Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Традиционные установки русской культуры. К традиционным установкам русской культуры можно отнести


    Скачать 19.09 Kb.
    НазваниеК традиционным установкам русской культуры можно отнести
    АнкорТрадиционные установки русской культуры
    Дата28.03.2022
    Размер19.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТрадиционные установки русской культуры.docx
    ТипДокументы
    #422014

    Русская традиционная культура появилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа - кормильца, пахаря, работника. Она смогла соединить каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой.

    Русская народная культура является духовной культурой. На протяжении всей истории человечества она была самой существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой, ее базисной частью и характеризуется высокими ценностными свойствами. Это есть и сама природа, и историческая память народа, которая не обрывает связь времен.

    Народная традиционная культура - это явление трудное и многостороннее, богатое и яркое, очень широкое и глубокое. С одной стороны, она охватывает многие виды народного творчества – зодчество, быт, музыку, хореографию, костюм, фольклор, различные ремёсла и промыслы. А с другой, − оно живет вместе с народом, уходя корнями глубоко в седую древность и развиваясь в наши дни.

    Русская культура с самых пор ее зарождения определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы отдельной личности и коллектива в целом.

    Она во все времена являлась для населения школой нравственного, патриотического и эстетического воспитания, была связующим звеном между прошлым и настоящим.

    К традиционным установкам русской культуры можно отнести:

    - коллективизм как культурную норму, сложившуюся в условиях крестьянской общины;

    - бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к приобретательству, накопительству - влияние православия;

    - экстремизм, гиперболизм - любой процесс на фоне российских масштабов становится заметным тогда, когда приобретает достаточно большой, до крайности, размах;

    - фетишизация власти, культ государства, вера в "царя-батюшку", власть в ответе за все;

    - русский патриотизм, обусловленный особой ролью государственности и соединяющий любовь к родине, родной земле с любовью к отечеству, государству.

    Коллективизация - объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные: колхозы и совхозы, произошедшая в СССР в конце 1920-начале 1930 лет ХХ века.

    Коллективизация - это попытка руководства страны раз и навсегда покончить с зависимостью социалистической экономики, основанной на общенародной собственности, от настроений, страхов, комплексов, эгоистичных интересов мелкокапиталистического производителя - крестьянина.

    В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств - раскулачивание. Прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы.

    Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к приобретательству, накопительству всегда встречало признание в русской культуре (хотя далеко не всегда служило фактически нормой жизни). Альтруистическая жертвенность, аскетизм, «горение духа» отличают исторических и литературных героев, ставших образцами для целых поколений. Безусловно, высокая духовность русской культуры связана с православно-христианским культивированием святости и несет в себе религиозное начало.

    Политика советской власти на протяжении десятилетий по отношению к русской традиционной культуре была двойственной, т.к. революция в 1917 года жесточайшим образом ударила по народной традиционной культуре, прежде всего по русской деревне.

    Такие понятия как «духовное», «духовная культура» долгое время вообще не употреблялись. Бессердечно разрушались Храмы, уничтожались иконы, ткацкие станки, токарные станки по дереву, прялки, набойные доски – все, что мешало новой власти.

    Борьба со старым, традиционным стала, по сути, программой на многие годы. Традиция воспринималась как враждебная всему новому, что, несомненно, вело к уничтожению народного искусства как былого, изжившего себя, крестьянского прошлого. Внедрение нового в борьбе со старым проводилось в культурной политике на всех этапах советской истории, лишь с незначительными изменениями в содержании.

    Характерно для русских патерналистское отношение к своему государству, понимаемому как высшая, самоценная, неподсудная инстанция; фактически на государство переносится культ Матери-земли, мифология природы. Патриотизм, недоверчивое отношение к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке» – крестьянская масса, составлявшая основное население России, видела в царе своего защитника и потому постоянно поддерживала его и в войнах с внешними врагами, и в борьбе с самовольными боярами.

    В советское время велась пропаганда на тему чуть ли не обожествления личности людей, находившихся у власти. Особенно личности Ленина.

    В русской культуре патриотизм проявлялся в любви к своему Отечеству Родине, защите от посягательств извне, в единстве земли русской. В литературных памятниках Древней Руси отсутствуют слова «патриотизм» «Родина», но слова «мать Россия», «Святая Русь», «земля святорусская», «Русская земля» широко использовались. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Слово о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В русской литературе тема патриотизма всегда оставалась одной из самых важных. Такое отношение к патриотизму связано с тем, что Российскому государству практически две трети своего существования приходилось воевать, защищая русскую землю. Были периоды, когда Россия воевала сразу на нескольких направлениях. Не стали исключением для России XX и начало XXI в. Практически более половины XX в. она прожила в условиях военных конфликтов, «горячей» и холодной войн: Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная. В начале XXI в. против России развернуты информационная, санкционная, гибридная войны. Привитие любви к своей Родине, готовности встать на ее защиту были и являются приоритетной задачей государства и общества. Идеал смелого, мужественного, преданного Родине воина, верного, надежного товарища и друга, готового в трудную минуту прийти на помощь, красной нитью проходит через всю русскую культуру.

    Спустя многие годы забвения исследование глубинных пластов народной традиционной культуры, восстановление ее вековых социально-культурных функций стало нужно для осознания своей самобытности, для возрождения национального духовного менталитета русских.

    Сегодня в нашем обществе набирает силу убеждение, что подлинная русская народная традиционная культура служит формированию национального самосознания, кроме того, учит толерантности по отношению к другим культурам и нациям. Этот фактор в современной многонациональной России особенно актуален. Вместе с тем, традиционная культура русского народа (как государствообразующего этноса) остаётся до сих пор мало изученной и нуждается в особой поддержке.

    Список литературы


    1. Багновская Н.М. Культурология: учебник / Н. М. Багновская. - Москва: Дашков и Кº, 2016. - 419 с.

    2. Грушевицкая Т.Г. Культурология: учебное пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – Москва: Альфа-М: Инфра-М, 2016. – 444 с.

    3. Доброхотов А.Л. Культурология: учебное пособие / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. – Москва: Форум: Инфра-М, 2015. – 479 с.

    4. Малюга Ю.Я. Культурология: учебное пособие / Ю. Я. Малюга – Москва: Инфра-М, 2016. – 278 с.

    5. Селезнев П.С. Культурология: учебник-задачник / П. С. Селезнев, Р. П. Трофимова: теория и практика. – Москва: Проспект, 2016. – 270 с.


    написать администратору сайта