Главная страница

К. С. Аксаков считал, что сказка это эпическое произведение, носящее прозаический, волшебный, авантюрный или бытовой характер, преподносимый автором и воспринимаемый слушателем в качестве вымысла. Дети дошкольн


Скачать 69.82 Kb.
НазваниеК. С. Аксаков считал, что сказка это эпическое произведение, носящее прозаический, волшебный, авантюрный или бытовой характер, преподносимый автором и воспринимаемый слушателем в качестве вымысла. Дети дошкольн
Дата27.09.2022
Размер69.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_okonchatelnaya.docx
ТипСказка
#700419
страница3 из 5
1   2   3   4   5


1.2 Сказка как средство социализации детей старшего дошкольного возраста


Необходимым элементом развития старших дошкольников является социализация, выраженная через процесс познания и формирования способностей человека, как элемента общества. Социализация способствует выживанию личности. Никандров Н. Д., совместно с Гавровым С. Н. пришли к выводу о том, что социализирование ребенка происходит благодаря разностороннему и многогранному воздействию существования, при помощи которого личность познает правила «игр», принятые в обществе, одобренные этим обществом и подтвержденные на практике. Суждение об индивиде складывается исходя из общедоступных мерок социума.

В-первую очередь, процесс адаптации личности к обществу происходит при воспитании в семье, во – вторую – в обществе. Единственным в своем роде и представлении и самым действенным методом процесса социализации, объеденяющим совместную деятельность ребенка старшего дошкольного возраста и взрослого, способствующего развитию индивида на данный момент возрастного периода, является сказка. Колоссальный поток информации об окружающем мире поступает к ребенку посредством сказочного повествования. Информация, присущая сказкам, передается из века в век, из одного поколения в другое, отображает культурное начало народов и их уважение к своим предкам.[3]

Ознакомление с наиболее значимыми обычаями, праздниками и традициями своего народа, передается ребенку через сказку. Вся гамма переживательности за свой народ формирует душевное восприятие ребенком событий, помогает ощутить сопереживание, выразить свои эмоции. Обучение понятиям добра и зла, действиям хорошего и плохого, происходит через сказки.

Сухомлинским В. А. было написано о том, что именно сказка способна сформировать внутренний мир ребенка старшего дошкольного возраста. Именно этот внутренний мир позволит личности быть на стороне добра и обдуманно и с сопереживанием подходить к выполнению своих функций и согласно своему предназначению. Автор считает, что сказки способны не только учить, но и даже лечить. Сказка развивает логику и мышление, учит сопереживать и отвечать за свои действия, способна предостеречь от беды и разочарования. При помощи сказки можно простимулировать трудовую деятельность дошкольника.

Для каждого педагога дошкольного образования сказка должна быть главным инструментом в работе с детьми. [12]

Русские народные сказки радуют детей своим положительным настроем, оптимистичностью, добром и любовью, мудрым отношением к происходящему, помогают выработать сочувствие и сострадание, милосердное отношение к живой природе. Сказки нашего народа способны взбудоражить воображение, сформировать навыки социального обслуживания. У старшего дошкольника появляются первые кумиры в виде героев русских народных сказок. Дети получают роли, способны понять их значимость, вырабатывают мужественность к взрослой жизни. Театрализованные игры являются не менее увлекательными и значимыми в процессе формирования социальной значимости дошкольника. В процессе театрализованной игры дошкольник развивает значимость партнера, эффективность взаимодействия, начинает вдумываться и анализировать сюжет, осмысляя каждое событие. [7]

Педагоги должны обращать внимание, при работе со сказкой, как инструментом, на то, чтобы все дошкольники были вовлечены в образовательный процесс, увлечены происходящим вокруг. Особое внимание обращается на направленность произведения в рамки образовательного процесса по пониманию и приобретению знаний, умений, социально значимых функций, определения творческого начала в дошкольнике. Воспитатели так же должны обратить внимание на социально-психологический механизм общенческой деятельности. Общение с собеседником позволяет развивать логику, оперативное мышление и учит выделять значимость контекста.

Существует обилие трактовок понятия общение, нам же важен основной из аспектов – взаимодействие, контакт субъектов.

Психологический контакт – это общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. [4]

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражение». Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям, через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через канал чувств и страстей. [10]

Вторым механизмом подлинного контакта взаимодействующих сторон является мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и туже активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия определяется совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия.

Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и миролюбие. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов.

Таким образом, эмоциональную насыщенность всех аспектов жизнедеятельности детей можно рассматривать как психофизиологическую основу полноценной социализации детей. Поэтому перед педагогами встает необходимость создания условий, стимулирующих развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

Делая вывод, стоит сказать о том, что сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта