Главная страница
Навигация по странице:

  • «УЛЬЯНОВСКИЙ

  • Елескин О.А Портрет протопопа Аввакума по Житию протопопа Авваку. Житию протопопа Аввакума


    Скачать 39.32 Kb.
    НазваниеЖитию протопопа Аввакума
    Дата23.01.2022
    Размер39.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЕлескин О.А Портрет протопопа Аввакума по Житию протопопа Авваку.docx
    ТипАнализ
    #339776
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Портрет протопопа Аввакума по «Житию протопопа Аввакума»

    Выполнил: студент группы ЭАбзу 12

    Елескин О.А


    Ульяновск.

    УлГТУ 2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    1. Анализ жития протопопа Аввакума 5

    2. Эволюция образа протопопа Аввакума в русской культуре 9

    3. Портрет протопопа Аввакума 15

    Заключение 19

    Библиографический список 21

    Введение




    Проблема понимания личности в истории и ее социального влияния на общество актуальна и в настоящее время. Однозначного ответа на вопросы, связанные с ролью личности и возможностью ее как прямого, так и опосредованного влияния на общественное сознание не существует и, видимо, существовать не может.

    Не менее интересно влияние образа, сложившегося в культуре, на сознание общества, встроенного в совершенно иную социально-культурную реальность, отличную от реальности, окружавшей реальную историческую личность. Использование образов, мифов и их социальное влияние на общество можно видеть в настоящее время: это может быть и целенаправленное влияние, и влияние неспециальное, но не менее действенное.

    Генезис портрета протопопа Аввакума от человека к мифу нашел отражение в самых разных формах культурного бытия, став символом социальных и культурных процессов, свойственных этому времени. В то же время сам образ оказывал влияние на социокультурную действительность, в которой он был рожден.

    Герой «Жития» соответствует традиционному типу героя агиографической литературы. Ясно просматриваются характерные для него черты: причастность к церковной среде; святость как жизненный принцип, выразившийся в приоритете духовного начала над материальным; воплощение жизненного идеала в религиозно-христианских понятиях и представлениях; главным делом жизни становится святоподвижничество, направленность которого определяется субъективно, самим подвижником; динамика жизненной судьбы структурируется вектором — от благонравия через благодеяния к благочинию; подвижник оказывается праведником, поскольку признание святительского звания подтверждается знаками внимания Всевышнего и небесных сил.

    Но в «Житии» Аввакума происходит обновление облика героя за счет включения его в образ исторической эпохи. Герой участвует в общественно- политической борьбе, он остро ощущает потребность широкого общения с представителями разных социальных кругов, осознает ценность каждой конкретной личности как таковой, проявляет внимание к бытовой стороне жизни частного лица. Такой герой «Жития» становится ближе, доступнее и понятнее современнику, отчего сила нравственно-эстетического воздействия его на читателя возрастает.

    В своей ссылке Аввакум написал много посланий и бесед по догматическим, обрядовым и нравственным вопросам. Но самой важной работой стала его автобиография «Житие», изложенная простым и понятным языком. Вряд ли кто сможет начать повествование о своей жизни с искреннего и горького признания в том, что его отец страдал алкоголизмом: «Отец же мой прилежаше пития хмельнова».

    Ведь отец Аввакума также был священником, и можно было бы не акцентировать внимание на этом весьма распространенном в России пороке. Но

    именно в этом и есть Аввакум, открытый и даже грубоватый, не пытающийся приукрасить, и ни у кого уже не может быть сомнений в том, что все изложенное

    – суровая правда. Мог ли такой человек остаться незамеченным. Конечно же, нет. Из далекого Пустозерска из земляной тюрьмы гремел голос мятежного протопопа. И не важно было насколько состоятельны его верования и убеждения. Для массы народа важно было не само учение, большинство из них не могли даже разобраться в нем, по существу. Но сам факт того, что из-за этого учения людям вырезают языки, отправляют их на костер, уже вселял в народ убежденность в том, что мученики страдают за правое дело – за свою веру.

    Протопоп Аввакум Петров глубоко почитается всеми старообрядцами. Русской Православной Старообрядческой Церковью (белокриницкой иерархии) и Русской Древлеправославной Церковью (новозыбковской иерархии) Аввакум канонизирован как священномученик.

    Портрет протопопа Аввакума – духовного лидера старообрядческого движения России XVII века – всегда привлекал многочисленных исследователей самых разных научных дисциплин: историков, философов и филологов. Однако в культурологическом аспекте его портрет практически не освещается.

    Целью работы является рассмотреть портрет протопопа Аввакума по

    «Житию протопопа Аввакума».

    Для достижения цели стоит решение следующих задач:

    • анализ жития протопопа Аввакума;

    • охарактеризовать эволюцию образа протопопа Аввакума в русской культуре;

    • рассмотреть портрет протопопа Аввакума.

    Методологической основой послужили сравнительно-типологический метод с элементами культурно-исторического анализа, а также историко- функциональные принципы изучения литературы. Анализируя художественное своеобразие, мы обращались к работам В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, Н.К. Гудзия, А.Н. Робинсона, В.И. Тюпы, Г.В. Чудиновой.

    При изучении художественной специфики поэтических переложений

    «Жития протопопа Аввакума» в литературе конца XIX - первой половины XX века мы опирались на теоретические работы М.М. Бахтина, С.Н. Бройтмана, JI.K. Долгополова, И.Б. Кузьмичева, A.C. Карпова, A.M. Микешина.

    Структура работы обусловлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
      1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта