Главная страница

Жан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Жан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравен. Жан Жак Руссо рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми non in depravatis, sed in his quae bene secimdum naturam se habent, considerandum est quid sit naturale. Aristoteles. Politica, lib. I, cap. Ii. Женевской республике1


Скачать 0.68 Mb.
НазваниеЖан Жак Руссо рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми non in depravatis, sed in his quae bene secimdum naturam se habent, considerandum est quid sit naturale. Aristoteles. Politica, lib. I, cap. Ii. Женевской республике1
АнкорЖан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми.doc
Дата26.03.2018
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЖан Жак Руссо - Рассуждение о происхождении и основаниях неравен.doc
ТипДокументы
#17245
КатегорияСоциология. Политология
страница8 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
...из которой многие... — В частности, Руссо, несомнен­но, имеет в виду вышедшую в Англии в 1680 г. книгу сторонника наследственной монархии Р. Филмера «Патриарх».

144. Локк это сделал в своем первом трактате «О государст­венном правлении».

145. А. Сидней говорил об этом в своих «Рассуждениях о Правлении», написанных в 1680—1683 гг. и изданных только в 1698 г.; первый французский перевод вышел в 1702 г.

146. ...чем мягкость этой власти... — Боссюэ писал: «Королев­ская власть — это власть отцовская, и ее отличительная черта — это доброта».

147. Эта цитата из «Истории» Тацита приведена в XV разделе книги А. Сиднея «Рассуждения о Правлении», которую Руссо читал в период его работы над «Рассуждением о неравенстве». Одна из рукописей Библиотики г. Невшателя (Ms 7842) содержит два листа его выписок из этой книги, среди которых имеется и эта цитата.

148. ...факты с точки зрения права... — Это позиция, противо­положная той, которую Руссо в «Общественном договоре» крити­кует в методе Гроция (кн. I, гл. II).

149. ...известного сочинения... — Это «Трактат о правах хрис­тианнейшей королевы на различные владения, входящие в Ис­панское королевство», 1667. Авторами его были А. Билен и аббат де Бурзейс. Оно представляет собой манифест, опубликованный после смерти Филиппа IV, когда Людовик XIV готовился к втор­жению в Испанские Нидерланды, и в то же время желал, чтобы иностранные державы смотрели на него как на правителя, якобы подвластного законам, вынуждаюшим его нарушить данное ранее слово и взяться за оружие.

На этот памфлет А. Сидней намекал в своей книге (франц. перевод 1702 г., т. II, стр. 238); саму же цитату Руссо нашел у Барбейрака, который, оспаривая Гоббса и солидаризируясь с Пу-фендорфом, в своем переводе его книги «О праве естественном и

Комментарии 491

о праве международном» (кн. VII, гл. VI, § 10, прим. 2), цитируя этот памфлет, утверждает, что король должен подчиняться основ­ным законам государства.

150. ...авторитетным мнением Барбеирака, который ясно заявляет, следуя Локку... — Речь идет о переводе Барбеирака «Гражданского правления» Локка. По странной непоследователь­ности, Руссо, поддержав мнение Пуфендорфа, присоединяется к противоположной позиции Локка («О гражданском правле­нии», гл. IV, § 23). Эта ссылка на Барбеирака появилась только в издании 1782 г. Руссо полностью разделяет теорию Локка по этому вопросу. Он мог прочесть также у Монтескье: «Неправда, что свободный человек может себя продать» («О духе законов», кн. XV, гл. 2).

151. Пуфендорф говорит... — См. Пуфендорф. «О праве естественном и о праве международном», а также «Общественный договор», кн. I, гл. IV («О рабстве»).

152. ...и юрисконсульты, которые с важностью провозгласи­ли... — Речь идет о тех, кто в древности и в последующие эпохи присоединялись к позиции, сформулированной Аристотелем.

153. ...следуя общепринятому мнению... — Руссо, по-видимо­му, ссылается на статью «Власть политическая», написанную Дидро для «Энциклопедии». Твердого мнения Руссо здесь еще не высказывает, из чего можно заключить, что его трактат «По­литические установления» (Institutions politiques) еще находился в процессе создания.

154. ...договор между народом и правителями, которых он себе выбирает... — В трактовку этого договора Руссо позже внесет свое особое, демократическое содержание.

Р. Дератэ полагает, что в этот период Руссо еще представляет себе договор скорее как договор подчинения (acte de soumission); что позже он эту мысль отвергнет и придет к пониманию договора как акта ассоциации (contrat de 1'association) (см. R. D e r a t h ё. J.-J. Rousseau et la science politique de son temps. Paris. 1950. p. 222—223).

155. ...на всех членов Государства без исключения... — Здесь Руссо свою точку зрения излагает более четко, чем это выражено у Пуфендорфа (см. Пуфендорф. О Праве естественном и о праве международном, кн. VII, гл. VI, § 9).

156. ...и власть магистратов... — Исправления в черновиках «Политической экономии» показывают, что в этом месте Руссо пишет «магистраты», а подразумевает — «король».

157. ...отняло у подданных пагубное право ею распоряжать­ся. — Эта оговорка Руссо указывает на его значительные колеба­ния в вопросе о насильственных мерах общественных преобразо­ваний.

158. ...фанатизм заставляет ее проливать. — Руссо следует в данном месте Пуфендорфу («О праве естественном и о праве международном») и еще далек от идей, развитых им в последней главе «Общественного договора».

492 В. С. Алексеев Попов, Л. В. Борщевскии

159. ...геронты в Спарте, сенат в Риме и даже сама этимоло­гия нашего слова сеньор... — Все три слова означают старейших, старших (греч. и лат.).

160. ...называть самих себя богоравными и царями царей. — В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» мы встречаем эти опреде­ления применительно, например, к Агамемнону.

161. ...власти, основанной на законах... — В оригинале «рои-voir legitime», что обычно переводится как «законная», но это не совсем точно передает мысль Руссо.

162. ...ни в магистратах, ни в законах. — Здесь в окончатель­ном варианте был опущен отрывок, вписанный рукой неизвест­ного лица на небольшом листке, куда Руссо внес свои исправле­ния. Впервые отрывок опубликован A. R., t. XXXIV, 1956—1958, р. 71 — 77. Он говорит о ненужности наемных войск в том государ­стве, где «магистраты делают общее дело с народом», интересы которого совпадают с интересами его главы.

163. ...заставить говорить о себе... — Вольтер подчеркнул эти слова и сделал пометку, обращенную к автору: «О ты, обезья­на, подражающая Диогену, как ты осуждаешь сам себя». И не­сколько ниже добавляет: «Как ты все утрируешь, как ты все изо­бражаешь в ложном свете».

164. ...защищать общие интересы государства. — В оригина­ле chose commune, и мы это понимаем в данном случае как госу­дарство.

165. Лукан, Марк Аннеи (39—65 гг. н. э.) — древнеримский поэт, названная выше поэма которого была направлена против единовластия императора. Эти строки приведены в «Рассужениях о правлении» А. Сиднея, разд. XIX.

166. ...усилить власть, всех их сдерживающую. — Вольтер, подчеркнув эти слова, написал на полях, как бы обращаясь к Руссо: «Говоря, что королевская власть сдерживает и подавляет все группировки, ты этим воздал великую хвалу монархии, про­тив которой сам восстаешь».

167. Воган предполагает, что цитата в оригинале должна вы­глядеть так: «cui compositis rebus nulla spes», если это выдержка из Тацита («История», I, 21). Вполне допустимо предположение, что в таком виде она заимствована у А. Сиднея, у которого она приведена в таком виде «quibus ex honesto nulla est spes» (A. Сидней. Рассуждения о правлении, разд. XIX).

168. ...только сила его и низвергает. — Дидро в «Энциклопе­дии» (в статье «Политическая власть») оправдывает таким же способом восстание против деспотизма (см. Diderot. Textec choisis, t. II, 1955, p. 164—165): «Тот же закон, что создал деспо­тическую власть, затем сокрушает ее: это закон более сильного».

169. ..Диоген никак не мог найти человека... — Диоген (400— 423 гг. до н. э.) из Синопа, греческий философ, ученик Антисфе-на, основателя кинической философской школы. Диоген отвергал все достижения цивилизации и призывал ограничиться только удовлетворением необходимых потребностей. Слова Руссо связа-

Комментарии

ны с легендой о Диогене, якобы с фонарем в руках искавшем до­бродетельного человека.

170. Катан, — скажет этот читатель, — погиб вместе с Римом. — Катон — речь идет о Катоне Младшем, или Утическом (95—46 гг. до н. э.), стороннике республиканского строя (см. прим. 37 на стр. 380).

171. Геродот рассказывает, что после убийства Лже-Смерди-са... — Геродот (484—425 гг. до н. э.) — древнегреческий историк, автор истории греко-персидских войн, в третьей книге которой описывается этот эпизод (III, 67—84). Лже-Смердис — самозва­нец, выдававший себя за Смердиса, брата царя Персии Камбиза, корону которого он узурпировал в его отсутствие. В 521 г. до н.э. был убит семью заговорщиками, передавшими власть Дарию.

172. «Естественная история*. — Речь идет о сочинении знаменитого представителя французского естествознания этой эпохи Бюффона (1707—1788), имевшего большое влияние на формирование естественно-научных воззрений Руссо.

173. Один знаменитый автор... — Намек на Мопертюи, кото­рый проводит эту мысль в своем «Опыте моральной философии», вторая глава которого озаглавлена: «О том, что в обычной жизни сумма несчастий превосходит сумму благ». Для животных Бюф-фон устанавливал обратное соотношение («Естественная исто­рия», т. XII).

174. ...это я доказал. — Ср. «Последний ответ г. Борду». Идеализированные изображения природной доброты людей в «ес­тественном» состоянии Руссо мог в изобилии найти в описаниях путешествий, в частности, у того же П. Кольбе, писавшего, что «доброта готтентотов, их честность, любовь к справедливости и целомудрие составляют такие добродетели, которыми немногие народы обладают в такой же степени».

175. ...огромный и страшный лондонский пожар... — Вероятно, Руссо имеет в виду пожар 1666 г., во время которого было унич­тожено 13 200 зданий.

176. ...Моитень порицает афинянина Демада... — Демад — афинский оратор IV в. до н. э., противник Демосфена, государст­венный деятель. Монтень пишет о нем в «Опытах» (кн. I, гл. XXII — «Выгода одного — убыток для другого»). Сам пример заимствован у Сенеки.

177. ...всякого цивилизованного человека. — Вольтер пишет против этого места на полях: «И в еще большей мере всякого дикаря, насколько только это для него возможно».

178. Руссо возобновит этот аргумент в связи с обсуждением «Поэмы о катастрофе в Лиссабоне» Вольтера, которому он по по­воду землетрясения 1755 г. писал 18 августа 1756 г.: «Согласи­тесь, что это не природа сосредоточила в одном месте двадцать тысяч шести- и семиэтажных домов, и если бы жители этого боль­шого города селились бы более равномерно... то жертв было бы намного меньше, а возможно, что их не было бы вовсе». («С. G.», t. II, р. 306).

494 В. С. Алексеев Попов, Л. В. Борщевскии

179. Подчеркивается, что собственность не относится к «есте­ственным» правам.

180. ...приносятся в жертву суетным песнопениям... — Речь идет о хорах кастратов.

181. ...оскорбляют требования человечности. — Мы узнаём здесь одну из главных в общественном отношении тем романа Руссо «Новая Элоиза».

182. ...лишить себя жизни... — Ср. «Новую Элоизу», ч. III, письма XXI и XXII, в которых Руссо развивает свои мысли о са­моубийстве (Избр. соч., т. II стр. 316—331).

183. ...реальгара (также реагал или реалгал). — Минерал оран­жево-красного цвета, сернистый мышьяк. Применяется к кра­сильном деле и для борьбы с вредителями сельского хозяйства, в XVIII в. также в медицине.

184. ...не одним философом. — См. Монтескье. Персидские письма. Письмо CXVIII. М., 1956, стр. 273—274.

185. ...средства к жизни бедным... — Объяснение это было весьма распространенным. См., например, Монтескье. «О духе законов», кн. VII, гл. IV.

186. ...единственное оправдание заповеди... — Некоторые ис­следователи полагают, что речь здесь идет о запрете вкушать плод «древа познания добра и зла» (Библия, кн. Бытия, 2, 16—17).

187. ...Паламед изобрел числа во время осады Трои... — В «Или­аде» Паламед представлен как человек, придумавший ряд игр.

188. Речь идет о Платоне («Государство», кн. VII, 522).

189. Агамемнон — царь Микен, возглавлявший греческие войска в походе против Трои.

190. Исаак Фоссиус (1618—1689). Трактат его, изданный в Оксфорде в 1673 г., в том, что касается изначальной роли ритма и пантомимы, предвосхищает мысли Руссо, высказанные им в «Эмиле», в «опыте о происхождении языков» и в «Словаре музы­кальных понятий» («Dictionnaire musical»), где он вновь цитирует этого автора в статьях «Музыка» и «Ритм».

191. Герцог де Виллар, Клод Луи Гектор (1635—1734) — маршал Франции. Анекдот, рассказанный Руссо, не фигурирует в его «Мемуарах», отчасти, впрочем, апокрифических, опублико­ванных в 1736 г. в Гааге.

192. ...то место у Исократа... — См. «Ареопагитика», 21, 22 (143—144). Исократ (436—338 гг. до н, э.) — четвертый из десяти аттических ораторов. Прославился своими писанными речами, предназначавшимися для чтения, к числу которых относится и названная выше, призывающая восстановить устройство Солона.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта