Главная страница

Викторианский детектив. Жанр детектива в англоязычной литературе 4


Скачать 58.45 Kb.
НазваниеЖанр детектива в англоязычной литературе 4
Дата05.10.2022
Размер58.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВикторианский детектив.docx
ТипДокументы
#716211
страница4 из 5
1   2   3   4   5

2.2. Роман «Лунный камень» У. Коллинза как образец жанра викторианского детектива



Уилки Коллинза по праву считают отцом современного детективного романа. Хотя он писал в жанре «фантастики сенсаций» можно предположить, что сюжетно-ориентированные, захватывающие, захватывающие рассказы Коллинза заложили основу для детективной фантастики / криминальной фантастики. Известно, что знаменитая серия и персонаж Шерлока Холмса (1887), созданные шотландским писателем и врачом сэром Артуром Конан Дойлом, черпали влияние у «Лунного камня». [Коллинз 2014]

Лунный камень, жёлтый алмаз, украденный из индийского храма и считавший приносящим несчастье его владельцу, завещана Рэйчел Вериндер на ее восемнадцатый день рождения. В ту же ночь бесценный камень снова украли, и когда сержанта Каффа привели для расследования преступления, он вскоре понял, что никто в семье Рэйчел не вызывает подозрений. Провозглашенный Т.С. Элиотом «первым, самым длинным и лучшим из современных английских детективных романов», «Лунный камень» - это удивительно запутанная история о тайне, в которой факты и память могут оказаться коварными, а не все такими, какими они появляются в первый раз.

Шерлок Холмс, сыщик с почти фантастическими способностями, базируется на реальной жизни Джек Уичер и Коллинза сыщика Каффа (и г - н Мертуэт). Хотя Эдгар Аллен По иногда соперничает с первым загадочным автором, нельзя отрицать, что Коллинз оставил «сенсационное» наследие в этом жанре художественной литературы.

«Лунный камень» был написан в 1868 году, опубликован в середине карьеры Уилки Коллинза как писателя. Он был написан после его первого крупного успеха в «Женщина в белом» (1860), но, наряду с сенсационным романом 1860 года, «Лунный камень» - самая продолжительная работа Коллинза. Он не вышел из печати с момента его первоначальной публикации.

Когда Коллинза спрашивали, как ему удается так замечательно писать свои романы, он отвечал, что разработал свой метод, которым и пользуется, развивая и дополняя его от произведения к произведению.

«Во-первых, – говорил Коллинз, – я работаю над идеей произведения, которую тщательно продумываю и формулирую. Затем, перехожу к тому, что определяю главных и второстепенных действующих лиц, решаю, в каких отношениях они будут друг и с другом, и насколько они причастны к совершенному преступлению.

Далее, решаю, кто из них и в какой степени будет искать преступника и для чего им это нужно, то есть продумываю, целеполагание непрофессионального детектива. Определив весь круг событий, приступаю к написанию романа, причем всегда работаю с его первых глав. Других секретов моей творческой деятельности просто нет».

Этот метод, который Коллинз впервые применил после того, как он стал свидетелем показаний в суде, как уже говорилось выше, позволяет автору как удерживать ключевые фрагменты информации от читателя, так и корректировать темп, как того требует сюжет.

В начальных главах дискурсивность болтливого Габриэля Беттереджа устанавливает сцену и вводит персонажей. Адвокат Мэтью Бруффа продвигает действие фактически и быстро. Письмо Розанны Спирман создает пик эмоциональной напряженности. Общий эффект заключается в том, чтобы поставить под сомнение достоверность любой версии рассказчика событий.

Правда неуловима, хотя, если бы каждый рассказал то, что он или она знал, решение этой тайны могло бы быть найдено близко к дому.

Тайна лунного камня, пропавшего из буддийского храма, а потом обнаруженного в английском банке, и, на протяжении всего романа, передававшегося из рук в руки чтобы, наконец, вернуться в покинутый храм на прежнее место, раскрывается через рассказы и судьбы персонажей романа.

Экзотичность идеи поддерживается таинственным миром, где царят жрецы, факиры и культы камня.

Коллинз удачно запутывает читателя, то подводя его к догадке, то отвлекая на незначительные детали, которые на тот момент кажутся основополагающими в этой истории.

Профессиональный сыщик Кафф оказывается в определенный момент таким же несостоятельным, как и другие герои романа. В сержанте Каффе мы встречаем прототип эксцентричного, хитрого детектива в конфликте с неуклюжими местными полицейскими властями. (Даже страсть Каффа к розам предвосхищает пчеловодство Шерлока Холмса.) А Годфри Эбльуайт олицетворяет собой корыстолюбие и эгоизм, ведь даже в детективном романе характеры персонажей должны прописываться со всей очевидностью.

В романе представлено множество одинаково правдоподобных подозреваемых, у каждого из которых есть мотив и возможность для совершения преступления.

Сознательно скрывая ключевые фрагменты информации, Коллинз вводит правила «честной игры», согласно которым детектив должен знать не больше, чем читатель. Суммирование преступления перед собранными подозреваемыми, раскрытие наименее вероятного подозреваемого как злодея (хотя и с неожиданным поворотом), слияние нескольких точек зрения, чтобы собрать правду, реконструкция преступления и окончательный триумф закона и порядок были впервые сформулированы в Лунном камне в 1868 году.

Роман написан эпистолярно, с использованием вымышленных фрагментов и бумаг. Синтезируя несколько легенд о проклятых индийских драгоценностях, Коллинз также использовал знаменитый случай Road Murder 1860 года для нескольких деталей сюжета, включая окрашенную краской ночную рубашку. Все эти повествования рассказаны из ограниченных повествований от первого лица с несколькими чередующимися рассказчиками. Работа также содержит редакционные сноски и пояснения для читателей; это вымышленная структура того, чтобы быть составлением главного героя Франклина Блейка.

Известный тем, что он является мастером сенсационных романов, то есть художественной литературы, которая фокусировалась на сюжете и драматических событиях (прототип детективной / неизвестной художественной литературы), Коллинз позже стал более серьезным, политическим и дидактическим. «Лунный камень» оказывается сбалансированным где-то посередине. Хотя он, безусловно, ориентирован на интригующий сюжет, он имеет серьезный анализ характера и психологические дискуссии.

Помимо того, что он является «детективным романом», он также обсуждает социальные вопросы, касающиеся обращения со слугами, социально-классовых отношений и гендерной динамики. [Анджапаридзе 2013: 68]

«Лунный камень» считается первым настоящим детективным романом. Американский поэт Т.С. Элиот назвал его «первым, самым длинным и лучшим из современных английских детективных романов». Коллинз часто черпал вдохновение для своих героев из реальной жизни; более поздние авторы использовали находки Коллинза для своего творчества. Такие персонажи, как сержант Кафф и искатель приключений мистер Мертвейт, были прототипами для известного детектива Шерлока Холмса из знаменитого серии Артура Конан Дойля.

Волнение, вызванное Лунным камнем, увеличило круговорот в течение всего года выше уровня, установленного Великими ожиданиями Диккенса. Критики высоко оценили искусно сплетенный сюжет, красочные персонажи, высокую драму, которая держала читателей в напряжении до последнего.

Но Коллинз был не просто «мастером сюжета и ситуации», как однажды описал его Т.С. Элиот. [Анцыферова 2004] Его лучшая работа показывает глубину социального и психологического понимания, которое было необычным для его времени или его жанра.

Романы Коллинза заселены изгоями общества - бывшими заключенными, слугами, наркоманами, уродливыми людьми и просто несчастными, красочно изображенными во всей их человечности, часто с большим сочувствием, чем благородные герои и героини. Выступая против социальных претензий, Коллинз однажды пропустил официальный обед, на который его пригласили, чтобы надеть повседневную одежду и встать с рабочими, наблюдающими за праздниками с улицы.

На протяжении всей художественной литературы Коллинза внешность и украшения маскируют более темную реальность. Престижный дом среднего класса скрывает невероятные секреты. Богатство коренится в грабеже или обмане. Парады сплетен как благочестие, растрата как благотворительность. Люди не те, кем кажутся.

Реальность построена «на песке». Во многих отношениях Коллинз - мастер-маг, использующий свое мастерство, чтобы удерживать наше пристальное внимание на разворачивающейся драме, одновременно раскрывая ловкость рук, тайны, которые лежат прямо под поверхностью нашей обычной жизни.

Интерес к произведению Коллинза не угас и в последующих веках. Книга была адаптирована к американскому фильму, получившему признание критиков, в 1934 году под тем же названием; в 1959 году Би-би-си превратила его в телевизионный сериал. Другие медиа-адаптации были созданы в течение 20-го века в 21-м веке. В 2012 году планировалось создать новую телевизионную экранизацию The Moonstone.

Нелегитимность, ошибочная личность, безумие, наследство, наркотики, супружеская измена, преступления страсти - все эти мрачные черты викторианской жизни были товаром Уилки Коллинза. В «Лунном камне» он в одиночку разработал большинство элементов классического детектива.

Продолжая работу над детективной литературой, Коллинз создал архетипический сенсационный роман, порождающий поколения подражателей. Но, возможно, его величайшим гением была его способность раскрывать экзотику среди обыденности, «тайны, которые у наших дверей».

Центральный конфликт Лунного Камня включает в себя исчезновение алмаза и последующие попытки разгадать эту тайну. Правда ситуации очень важна. Несколько раз сюжет истории принимает повороты, и кажущаяся правда оказывается ложной. Например, суперинтендант Сигрейв впервые подозревает Пенелопу; позже сержант Кафф подозревает Рэйчел (и Розанна), а затем Рэйчел верит (она увидела своими глазами), что Франклин забирает алмаз.

Ничто из этого не является правдой или не является полной правдой. Раскрытие полной правды является целью, к которой стремится вся история, и эта конечная цель является постоянным напоминанием читателям (и персонажам) об опасности поспешных выводов.

На самом деле, Коллинз разворачивает историю так, что личность вора-антагониста не раскрывается до самого конца, а читатели получают только частички правды за раз. Кроме того, из-за своих ограниченных перспектив персонажи могут видеть только одно – свои собственные текущие реалии. «Реальность превращается в правду, а честность - это верный способ доставки информации». [Тугушева 2012: 90]

Поскольку несколько рассказчиков от первого лица рассказывают историю, Франклин Блейк (составитель повествований) понимает, что каждый из этих повествователей неизбежно будет включать свои субъективные интерпретации ситуаций в свои произведения. Вероятная причина для множества кратных рассказчиков также заключается в том, что рассказчики могут ссылаться и ссылаться друг на друга.

Как упомянуто в теме Истины (и Честности и Реальности), каждый рассказчик способен видеть только то, что было непосредственно вокруг них, и эти рассказы являются лишь частями полной истины. Требуется составление всех этих учетных записей из разных времен, мест и людей, чтобы составить полную картину истории алмаза.

В иностранном образовании Франклина его учили рассматривать субъективную и объективную стороны каждого вопроса и ситуации.

История алмаза в первую очередь связана с одной семьей: Гернакалами / Вериндерами. Другие важные персонажи имеют какую-то связь с семьей, или их отсутствие связи имеет значение.

Алмаз - это проблема, которая начинается внутри семьи (Эрнкасл и его двоюродный брат), и заканчивается и решается внутри семьи (Рэйчел, Годфри, Франклин). Беттердж считает себя частью семьи, но отсутствие кровного родства также дает ему некоторое расстояние, чтобы стать хорошим рассказчиком.

Отношения Беттерджа с Пенелопой, как с ее отцом, заставляют его злиться на суперинтенданта Сигрейва - он говорит, что «если бы он [Сигрейв] не подозревал бедного Пенелопу, я бы пожалел его». Леди Вериндери Рахиль имеют друг друга только как близких родственников; Рэйчел - единственный ребенок леди, и она все свое время посвящает Рэйчел.

Как следствие, такие люди, как мисс Клак, считают Рэйчел избалованной, хотя на самом деле она очень щедрая и добрая, как и ее мать. Розанна и Эзра Дженнингс, хотя и имеют решающее значение для заговора, являются аутсайдерами и аналогами ведущему мужчине и ведущей женщине, и в конечном итоге они исчезают, не нужно. [Коллинз 2014: 89]

Отчуждение Леди Вериндер от Джона Хернкасла также играет ключевую роль в продвижении сюжета. Без их плохих отношений Алмаз, вероятно, не был бы завещан Рэйчел с злой волей Джона, и поэтому индейцы (и другие воры) не были бы установлены после Вериндеров. Джон Эрнкасл тоже умер горькой и одинокой смертью без любви к семье, чтобы привязать его.

Сам Бриллиант - это возвращение прошлого. Читателям дают пролог, который устанавливает различные конфликтующие стороны для остальной части истории: Джон Эрнкасл украл алмаз, и со всей его злобой, его семья думала, что они были сделаны с ним, его «призрак» возвращается в недружественной форме бриллианта, который он доставил Рэйчел на день рождения. Несмотря на то, что он скончался к тому времени, когда Беттердж начинает рассказывать, первое, о чем Беттердж и Леди Вериндер думают, - это отношения между Леди Вериндер и ее братом, когда они в последний раз видели друг друга.

Они чувствуют, что алмаз – это злобный поступок по отношению к леди Вериндер в то время, когда она не пускает своего брата на празднование дня рождения Рэйчел.

Дар Даймонда Рэйчел - не единственное возвращение прошлого. Прошлое Розанны Спирман как вора в Лондоне следует за ней и скрывает ее характер для всех, кто ее знает. Ложное обвинение Эзры Дженнингс следует за ним независимо от того, где он работает, и даже заставляет его изгонять из сообществ, когда новости доходят до этих мест.

Долги Франклина Блейка с континента следуют за ним обратно в Англию, где его родственники становятся свидетелями его деловой встречи у леди Вериндер. Наконец, три индийских священника являются окончательным возвращением прошлого, а их предки были хранителями драгоценного камня во времена Джона Эрнкасла; теперь эти потомки следуют за Алмазом в Англию, чтобы вернуть его на законное место.

Системы убеждений и идеологии, будь то противоречивые, синхронизированные или просто разные, широко представлены в книге. Они также являются движущими факторами для принятия решений и определенных элементов сюжета. [Сейерс 2000: 267]

Персонажи движимы тем, во что они верят. Наибольшее различие в системах верований существует между английским или западным христианством и индуистско-буддийскими верованиями Востока / Индии.

Три индийских священника-брамина являются одним набором антагонистов (помимо фактического вора драгоценного камня), но они также не являются полными антагонистами.

История - и главные герои - признают, что у индейцев есть своя собственная система убеждений, своя собственная религия, и что они делают, это отстаивают принципы своей религии. Английские персонажи в этой истории признают, что у них есть общая христианская основа (Беттердж говорит о христианстве как о религии, будучи устойчивыми, пока они не зашли слишком далеко), но у них есть свои собственные меньшие системы убеждений.

Женщины в этой истории разрушают стереотипы «слабости» мужчин (как описано Беттерджем и т. д.) посредством действий воли (продемонстрированных леди Вериндер и Рэйчел). Однако одно постоянное убеждение и действие, совершаемое женщинами, – это самопожертвование. Леди Вериндер не показывает свою болезнь. Рэйчел и Розанна жертвуют собой ради Франклина.

Жертва - это то, что практикуется многими персонажами в книге, и ее можно идентифицировать как часть системы убеждений, но она также широко распространена, уникальна и достаточно единственна, чтобы быть ее собственной общей темой. Почти все персонажи практикуют жертвоприношения в той или иной форме. Индийцы жертвуют своей высшей кастой, своими прежними жизнями и всем, что у них было в Индии, чтобы следовать их божественному призванию из любви к своей религии. В отличие от Рэйчел Вериндер жертвует собой - как и Розанна Спирмен - ради любви к Франклину Блейку. Рэйчел вызывает подозрение и предпочитает молчать, когда видит, как Франклин берет алмаз. Когда Розанна находит запятнанную ночную рубашку, она тоже делает все возможное, чтобы защитить Франклина.

Кроме того, Эзра Дженнингс жертвует, чтобы помочь Франклину и Рэйчел восстановить их отношения. Хотя ни один из английских символов не является особенно религиозным, их единственная «набожная» христианская родственница - мисс Клак, которая оказывается самым лицемерным и нелепым персонажем из всех. Мисс Клак, постоянно занимаясь прозелитизмом, никогда не приносит существенных жертв ни за кого, ни за что.

Беттердж начинает историю с описания нескольких важных женщин в его жизни: леди Вериндер, Рэйчел Вериндер, его покойной жены Селины Гоби и его дочери Пенелопы.

Несмотря на свое уважение к своей любовнице, Беттердж имеет довольно ограниченный или узкий взгляд на гендерные роли, несколько раз ссылаясь на то, что к женщинам нужно относиться с добротой, потому что они не равны с мужчинами, и потому что такое обращение заставит их забыть существенные вопросы, которые лучше всего решать мужчинам.

Его собственный брак с Селиной Гоби основан на долге, а не на любви, и он любит читать лекции другим о том, как брак должен основываться на его собственном опыте. У него есть своего рода глубокое уважение к леди и Рэйчел Вериндер за то, что он описывает как «мужские» качества, которые просто состоят из независимости и вдумчивого принятия решений.

Хотя это правда, что женщины-герои Коллинза довольно прогрессивны для своего времени, из мыслей героев-мужчин ясно, что в то время, когда он писал, преобладали взгляды на то, что женщины по-прежнему покорны и меньше, чем мужчины. Даже случайная женщина - например, мисс Клак или миссис Эблвайт - считает, что женщины должны оставаться на своих назначенных ролях; Мисс Клак осуждает Рэйчел в ее трудах за то, что она говорила с Годфри, как будто она была «еще одним молодым человеком»; мисс Клак считает, что равенство между Рэйчел и другими молодыми людьми ее возраста вызывает беспокойство.

Все эти перипетии показывают стремление Коллинза не только запутать читателя, но и показать современный автору уклад жизни, а также создать нечто новое в литературе. Так, Коллинз не только открыл поджанр сенсаций, но и очертил более тесную связь между ним и детективом. «Женщина в белом» считается первым из сенсационных романов, но его более поздние работы указывают на движение к детективной фантастике.

В «Лунном камне» опубликованном в 1868 году (по совпадению, последний год, когда разрешалось публичное повешения в Британии) использовались многие приемы художественной фантастики, но он был более ориентирован на решение центральной головоломки.

В то время как загадка ранней фантастики сенсаций часто была связана с неопределенным «секретом» (как в «Секрете леди Одли», где тайна, окружающая леди Одли, так же важна, как и исчезновение Джорджа Тэлбойса). «Лунный камень» представляет собой сдвиг в сторону детективной фантастики, где тайна была четко определена.

«Лунный камень» намекает на роль полицейского детектива в будущей фантастике в образе сержанта Каффа. Кафф, однако, в конечном счете неэффективный детектив и, как утверждал Стивен Найт, подчеркивает современную роль официального детектива как сотрудника того, кто хотел разгадать тайну, а не как независимого реставратора порядка.

Характер детектива-сержанта Каффа, как утверждается, основывался на реальном мистере Уичере и демонстрировал истинные черты исторического детектива: метод, рациональность, прагматизм и здоровое чувство недоверия к тому, что можно сказать.

Вообще, «Лунный камень» – это один из немногих романов, где опытный сыщик-профессионал потерпел поражение в своих наблюдениях. Сыщик Кафф подметил весомую улику, без которой, можно сказать, дальнейшее расследование зашло бы в тупик. Но все же разгадка таинственного исчезновения алмаза 156 принадлежит не ему. После того, как сыщик Кафф покидает поместье леди Верендир, неравнодушный читатель вправе задействовать собственное воображение. Он уже начинает подозревать мистера Блэка из-за резко изменившегося к нему отношения Рэчель. Затем странное поведение Годфри Эблуайта, которое читатель не может для себя объяснить.

Признание Рэчель о том, что она видела собственными глазами, как Фрэнклин Блэк вынес алмаз из её спальни. И читатель в тупике. Он не знает, кого подозревать дальше, так как преступник найден, но алмаз нет. Как мы уже говорили выше, с появлением врача Эзры Дженнигса читатель узнает о бессознательном состоянии мистера Блэка в момент совершения кражи.

Тайна в конечном итоге разгадана не только благодаря человеческой находчивости, но и во многом благодаря случаю.

В романе «Лунный камень» Коллинз намеренно создавал хаос, который затем уравновешивал с чувством структуры и разума. Он реализовал множество элементов, чтобы побудить читателя продолжить детектив в его стремлении разгадать загадку и победить хаос, который можно разделить на две части: заметный хаос и тихий хаос. Заметный хаос включает в себя такие элементы, как убийство и воровство, очевидные аспекты детективной фантастики, которые заставляют читателя дрожать от напряжения.

С другой стороны, тихий хаос включает запертые комнаты и настройки; вещи, которые заставляют читателя переживать, потому что они понятия не имеют, почему это так сильно на них влияет. Коллинз с успехом использовал эти различные элементы для поддержания общих тем, которые вплетены в роман.

Вслед за Коллинзом эти идеи переняли другие авторы английских детективов, в том числе и Артур Конан Дойл. Они стали применять изоляцию, используя детективные элементы из романа «Лунный камень», чтобы добавить представленный в нем хаос к своим литературным произведениям, показывая, что у детективной литературы есть нечто загадочное, и кое-что из этого читатели могут попытаться преодолеть с помощью детектива. Будь то тихо, медленно или заметно, и одним быстрым ударом хаос пронизывает детективную беллетристику и создает приключение, не похожее ни на одно другое.

Этот хаос тесно связан с человеческим страхом быть отделенным от общества, который проникает в сердце каждого человека. Будь то запертая комната, анималистическая личность или обстановка, как в романе «Лунный камень», выводящие читателя из реальности, изоляция используется для воплощения безмолвного хаоса. Тема изоляции преобладает во многих произведениях детективной фантастики, и она накладывает на читателя безмолвный страх, который проникает в глубокой ночи и не уходит.

1868 год ознаменовал пик литературных способностей Коллинза и начало его упадка. С серийной публикацией Лунного камня ежемесячные подписки Коллинза достигли, по некоторым оценкам, половины населения Лондона. Но, как он описывает в предисловии к книге, болезненная подагра и опиум, необходимые для его облегчения, все больше сказывались на его здоровье.

Кэролайн ушла от него в том же году, вероятно, потому, что он начал встречаться с Мартой Радд, энергичной девушкой из рабочего класса, которая будет матерью его троих детей, но никогда не станет его женой.

Его последнее сотрудничество с Диккенсом, работа под названием «Никакой помощи» для рождественского номера «Весь год» также был опубликован в 1868 году, всего за два года до смерти Диккенса. Хотя Коллинз прожил еще двадцать лет и опубликовал еще девятнадцать книг, их нравоучительный тон демонстрировал лишь проблески его прежнего мастерства.

Коллинз умер в 1890 году и поделил свое имущество поровну между Кэролайн Грейвс и Мартой Радд.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта