Главная страница

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ. ВКР_Багандова. Кафедра теологии и социальногуманитарных дисциплин


Скачать 0.96 Mb.
НазваниеКафедра теологии и социальногуманитарных дисциплин
АнкорСОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ
Дата25.08.2022
Размер0.96 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР_Багандова.docx
ТипДиссертация
#653124
страница4 из 5
1   2   3   4   5

2.3. Заблуждения о правах и статусе мусульманке
Миф № 1. «Мусульманкам нельзя получать образование. То, чему учат мусульман, – антинаучно».

Ислам особенно подчеркивает важность образования и стремления к знаниям:

«И говори: “Господи! Приумножь мои знания”» (Коран, 20:114);

«Каждый мусульманин обязан стремиться к знаниям» (Тирмизи).

Слово «мусульманин» подразумевает и мужчин, и женщин.

Понятие образования в исламе имеет настолько большое значение, что от мусульман требуется задавать вопросы даже о самом Коране:

«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Коран, 38:29).

И это то, что всегда делали мусульмане. Фатима аль-Фихри, мусульманка, жившая в IX веке, основала первый в мире университет (он действует и сегодня, это Университет Аль-Карауин в Фесе, Марокко).

Миф № 2. «Женщина в доме не имеет права ни на какое имущество и финансовую безопасность, ей нельзя работать. Если она хочет развода, то она обязана вернуть свой свадебный подарок и не должна ни на что претендовать».

Первым в Европе документом, официально закрепляющим за женщиной право владеть каким-либо имуществом, является «Акт об имущественных правах замужних женщин», принятый в 1860-х годах. Француженкам пришлось ждать подобного документа до 1938 года.

Ислам закрепил за женщиной право на имущество, работу и прочие материальные права, обеспечивающие независимость женщины, на 1400 лет раньше.

Ислам уважает право женщины на финансовую безопасность. Женщина обладает всеми правами на подарок, который получает при замужестве, и не лишается этого права ни при разводе, ни при размолвках с мужем (в отличие от многих азиатских культур, где брачный дар получает мужчина).

Мусульманка также имеет право оставить свою фамилию, имущество, которым она владела до брака, а также право на любой доход, полученный ею в браке. Ее имущество принадлежит только ей, а не семье или мужу.

Если при разводе с ней остаются дети, она имеет право получать материальное обеспечение на детей. Ислам не игнорирует тот факт, что развод связан с трудностями для женщины, и заботится о ней:

«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного» (Коран, 2:231).

Таким образом, ислам не только не является религией, ущемляющей женщин в материальных вопросах – ислам стремится оградить женщину от трудностей и обеспечить ее права.

Миф № 3. «Женщина в исламе не имеет права высказывать свое мнение. Если она осмелится вставить слово, ее накажут».

Более половина знаний об исламе идет от женщины. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала более двух тысяч хадисов, являющихся для мусульман важнейшим источником духовного руководства, и известна тем, что учила знаменитых ученых.

Никакая другая крупная религия не возносит женщину настолько высоко, чтобы позволить ей учить мужчин религиозным добродетелям, а тем более быть фигурой, влияющей на мужчин и женщин, и стоящей выше них в политической и общественной жизни.

Первая жена Пророка (мир ему и благословение) Хадиджа дважды овдовела, прежде чем выйти за него замуж, и была одной из самых преуспевающих деловых женщин древней Аравии. Хадиджа была первой женщиной, которая приняла ислам.

Недооценивать роль женщины в исламе значит недооценивать то положение, которое ей всегда отводил ислам. Даже 1400 лет назад были женщины, превосходившие мужчин. Поэтому неразумно и нелогично говорить, что мусульманка «не имеет права на собственное мнение», когда полтора миллиарда мусульман во всем мире обретают духовное руководство, опираясь на авторитет женщины (Аиши).

Миф № 4. «Неуважение к женщине – обычное дело, так как мужчина выше женщины».

Это заблуждение многократно опровергается Кораном:

«Господь их ответил им: “Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина…”» (Коран, 3:195).

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» (Коран, 4:124).

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).

Коран постоянно подчеркивает понятие равенства, хотя он явлен во времена, когда было невероятным равноправие между племенами, не то что равноправие между мужчиной и женщиной.

В ту эпоху отношение к женщинам во всем мире было ужасным. На Западе заседали советы, решавшие, есть ли у женщины «душа», и рассматривавшие ее как предмет купли-продажи. Практически такая же ситуация была и в Аравии.

Учитывая это, религия, заявившая, что «рай лежит у ног матери», принесла радикальное обновление. Пророк (мир ему и благословение) учил, что

«Девочки – это милосердные и благословенные создания»

а Коран обязал мужчин жить с женами так:

«...достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Коран, 4:19).

Ислам не только не закрепляет за мужчиной более высокое положение, но и дает женщине защиту, в которой она нуждается.

Ислам признает, что мужчины и женщины имеют разную психологию и возлагает на мужчину обязанность расходовать на женщину часть своего

имущества. Женщинам же дается перерыв от молитвы, поста и других религиозных обязанностей, в зависимости от ее потребностей.

Ислам не только призывает к полному равенству, но и признает различия и велит мужчинам относиться к женщинам справедливо, ответственно и великодушно.

Ислам – религия, провозгласившая равенство и толерантность во времена, когда новорожденных девочек просто закапывали живьем, чтобы не иметь с ними проблем в будущем.

Стоит сопоставить религию, которая 1400 лет назад давала женщине право на участие в государственном управлении, на собственность, на образование, на обеспечение ее ребенка, на собственные сбережения, профессиональный и личный рост и развитие, с религиями, которые навешивают на нее ярлык символа дискриминации женщин.

Критики называют ислам «средневековой религией», но приведенные выше простые примеры показывают, что добродетели, проповедуемые исламом, не знают временных границ.

Например, в Великобритании сдвиг в сторону расширения прав женщин начался только с зарождением движения суфражисток, но разница в правах мужчины и женщины на Западе чувствуется и сегодня, например, в разнице зарплат. И напротив, ислам с самого начала делал равноправие нормой закона, и это произошло в гораздо худших условиях.

Положение женщины и ее статус в исламе – широко обсуждаемая и вызывающая множество дискуссий по всему миру тема. То, что некоторым со стороны кажется угнетающим, на самом деле предоставляет женщине защиту и оберегает ее. Из знамений Аллаха, доказывающих Его всемогущество, то, что Он создал людей парами, мужчинами и женщинами, чтобы они находили друг в друге успокоение и спокойствие души. В исламе жена считается основой семьи и общества. Ислам возложил на неё важные обязанности и гарантировал ей огромные права.

Женщина – сначала дочь, потом жена, мать и просто хозяйка, и в каждом положении она обладает высоким статусом и почетом. Когда она дочь, она открывает дверь в Рай для ее отца. Когда она жена, она завершает половину Веры ее мужа. Когда она мать, Рай лежит под ее ногами. Женщина, как и мужчина, имеет право на защиту своей чести и уважение собственного достоинства. В исламе женщине дано нежное и бережное отношение к ней, не возложено на нее сверх ее обязанностей, она наделена правами и положением под опекой сначала отца, потом мужа, принимая во внимание физиологические и психологические особенности женщины.

Роль и положение женщины в исламе велики, в исламе нельзя пренебрегать женщиной, Всевышний Аллах контролирует отношение мужчин к представительницам прекрасного пола и предписал им обращаться к ним по достоинству: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Обходитесь с женщинами хорошо (то есть относитесь к ним наилучшим образом, не притесняйте их, соблюдайте их права, уважайте, направляйте к добру…)».

Лучшим показателем статуса женщины в исламе являются Коран и Сунна пророка Мухаммада (мир ему), в которых представляется истинное положение и возвеличивание женщины:

  1. Однажды, путешествуя, пророк Мухаммад (мир ему) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (мир ему) сказал ему: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее!»

  2. «Девочки – это милосердные и благословенные создания. Тому, у кого есть одна дочь, Всевышний Аллаh сделает ее преградой от огня Ада. Тот, у кого есть две дочери, из-за них он войдет в Рай. С того, у кого есть три дочери или младшие сестры, которые ему как дочери, которых он кормит и опекает, снимается ответственность за милостыню».

  3. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Когда ты смотришь с радостью на сына, то это записывается тебе как благо, а когда смотришь с радостью на дочь, это записывается как награда. Начинайте с дочерей, ибо Аллаh Всевышний нежен и мягок к ним».

  4. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Когда на свет появляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют «Мир вам, обитатели этого дома!» Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: «Как она слаба и беспомощна и вышла из слабого тела. Если отец будет растить ее, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха» (ат-Тарбани).

  5. Каждую ночь беременная женщина получает награду как за ночь, проведенную в ибадате и как за день поста.

  6. Женщина за рождение ребенка получает награду как за 70 лет намазов и держания поста. И награду 1 хаджа за боль, которую она перетерпела.

  7. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда женщина беременеет, ей записывается вознаграждение постящегося днем и молящегося ночами на пути Аллаха. А когда наступают схватки, никто из творений Аллаха не знает, какое число вознаграждений ждет ее за это. После того, как она родит и станет кормить ребенка, то за каждый глоток, за каждое сосание ей запишется награда, как будто она оживила мертвого. Когда она прекратит его кормить, ангел похлопает ее по плечам и скажет «Продолжай зарабатывать награды».

  8. Кормящая мать получает 1 награду (1 саваб) за каждую каплю молока, которым она вскармливает ребенка.

  9. Однажды к посланнику Аллаха пришел один человек и спросил: «О, посланник Аллаха, к кому из людей я должен относится лучше всего?» Посланник Аллаха ответил: «К матери». Человек снова спросил: «А затем к кому?» Пророк ответил: «К матери». Человек еще раз спросил: «А затем к кому?» Пророк ответил: «К отцу».

  10. Мать получает саваб как за выполнение намаза и поста в течение 1 года, если она, не возмущаясь, встала ночью дать молоко ее плачущему ребенку.

  11. Если муж вернулся домой в неважном расположении духа из-за неприятностей и забот, тяготящих его, и получил радостный прием, успокоение и поддержку жены, то такая жена получает награду как за половину джихада.

  12. Женщина, которая посылает мужа на Пути Аллаhа (фи сабилиллях), а сама остается дома, соблюдая свое достоинство (и охраняя вверенное ей имущество и т.д.), войдет в Рай на 500 лет раньше ее мужа, и 70 тысяч ангелов будут в ее распоряжении. В Раю ей сделают гусль, и, сидя на горе жемчуга, она будет ожидать прибытие своего супруга (в Рай).

  13. Когда муж возвращается домой, и жена подает ему еду (будучи верной и добропорядочной женщиной), то она получает награду как за 12 лет ибадата.

  14. Если женщина во время подметания пола в доме читает зикр, то она получает саваб как если бы подметала в Священной Каабе.

  15. Для добродетельной женщины, выполняющей намазы и держащей пост и делающей мужа довольным, все 8 дверей Рая будут открыты, она сможет войти через любую на этих дверей.

  16. В Раю люди будут искать Господнего присутствия, а Аллаh удостоит особой чести тех женщин, которые соблюдали нормы одежды мусульманки в земной жизни (хиджаб).

  17. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Те женщины, которые войдут в Рай, за те благодеяния, которые они совершали на земле, будут превосходнее и красивее гурий».

  18. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Женщины этого мира превосходят гурий в семьдесят тысяч раз».

  19. Посланник Аллаhа (мир ему) сказал:«Не сообщить ли вам о тех, кто будет среди обитателей Рая? Это Пророк, праведник, мученик на пути Аллаhа (шахид), человек, который ради Аллаха, посещает далеко живущего брата-мусульманина. Это ваши рожающие и милосердные жены, которые после ссоры с вами первыми приходят к вам, кладут свои руки на ваши, и говорят: «Я не могу заснуть без твоего довольства мною».

  20. Посланник Аллаха (мир ему) обращаясь к женщинам сказал: «О женщины! Лучшие из вас войдут в Рай раньше, чем мужчины. И после того, как эти праведницы совершат полное омовение и украсятся, они выедут на лучших конях встречать своих мужей, и на них будут драгоценности, и рядом с ними будет прислуга, и они будут как блистающие жемчужины!»



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке.

Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т.е. устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

Ислам – это идеология, которая помогает человечеству избежать многих проблем, с которыми современный человек стоит лицом к лицу. Ведь Создатель не просто создал и бросил нас в этот мир, но Он отправил инструкцию по пользованию этой жизнью – Коран.

Согласно Корану, роль женщины на земле не ограничивается только с рождением ребенка. Она необходима, чтобы сделать, как много добрых дел, как и любой другой человек должен был сделать. Коран никогда не говорил, что женщина является виновницей и что она предложила фрукт Адаму. В Исламе Бог никогда не наказывает кого-либо по ошибке другого, каждый в ответе только за то, что он сделал. Создание Евы в Коране принесло много счастья Адаму и он не был больше одинок, напротив, Коран дал указание всем верующим женщинам следовать примеру тех идеальных женщин, как Дева Мария и жена фараона Асия».

До 19 века женщина в Европе считалась существом, которое в рассмотрение никто не принимал. «Ученые» и «философы» затевали споры по этой проблеме. Например, обсуждался вопрос, есть ли у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским, либо несколько выше?!

В Коране и Сунне нет запрета на выполнение общественной работы.

Мусульманка имеет право на учебу. «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», – говорил Пророк Мухаммад (мир ему). Вспомним слова того же Ницше: «Если женщина обнаруживает склонность к науке, то обыкновенно в ее половой сфере что-нибудь да не в порядке», или Демокрита: «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно»!

Какой бы ни была роль женщины, будь то жены, матери или предпринимателя, работающего вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям – это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Женщина. «Будущее нации – в руках матерей», – говорил Бальзак. Один поэт также сказал: «Мать – это школа, которая готовит к жизни благородный народ».

Например, Аиша (да будет доволен ею Аллах) имела не только религиозное образование, но и отличалась в поэзии, литературе, истории, медицине и в других отраслях науки, которые тогда были известны.

Аль-Карауи́н (араб.جامعةالقرويين‎, фр. UniversitéAl-Karaouine) – университет в городе Фес (Марокко). Основан Фатимой аль-Фихри в 859 году, является одним из духовных и образовательных центров исламского мира. Из стен университета вышел ряд учёных, философов и богословов, оказавших значительное влияние на развитие мусульманской и мировой культуры.

Составителями Книги рекордов Гиннесса признаётся «старейшим в мире постоянно действующим высшим учебным заведением». В соответствии с ЮНЕСКО Аль-Карауийн старейшее существующее и постоянно действующее в мире учебное заведение.Помимо богословия изучались также риторика, логика, медицина, математика, астрономия, химия, история, география и музыка.

В Средние века Аль-Карауин сыграл огромную роль в развитии культурных связей христианской Европы и мусульманского Востока. С университетом были связаны такие учёные и философы, как Ибн Араби, Ибн Хальдун, Аль-Идриси, Маймонид, Лев Африканский. В Аль-Карауин предположительно изучал математику папа римский Сильвестр II.

Следуя примеру мусульман, сицилийский король Роджер II в 1090 г. основал в Салерно первый европейский университет.

Преподаватели и студенты в медресе и университетах носили особые одежды, и когда правители и министры посещали эти заведения, они тоже облачались в такие одежды. Эта традиция была заложена в период правления Омейядов, однако одежды преподавателей в разных странах и в разные периоды отличались. Традиция носить университетские мантии, которая до сих пор сохраняется во многих европейских и американских университетах, была заимствована у мусульман.

Мусульманка имеет право иметь свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению. Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права! Вплоть до конца XІX века в Англии, мужчина распоряжался личной собственностью и всеми видами доходов от ее имения и имущества жены по своему усмотрению. Мусульманка имеет полное право голоса во всех социальных, политических сферах и на всех уровнях государственной политики. Достаточно вспомнить, что в США женщины добились своего избирательного права только в 1920 году! Не получила, а именно добилась – путем манифестаций, забастовок.

Таким образом мусульманской женщине дана своя роль. Уже 1400 лет назад Господь возложил на нее определенные обязанности и наделил правами. Они – от Бога и предназначены сохранить гармонию в обществе, то, что может казаться несправедливым или отсутствующим в одном месте, компенсируется или объясняется в другом месте.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта