестьян, затем произвести личное их освобождение, оставив за помещиками землю с предоставлением крестьянам права ее приобретения. М. М. Сперанский придавал большое значение систематизации и обновлению законодательства. Под его руководством подготовлено Полное собрание и Свод законов Российской Империи, просуществовавшее до октября 1917 г. Одной из причин создания Полного собрания явилась необходимость привести в систему огромный правовой материал (общее количество законодательных актов и правительственных распоряжений превышало 53 тыс.), накопившийся почти за два столетия. Полное собрание законов представляло собой хронологическое собрание русских законов и подзаконных актов, начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая манифестом о вступлении на престол Николая I. В свою очередь, Свод включал в себя только действующие законы, систематизированные не по хронологическому, а по предметному принципу. В него вошли тексты около 36 тыс. нормативных актов и извлечений из них. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская. |