Викторианский детектив. Жанр детектива в англоязычной литературе 4
Скачать 58.45 Kb.
|
1.2. Особенности англоязычных детективных произведенийДо викторианской эпохи была распространена криминальная литература, раскрывающая бесконечные загадки. Но преступник изображался как герой в истории. Рассказы были сильны, и история была настолько трогательной, что могли влиять на общество и его взгляды. Со временем читатели криминальной письменности сочувственно посмотрели на преступников. Отношение среди таких читателей вызвало споры. Утверждалось, что преступники до сих пор эксплуатировались и подстрекались к таким провокациям, в обществе рождались несовершеннолетние преступники. Тревога после предчувствия мрачных последствий криминальной фантастики, которая сочувствовала преступникам и ворам, проложила путь к изменению представления повествующих криминальных историй. В новой форме были неизвестность и тайна, но герой теперь стал детективом. Был внезапный сдвиг в фокусе, и рассказывали истории о храбрых и умных детективах, которые захватили жестоких преступников. Таким образом, в девятнадцатом веке, когда была опубликована новая эра литературы по обнаружению, она вскоре привлекла внимание и в кратчайшие сроки вошла в разряд мировых бестселлеров. Викторианские детективные истории были не просто описаниями убийства, грабежа, воровства, мошенничества, но их присутствие сделали их звучание более реальным. Сержант полиции Реджинальда Барретта, «Тайна такси Хэнсома», Хью Гринс, соперник Шерлока Холмса, «Стрэнд» Джорджа Ньюна, «Приключения из дневника Доктора с участием доктора Галифакса», «Неизвестное оружие Эндрю Фостера», «Тайна Большого Лука» Израиля Деньги Зангвилла и «Миледи» от Уилки Коллинза - лучшие из популярных детективных историй викторианской эпохи. Существует несколько признаков классического детектива. Так, Н.Н. Вольский считает, что гипердетерминированный мир детектива «значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь» [Маркулан 2015:45]: 1) Обыденность обстановки. Герои живут и действуют в условиях, которые могут быть хорошо знакомы читателю, поскольку он сам пребывает в таких же. Поэтому малейший акцент на смену обстановки позволяет предположить, что именно сейчас произойдет что-то необычное. 2) Стереотипность поведения персонажей. Предсказуемость большинства персонажей наводит на мысль об их стереотипности, а прописанные характеры, определяют мотивы действий (в том числе – мотивы преступления) персонажей. При этом, некоторые действия предусмотрительно скрываются или ретушируются автором, что способствует созданию интриги и нагнетанию общей обстановки. 3) Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками [Кейтхейи 2015: 45-47]. Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам. Одной из интереснейших вещей для всех любителей детективного жанра являются разработанные Ван Дайном «Двадцать правил для пишущих детективы». Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс (Ronald Knox), один из основателей Детективного клуба [Анцыферова 2004: 38-41, 77-79]. Однако современная картина детективных произведений уже давно исключила существование некоторых пунктов, поэтому мы рассматриваем лишь некоторые из названных правил, которые до сих пор реализуются в детективах. Кроме всего прочего, законы жанра требуют, чтобы: 1) Читатель имел равные исходные данные с сыщиком, получая возможность выстраивать собственные версии и подходить к распутыванию тайн; 2) Сыщик – профессиональный или нет – обязательное условие викторианского детектива, а также его последующих формаций; 3) Ведущее преступление – убийство; 4) При условии, что расследованием могут заниматься различные службы и люди – успешный, основной персонаж – сущик, за которого переживает читатель, только один; 5) В детективах не рассматриваются тайные сообщества; 6) Главный преступник так или иначе появляется в начале детектива, но он не очевиден, поэтому действие начинает уводить от его образа, запутывая ситуацию еще больше; 7) Помощник или друг детектива, ведущий с ним расследование или помогающий ему по складу ума не превосходит усредненный образ читателя. Детективная литература, а в особенности классический детектив, в силу своей специфики более ориентирована на мышление и логику, чем традиционная художественная литература. В классическом детективе повествование ведется не от 1-го или 3-го лица, а от лица помощника сыщика. В английском детективе говорится преимущественно об Англии и почти всегда — об англичанах (Эркюль Пуаро не в счет). Англия же имеет давние традиции — национальные, общественные, литературные. Английский детектив Викторианской эпохи исследует одни из этих традиций и опирается на другие: Рост философского рационализма (человек мог открыть реальность окружающего мира через чувства и восприятие) Влияние пуританства и позднего методизма Расширение читающей публики. Отчасти это было связано с увеличением тиражей печати, что привело к появлению основанных на фактах журналистских материалов о событиях дня. Люди хотели читать истории, которые отражали их собственные интересы и проблемы с персонажами, с которыми они могли идентифицировать себя. Женская аудитория, читая детективы, могла представить себя на месте того, кто ведет расследование, что, разумеется, им не было доступно в реальности. Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что английская детективный беллетристический роман? - жанр письма, где детектив работает, чтобы раскрыть преступление. Зрителям предлагается раскрыть преступление с помощью подсказок, предоставленных до того, как детектив обнаружит ответ в конце романа. В начале романа вводится преступление. Часто это кажется совершенным преступлением. Детектив работает, чтобы собирать улики, и иногда может показаться, что он или она делает ошибки или даже может показаться неумелым. В некоторых романах обвиняется не тот человек на основании лишь небольшого количества улик. В конце концов, детектив начинает собирать преступление, и, как правило, из-за какого-то неожиданного события, детектив раскрывает преступление и находит виновного. Ключевым принципом классического английского детектива викторианской эпохи, именуемого «Золотым веком», была «честная игра» т.е. внимательный читатель в теории должен иметь такой же хороший шанс разгадать тайну, как и детектив этой истории. Чтобы установить параметры справедливости, можно предположить, что характер и мотивы преступника должны быть нормальными, и что тщательно продуманные и невероятные маскировки должны быть запрещены; а хорошая детективная история не должна «опираться ни на оккультные явления, ни на ... открытия, сделанные одинокими учеными», и что «сложный и причудливый механизм не имеет значения». [Вольский 2016: 284]. От так называемого «дедушки английской детективной литературы» Уилки Коллинза и его романов «Женщины в белом» и «Лунный камень» было множество авторов и романов, которые консолидировали литературную традицию не только на Британских островах, но и из многие уголки старой империи: Конан Дойл, А. Кристи, Дороти Л. Сэйерс, Нгайо Марш и Маргери Аллингем. При этом Коллинз первый оценил способность жанра передавать интенсивность настроения и человеческий опыт в строгих формальных проектах - качество, которое может с такой же скоростью применяться в прочей литературе или даже поэзии. |