Викторианский детектив. Жанр детектива в англоязычной литературе 4
Скачать 58.45 Kb.
|
Глава 2. Роман У. Коллинза «Лунный камень» как образец детективов викторианской эпохи2.1. Уилки Коллинз как автор викторианского детективаУильям Уилки Коллинз был английским автором и драматургом. Он родился в 1824 году в Лондоне и умер в 1889 году, также в Лондоне. Его отцом был известный пейзажист и портретист Уильям Коллинз. Имя Коллинза «Уилки» происходит от его крестного отца, сэра Дэвида Уилки. Обучение Коллинза началось в 1835 году в Академии Майда-Хилл, а затем он продолжил обучение в школе-интернате Коула. Он говорит, что начал свою карьеру рассказчика в школе-интернате, чтобы успокоить хулигана в общежитии. У Коллинза был характерный и странный вид, с выпуклой выпуклостью на правой стороне лба, а голова и плечи непропорционально велики. Он также обладал знанием других европейских языков, таких как французский и итальянский, что усугубляло нежелательное внимание со стороны менее образованных одноклассников. По фотографиям, он начал носить очки в возрасте 21 года. После окончания школы в 1841 году Коллинз стал учеником чайных торговцев. Здесь он написал свою первую подписанную публикацию для журнала. Примерно в это время Коллинз стал увлекаться чтением историй, которые давали возможность подумать над сюжетом, развивали дедуктивные способности и умение анализировать имеющиеся факты. Это увлечение привело его к тому, что в 1846 году он стал студентом юридического факультета и получил эту степень, хотя никогда не занимался своей профессией, пользуясь полученными знаниями исключительно при создании своих романов. Более того, в его романах фигурируют многие юристы, что очевидно даже в «Лунном камне». Когда его отец умер в 1847 году, Коллинз написал мемуары, основанные на жизни его отца: «Мемуары жизни Уильяма Коллинза», эсквайра. Его первый роман был опубликован в 1850 году («Антонина», исторический роман), и за ним последовали три романа, которые имели место в свое время. [Сноу, Чарльз П. 2003: 147] В 1851 году Коллинз встретил Чарльза Диккенса, и они стали хорошими друзьями. Коллинз, который также увлекался театром, стал участвовать в постановках Диккенса. Оба писателя ездили на континент и часто посещали дома друг друга. Их личная жизнь стала еще более взаимосвязанной, когда брат Уилки Чарльз женился на младшей дочери Диккенса, Кейт. В конечном итоге брак осложнит отношения между двумя мужчинами, потому что Диккенс пришел к выводу, что Чарльз Коллинз слаб, а брак лишен любви. Домохозяйства Уилки Коллинза стали еще одним источником раздоров, поскольку Диккенс не одобрял его отношения с Кэролайн Грейвз. Кажется, это были любовные отношения, потому что Коллинз открыто защищал их от жесткой критики семьи и друзей, безумно любил дочь Кэролайн и заботился о них всю свою жизнь, даже после того, как она оставила его перед повторным браком. Его страстная оппозиция институту брака сделала его изгоем в «хорошем обществе», но для человека, который ненавидел социальные ритуалы элиты так же, как формальные проявления организованной религии. Впрочем, оба писателя известны тем, что оказывали влияние друг на друга, благодаря склонности Диккенса к созданию и становлению персонажей, представленных в произведениях Коллинза; в свою очередь, замечательную способность Коллинза создавать и поддерживать захватывающий сюжет можно также увидеть в последующих работах Диккенса. Джордж Элиот и Энтони Троллоп были также среди друзей Коллинза. Интересно, что Коллинз был первым автором, использовавшим литературного агента (по имени Александр Поллок Ватт), и помог основать Общество авторов, которое существует до сих пор. Коллинз страдал от плохого здоровья на протяжении всей своей жизни, но особенно плохо он чувствовал себя в 1850-х и 1860-х годах после заражения ревматической подагрой. Болезнь сильно повлияла на его зрение, и он часто нуждался в секретаре. Его друг и доктор Фрэнк Берд помог ему в это время; в конце концов Борода назначил опиум в качестве болеутоляющего средства. За эти годы Коллинз развил сильную зависимость и терпимость к опиум и принимал ежедневно в огромном количестве. Хотя он никогда не был женат, Коллинз участвовал в двух длительных отношениях с частичным совпадением. Первой была Кэролайн Грейвс, вдова с маленькой дочерью. Коллинз и Грейвс встретились в 1856 году и жили вместе с 1858 до 1880-х годов (смерть Коллинза.) В 1864 году Коллинз встретил Марту Радд, когда ей было всего 19 (ему тогда было 40 лет). У них было трое совместных детей, но не желая огласки, Коллинз и его избранница жили под именами г-н и миссис Уильям Доусон; имя Доусон было дано и их детям. В 1868 году Кэролайн неожиданно вышла замуж за другого мужчину, но весной 1871 года она вернулась, чтобы жить с Коллинзом. В течение этих пересекающихся десятилетий Коллинз поддерживал две семьи. [Честертон 2014: 38] Наиболее известными и успешными романами Коллинза являются «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868), которые всегда пользовались большим спросом. «Женщина в белом» рассматривается как наиболее существенный сенсационный роман, и ее идея, скорее всего, основана на реальной встрече Коллинза с Кэролайн Грейвс в середине 1850-х годов. Уилки Коллинз рассказывал о том, как ему пришла мысль начать писать именно детективные романы. Эта история вошла в биографию писателя, потому что определила смысл всего творчество писателя, предоставив ему не только идеи, но и основных персонажей его детективных романов. Однажды Уилки в компании молодых людей прогуливался по окрестным улицам вечернего Лондона. Уилки Коллинз к этому времени пробовал себя на писательской стезе, однако не мог найти свой собственный стиль, чтобы заявить о себе как о писателе–новаторе, раскрывшим новые взгляды на художественную литературу. Вдруг из одного из особняков раздался пронзительный женский крик, который внезапно оборвался на высокой ноте, а спустя короткое время, хлопнула железная калитка сада и оттуда выбежала красивая молодая женщина, укутанная в белое одеяние, развевавшееся на ветру и светившееся призрачным мерцанием в лунном свете. Друзья сначала остановились в недоумении, а женщина, поравнявшись с ними, на минуту остановилась и посмотрела на растерявшихся мужчин. Ее лицо было искажено от ужаса, а в глазах застыла мольба о помощи. Еще через минуту женщина скрылась в темноте ночи. Друзья Коллинза стали восхищаться красотой незнакомки, а сам писатель бросился вслед за ней, воскликнув, что должен обязательно узнать о том, что же с ней произошло. Образ прекрасной незнакомки в белом стал одним из ведущих персонажей его романа «Женщина в белом», а также прослеживался в других произведениях. А сама девушка, которая носила имя Каролина Грейвз, заняла в жизни писателя известное место, став его любовью на долгие годы. Сюжет романа Коллинза зародился во французском преступлении, в котором маркиза была накачана наркотиками и содержалась в плену под чужим именем, чтобы ее брат мог унаследовать ее имущество. Детали того, что последовало, неизвестны, но вскоре она и Коллинз поселились вместе, и она взяла историю о своем происхождении, более подходящем для социального положения Коллинза. Ее отец был превращен из плотника в «джентльмена», а ее бывший муж из клерка бухгалтера в капитана армии. Утверждалось, что два лица Кэролайн - недавно респектабельная женщина и оскорбленная женщина сомнительного происхождения - отражены в похожих персонажах в «Женщина в белом» Лаура Файрли и Энн Катерик. Конечно, напряжение между внешностью и реальностью, которое было центральным в этой загадке, имело для Коллинза в то время сильное влияние, поскольку он не поддавался социальным ожиданиям, и женился на Кэролайн, отказываясь хранить их отношения в секрете. Коллинз знал еще одну женщину в белом. Она жила неподалеку от дома Коллинза, отличалась своеобразным характером, и любила прогуливаться в белых одеждах в позднее вечернее или ночное время, наводя ужас на местных ребятишек и позволяя создавать о себе самые невероятные легенды. Коллинз знал о ней только то, что выдумывали местные жители и таинственность этой непонятной окружающим женщины вызывала в нем неподдельный интерес, который он решил отразить в своих произведениях. Именно эти две женщины натолкнули Коллинза на мысль, что лучше всего писать о том, что не лежит на поверхности и требует поиска ответов, ведь, тайны, скрывающиеся за образом жизни этих леди, могут быть интересны всем, так же, как и ему самому. В скором времени, Коллинзу посчастливилось побывать на заседании суда, распутывавшего весьма серьезное дело. Внимательно наблюдая за происходящим, Коллинз делал для себя записи и внезапно понял, что взгляд на преступление глазами его участников и свидетелей это нечто невероятно интересное. Его осенило, что события, изложенные в непрямой последовательности, создают удивительную интригу, которая увлекает, затягивая случайного слушателя или зрителя в водоворот событий. Коллинз старался представить себя на месте пострадавших и преступников, тем самым пытаясь предугадать развитие трагедии и найти истинного преступника, который скрывался за многими лицами. Так, к 1856 году Коллинз принял окончательное решение о том, что и как он будет писать. Успешность такого решения была очевидной, читатели быстро полюбили детективные романы, которые Коллинз предоставлял на их суд. А сам писатель открыл новое течение в английской литературе викторианской эпохи. «Лунный камень» считается первым настоящим детективным романом викторианской эпохи. После его первоначального запуска с выдумкой сенсаций в начале его карьеры, большая часть поздних работ Коллинза стала более «серьезной» и «целеустремленной», а некоторые работы даже читаются политически, например, «Человек и жена» (1870). Роман «Женщина в белом» принес Коллинзу невероятную славу, а название романа стало фактическим брендом, поскольку так стали называть духи, женскую одежду, вальсы. Образ женщины в белом стал невероятно популярен в женской среде. Коллинз сочинил свои шедевры в один из самых бурных периодов в истории английской литературы. Английские города и промышленность процветали, бедность и криминал наполняли новости, мелодрама управляла театрами, а вновь обретенное богатство делало классовые барьеры все более проницаемыми. Диккенс только начал свой периодический журнал «Весь год», который помог донести литературу до массовой аудитории и стереть границы между высокой и средней культурой. Новая аудитория требовала нового типа романа, столь же неотразимого, как и скандальные заголовки, с которыми он конкурировал в газетных киосках, способных держать читателей в напряжении от месяца к месяцу и жаждущих купить следующий номер. К сожалению, опыты Эзры Дженнингса, вызванные опием, описывают собственную болезнь Коллинза. Когда он писал Лунный камень болезненная подагра, от которой Коллинз долго страдал, начала атаковать с возрастающей частотой и тяжестью. Эффективного лечения в то время не было известно. Он мог найти облегчение только в увеличении дозы лаудана, производного опия. Вскоре Коллинзу потребовались дозы, которые убили бы любого, кто не привык к лекарству, сначала ночью, а затем и днем. Действительно, он утверждал, что после того, как он впервые обрисовал сюжет книги, опиум почти полностью стер ее из памяти. Только его записи позволили ему приступить к сочинению. В 1889 году Коллинз попал в аварию на такси и перенес приступ бронхита, а с дальнейшими осложнениями он умер в сентябре. Хотя в течение многих лет после его смерти он был в некоторой тени своего друга Чарльза Диккенса, стал заметной вехой в английской литературе, сохранив уникальное наследие. За свои 65 лет Коллинз написал 30 романов, 14 пьес и 60 рассказов. |