Елескин О.А Портрет протопопа Аввакума по Житию протопопа Авваку. Житию протопопа Аввакума
Скачать 39.32 Kb.
|
ЗаключениеВо многом жизненные ситуации, которые происходят на самых первых этапах развития человека как личности (юношество), влияют на определение жизненной позиции и взглядов. А значит, и мировоззрение протопопа Аввакума, которое задало вектор его деятельности, коренится в его юношестве, которое описывается в «Житии». Само «Житие» является плодом его деятельности после реформы патриарха Никона. Биография протопопа Аввакума, во-первых, рассматривается в контексте его «Жития», которое является плодом литературного наследия лидера старообрядческого движения; во-вторых, эпизоды «Жития» протопопа Аввакума свидетельствуют о начальном характере его деятельности: привитие морали и нравственности местному населению, а также наущение их жить в вере и сохранять её чистоту; в-третьих, некоторые детали, даже, казалось бы, просто бытовые сцены, отражающие исторические реалии того времени, содержат в себе ответы на основополагающие вопросы истории. Можно сказать, что образ протопопа Аввакума – один из интереснейших образцов культурной эволюции от мифологического образа к реальному человеку, попыткам снять патину мифических и художественных представлений и предпринять попытку объективного взгляда на Аввакума как на человека и исторического деятеля. Поиски ответа на этот вызов нашли свое воплощение в создании образа протопопа Аввакума, мифологизации его личности, перемещении его из плоскости исторической реальности в творческое, мифологическое и в некотором смысле былинное пространство, в его семиотизации, которая привела к разъединению реальной исторической личности с ее образом. До публикации «Жития» Аввакума в 1861 году интерес к его личности существовал исключительно в рамках религиозного противостояния старообрядцев и синодальной церкви. Старообрядцы почитали его как мученика за веру и, неофициально, как святого, а представители синодальной церкви осуждали как фанатика и наиболее яркого идеолога раскола. Таким образом, для обеих сторон конфликта личность протопопа Аввакума терялась, растворившись в присвоенных ему ярлыках. Очевидно, что такой подход к трактовке образа протопопа никаким образом не освещает черты его личности и в принципе не заинтересован в этом. На месте Аввакума в данном случае мог быть кто угодно другой, спор не терял от этого ни своей сути, ни интереса. Конфликтующие стороны выбрали одно яркое имя и наделили его теми чертами и характеристиками, которые имели наибольшее значение в их дискуссиях. Научный подход к изучению личности протопопа Аввакума положил начало пути ремифологизации образа духовного лидера старообрядческого движения. Причем первые исторические исследования были не лишены идеологических предрассудков. Хотя в конце XIX века начинают активизироваться ученые, которые пытаются разогнать мифологический и романтический флер и дать всестороннюю и объективную оценку личности протопопа, события раскола оказываются еще настолько морально свежи, что ученые продолжают двигаться по уже накатанным рельсам и не могут выйти за рамки убеждений «раскольник – не раскольник». Так, вместо изучения Аввакума как личности, исследователи продолжают, по сути, все тот же изначальный спор о том, кто прав, кто виноват. Только в XX веке попытки научного освещения исторической личности приобретают объективный характер в исследованиях филологов и историков. Осмысливая эволюцию трактовок портрета протопопа Аввакума на всех уровнях восприятия трактовок на протяжении трех веков в различных культурных парадигмах, можно говорить о неоднозначности и сложности образа конкретного исторического персонажа. Анализ процесса мифотворчества в современном понимании, мифологизации исторической персоны, средств, при помощи которых это происходило с разной степенью осознанности, показывает, что совокупность феноменов, объединяемая в современном обществе понятием «имидж», в той или иной степени существовала всегда и играла важную, а порой и определяющую роль в различных политических и религиозных движениях. Таким образом, можно выделить несколько этапов осмысления личности протопопа Аввакума с постепенным переходом от деперсонализации его фигуры через романтизацию в интеллигентской среде и народной культуре к попыткам объективной оценки его роли в истории культуры. Образ протопопа Аввакума – это тот конструкт, который вырос на основе реальной исторической личности, обрел мифологические черты и даже стал основой для создания художественных и литературных образов. В конце XX – начале XXI вв. в народной отечественной культуре происходит демифологизация образа протопопа Аввакума: возрождение исторической памяти в большей степени стало происходить через книжность, что приводит к утрате характерной для устной традиции былинности. Эволюция образа протопопа Аввакума от человека к мифу нашла отражение в самых разных формах культурного бытия, став символом социальных и культурных процессов, свойственных этому времени. В то же время сам образ оказывал влияние на социокультурную действительность, в которой он был рожден. Демифологизация образа протопопа Аввакума, начавшаяся с переменным успехом в интеллигентской среде на рубеже XIX–XX вв., совершилась в народной культуре в конце XX века, но не под влиянием убеждения в необходимости этого процесса, а в результате хода исторического развития. Вообще же проблема понимания личности в истории и ее социального влияния на общество актуальна и в настоящее время. Однозначного ответа на вопросы, связанные с ролью личности и возможностью ее как прямого, так и опосредованного влияния на общественное сознание, не существует, и, видимо, существовать не может. Тем не менее, в каждый кризисный период общество ищет ответы на подобные вопросы. Список использованной литературыАторин Р.Ю. Протопоп Аввакум: жизнь, вера и учение. - М.: Археодоксия, 2011. – 162 с. Барт Р. Мифологии. М.: Академ. проект, 2008. 351 с. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в 17 веке. – СПб.: издво А.С. Суворина, 1900. – 175 с. – С. 4 Волошин М. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2003. С. 295-317. Гагарин И.И. Аввакум. – Харьков: Фолио, 1994. – 159 с. – С. 43 Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа. М. ; СПб., 2010. 499 с. Гудзий Н.К. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения / – М.: Типография А.А. Жданова. – 478 с. – С. 59 Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 7-е изд. М.: Просвещение, 1966. С. 578-595. Гудзий Н.К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурноисторическое явление // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М.: Academia, 1934. С. 7-59. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. 182 с. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения). Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1974. 168 с. Еремеева Д. Н. Усумнившийся Аввакум / Дарья Николаевна Еремеева. – // Вопросы литературы. – 2019. – № 2. – С. 50 – 62. Ермишина К. Протопоп Аввакум и евразийство: модерн, постмодерн и реалии XXI века // Наука и религия. – 2020. – № 9 – С.2–7. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. – М.: Квадрига, 2009. – 688 с. Кизеветтер А. Протопоп Аввакум. – Ростов-на-Дону: Донская речь, 1904. – 28 с. Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 396 с. – С. 15 Кирилэ Ф. Протопоп Аввакум Петрович – вождь и идеолог движения русского староверчества. Бухарест, 2013. 76 с. Круговых В. В огнедышащих стихиях: к 400–летию писателя протопопа Аввакума / Валентин Круговых. – // Наш современник. – 2020. – № 10. – С. 197 – 206. Леонтьев Т.Г. Провинциальное духовенство дореволюционной России / Тверь: Тверской государственный университет, 2008. – Вып. 3. – С. 332 Лобачёв С.В. Патриарх Никон. – СПб.: Искусство, 2003. – 416 с. – С. 11 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Правда, 1990. 668 с. Лыткин В.В. Космические альтернативы человечества: социальнофилософские, антропологические и религиозные проблемы русского космизма : моногр. СПб.: Книжный дом, 2012. 208 с. Малышев В.И., Демкова И.С., Дмитриев Л.А. Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания / – Л.: Наука, 1975. – С. 213. Малышев В.И. Избранное: статьи о протопопе Аввакуме. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2010. 432 с. Мельгунов С. Канон святому священномученику и исповеднику Аввакуму. – М.: Китеж, 2002. – 30 с. – С. 3 Мельгунов С. Великий подвижник протопоп Аввакум. – М.: типография И.Д. Сытина, 1907. – 31 с. – С. 12 Мережковский Д.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. М.: Правда, 1990. С. 574-581. Мордовцев Д.Л. Великий раскол. М.: Современник, 1994. 384 с. Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк. – М.: Захаров, 2002. – 200 с. Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М.: Знак, 2011. 680 с. – С. 147 Понырко Н.В. Три жития – три жизни: Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова : тексты, статьи, комментарии. СПб.: Пушкинский Дом, 2010. 296 с. Понырко Н.В. Житие протопопа Аввакума, инока Епифания и боярыни Морозовой. – СПб.: Глагол, 1994. – 218 с. – С. 185 Римский В.П. Миф и религия: к проблеме культурно-исторической специфики архаических религий : моногр. Белгород: Крестьянское дело, 2003. 184 с. Урушев Д.А. Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах. – М.: Вече, 2013. – 400 с. – С. 14-15 Филатов Н.Ф. Иван Неронов. Пора становления // Труды отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом). – СПб.: изд-во Дмитрий Буланин, 1993. – Т. 48. – 322 с. – С. 27 Алеппский П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века (1628-1631). СПб., 1898. URL: http//www.litmir.me (дата обращения 28.12.2021) |