Грантхавали. Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)
Скачать 1.45 Mb.
|
1. Глава о Божественном гуру (1)1.1. Кто может быть тебе родней, чем истинный гуру? Hи один дар не сравнится с духовной чистотой. Кто тебе ближе, чем Хари (2)? Нет касты, подобной касте хариджана (3). 1.2. Я приношу себя в жертву моему гуру, не раз отдам [свое] тело [Тому], кто из человека превратил [меня] в Бога не помедлив ни мгновения. 1.3. Величие истинного гуру бесконечно, бесконечны его благодеяния. Он открыл [мне] глаза на бесконечное, он показал Бесконечного (4). 1.4. За имя Рамы взамен [мне] нечего дать. Чем обрадовать гуру? Вот желание, которое |терзает] мою душу. 1.5. Я приношу себя в жертву истинному гуру, свидетель [этого] – мое сердце. Калиюга (5) [тщетно] борется со мной, потому что твердо мое решение. 1.6. Истинный гуру взял лук [знания] и начал пускать стрелы (6) [наставлений]. Одна, которую он послал с любовью, осталась внутри [моего] тела. 1.7. Истинный гуру, настоящий воитель, метнул [в меня] одно-единственное слово. Как только оно коснулось [меня], в сердце [моем] открылась рана. 1.8. Истинный гуру с силой пустил стрелу, крепко держа лук [в руке]. Она опалила мое обнаженное тело, словно вспыхнул лесной пожар (7). 1.9. Не смеется, не говорит, душа парализована. [Говорит] Кабир: оружие истинного гуру глубоко проникло [в меня]. 1.10. Я стал немым, безумным, уши [мои] стали глухими. Перестали двигаться ноги, словно у паралитика, когда истинный гуру пустил стрелу. 1.11. Я шел путем, [проложенным] людьми и Ведами (8). [Но] впереди встретился [мне] истинный гуру и дал мне в руки светильник (9). 1.12. [Истинный гуру] дал светильник [знания], наполненный маслом [любви], фитиль которого никогда не сгорит. Кончил я торговать, больше не пойду на базар (10). 1.13. [Свет] знания вспыхнул, [когда] встретился гуру: никогда не отделяйся от него. Когда Гобиннд (11) оказал милость, тогда встретился гуру. 1.14. Кабир: встретил прославленного гуру – соль смешали с мукой (12). Все исчезло: каста, род, семья. Как назовешь меня теперь? 1.15. Если учитель слеп, [то] ученик [и] вовсе слепой. Когда слепой ведет слепого, оба они падают в колодец. 1.16. Не встретил [истинного] гуру, не стал [знающим] учеником – корысть повела [здесь свою] игру. Оба утонули в потоке, забравшись в каменную лодку (13) [неведения]. 1.17. Возжены шестьдесят четыре (14) светильника при четырнадцати лунах (15). Но какой же лунный свет может быть в доме (16), где нет Говинды (17)? 1.18. Чтобы разогнать темноту ночи, светят восемьдесят четыре лакха лун (18). С большим трудом [ты] родился [человеком], но все равно не обрел [истинного] зрения. 1.19. Какое счастье, что [я] встретил гуру: иначе бы погиб. Как мотылек (19), который летит на пламя светильника, пропал бы, все сознавая. 1.20. Майя – светильник (20), человек-мотылек, кружась вокруг [пламени], падает в него. Говорит Кабир: благодаря знанию, [полученному от] гуру, спасаются немногие. 1.21. Что делать бедному гуру, если ученик бестолков? Пытаться его пробудить – то же самое, что играть на бамбуковой свирели (21). 1.22. Сомнение (22) поглотило весь мир, но никто не поглотил сомнение. Только тот, кто пронзен словом гуру, поглотил сомнение. 1.23. Восседая на чауки (23), истинный гуру наградил [меня] стойкостью. Освободясь от страха и сомнения (24), Кабир поминает только [Бога]. 1.24. Если душа погрязла в заблуждениях, какой толк, что ты встретил истинного гуру? [Если] ткань загрязнена (25), что может сделать бедная красная краска? 1.25. Тонул [я], но спасся, волна [озарения] от гуру (26) вынесла [меня]. Увидев, что лодка дырявая (27), [я] тотчас покинул ее. 1.26. Гуру и Гобинд – едины, [но] формы [их различны]. [Только] уничтожив свое "Я" [и как бы] умерев при жизни (28), обретешь Творца. 1.27. Кабир: [тот, кто] не встретил истинного гуру, остался недоучкой. Приняв обличье аскета, просит милостыню, [ходя] от двери к двери. 1.28. Истинный гуру – настоящий воитель, [как] кузнец, он [кует] раскаленное железо. Он очищает его и делает [подобным] золоту (29), огнем выявляя его сущность. 1.29. Нашел опору, обрел стойкость, истинный гуру придал мне смелости. [И] на берегу озера Мансаровар (30) Кабир сторговал Алмаз (31). 1.30. С нетленным Сокровищем соединил [меня] истинный гуру, твердый, терпеливый. Многие хотели бы обрести [такое Сокровище] (32), но Кабир [ни с кем] не делится. 1.31. Игральная доска (33) раскинута на перекрестке между верхом и низом базара (34). [Говорит] Кабир: о слуга Рамы, думай, играя, о святом. 1.32. Схватив игральную кость любви [к Раме], превратил тело в доску [для игры]. Истинный гуру обучил игре Кабир даса (35). 1.33. Истинный гуру оказал милость – открыл мне тайну. Из облака любви полил дождь, наполнились любовью члены моего [тела]. 1.34. Кабир: облако любви излилось на меня. Душа [моя] пропиталась влагой, и все зазеленело в лесу моего [тела]. 1.35. [Я| познакомился с Господом (36) – Он все печали мои прогнал. Душа моя стала чистой, поэтому я стал вечным слугой [Всевышнего]. Комментарий(1) Уважение и доверие к гуру – духовному наставнику, без которого немыслимо подлинное познание истины и достижение спасения, свойственно всей индуистской традиции. Кабир в этом смысле не представляет исключения, и в любом сборнике его произведений значительное число двустиший посвящено восславлению "истинного гуру". Этими же стихами и открывается собрание стихотворений. (2) Хари – одно из имеен Вишну. В данном контексте под Хари Кабир понимает высочайшую божественную субстанцию. (3) хариджан (harijana, букв. "человек Хари", "божий человек"), или адепт, дас, бхакт, т.е. "слуга Хари" (вишнуит); обычно хариджанами именовались представителя низших каст, неприкасаемые. Кабир называет себя хариджаном, имея в виду и касту, и свою принадлежность к бхакти. (4) Бесконечный (Ананта) – в мифологии имя змея Шеши, на котором покоится Вишну в мировом океане. Данное имя может относится и к другим божествам. У Кабира – эпитет Рамы. (5) Калиюга – последний из четырех мировых периодов индийской космогонии, известный как век зла, насилия и страдания. Индийская космогония делится на четыре цикла, или юги: 1. Сатьяюга (истинный, или золотой век); 2. Третаюга (серебрянный век); 3. Двапараюга (медный, или бронзовый век); 4. Калиюга, или Кали ("черная", "бедственная", железный век). (6) стрела – метафора, символизирующая мистическое наставление, которое наставник-гуру передает своему ученику. Благодаря ему адепт постигает знание о Всевышнем. (7) лесной пожар (davaa) – познание божества порождает в душе адепта мистическое озарение, которое сравнивается с всепожирающим лесным пожаром. (8) Ведами: путь Вед – священных книг связан с традиционной индуистской религией. Кабир-бхакт отказывается от традиции Вед и обращается к пути любви-бхакти. (9) светильник – символ духовного прозрения, приобретенный благодаря слову истинного гуру. (10) базар – аллегорическое изображение мирской жизни, которая является источником соблазна для людей и лишает их возможности вырваться из круга перерождений (сансары), см. 1.19. (11) Гобинд, или Говинда, этимологизируется как "знаток коров", или "Глава пастухов", возводится к Гопендра, Гопала – именам пастуха Кришны, земного воплощения Бога Вишну. У Кабира гобинд – одно из многих имен неперсонифицированного Всевышнего. (12) По свидетельству Ш.Водевиль [96, 157], выражение "соль смешалась с мукой", близкое к пословице, – одно из клише средневековой поэзии хинди, обозначающее полное, неразделимое соединение. (13) каменная лодка – здесь под каменной лодкой подразумевается мирская жизнь, исполненная различных прегрешений, которые препятствуют адепту служить Богу и обрести спасение. В религиозно-философской литературе это понятие ассоциируется с вожделением, грехом, переселением душ и заблуждениями [12, 25, 137]. (14) "возжены шестьдесят четыре светильника" – здесь светильники соотносятся с 64 различными видами искусств (kalaa). Полный их список см. [108, 261]. (15) Согласно Ш.Водевиль [96, 151], "14 лун – это 14 лунных дней, которые обратились в 14 видов наук". Число наук определяется индийской традицией по-разному, при данном подсчете оно складывается из четырех Вед, шести ведант, из пуран, мимансы, ньяйи и дхармы, см. [108, 963-964]. Параснатх Тивари же замечает, что 14 лунных дней свойственны мусульманскому календарю, см. [60, 112]. (16) Дом может быть символом человеческого тела. Ср. в "Дхаммападе" [12, с. 145]. (17) См. примеч. 11 (1.13). (18) "восемьдесят четыре лакха лун" – это восемь миллионов четыреста тысяч (лакх – 100 тысяч) живых существ, в которых, перерождаясь, может воплотиться душа, но только одна оболочка – человеческая – позволяет освободиться из круга перерождений (сансары). (19) мотылек – символ безрассудной гибели. Приверженный мирским страстям человек гибнет, как мотылек в пламени. Этот образ – символ суфийской поэзии и бхакти. (20) Светильник в данном контексте символизирует мирское бытие ("мая"), в пламени которого сгорает человек, ввергнувший себя в пучину мирских страстей. (21) Кабир сравнивает нерадивого ученика, не прислушивающегося к наставлениям своего учителя, с полой бамбуковой трубкой, в которую сколько не дуй, все равно не извлечешь музыкального звука. (22) сомнение – здесь отсутствие осознания себя и Божества как единого целого. (23) чауки – высокий деревянный помост, на котором восседает сам гуру, а его ученики обычно располагаются ниже. (24) освободясь от страха и сомнения – имеется в виду состояние, при котором исчезает страх перед мирскими искушениями. (25) [если] ткань загрязнена – данная фраза плохо поддается переводу. П. Тивари интерпретирует слово "грязь" двояко: 1) грязь – paasi, букв, "пыль", "грязь", "навоз" (удобрение); 2) специальный способ вымачивания ткани перед ее окраской [60, 163]. Шарлотта Водевиль переводит фразу так: "Если материя испорчена". Слово paasi понимается, как "грязь". При опросе ткачей Бенареса, существует ли специальный способ окраски, она получила утвердительный ответ, однако с этим выражением ткачи оказались незнакомы [121а, 166]. П. Сингх слово paasi читает, как put denaa – "слегка обрызгать", "подкрахмалить", "подкрасить" [59, с. 75]. (26) В "Адигрантхе" [11, 64] вместо гуру ("наставник") дается гуна ("добродетель"), отсюда перевод – "волна добродетелей". (27) лодка дырявая – символизирует мирское существование. У Ш. Водевиль-человеческое тело [96, 154]. (28) умерев при жизни (или умереть заживо) – эта концепция, заложенная уже в "Бхагавадгите", была разработана последующей вишнуитской традицией. Она содержит идею отказа от мирского бытия при жизни, чтобы полностью отдаться служению Господу и тем самым обрести спасение от цепи перерождений. (29) Золото в данном случае символизирует духовную чистоту. (30) Мансаровар – озеро Манаса в Гималаях, которое считается священным. Ш. Водевиль предлагает: "небесный источник", "амброзия" [96, 101]. (31) Алмаз ("хира") – у Кабира часто является аллегорическим изображением Рамы, символом знания любви-бхакти. (32) Имеется в виду Всевышний. (33) игральная доска – клетчатая крестообразная доска для игры с исполь зованием шестнадцати фишек четырех цветов и трех игральных костей: в игре участвуют двое. Здесь доска является символом человеческого тела, находящегося в мире сансары ("базар"). Ш. Водевиль отмечает, что это сравнение принадлежит эзотерическому языку тантрической традиции [96, 159]. (34) между верхом и низом базара – это выражение Ш. Водевиль интерпретирует как парное сочетание, передающее процесс дыхания – вдох и выдох согласно философии хатха-йога [96. с. 101]. (35) дас – санскр. dasa (букв, "слуга", "раб") – адепт, бхакт. (36) В тексте: Пура (букв, "полный", "пройденный", "истекший"); у Кабира – одни из эпитетов Всевышнего. «Если вы спросите: «Нужда, горе, грех, страдание, несчастия – что это такое?» Я отвечу, что они существуют только для дживы (для индивидуального «я»). Они не задевают Брахмана. То, что есть зло для дживы, не есть зло для Брахмана, точно также, как яд в клыках змеи не есть яд для самой змеи» Рамакришна |