Главная страница
Навигация по странице:

  • Оборудование

  • Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте

  • Софья Павловна, его дочь

  • Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич

  • Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями

  • Репетилов

  • Кузнецкий мост

  • Лиза

  • Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина давало право на личное дворянство.

  • Фамусов

  • Конспект горе от ума. конспект по горе от ума 9 класс. К вам Александр Андреич Чацкий


    Скачать 89 Kb.
    НазваниеК вам Александр Андреич Чацкий
    АнкорКонспект горе от ума
    Дата15.04.2022
    Размер89 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконспект по горе от ума 9 класс.doc
    ТипУрок
    #475253

    Конспект урока в 9 классе

    Тема: «К вам Александр Андреич Чацкий»

    (первый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Цель: - помочь ученикам вспомнить особенности драмы как рода литературы;

    - познакомить с историей создания пьесы;

    - помочь ребятам проникнуться атмосферой времени действия, для этого - выяснить, в какое время происходит действие комедии;

    - познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее представление об их характерах;

    - прочитать 1 действие комедии, сделать вывод о его месте в пьесе, выяснить, какие мотивы намечены в 1 действии.
    Оборудование: текст пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте; портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова.
    На доске: дата, тема урока, портреты действующих лиц, на закрытой части – ответы на терминологический диктант.
    Ход урока:


    Шаги урока, приемы

    Содержание


    Слово учителя

    Повторение теоретико-литературных понятий

    История создания

    Время действия

    Чтение афиши

    ?

    Повторение понятия экспозиции

    ?

    Чтение ремарки

    ?


    ?
    ?

    Чтение 1 явления.

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    пересказ 2 и 3 явл

    4 явление

    ?

    ?

    ?
    ?
    ?

    ?

    ?
    ?

    Пересказ 5 явления

    ?

    ?

    Чтение 7 явления
    ?

    ?

    ?
    ?

    ?
    ?

    ?

    ?

    ?

    ?
    Запись в тетради


    Домашнее задание


    Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности Александра Сергеевича Грибоедова, его необычайных талантах и выдающихся способностях, о судьбе этого человека. Апогеем литературной деятельности Г стала пьеса в стихах «Горе от ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие.

    Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.


    1. форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог

    2. один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия

    3. пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка

    4. высказывания действующих лиц, из кот-х склд-ся диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика

    5. один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конф-т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия

    6. в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог

    7. одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие

    Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске.
    Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

    Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене.
    Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения.

    В 1818 г Г предложили уехать на дипломатическую службу в Персию, и ему пришлось принять это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.

    В М посетил близких. Мать была довольна его службой, и не принимала всерьез литературные занятия. Тогда Г писал св другу Степану Никитичу Бегичеву: «В М все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему».

    В 1819 г ему удалось попасть в Тифлис, где он жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось писать, он сравнивал персидские порядки с русскими, и гов, что «там и здесь чиновники отвратительны». Известно, что в 1820 г Г уже держал в голове замысел «Горя от ума», а 1821 годом датирован первый рукописный текст пьесы, дошедший до наших дней. Общаясь с опальными (неугодными власти) офицерами на Кавказе, Г узнает об армейской муштре, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, все это влияет на замысел пьесы.

    Весной 1824 г выехал в столицу, надеясь напечатать комедию или поставить ее в театре. Закончил пьесу он уже в М в гостинице Демута на Мойке. В июне он пишет Б: «Читал я ее Крылову, Жандру, Шаховскому… Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет».

    Но надежды автора не сбылись: ни лит-ная, ни театральная цензура комедию не пропустили. Тогда друзья начали распространять ее в списках - они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей.

    Законченная в 1824 и напечатанная при жизни Г только в отрывках, пьеса долго не пропускалась цензурой на сцену. В 1829 г, уже после смерти Г на сцене ставились некоторые акты пьесы, в 1831 г, сильно исправленная цензурой, комедия была поставлена полностью. В дальнейшем и по сей день «Горе от ума» ставят в самых разных театрах, в различных интерпретациях; взгляды на пьесу меняются в соответствии со временем и ценностями, но само произведение не перестает входить в список величайших драм русской литературы.

    Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.
    Нам необходимо понять, в какой исторический период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав ист соб-я, обсуждаемые персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа в памяти героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм побывал в М. Известно, что этот визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают обвинение трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению на законную власть», их изгнание из вуза произошло в 1821г. Закончена комедия в 1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг 19 века.
    Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.

    Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)

    Итак, идем по порядку.

    Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.

    Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

    Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».

    Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».

    Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!) , ПМ – друг и единомышленник Ч, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».

    Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

    Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

    Репетилов. – латинское,повторяет за собеседниками.

    Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; сущ-ет мнение, что имя Александр Г дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Г говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Г и поместил Ч в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей.

    Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое?

    Экспозиция –

    Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:
    Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова
    слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)

    Уже здесь присутствует комизм. В чем? (в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой)

    На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы)

    Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы)
    Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте.

    Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? (знакомит нас обстановкой в доме Ф и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию)

    В чем важность экспозиции в пьесе? (позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие)
    Учитель: Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы --- обманула --- мотив лжи)

    Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев? ( У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца)

    Определено ли точное время начала действия? (нет, Лиза отвечает неопределенно: «Седьмой, осьмой, девятый…»)

    Во 2 явлении появляется хозяин дома – Фамусов. Он открыто заигрывает с Л, на что та отвечает довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про С Л лжет, что та «ночь целую читала» и только «сейчас започивала». Л старается говорить громко, чтобы предупредить С о появлении Ф, но тот не задерживается. Когда барин выходит, Л произносит фразу, ставшую крылатой: «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь». В 3 явлении мы впервые видим С и М, которые появляются из дверей комнаты С. Л упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» - говорит С.


    Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно С и М неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь:
    Фамусов

    Друг. Нельзя ли для прогулок
    Подальше выбрать закоулок?

    Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?
    (он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С)



    А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
    С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!
    Всю ночь читает небылицы,
    И вот плоды от этих книг!



    А все
    Кузнецкий мост, * и вечные французы,
    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец!
    Когда избавит нас творец
    От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
    И книжных и бисквитных лавок!..

    Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим
    преимущественно французским купцам: книжных, кондитерских ("бисквитных
    лавок"), модных нарядов и т.д.

    Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:
    Фамусов

    Вот попрекать мне станут,
    Что без толку всегда журю.
    Не плачь, я дело говорю:
    Уж об твоем ли не радели
    Об воспитаньи! с колыбели!
    Мать умерла: умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать.
    Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
    Умна была, нрав тихий, редких правил.
    Одно не к чести служит ей:
    За лишних в год пятьсот рублей
    Сманить себя другими допустила.
    Да не в мадаме сила.
    Не надобно иного образца,
    Когда в глазах пример отца.
    Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
    Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
    Свободен, вдов, себе я господин...
    Монашеским известен поведеньем!..

    Какие стороны личности Ф раскрываются в этом монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером)

    Лиза

    Осмелюсь я, сударь...

    Фамусов

    Молчать!
    Ужасный век! Не знаешь, что начать!
    Все умудрились не по летам.
    А пуще дочери, да сами добряки.
    Дались нам эти языки!
    Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *
    Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
    И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
    Как будто в жены их готовим скоморохам. *
    Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
    Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
    Дал чин асессора * и взял в секретари;
    В Москву переведен через мое содейство;
    И будь не я, коптел бы ты в Твери.

    "Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеты.

    "И в дом, и по билетам" - учителя, не живущие "в доме", а "приходящие", в конце каждого урока получали "билеты" (особые квитанции) от родителей своих учеников. По этим билетам начислялась плата за ученье.


    Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина
    давало право на личное дворянство.

    Как отзывается Ф о нравах современного ему общества? (он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей)

    Почему он называет век «ужасным»? (для него, может быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье)

    Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф посодействовал его продвижению по службе, причем значительно --- Ф имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо)

    Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя:

    София

    Позвольте... видите ль... сначала
    Цветистый луг; и я искала
    Траву
    Какую-то, не вспомню наяву.
    Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
    Увидим - будто век знакомы,
    Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
    Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

    С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не замечает, ему важнее другое:
    Фамусов

    Ах! матушка, не довершай удара!
    Кто беден, тот тебе не пара
    .
    Это первое, что говорит Ф во время рассказа С, он даже перебивает ее. Что же не понравилось Ф в речи дочери и почему?(Ф не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека)
    В итоге С удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова:
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.

    О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует)



    Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной?
    Вспомните его заключительные слова. ( он и не хочет ничего видеть, ему просто лень заниматься этими проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все всерьез, придется идти на скандал с С, гнать М. поэтому он принимает любую хоть сколько-нибудь правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и неспособность остновиться на одном предмете рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников ко лжи)
    В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных кандидатов на руку С.

    Лиза

    Вот, например, полковник Скалозуб:
    И золотой мешок, и метит в генералы.

    София

    Куда как мил! и весело мне страх
    Выслушивать о фрунте * и рядах;
    Он слова умного не выговорил сроду, -
    Мне все равно, что за него, что в воду.

    Как относится С к Скалозубу? (считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить : «Что за него, что в воду»)
    Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в С человеке.

    Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в М.
    София

    Кого люблю я, не таков:
    Молчалин, за других себя забыть готов,
    Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
    Ночь целую с кем можно так провесть!
    Сидим, а на дворе давно уж побелело,
    Как думаешь? чем заняты?

    Лиза

    Бог весть,
    Сударыня, мое ли это дело?

    София

    Возьмет он руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души вздохнет,
    Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
    Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

    Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему?(они ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения)

    6 явл состоит из одной только реплики: входит слуга и объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий».
    Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – подготовленный ученик.

    Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен)

    Исходя из слов Ч, как его встречает С? (довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями)

    Что заставляет С перейти на почти враждебный тон? (замечание Ч о М)

    Почему Ч пытается не придавать значения иронии и холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений)

    Как Ч отзывается о Москве и ее нравах? (что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)

    Почему же тогда он вернулся? ( из этого явления можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда)


    Крылатые выражения:

    Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног

    Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

    Гоненье на Москву!

    И дым отечества нам сладок и приятен!

    смешенье языков – французского с нижегородским


    Далее, в 9 явлении Ч встречается с Ф, они беседуют, Ч не перестает восхищаться Софьей.
    На этом заканчивается 1 действие комедии.
    Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились? (нет, только с несколькими)

    Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами?(потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои – второстепенные)

    Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду)

    Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе?(конфликт Ч с московским обществом, его образом жизни и любовный конфликт, ведь Ч влюблен в С, а она – в М)
    Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые основные мотивы и проблемы : мотив лжи и глухоты (Л обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды); недовольство Ч московскими порядками, пока еще пассивное; влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился любовный конфликт.
    Прочитать 2 действие комедии, подготовить устный ответ на вопрос «За что хвалит Москву Фамусов и что в ней осуждает Чацкий?». Выписать в тетради крылатые фразы из первого действия, учить наизусть.



    написать администратору сайта