Главная страница

Жан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Жан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравен. Жан Жак Руссо рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми non in depravatis, sed in his quae bene secimdum naturam se habent, considerandum est quid sit naturale. Aristoteles. Politica, lib. I, cap. Ii. Женевской республике1


Скачать 0.68 Mb.
НазваниеЖан Жак Руссо рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми non in depravatis, sed in his quae bene secimdum naturam se habent, considerandum est quid sit naturale. Aristoteles. Politica, lib. I, cap. Ii. Женевской республике1
АнкорЖан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми.doc
Дата26.03.2018
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЖан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравен.doc
ТипДокументы
#17245
КатегорияСоциология. Политология
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
16*

484 В. С. Алексеев-Попов, Л. В. Борщевскии

в данном «Рассуждении». Это со злорадством подметил филолог Н. Возе (1717—1789), в статье «Язык» в «Энциклопедии»; не мог скрыть позже своей радости по поводу этой слабости Руссо и такой идеолог аристократической реакции, каке Жозеф де Местр («Санкт-Петербургские вечера», беседа вторая).

83. ...мало подготовила она их способность к общежитию... — Мысль о врожденной социабельности человека поддерживалась в древности Аристотелем, Цицероном, стоиками, в новое время — Пуфендорфом, Барбейраком, энциклопедистами — Дидро, Жоку-ром. Руссо отрицает существование природной социабельности в естественном состоянии, поскольку она основана на удовлетво­рении потребностей, не существующих еще в этом состоянии. Впрочем, позиция Руссо в этом вопросе не была последовательной и постоянной. Например, в «Исповедании веры Савойского вика­рия», он склонен признать существование у человека от природы в потенции некоторых зачатков чувства социабельности.

84. ...столь несчастного, как человек в этом состоянии. — Такого рода суждение было распространено в социологической мысли XVII и XVIII вв., но в данном случае Руссо отвечает непо­средственно С. Пуфендорфу («О праве естественном и о праве международном», кн. II, гл. I, § 8).

85. ...ни пороков, ни добродетелей... — Руссо считал, что естест­венный человек добр, не сознавая этого, а только гражданин, связанный общественным договором, может быть добродетель­ным. Мысль Руссо будет колебаться между идеалом естественной доброты и высшим моральным идеалом гражданской добродете­ли. Только разум, умение рассуждать и сравнивать себя с другим человеком в ходе постоянных отношений с ним рождают в чело­веке понятия о морали, о добре и зле в нравственном смысле.

86. ...заключать вместе с Гоббсом... — Этот философ, охотно цитируемый Пуфендорфом, писал: «В естественном состоянии мы находим лишь страсти, правящие на свободе, войны, страх, бедность, ужас, одиночество, дикость, невежество, жестокость» («О Гражданине», гл. I, § 1). Французский переводчик Гоббса Барбейрак возражал против этого, предвосхищая, таким образом, несогласие Руссо.

87. ...мнит себя единственным обладателем всего мира. — Руссо поддерживает принцип Гоббоа — «Природа дала каждому человеку право на каждую вещь». В то же время он категоричес­ки отрицает вывод Гоббса о неизбежности состояния «войны всех против всех» в дообщественном, естественном состоянии.

88. Злой, — говорит он... — Вольтер в своих замечаниях под­черкнул слово «злой» и написал: «Дикарь не в большей мере яв­ляется злым, чем волк, испытывающий голод».

89. ...отвращением, которое он испытывает при виде страда­нии ему подобного. — Сходное место встречается у Дидро (Oeuv-res, IV, стр. 101). Это можно объяснить, по-видимому, тем, что эти вопросы ими часто обсуждались и их точки зрения совпадали.

Комментарии 485

90. ...самый злостный хулитель добродетелей человеческих. — Руссо имеет в виду Б. Мандевилля, автора «Басни о пчелах» (1723 и 1728) (Франц. перевод 1740), в которой проводится мысль о том, что индивидуальные пороки обусловливают процветание об­щества, а добродетель ведет к разорению.

91. ...автор «Басни о пчелах»... — Речь идет о Б. Мандевилле (см. предыдущее примечание) и приводится краткое изложение отрывка из этого его сочинения (франц. перевод 1740 г., т. II, «Опыт любви к людям», стр. 27—29).

92. Слова эти, сказанные о скифах в «Истории» Юстина (II, 15), представляющей собой изложение 44 книг «Истории» Пом­пея Трога, Руссо взял, вероятно, в хорошо знакомой ему книге Г. Гроция «О праве войны и мира» (кн. II, гл. II, §2).

Юстин, Марк Юниан, римский историк II в. до н.э.

93. Сулла — римский диктатор (138—78 гг. до н. э.), пред­ставитель наиболее реакционной части крупных землевладельцев-оптиматов. О его чувствительности см. Плутарх. Сравнитель­ные жизнеописания, т. II, стр. 144.

94. ...этому Александру Ферскому... — Пример этот взят у Монтеня («Опыты», кн. II, гл. XXVII, «Трусость мать жестокос­ти»); первоисточником же служит Плутарх. — «Сравнительные жизнеописания», т. I. «Жизнь Пелопида», XXIX.

Александр Ферский — тиран в Ферах, в Греции, в 70 г. до н. э., известный своей жестокостью: он закапывал своих врагов живыми в землю или бросал на растерзание диким зверям.

95. ...вместе с Андромахой и Приамом... — Андромаха — жена Гектора, легендарного героя Троянской войны, сына Приама, царя Трои; они выведены в поэме Гомера «Илиада».

96. Ю в е н а л. Сатиры, XV, II, 131 — 133.

Ювенал — римский поэт (ок. 60 — 130 гг. н. э.). Его критика нравственного упадка рабовладельческого Рима была созвучна Руссо.

97. ...на место того, кто страдает... — Это говорил Ларошфу­ко в своих «Моральных рассуждениях». Руссо читал эту книгу вместе с г-жей Варан (см. «Исповедь». — Избр. соч., т. I, стр. 89). См. также Жан де Лабрюйер. Характеры, гл. IV «О сердце», № 48. М.—Л., 1964, стр. 92. Два принципа моральной жизни, предшествующие разуму: любовь к себе и сострадание, обладают разной природой, но Руссо не сомневается, что они могли быть одной и той же природы. В «Эмиле» он их сближает, объединяет — сострадание вытекает из любви человека к самому себе.

98. ...отождествить себя с тем, которого убивают. — Здесь Руссо полемизирует с Б. Мандевиллем.

99. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступа­ли с тобою... — Заповедь христианской религии, сформулирован­ная в Евангелии от Матфея, 7, 12 и в Евангелии от Луки, 6, 31.

100. ...который должен был бы подчиняться. — Хотя Руссо в первой части «Новой Элоизы» и протестовал против угнетения

486 В. С. Алексеев-Попов, Л. В. Борщевскии

женщины, которую выдают замуж из соображений выгоды, во­преки ее желанию, тем не менее его взгляды на положение жен­щины не выходят за рамки буржуазного кругозора. Как известно, и французская революция XVIII в. не поставила проблему эманси­пации женщины, а «Гражданский кодекс» Наполеона I закрепил ее зависимое положение. Даже Вольтер против слов о подчинении написал: «Почему?», ибо в отличие от Руссо не признавал естест­венного неравенства между полами и считал, что женщины могут делать все то же, что и мужчины.

101. Ср. М о н т е н ь. Опыты, кн. I, гл. XXXI, «О каннибалах».

102. ...огородив участок земли... — В литературе вопроса вслед за Шатобрианом («Гений христианства», ч. III, кн. II, гл. VI) видели прообраз всей этой сцены в словах Б. Паскаля: «Эта собака моя — сказали эти бедняги; это мое место под солнцем. Вот на­чало и образ захвата всей земли» (Паскаль. Мысли, ч. I, гл. И. Париж, изд. Астье, 1883, стр. 404). Однако, несмотря на то, что после этого у Паскаля следует рассуждение о пагубности имуще­ственного неравенства, все же связь мысли Руссо с этим отрыв­ком весьма сомнительна.

103. ... требовали от них новой изобретательности. — Здесь налицо очевидное противоречие. Руссо говорит в данном месте не об одиноком человеке, а о человеческом обществе, ибо ни од­но изобретение человека изолированного не могло быть передано детям и в их лице следующим поколениям.

104. ...движущая сила человеческих поступков... — Тут пози­ция Руссо формально совпадает с точкой зрения энциклопеди­стов, в действительности же они расходятся в понимании самого этого благополучия. Первые мыслят его более индивидуалистиче­ски, Руссо — более гражданственно.

105. ...он объединялся с ними в одном стаде... — Руссо тут от­ступает от своего тезиса о полном одиночестве первобытного че­ловека и приближается к пониманию исторической истины. Дид­ро в «Продолжении апологии аббата де Прад» (§ 5) также говорит о том, что природа толкает человека к объединению в стадо, как она это делает с животными.

106. ...совершенствовались изобретательность и навыки. — Тут сказывается просветительская переоценка духовного факто­ра и недооценка роли общественной практики.

107. ...своего рода собственности... — Попытка проследить постепенное ее образование есть шаг вперед по сравнению с кар­тиной, нарисованной в начале II части. В этом отношении Руссо мог опереться на соответствующие мысли Платона («Законы», кн. III, 680—681). Бюффон в 1752 г. описал семейную организа­цию индейцев Сечерной Америки («Естественная история»).

108. Каждая семья превращалась в маленькое общество... — Затем Руссо откажется от этой мысли, чтобы вновь прийти к ней в окончательном тексте «Общественного договора».

109. ...и люди чувствовали себя несчастными, потеряв их, хотя они и не чувствовали себя счастливыми, обладая ими. —

Комментарии 487

Руссо не понимал, что рост потребностей движет развитие произ­водства. Для него потребности — своего рода оковы, тормоз для развития. Один из источников этой мысли — Платон («Государст­во», кн. II, 369—373).

110. Ср. близкое к этому описание геологических катастроф в истории Земли у Бюффона («Естественная история», т. II).

111. ...человек от природы жесток... — Имеется в виду точка зрения Гоббса и то, что именно для смягчения нравов человек нуждается в системе внутреннего управления.

112. ...побуждаемый равно инстинктом и разумом... — Труд­ное для понимания место. Речь не может идти о самом древнем периоде, когда человек еще не пользовался разумом, и в то же время это стадия, предшествующая появлению собственности. Трудность понимания снимается, если видеть тут разум в зачаточ­ном его виде. Ибо человек в естественном состоянии хоть и руко­водствуется одним инстинктом, но является свободно действую­щим.

113. ...согласно аксиоме мудрого Локка... — См. Л о к к. Опыт о человеческом разуме, кн. IV, гл. III, § 18.

114. ...какраз посередине (juste milieu)... — «Какая химера», — написал Вольтер против этого места. Бмльшая часть критиков поддержала это мнение (например, автор статьи в «Journal des savants». — «Журнал ученых», 1756, т. II, июнь, стр. 414).

115. ...не нарушавшими их независимость. — Описание счаст­ливой жизни такого рода, общества, не знающего ни бедности, ни богатства, ни применения металлов, дал Платон («Законы», кн. III, 678, 679). Известно, что во Франции в первой половине XVIII в. был создан ряд социальных утопий (см. извлечения из них в издании: W. К г a u s s. Die Reise nach Utopie. Berlin, 1964), но нам не известно о знакомстве с ними Руссо, кроме упоминаемой им в «Письмах с Горы» книги Д. В е р а с. История севарамбов. Знал же он, наверное, статью Дидро в первом томе «Энциклопедии» «Бакхиониты», в которой описываются филосо­фы, изгнавшие из своей среды пагубные различия между «твое» и «мое» и ставшие после этого счастливыми в той мере, в какой это дозволено человеку. Знал Руссо, конечно, и «Утопию» Томаса Мора.

116. ...одному полезно иметь запас пищи на двоих... — Прони­цательность этой мысли отмечена Ф. Энгельсом в «Анти-Дюрин­ге» (Соч., т. 20, стр. 100).

117. ...обработки металлов и земледелие... — Дидро в статье «Земледелие» (Agriculture) в «Энциклопедии» также связывает его происхождение с появлением собственности.

118. ...этот огромный переворот. — Именно об этих строках Энгельс говорит, что учение Руссо в первом своем изложении, можно сказать, блистательно выставляет напоказ свое диалекти­ческое происхождение. Руссо видит в возникновении неравенства прогресс, который был антагонистичен; он в то же время был и регрессом, ибо с каждым новым шагом вперед, который делает

488 В. С. Алексеев-Попов, Л. В. Борщевский

цивилизация, делает шаг вперед и неравенство («Анти-Дюринг», отд. I. — Соч., т. 20, стр. 143).

119. ...прочнее и лучше цивилизованною... — Здесь применен термин «policer», однозначный в данном случае с «civiliser».

120. ...залежи руды образуются только в бесплодных мес­тах... — Таково было распространенное в XVIII в. в науке мне­ние, лишенное действительных оснований. Для Руссо это сообра­жение говорило еще об одной трудности в прогрессе материальной культуры.

121. ...овощи и коренья... — Эту картину Руссо нашел, вероят­но, в книге Дю Тертра «Общая история островов св. Христофора», ч. V, гл. I, § 5.

122. ...область их применения. — См. Платон. Государство, кн. II, 369—371.

123. Когда древние, говорит Грации, прозвали Цереру законо­дательницей... — Этот философ допускал существование перво­бытного коммунизма, перевоначальной общественной собственно­сти, в первую очередь на землю. Он, как и Пуфендорф, считал, что разрушившее это коллективное владение право первой заим­ки было затем упрочено соответствующими соглашениями между людьми. Руссо привел этот отрывок буквально из французского перевода сочинения Греция «О праве войны и мира», (кн. II, гл. II, § 2), который в свою очередь здесь использовал комментарии Сервия к «Энеиде» Вергилия (к стиху 53, кн. IV).

Церера (Деметра) — греческая богиня плодородия и земле­делия.

124. ...назвали Фесмофориями... — Фесмофории — празднест­ва в честь богини Деметры в Древней Греции. Так как земледелие явилось основой оседлости и благосостояния, то Деметру начина­ют почитать как богиню-законодательницу (Фесмофору). Она ста­новится покровительницей брака и семьи и, таким образом, как бы основательницей гражданского общества.

125. ...наряду со складывающимся неравенством... (inegalite cle combinaison). — Как видно, Руссо предполагает теперь наличие двух видов неравенства — естественного и возникающего при переходе к общественному состоянию — к гражданскому обще­ству.

126. Быть и казаться это, отныне, две вещи совершенно различные... — Более подробно Руссо развил эту мысль в своем «Письме к Кристофу де Бомону», архиепископу Парижскому. Быть и казаться для современного человека вещи столь же раз­ные, как действовать и говорить, и первое вытекает из второго. Подлинная же причина этого — противоречие между характером общественного строя (ordre social) и природой: отсюда все пороки людей и все беды общества.

127. ...ихрабом, даже становясь их господином... — Это первое появление мысли, которая была разработана впоследствии в «Общественном договоре» и в «Эмиле».

Комментарии 489

128. ...стали бедняками, ничего не потеряв. — Это рассужде­ние предвосхищает мысль левого якобинца А. Шометта, выска­занную им в речи 27 февраля 1793 г. в Конвенте.

Руссо присоединяется тут к Гоббсу, но глубокое различие между ними в данном вопросе состоит в том, что для него «война всех против всех» не есть проявление человеческой сущности, а порождена возникновением частной собственности в конце эпохи естественного состояния; более подробно развита эта мысль во фрагменте «О состоянии войны» (J.-J. Rousseau. Political writings, v. I, 1915, p. 293—307 и J.-J. Rousseau. Oeuvres compl., t. III. Paris, 1964, p. 601—616).

129. Следует отметить, что в отличие от ряда социальных критиков этого и даже позднейшего времени, Руссо не дал себя сколько-нибудь серьезно увлечь мыслью о двустороннем ущербе, причиненном развитием неравенства и богачам, и беднякам.

130. ...сколь противоречило его интересам естественное пра­во. — В огромной литературе XVIII в. по естественному праву и теории общественного договора это один из немногих примеров трактовки возникновения государства как акта защиты интересов богачей, предпринятого по их инициативе.

131. ...закон собственности и неравенства... — Соединение этих двух понятий в сфере действия одного закона подтверждает сказанное в предыдущем примечании.

132. ...немногих граждан мира (ames cosmopolites)... — В наши дни Руссо употребил бы здесь слово «гуманист». Он осуждает космополитизм в том сугубо отрицательном смысле, какой мы сейчас придаем этому слову как презрение к своему народу. Про­славляемый Руссо патриотизм свободен от какой бы то ни было национальной ограниченности. Он сохраняет чувство человечес­кой общности. Это демократический патриотизм, предшествен­ник позднейшего революционного патриотизма масс времен Ве­ликой французской революции.

133. ...между собой в естественном состоянии... — Ср. М о н-т е с к ь е. О духе законов, кн. X, гл. П.

134. ...завоеваниями более могущественного... — Намек на Гоббса, «Левиафан», гл. XX.

135. ...объединением слабых... — См. д'Аламбер. Вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, стр. III.

136. ...кроме закона более сильного. — У Руссо, тут и в даль­нейшем, острая критика права завоевания — опровержение Гро-ция и Пуфендорфа, признававших это «право». Руссо здесь мог опираться на аргументы, выдвинутые Дидро в статье «Власть» (Autorite) в «Энциклопедии».

137. ...как это сделал Ликург в Спарте... —- Предание припи­сывает именно этому деятелю создание основных законов Спар­ты, установивших раздел земель между ее гражданами на нача­лах равенства, учреждавших суровое общественное воспитание в возрасте с 7 до 20 лет и предусматривавших умерщвление фи­зически слабых детей.

490 В. С. Алексеев Попов, Л. В. Борщевскии

138. ...лгал- можно скорее отдать себя в рабство. — Это кри­тика воззрений Т. Гоббса, очень близкая к тому, что писал по этому поводу Локк («О гражданском правлении», гл. VII, §§ 12 и 93).

139. Полагают, что речь идет о басне Лафонтена «Старик и осел», в которой второй говорит первому: «Наш враг — это наш хозяин».

140. ...говорил Плиний Траяну... — См. Плиний. Панегирик Траяну, V, 7.

141. ...говорил Брасид... — По рассказу Геродота (VII, 135) — таковы были слова, сказанные Булисом и Спертием сатрапу Ги-дарнесу. Текст этот фигурирует в книге Э. Де ла Боэси «О добро­вольном рабстве».

Брасид — спартанский полководец во время Пелопенесской войны в V в. до н. э.

142. Персеполис — столица древней Персии.

143.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта