Главная страница

Елескин О.А Портрет протопопа Аввакума по Житию протопопа Авваку. Житию протопопа Аввакума


Скачать 39.32 Kb.
НазваниеЖитию протопопа Аввакума
Дата23.01.2022
Размер39.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЕлескин О.А Портрет протопопа Аввакума по Житию протопопа Авваку.docx
ТипАнализ
#339776
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Анализ жития протопопа Аввакума




История церковного раскола в России всегда интересовала историков как отечественных, так и зарубежных. Главным выразителем идей старообрядчества в работах исследователей выступал Аввакум Петров.

Вокруг имени мятежного протопопа в литературе бытуют самые различные, абсолютно противоположные мнения, разгораются споры, но в одном авторы сходятся: Аввакум – человек незаурядный, сильный духом, обладающий литературными способностями.

Как же произошло, что не очень-то грамотный в догматах веры человек смог возглавить старообрядческое движение, которое продолжает существовать до сих пор.

Сильные волевые личности всегда встречались на Руси, но далеко не всем удалось развить такую идеологию, которая смогла бы охватить массы народа, прижиться и получить статус религиозного учения по всему миру. Чтобы понять ту роль, которую Аввакум сыграл в церковном расколе, необходимо раскрыть тот общественный настрой, который царил в русском обществе в момент проведения церковной реформы. Можно сказать, что создалась именно такая ситуация, при которой власть пыталась силой навязать свою волю, а определенная часть народа категорически оказывалась подчиняться.

Соблюдению церковных обрядов на Руси уделялось огромное значение. Иностранцы, посещавшие Русь в то время, отмечали тот серьезный духовный настрой, который царил в русских церквях при проведении служб. Архидиакон Павел Алеппский, описывая церковное богослужение, не скрывал своего восхищения набожностью русских. «Стоят они в церкви неподвижно, как камни, и все с открытыми головами, от священников и властей до простого народа. Их крестное знамение совершается ударом пальцами о лоб и плечи на самом деле, при чем они делают поклон, а не так как мы чертим каракули. Так крестятся не только мужчины и женщины, но и маленькие мальчики и девочки, которые научены поступать так же» [1].

Изменение церковного обряда вызывало в народе самые противоречивые чувства: от раздражения, почему все то, чему учили с малолетства, теперь считается неправильным, до подозрения в желании властей навязать с новыми обрядами новое вероисповедание и тем самым искоренить православную веру.

Аввакум был не единственный, кто восстал против нововведений церковной реформы, но по воле судьбы он оказался в самом центре событий в момент их проведения и открыто вместе с единомышленниками выступил против реформы, не побоявшись заявить об этом самому государю.

Жестокая расправа над протопопом в виде сибирской ссылки только подлила масла в огонь. Везде по пути своего следования Аввакум проповедовал, обличая церковные нововведения. А невыносимые условия даурской ссылки: избиения, голод, издевательства, смерть малолетних детей только укрепили убеждения протопопа в том, что он страдает за веру.

В отдельных исследованиях высказывается мнение о том, что Аввакум

просто религиозный фанатик. Воспитанный глубоко религиозной матерью, Аввакум самостоятельно избрал путь священнослужителя. Он посвятил свою жизнь церковному служению и делал это не ради каких-либо материальных благ. Более того, в сане протопопа Аввакуму доставались в большинстве случаев издевательства и побои, а иногда пребывание на этом поприще просто грозило смертью. Но, избрав для себя этот путь, Аввакум не собирался сдаваться, искренне веря, в то, что он проповедует – правильно и незыблемо. Искренняя убежденность, даже если она в чем-то расходится с более аргументированными доводами, не всегда есть следствие фанатизма. Для Аввакума – это тот духовный стержень, который давал ему жизненные силы в самых невыносимых ситуациях.

Во многом жизненные ситуации, которые происходят на самых первых этапах развития человека как личности (юношество), влияют на определение жизненной позиции и взглядов. А значит, и мировоззрение протопопа Аввакума, которое задало вектор его деятельности, коренится в его юношестве, которое описывается в «Житии». Само «Житие» является плодом его деятельности после реформы патриарха Никона.

Биография протопопа Аввакума, во-первых, рассматривается в контексте его «Жития», которое является плодом литературного наследия лидера старообрядческого движения; во-вторых, эпизоды «Жития» протопопа Аввакума свидетельствуют о начальном характере его деятельности: привитие морали и нравственности местному населению, а также наущение их жить в вере и сохранять её чистоту; в-третьих, некоторые детали, даже, казалось бы, просто бытовые сцены, отражающие исторические реалии того времени, содержат в себе ответы на основополагающие вопросы истории.

Будущий «отец восстания» [32; c.185] протопоп Аввакум Петров родился 25 ноября 1620 года [29; c.11] в селе Григорове, в семидесяти верстах от Нижнего Новгорода.

Отец Аввакума был простой сельский священник, который служил в Борисоглебской церкви села Григорово. Как и все крестьяне, он пахал свой надел земли, сеял, собирал урожай. Об этом свидетельствовал сам протопоп в своём

«Житии».

О набожности свидетельствуют душевные переживания Аввакума, которые он испытал в детстве и которые запечатлены на страницах его «Жития»: однажды,

«увидев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставшее, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смертья, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися» [7; c.59].

Как мы видим, Аввакум был очень религиозным еще в детстве. Отец Аввакума «скончался рано, оставив Марью с целым выводком ребятишек: Григорием, Кузьмой, Герасимом, Евфимией» [5; c.43].

Абсолютно точно можно сказать, что пример матери, её образ жизни и поступки способствовали формированию аскетических религиозно-социальных взглядов будущего протопопа Аввакума. Несомненно, этот молитвенно- аскетический образ жизни, который вел Аввакум согласно «Житию» ещё с самого детства, поможет ему преодолеть многие трудности, с которыми он столкнется, будучи в заточении.

Тем временем Аввакум Петров женится на дочери кузнеца Марка, которую звали Анастасией: «Отец её, сельский кузнец Марк, был богат, но после его смерти семья разорилась» [35; c.27].

«Этот брак был заключен не по обычаю того века: по инициативе и по принуждению заинтересованных родителей. Это был брак по любви и основанный на одинаковых жизненных идеалах. Анастасия Марковна оказалась верной помощницей Аввакума на протяжении всей его героической и трагической жизни» [30, c.147].

О том, что этот брак был заключён по любви, свидетельствует сам Аввакум в своём «Житии».

Вскоре умирает мать Аввакума, и он вместе с супругой переселяется на другое место. Переезд объясняется тем, что Аввакум был «в изгнании». Уже второй раз, согласно «Житию», Аввакум, еще не будучи священнослужителем, подвергается изгнанию.

Переселившись в Лопатицы, Аввакум «был рукоположен во диаконы в 21 год, а через два года, в 1643» [3; c.4] во священника. Будучи строгим блюстителем канонов, сам Аввакум был рукоположен во дьякона и священника вопреки канонам: согласно канонам рукоположиться во дьякона можно было в возрасте 25 лет и старше, а в священники только после 30 лет. Аввакум уже был «попом» в 23 года.

«Незаурядного пастыря получило село Лопатицы в лице Аввакума. Молодой священник высоко ставил задачу своего сана. Строгий к себе, он был строг и к своей пастве» [16; c.15].

Строгость коренилась в глубоком религиозном воспитании юноши, о чём свидетельствуют следующие слова канона протопопу Аввакуму: «возлюбил еси измлада Христа Бога, егоже заповеди соблюдая» [24; c.3].

Протопоп Аввакум прочитал и усвоил всё, что только было доступно тогда русскому грамотному человеку. И, конечно, среди прочитанных книг был церковный устав, согласно которому протопоп Аввакум буквально жил:

«прихожане роптали, что священник строг, мори народ долгой службой по уставу».

Богослужения были не просто «по уставу»: «в рядовыя дни Заутреня 4 часа, а в воскресенье Всенощное 10 часов». Но не только церковная служба велась согласно строгому уставу. В своём «Послании Борису и прочим рабам Бога вышняго» протопоп Аввакум рассказывал о том, что представляла из себя его келейная молитва в те времена, когда он ещё не был в заточении: «после ужины правило начну: Павечерницу и 4 канона Исусу и акафист и кондаки и икосы… пред Христом кланятца в потемках – тех: я 300 поклон, 600 молитв Исусовых да сто Богородице» [22; c.213].

Однажды «у вдовы начальникъ отнялъ дочерь, азъ молихъ его, даже сиротину возвратитъ къ матери: и он, презревъ моление наше, воздвигъ на мя бурю, и у церкви, пришедъ сонмомъ, до смерти меня задавили» [25; c.12].

После того как протопопа избили, в него ещё и стреляли. Финальным аккордом боярского беспредела стало то, что протопоп Аввакум со своей женой и с грудным ребёнком на руках был изгнан из деревни с полной конфискацией

имущества. «Двор у меня отнял, а меня выбил, всего ограбя, и на дорогу хлеба не дал», – именно так это несчастье описывает сам Аввакум [14; c.68].

Этот эпизод раскрывает личность протопопа Аввакума как истинного христианина и нравственного человека (а не только строгого священника) и в то же время свидетельствует о безнаказанности бояр и помещиков, которые ко всем, кто был хоть немного ниже по званию, относились как к челяди, как к скоту.

Данный на первый взгляд незамысловатый сюжет, описанный в «Житии» протопопа Аввакума, указывает не только на деятельность молодого священника, которая заключалась в сохранении нравственных устоев среди прихожан, но и раскрывает одну из главных причин церковного раскола и острейшую проблему той эпохи: простой народ выступал против беззакония феодалов и бояр. Аввакум был представителем челяди, простонародья, которое уже не могло терпеть издёвок бояр, а поэтому так скоро и стремительно распространилось старообрядчество. Многие люди просто устали от боярского беспредела…

Старообрядческий раскол есть результат не случайных только обстоятельств, но и вековых исторических условий; была атмосфера, при которой раскол народился; и была особого рода почва, на которой зародившийся раскол вырос.

Итак, в центральном произведении литературного наследия протопопа Аввакума, в его «Житии», автор, возможно, ненамеренно указывает на одну из главных причин раскола внутри Русской Православной Церкви.

Как мы уже видели, народное недовольство, связанное со строгостью протопопа, имело место. Но гораздо сильней простой народ устал от боярского бесчинства и беспредела, который простирался на просторах всего государства, о чём свидетельствует быстрый рост старообрядческого движения на территории всей Руси.

После разгрома и изгнания потешной компании протопоп Аввакум подвергся покушениям со стороны местных властей. Вскоре ему пришлось опять бежать в Москву. Государь поставил протопопа Аввакума в Юрьевец- Повольский, но и оттуда он был вынужден уехать после очередного избиения.

Вернувшись в Москву, протопоп вступил в кружок «ревнителей благочестия». Этот кружок, объединённый общими стремлениями, начал играть заметную роль в общественной жизни Москвы.

Состоявший преимущественно из нижегородцев, он сыграл «огромную роль в возникновении старообрядчества». «Они были реформаторами, по-своему восстановляя благочестие, улучшая богослужение, стремясь к изгнанию всяких языческих забав и обычаев» [34; c.14].

«Ревнители благочестия» ратовали за упразднение многоголосия, боролись против пьянства и стремились привить нравственную и каноническую чистоту. Члены кружка стремились воспитать людей в духе благочестия и аскетизма.

Далее, согласно «Житию», после смерти патриарха Иосифа в апреле 1652 г., происходит избрание кандидатуры патриарха. Царь желал видеть первосвятителем своего духовника протопопа Стефана Вонифатьева. «Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита. Царь ево и послушал…» [19, c. 332].

После того как произошла интронизация Никона в патриархи Московские и всея Руси (25 июля 1652 года), «ревнители благочестия»: протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и Стефан Вонифатьев – были лишены общения с царём. Великим постом 1653 г. происходят события, послужившие началом церковного раскола: «исключение из служебной Псалтыри, вышедший 2 февраля 1653 г., текстов перстосложении при крестном знамении и о поклонах при чтении молитв Ефрема Сирина» [15; c. 13] взбудоражили членов кружка «ревнителей благочестия», которые выступили против изменения устава и церковных новшеств.

Параллельно с реформой патриарха Никона начинается деятельность протопопа Аввакума как лидера старообрядческого движения. Он выходит на первый план среди членов кружка «ревнителей благочестия» и становится не только борцом за благочестие и нравственность, но и ревнителем старой веры, не только проповедником морали, но и обличителем официальной церковной власти

  • патриарха Никона и его последователей. Начинается деятельность протопопа Аввакума как расколоучителя.


    1. 1   2   3   4   5


написать администратору сайта