Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Курсовая работа. Жизнетворчество как стратегия жизни


    Скачать 66.29 Kb.
    НазваниеЖизнетворчество как стратегия жизни
    АнкорКурсовая работа
    Дата26.01.2021
    Размер66.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKR_tvorchestvo.docx
    ТипКурсовая
    #171508


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Институт гуманитарных и социальных наук

    Кафедра психологии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Психология творчества»

    на тему: «Жизнетворчество как стратегия жизни»
    Направление подготовки: 37.03.01 – «Психология»

    Форма обучения: очная

    Выполнила:

    студентка группы 820571

    Шумилова Т.Р.

    Проверила:

    доцент кафедры психологии, канд.п.н.

    Кучина Т.И.
    Тула, 2020 г.

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1 Жизнь как предмет психологических исследований 4

    1.1 Категория «жизнь» с точки зрения психологии 4

    1.2 Жизненные стратегии личности 5

    1.3 Творчество как современная форма жизни 8

    Глава 2 Жизнетворчество как жизненная стратегия 11

    2.1 Понятие «жизнетворчество» 11

    2.2 Психологическое содержание жизнетворчества личности 12

    2.3 Саморазвитие как форма жизнетворчества 15

    2.4 Образ «Я» с позиции процесса жизнетворчества личности 17

    Заключение 22

    Список литературы 23



    Введение




    Глава 1 Жизнь как предмет психологических исследований




    1.1 Категория «жизнь» с точки зрения психологии


    Обращаясь к жизни как предмету исследования, психология изучает ее как психическое явление, различные манифестации которого закреплены в понятиях «жизненный мир», «жизнетворчество», «жизнедеятельность», «жизненный путь» и пр. Выход целого ряда современных исследователей на решение задачи построения психологической типологии жизни есть признак указанной тенденции нарастающего интереса к изучению психологии жизни. Если ранее в психологии доминировали и успешно решались задачи построения типологий темперамента, характера, способностей, стилей, типов личности, то в настоящее время – типов жизни. Приведем лишь некоторые примеры.

    • Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов [] обозначают жизненные позиции: жизнь как творческая задача; жизнь как поставленная обществом, традициями и т.д. задача;

    • Ф. Е. Василюк [] классифицирует жизненные миры: внешне легкий и внутренне простой мир, внешне трудный и внутренне простой мир, внутренне сложный и внешне легкий мир, внутренне сложный и внешне трудный мир;

    • В. Н. Дружинин [] типологизирует варианты жизни: предисловие, творчество, достижение, сон, правило, трата времени;

    • Н. А. Логинова [] рассматривает позиции личности по отношению к своей жизни: жизнь-автоматизм, жизнетворчество.

    Обратим внимание, что в терминологически пестрой типологической картине можно проследить два основных типа жизни: «На одном полюсе – жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе – жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением» [логинова]. Предтечей такого понимания в отечественной психологии можно назвать позицию С. Л. Рубинштейна, которым была изложена идея двух способов жизни: включенного и рефлексивного. Для первого характерно неосознанное существование, без подъема над непосредственной жизненной ситуацией, без задачи расширения пространства жизненных связей, отношений, жизненных задач. Второй, рефлексивный, способ жизни выводит человека мысленно за пределы непосредственной жизни, прерывает ее неосознанное течение. Человек как бы занимает позицию вне жизни и, в то же время, именно теперь оказывается лицом к лицу с необходимостью осознанно ставить и решать жизненные задачи, делать ответственные жизненные выборы. При этом выбор между включенностью и рефлексивностью обозначается С. Л. Рубинштейном как важный, но не окончательный. Это только предисловие к выбору своего осознанного жизненного пути: «Здесь начинается путь либо к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях к моральной неустойчивости), либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе» [щукина саморазв].

    Такая постановка вопроса о жизни как о предстоянии человека перед необходимостью решения вопроса «либо/либо» роднит психологические концепции типов жизни с философско-антропологической традицией выбора человеком одного из двух способов бытия: жизни (активности) или смерти (пассивности). Существование человека мыслится как непрерывная борьба за жизнь против смерти, которые трактуются как явления не биологической, а культурной природы. Человек не рождается окончательно во время биологического акта рождения, а может не родиться и в течение всей жизни: «Человек – существо искусственное, в этом смысле он не рождается природой, он сам себя рождает, творит» [губин]. «Нормальный», «средний», «массовый» человек существует в состоянии сна, вне присутствия (в терминах М. К. Мамардашвили). Как с горечью отмечал Э. Фромм [], по существу, мы должны полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться. И только человек, решившийся быть истинно живым и взять на себя ответственность за свое «Я», отваживается, подобно М. Штирнеру, провозгласить «Я есть истина»: «Не всеобщее, философское, фихтевское «Я», а действительный фактический некто никто... возможность и вызов, если хотите - вакансия. Нигилизм Штирнера – приглашение на казнь, после которой живут как «Единственный» либо просто потому, что не знают, что мертвы» [].

    1.2 Жизненные стратегии личности


    Жизненная стратегия — форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации [маралов].

    На наш взгляд, самым широко освещённым в отечественной психологии является подход к изучению жизненной стратегии К. А. Абульхановой-Славской. Она определяет понятие жизненной стратегии как способность человека самостоятельно строить свою жизнь, осмысленно её регулировать в соответствии с неким кардинальным направлением. По мнению автора, жизненная стратегия – это «стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения» [1, с. 299].

    В частности, К. А. Абульханова-Славская указывает, что стратегия жизни человека имеет три основных признака:

    1) выбор основного для человека направления жизни, способа жизни, определение ее главных целей и этапов их достижения и соподчинение этих этапов;

    2) решение противоречий жизни, открытие для себя чего-то нового в достижении своих жизненных целей и планов;

    3) творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение своих потребностей и жизни в виде ее особых ценностей [1].

    Основным параметром выделения жизненной стратегии К.А. Абульханова-Славская считает активность личности. При этом активность личности проявляется с помощью инициативы и ответственности при использовании собственных ресурсов и организации жизненного времени. Автор выделяет следующие типы стратегий личности:

    • Стратегия учёта наличных возможностей, которая предполагает использование личностью своего собственного потенциала с учётом индивидуальных особенностей.

    • Развивающая стратегия предполагает стремление личности к формированию недостающих личностных качеств и свойств, взятию на себя ответственности и проявлению инициативы.

    • Стратегия избегания предполагает избегание трудных для личности условий, трудных ситуаций, видов работы, общения и т.д. Это стратегия стагнации, которая при постоянном использовании, может привести к неудовлетворённости жизнью по причине отсутствия реализации личностью собственной индивидуальности.

    Таким образом, любая из перечисленных выше стратегий может использоваться личностью в разные периоды собственной жизни для достижения промежуточных целей, и главным критерием в данном случае должно стать бережное использование собственных психических возможностей. На основании этого критерия можно определить, является жизненная стратегия оптимальной или неоптимальной. [1]

    Также представляется интересным подход Д. А. Леонтьева, который предложил два вида жизненных стратегий, основываясь на понятии смысла жизни человека [леонтьев]:

    1. Путь адаптации – приведение смысла жизни в соответствии с реальностью жизни.

    2. Путь самореализации – приведение жизни в соответствии со своим смыслом.

    Активность личности выделяют большинство исследователей как важный элемент построения стратегии жизни личности. С понятием активности личности также связано понятие жизнетворчества как способа осуществления себя по собственному представлению. Например, Р. Мэй, А. Адлер и другие считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. А. Адлер ввёл понятие жизненного стиля, который понимается как «единство, формирующееся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве и основывающееся на стремлении к цели» [адлер; С.27]. А. Адлер считал, что процесс формирования жизненного стиля является творческим актом. Он был убеждён в том, что человек способен на свободный выбор и реально отвечает за свои поступки - а стало быть, в состоянии изменить свое поведение [адлер]. Данным автором было дополнительно введено понятие «нормальный жизненный стиль», который характеризуется социальной адаптацией и способностью справляться с жизненными трудностями.

    Ролло Мэй считал, что человек способен принять на себя ответственность за творческое планирование своей будущей судьбы в том случае, когда он освобождается от собственных неврозов, которые блокируют его инстинктивные побуждения, то есть если он фактически станет психически здоровым. В основе данного подхода также лежит неразрывность свободы и творчества [мэй].

    С точки зрения мотивационных стремлений личности рассматривали жизненные стратегии Т. Кассер и Р. Райан []. Они выделяют следующие типы стратегий:

    1. Стратегии, основанные на внешних стремлениях (внешность, популярность, богатство). Данный тип стратегий определяются оценками других людей.

    2. Стратегии, основанные на внутренних стремлениях, опираются на ценности личного развития, любви и служения людям.

    К. Хорни рассматривает стратегии жизни в контексте типов характера, направленных на оптимизацию межличностных отношений [хорни]С её точки зрения, человек, для удовлетворения своих невротических стремлений, с детства вырабатывает три основные стратегии по отношению к другим людям:

    1. Движение к людям. Все цели людей данного типа подчинены единственной цели – заслужить любовь других людей. Это люди конформистского типа, которые подстраивают свои желания под желания других людей.

    2. Движение против людей. Люди такого типа ориентированы на конкуренцию, борьбу и эксплуатацию других людей.

    3. Движение от людей. Данный тип личности стремится к уединению и избеганию зависимости от других людей.

    Теоретический анализ феномена жизненных стратегий позволяет сделать вывод, что различные учёные рассматривают данное понятие, основываясь на определённых критериях, среди которых основными являются активность личности, способность брать на себя ответственность и проявлять инициативу, способы взаимодействия с другими людьми, жизненные ценности и мотивационные стремления. Кроме того, очевидным является тот факт, что осмысленность жизни, способность личности к рефлексии являются основой для изменения жизненной стратегии во взрослом возрасте. Также многие авторы обращают внимание на то, что для формирования оптимальной жизненной стратегии, необходимо обрести психологическое здоровье и избавиться от неврозов.

    Можно утверждать, что жизненные стратегии, направленные на раскрытие собственной индивидуальности, являются наиболее перспективными для субъективного благополучия личности, так как человек, ориентированный на самореализацию, обладает большими шансами быть психически и нравственно здоровым.


    1.3 Творчество как современная форма жизни


    В рамках онтологической парадигмы появилась возможность в ином ракурсе увидеть проблему творчества в психологии. Творчество обретает новый масштаб – жизнь, предмет – личность, инструмент – рефлексию. Проблемы предметного творчества, наукотворчества, творческого мышления теряют свое первостепенное значение, включаясь в более широкую систему анализа. Творческой называется не та (или не только та) личность, которая занята творческой деятельностью, а та, которая свою личность и свою жизнь сделала объектом творческого преобразования. Творчество рассматривается как инструмент преобразования себя не опосредованно, когда цель - продукт творчества, а личностное развитие – побочный продукт. Творение личности самодостаточно и может быть не взаимосвязано ни с каким предметным творчеством. Словами Д. А. Леонтьева, в новой парадигме психология меняет стратегию в изучении «от жизнедеятельности к жизнетворчеству, от смысловой регуляции к регулированию смыслов, от "психологии изменяющейся личности в изменяющемся мире" – к психологии личности, творящей и изменяющей себя и свой жизненный мир» [щук]. Принципы активности, субъекта, целостности, антропологизма легли в основу нового понимания жизни как творчества и личности как точки бытия, где становится возможным совпадение творца и творения. Личность провозглашается субъектом своего развития, «творцом своей истории, вершителем собственного жизненного пути» [12].

    Рефлексия произошедшего расширения ракурса рассмотрения проблемы творчества показывает, что оно явилось следствием не только методологических возможностей научного знания, но и изменения общественных потребностей. Со стороны современного общества перед наукой поставлена задача познать жизнетворчество как форму бытия современного человека. По словам В. С. Степина, сегодняшнее общество функционирует на излете техногенного этапа развития цивилизации, где доминирующий тип отношений выражен в субъект-объектной форме, где «человек призван реализовать свои творческие возможности, направляя свою активность вовне» [13]. Экологические, политические, национальные, социальные проблемы, которые приобрели в конце XX в. глобальный характер, заставили общество задуматься: продуктивны ли те идеалы, на которых оно выстроено, и не нуждаются ли в смене господствующие техногенные мировоззренческие модели? Благодаря достижениям экологического, социокультурного, системного и субъектного подходов произошло сдвижение в смысловом наполнении субъектной парадигмы. Произошло не только признание возможности субъект-субъектного взаимодействия, но и изменение понимания взаимодействия субъект-объектного. Объект не рассматривается более как некая дистанцированная от субъекта реальность, на которую он простирает свою активность. Объект и субъект включаются в целостную «ситуацию» (Д. Магнусон), «жизненное пространство» (К. Левин), «мир» (С. Л. Рубинштейн). Кроме того, объектом признается не только «внешняя» по отношению к человеку реальность, но и «внутренняя». Обнаружение внутреннего мира как поля для творчества стало новейшим «географическим» открытием последнего времени. В контексте трансформирующейся цивилизации доминирующими становятся ценности, закрепленные в понятиях группы «само-» (самопознание, самоуправление, самореализация, и т.д.), обозначающие активность человека, направленную им на самого себя и свою жизнь как объекты творчества.

    В условиях, когда культурология и исскуствоведение озадачены падением уровня культуры, торможением в развитии искусства, прекращением эры «шедевров» и расцветом масскульта, в дополнение к творчеству избранных приходит творчество каждого, воплощенное в творении себя и своей жизни. Проблема авторства произведений искусства расширяется до проблемы авторства в жизни человека: «Из идеи того, что Я не дано нам, - провозглашает М. Фуко, - есть только одно практическое следствие: мы должны творить себя как произведение искусства» [14]. Жизнетворчество становится социокультурной задачей формы цивилизации, где доминирующим является интерес к жизни, быту, бытию, образу жизни человека как к самодостаточному произведению его жизни, произведению искусства жить.

    Глава 2 Жизнетворчество как жизненная стратегия

    2.1 Понятие «жизнетворчество»


    Жизнетворчество - центральное понятие русской неклассической философии. Термин возник в Серебряном веке, у символистов «младшего поколения» (впервые А.Белый вводит понятие в тексты, вошедшие в сборник «Эпопея «Москва» »/1923-1925гг.). Не имея аналогов в классической мысли, это понятие расширяет возможности рефлексии как бы изнутри самой жизни, из глубин того самого мистического сознания, о котором писал А. Лосев. Жизнетворчество - наиболее близко к немецкому понятию жизненного мира, который исследуется с точки зрения его природы как «внешней» сущности (по отношению к действующему субъекту) и с позиции творческого акта, деятельного участия личности в преобразовании жизненного процесса. Философия в таком случае становится неотъемлемой частью духовного развития личности, способом постижения действительности, выходящим за рамки его жизни. Она включена непосредственно в контекст познания жизненного мира личности. Философия жизнетворчества - совершенно особый способ духовного бытия человека, в котором интуиция, переживание и понимание синтезируются в метод философского постижения жизни, смыслом которой становится творчество художника-творца.

    В круге философско-психологической проблематики жизнетворчество выступает как одна из основных стратегий (форм, направленностей) жизни, для которой характерны активная позиция, ориентация на развитие и творчество. Пользуясь словами С. Л. Рубинштейна, можно сказать, что за концепцией жизнетворчества стоит «облик человека-творца, который, изменяя природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новую культуру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека» [24].

    Леонтьев определял жизнетворчество как «личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром» []

    А. В. Колесникова (2003) обозначает явление жизнетворчества как творение нового бытия, новой онтологической реальности, и в ней - нового человека [4].

    Несмотря на то, что понятие жизнетворчества разными авторами определяется по-разному, все они сводятся к одному жизнетворчество - это процесс, когда личность приобретает особое осмысление себя и особым образом выстраивает свои отношения с миром.

    2.2 Психологическое содержание жизнетворчества личности


    Понимание сущности жизнетворчества как особой жизненной стратегии позволяет объяснить эволюционный смысл или, иначе, функции жизнетворчества на жизненном пути: снятие жизненной неопределенности; наполнение жизненным смыслом; создание неотторжимого Я-продукта.

    1. Снятие жизненной неопределенности. Ситуация развития современного человека - ситуация неопределенности, которая вызывает тревогу и одновременно расширяет возможности творчества за счет увеличения пространства выбора. В неустойчивом, непредсказуемом, глобальном мире точкой опоры для конкретного человека становится его индивидуальное «Я», ибо достичь предсказуемости можно в двух ситуациях: познания и творения объекта, где человек сам является его автором, т. е. субъектом. Этот принцип распространяется на все предметы мира, в том числе на собственную личность и жизнь. Я субъект тогда, когда я хорошо себя знаю (знаю свое прошлое и настоящее) и сам творю свое будущее. Таким образом, жизнетворчество предстает как способ трансформации неопределенности в определенность, непредсказуемости в управляемость.

    2. Наполнение жизненным смыслом. Особенность творчества заключается в том, что оно «предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью» [25]. При творческом отношении к жизни человек наслаждается не только результатами своей жизни, не только своими достижениями, а самим процессом созидания. Творческое отношение к жизни связано с решением давнего вопроса «быть или иметь». Творческий человек бытийствует, соответственно, человек, ориентированный на результаты жизни, оказывается в силках стремления к достижению.

    3. Создание неотторжимого Я-продукта. Выделяя психологические черты творчества, М. Г. Ярошевский отмечает: «Главной антиномией выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс - личности» [26, с.]. В отношении жизнетворчества данная закономерность «не работает», ибо в этом случае и процесс, и результат принадлежат личности. В генерализованном виде результат жизнетворчества можно назвать Я-продуктом - «Я» во всем многообразии его феноменальных выявлений: индивидуальность; личность как сконструированное «лицо для себя» и «личина» для Других; жизненная биография; мифы о личности и жизни; личностные вклады в других и т.д..

    Структура жизнетворчества. Активно-творческую позицию автора жизни содержательно полно выражает категория субъекта. Однако в контексте познания жизнетворчества требуют уточнения вопросы: какая психическая реальность подразумевается под термином «субъект», какая реальность при этом считается «объектом» и какие отношения существуют между ними? Ответы на данные вопросы позволят выявить структуру жизнетворчества.


    Рисунок 1 – Структура жизнетворчества. Субъект управляет объектом
    1. Субъект - личность. Субъектом жизнетворчества является личность, понимаемая как функциональный орган управления психической жизнью и развитием человека. «Формирование и самостроительство в себе человека, сама возможность такого самостроительства подразумевают наличие некоего психологического орудия, органа, постоянно координирующего и направляющего этот невиданный, не имеющий аналогов в живой природе процесс. Этим органом и является личность человека» [27]. Однако воспользоваться имеющимся органом развития каждый человек способен и желает в разной мере. К. А. Абульханова-Славская обращает внимание на то, что, даже осознавая расхождение между реальным и идеальным «Я», многие люди не стремятся себя изменить. Пытаясь определить причину такого поведения, К. А. Абульханова-Слав-ская привлекает категорию зрелой личности: «Только зрелый человек способен своей волей определять и направлять ход событий и расстановку сил в своей жизни» [28]. Зрелая личность в состоянии сделать жизнь предметом преобразований, потому только она может быть в полной мере названа субъектом жизни: «То, в какой мере жизненный путь зависит от личности, определяется тем, в какой мере она стала его субъектом» [29]. Таким образом, жизнетворчество можно осуществить, только выступив в качестве субъекта, который, если воспользоваться терминами С. Л. Рубинштейна, способен поставить «внешние» условия на службу своим «внутренним» задачам.

    2. Объект - жизненные события. Чтобы личность ощутила себя субъектом жизнетворчества, ее активность должна иметь область приложения, иначе говоря, объект. Предполагаем, что он имеет событийный характер. При стратегии жизнетворчества личность занимает субъектную позицию, проявляя способность «своей волей определять и направлять ход событий и расстановку сил в своей жизни» [30]. Жизнь для личности - это «Я» в движении, «Я» в процессе, «Я» в динамике, «Я» в развитии. Жизнь - это непрерывный процесс, элементами которого являются Я-события. «"Событие" является еще одной базовой категорией персонологии жизни. События отмечают присутствие, осознание своего существования в конкретный значимый момент жизни и отношение личности к нему» [31]. Жизнетворчество есть самостоятельное выстраивание событий, происходящих с «Я», управление жизненными событиями. При этом жизненное событие есть более общее явление, чем событие жизнетворчества. Событие жизнетворчества есть событие, которое не просто случается с личностью, но активно ею выстраивается, творится, создается. Следовательно, характеризуя события жизнетворчества, важно их содержательно конкретизировать. Чтобы решить эту задачу, обратимся к типологии событий, предложенной Н. А. Логиновой [32], где различаются три типа биографических событий в жизни личности: 1) события среды, происходящие не по воле и не по инициативе субъекта жизни; 2) события поведения человека в окружающей среде, т. е. поступки; 3) события внутренней жизни в форме впечатлений и переживаний, приводящие к изменению в сфере ценностей. На основе трех типов описанных биографических событий предлагаем выделять три различных по объекту управления сферы жизнетворчества, в каждой из которых личность создает специфический продукт (см. таблицу). В зависимости от того, на какого рода события способен влиять человек, можно различать масштаб пространства его жизнетворчества. При этом пространство жизнетворчества мыслится как часть субъектного пространства человека - та сфера жизненного мира человека, где он ощущает себя субъектом, которая поддается его управлению в отличие от объектного пространства, где человек является объектом воздействий.

    3. Субъект-объектное отношение - управление. Центральными функциями субъекта являются осуществление созидательно-преобразующей активности (Л. В. Алексеева, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. К. Бондырева, А. В. Брушлинский, Ю. А. Варенова, А. А. Гудзовская, С. Л. Дерябо, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков), саморегуляции (К. А. Абульханова-Славская, О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, В. И. Моросанова и др.) и самоуправления (Л. В. Алексеева, Г. С. Никифоров). «Деятельность субъекта - преобразовательная. Только если ты что-то меняешь в объекте, ты признаешься субъектом» [33]. Объектом при этом может выступать любой материальный или духовный предмет, любой другой человек, сам деятель. Согласно вышесказанному в жизнетворчестве объектом преобразования выступают жизненные события. При рассмотрении жизнетворчества субъектные функции конкретизируются следующим образом: личность как субъект жизни направляет преобразующую и управляющую активность на события, составляющие единую жизненную ткань. Следовательно, основной критерий жизнетворчества - подчиненность событий жизни управлению человека. Он творит события, а не они случаются с ним. Жизнетворчество - это воздействие на события своей жизни, а через управление событиями - управление развитием самой личности - саморазвитие.



    2.3 Саморазвитие как форма жизнетворчества


    Саморазвитие является формой развития, направленной на построение, творение индивидуальности в рамках стратегии жизнетворчества. Уточним понимание индивидуальности в данном контексте, ибо в современной психологии утверждается позиция содержательной двойственности понятия «индивидуальность», запечатляющего единичность человека, согласно принципу дополнительности, сразу в двух формах: 1) как совокупность присущих человеку неповторимых черт - от индивидных особенностей до своеобразия его идеологии; 2) как высший уровень организации человека, характеризующий его целостность, осознанность, самобытность и самостоятельность. Исследователи предлагают фиксировать обозначенные формы следующими эпитетами: стихийная/творческая [], тривиальная/вершинная [], инструментальная/продуктивная [] индивидуальность. Помимо содержательной дифференциации названные формы индивидуальности качественно различаются формами генеза.

    Стихийная индивидуальность является принадлежностью каждого человека и актуальной данностью ему по факту его рождения. В течение жизни его единичность усложняется, трансформируется, меняет свою структуру, но главная ее черта остается: формой ее движения является развитие как непреднамеренное, спонтанное изменение, гарантированное системам любой природы. При развитии изменения естественны и природосообразны. Они не являются спланированными «событиями в жизни» системы и происходят неотвратимо, закономерно, невольно в тот момент, когда в системе складывается определенное отношение противоречивого характера между ее элементами либо между возможностями системы и требованиями среды.

    Творческая индивидуальность дана человеку в потенциальной форме, как возможность, вакансия, шанс. Спроектировать, воплотить, реализовать ее есть горизонт, ориентир жизненного пути, достижение которого требует особых усилий. Формой движения такого рода индивидуальности является саморазвитие как управляемое самим человеком развитие, как особый способ жизни, наполненный постоянной устремленностью к созиданию своего «Я». Саморазвитие есть «культивирование своей уникальности» [], но не в смысле самолюбования, а как решение задачи, «чему во мне быть», как говорил А. Н. Леонтьев. В отличие от развития саморазвитие опосредствованно и культуросообразно. Оно требует затрат - вложения воли, усилий и применения специальных средств - актов самосознания и саморегуляции. Здесь индивидуальность есть произведение культуры как возделывания, созидания, творения человеком своего уникального «Я», структурной единицей которого является происходящий в субъективном пространстве акт перевода Я из Я-настоящего в Я-будущее, осуществляемый между субличностными образованиями, которые занимают позиции преобразователя (субъекта развития) и преобразуемого (объекта развития) [].

    Для личности, вставшей на субъектную позицию, развитие есть творчество. Она в состоянии не только выбирать из предоставленных ей вариантов жизненного пути, но способна сама создавать (творить) их, причем личность может совершать выбор не только в объективно данные точки выбора, но и сама может создавать их, то есть способна делать выбор постоянно, превратив жизнь в жизнетворчество. Саморазвитие не всегда является деятельностью, но саморазвивающаяся личность выбирает такие жизненные цели и включается в такие виды деятельности, которые, по ее представлению, будут стимулировать ее развитие. Личность сама создает ту среду развития (в терминах Б. Г. Ананьева), которая необходима для получения нужного ей эффекта развития. В ходе саморазвития личность осознает перспективы (варианты) своего развития и сознательно принимает решение о выборе одного из вариантов на основании рефлексии своей идеологии (системы ценностей, идеалов, образа мира и образа Я). Таким образом, саморазвитие становится инструментом творения индивидуальности. Саморазвивающаяся личность на каждом этапе жизненного пути не мирится с наличным уровнем своего существования, а, прогнозируя иное будущее, которое она сама в силах сотворить, работает на воплощение своего замысла.

    2.4 Образ «Я» с позиции процесса жизнетворчества личности


    По мнению Д. А. Леонтьева (2001) задача психолога в процессе психологического консультирования заключается в оказании помощи клиенту формировать свои жизненные ориентиры самостоятельно [3]. Из сказанного следует, что личность, подошедшая к моменту жизнетворчества, должна взять ответственность за свою жизнь. Человек, сознание которого заблокировано психологическими защитами, не способен к жизнетворческой работе.

    Образ «Я» - это не данная при рождении характеристика, а постоянно меняющееся представление человека о себе. Для того, чтобы личность могла вплотную подойти к процессу жизнетворчества, ее образ «Я» должен измениться так, чтобы личность могла принять факт, что она может сама активно влиять на свою жизнь. Критической точкой бытия, после которой личность меняет образ «Я», может быть исчерпывание смыслов существования на каком-то этапе жизни. А. В. Колесникова (2003) отмечает, что жизнетворчеству может предшествовать глубочайшее разочарование в реальной действительности, может быть, даже и отвращение к ней [].

    «Задача на личностный смысл» является динамикой осознания личностью своей сложившейся мотивационной системы; она запускается в ситуациях рассогласования между ожиданиями личности относительно собственных реакций и реально случившимися реакциями. В целом, эта форма может быть обозначена как «динамика самопознания». Форма «конфликтного смысла» запускается в ситуациях неизбежной противоречивости действий человека относительно его сложившейся мотивационной системы, что является проявлением противоречивости между собой отдельных частей самой этой системы. Эта форма представляет собой «динамику выбора» [2]. В случае, когда существование на какой-то период утратило смысл, личность действительно подходит к ситуации выбора. Ей нужно решить остаться в той реальности, которая уже существует и не устраивает ее или самой создать новую реальность, изменив свое восприятие уже существующей ситуации и выбрав для себя новое представление о себе.

    Смысл жизнетворчества как духовно-творческой установки состоит в создании второй реальности - новой жизни, которая будет лучше и справедливее, чем настоящее, в котором пребывает человек, взявший на себя функцию Творца [4]. Только теперь личность подходит к основной трансформации в самовосприятии, теперь она готова принять новый Я-образ - образ Творца своей жизни.

    Возникает закономерный вопрос, любая ли личность может принять себя как Творца или существуют определенные предпосылки в ее образе «Я»?

    А. Маслоу считал, что далеко не все люди достигают уровня самоактуализации. А точнее, не более 10 % способны самоактуализироваться, т. е. развернуть полностью свой жизненный потенциал в современном обществе, а 90 % не способны этого сделать. Происходит это потому, что, для самоактуализации, помимо внутренних психологических механизмов и опыта, необходимо соблюсти еще ряд внешних социальных условий: во-первых, следует удовлетворить биологические потребности человека (иметь хорошую пищу и экологию); во-вторых, иметь крышу над головой и достойный заработок; в-третьих, иметь семью; и, в-четвертых, завоевать уважение окружающих. И только тогда, человек способен достигнуть уровня самоактуализации (акме, говоря нашим языком) и жить метапотребностями: свободы, красоты, целостности, творчества, трансцендентности и т. д. [7].

    Более того, образ «Я» того, кто подходит к моменту жизнетворчества, должен отличаться позитивной оценкой себя, своих возможностей и способностей. Соотношение оптимизма и пессимизма в жизни человека без сомнений очень важно. Оно определяет качество самовосприятия и восприятие жизни [1]. А. В. Селин (2009) также считает, что люди, склонные оценивать свое настоящее как негативное, в меньшей степени ориентированны на будущее. Их отношение к настоящему фаталистическое, беспомощное и безнадежное, временная перспектива людей характеризуется как несбалансированная, с преобладанием негативных оценок прошлого, настоящего и будущего. Отмечается снижение относительно нормативных показателей осмысленности жизни, фрустрация рефлексивных процессов и склонность к экстремальному локусу контроля [8]. Можно с уверенностью утверждать, что негативный образ «Я» действительно усугубляет изменения жизнетворчества личности, что выражается в негативных оценках настоящего периода жизни и снижении активности рефлексивных процессов. Также важную роль в развитии личности обретает отношение человека к событиям своей жизни, восприятие их как «акме-событий».

    Роль мощного оценивающего сигнала, способного определить выбор жизненного пути человека, выполняют положительные эмоции [1]. Можно сказать, что при негативном Образе «Я» отношение к будущему более негативно, временная перспектива сужена. Нарушаются процессы целеполагания и прогнозирования будущего, снижается удовлетворенность результатами прожитой жизни и ощущение эмоциональной насыщенности жизни. Такая личность не способна определить смысл своего существования и перейти к фазе жизнетворчества.

    В то же время именно зрелой личности, подошедшей к наивысшей точки экзистенциального развития, которая активно включается в процесс жизнетворчества, свойственен поиск смысла жизни. Представления человека о себе постоянно меняются, и когда он подходит осознанно к процессу построения жизни, его образ «Я» тоже претерпевает изменения [9]. Именно такой личности, свойственно положительное восприятие себя, более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

    Тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Действительно, стремление к смыслу обладает тем, что в американской психологии получило название «ценность для выживания». Наибольшие шансы выжить, даже в экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать [12]. Таким образом, личность, готовая к жизнетворческому процессу, осознает смысл своего существования. Ее образ «Я» - образ человека, наполненного не только положительным отношением к себе, но и отвагой изменить свою жизнь, уверенностью, что это возможно. Процесс жизнетворчества начинается тогда, когда человек подходит к такой точке существования, за которой его представления о себе меняются, и основной идеей его образа «Я» становится представления о себе как о Творце жизни.

    В то же время, когда мы говорим о создании жизни, мы предполагаем создание той реальности, которая устраивает человека. Это возможно только через расширение восприятия мира, наполнение своего существования особым смыслом.

    Любая попытка восстановления внутренней силы предполагает в качестве важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре он погибал. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос [9]. Этот посыл действительно очень важен. Личность, которая включена в активный процесс жизнетворчества, знает, куда она идет (цель существования). Эта личность знает, кто она в этом мире - ее образ «Я» осмыслен и четко сформулирован.

    Такой личности свойственны черты самоактуализирующейся личности, о которой говорил А. Маслоу (2008): безусловное принятие себя и других, отсутствие искусственных защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других людей. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне. Для них характерны свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном, чувство общности с человечеством в целом, дружба с другими самоактуализирующимися личностями, то есть узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие; отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях, готовность учиться у других, устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло, они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. Самоактуализирующейся личности свойственна креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях [5]. Эта форма обозначает динамику движения зрелой, адаптированной личности, ориентированной на свое творческое развитие и ставшей его субъектом. Она и является «жизнетворчеством» в узком смысле этого слова; ее критерием могут быть принципы «развитие ради развития» или «максимума развития» [10].

    Целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом уровне представляет собой некий «жизненный план» [13]. Сюда могут быть отнесены все «творческие задачи» и «задачи «потенциального Я». Решая их, человек проверяет и реализует свои не актуализированные ранее возможности [6]. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, именно там мы призваны и ощущаем необходимость измениться самим [12]. Личность, которая участвует в процессе жизнетворчества, постоянно ощущает потребность меняться. Данная потребность глубоко отличается от потребности измениться тревожной личности, ибо жизнетворческая личность последовательно и осмысленно меняет образ «Я». В. Франкл (1990) считал, что для такого человека жизнь не просто имеет смысл, но сохраняет смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах, видя смысл даже в страдании и продолжая строить свою жизнь. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. В поисках смысла человека направляет свою совесть [12].

    Смысл жизнетворческой личности - сама жизнь, ее сотворение, сотворение себя в ней. Таким образом, можно сделать вывод, что образ «Я» личности, расширяющей восприятие мира, такой же многогранный, как сам процесс жизнетворчества. И даже если допустить, что процесс жизнетворчества в полном его смысле может быть свойственен только актуализировавшейся личности, задача психолога и психотерапевта дать возможность личности находящейся в критической ситуации увидеть и принять тот факт, что она может прийти к самовосприятию себя, как Творца жизни и значит активно включиться в процесс жизнетворчества.

    Заключение



    Список литературы





    1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

    2. Адлер А.: Индивидуальная психология. СпБ: Питер, 2017 г. – 275 с.

    3. Гордина О. В. Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. №6 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznetvorchestvo-kak-fenomen-realizuyuschiysya-v-neformalnom-obrazovanii-vzroslyh (дата обращения: 10.11.2020).

    4. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философская антропология. М.: «ПЕР СЭ»; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 21.

    5. Колесникова А. В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции. Новосибирск, 2005. -

    6. Леонтьев Д.А. ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО КАК ПРАКТИКА РАСШИРЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА 1-я Всероссийская научно-перактическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.С.Мазур, А.И.Сосланда. – М.: Смысл, 2001, с. 100-109. http://psylib.org.ua/books/_leond02.htm

    7. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руководство). – М.: Смысл, 1999.

    8. Леонтьев Д. А., Мазур Г. С., Сосланд А. И. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира, 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. М.:, Смысл, 2001. С. 100 - 109.

    9. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 105.

    10. Маралов В. Г. Психология саморазвития: 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 256 с

    11. Мурадова Н. М., В. В. Розанов: жизнетворчество как философский аргумент русской литературы // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2012. №8 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-v-rozanov-zhiznetvorchestvo-kak-filosofskiy-argument-russkoy-literatury (дата обращения: 10.11.2020).

    12. Мэй Ролло Искусство психологического консультирования. – М.: Апрель Пресс, 2009.

    13. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.

    14. Сутормин О. Ю. Образ «я» с позиции процесса жизнетворчества личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-s-pozitsii-protsessa-zhiznetvorchestva-lichnosti (дата обращения: 10.11.2020).

    15. Сутормин О. Ю. Психологическое содержание жизнетворчества личности в современной психологии // Дискуссия. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-zhiznetvorchestva-lichnosti-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 10.11.2020).

    16. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – М: Академический проект, 2007 – 286 с.

    17. Щукина М. А. Саморазвитие как форма жизнетворчества // Вестник ВятГУ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-kak-forma-zhiznetvorchestva (дата обращения: 10.11.2020).

    18. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnyy-podhod-k-samorazvitiyu-lichnosti-vozmozhnosti-teoreticheskogo-ponimaniya-i-empiricheskogo-izucheniya (дата обращения: 10.11.2020). (исследования)


    написать администратору сайта