СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ. ВКР_Багандова. Кафедра теологии и социальногуманитарных дисциплин
Скачать 0.96 Mb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» ФАКУЛЬТЕТ ТЕОЛОГИИ КАФЕДРА ТЕОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН БАГАНДОВА Барият Яхъяевна ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (Магистерская диссертация) СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ Направление подготовки 48.04.01 Теология Магистерская программа – «Государственно-конфессиональные отношения» Научный руководитель – к.филолог.наук, доцент Гасанова Гаяна Шамиловна Диссертация допущена к защите _______________________ Зав. кафедрой _______________________________________ Дата представления __________________________________ Дата защиты ________________________________________ Оценка _____________________________________________ МАХАЧКАЛА, 2021 CОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В современном мире более полмиллиарда женщин соблюдают требования традиционных исламских норм, так как проживают в обществах, в которых действуют религиозные каноны. Во многих мусульманских странах роль женщины в семейной и общественной жизни, а также состояние женских прав в целом рассматривается через зеркало религии. Иными словами, контекст прав женщин определяется на основе шариата, интерпретируемого мусульманскими богословами традиционалистами посредством государственного законодательства. Распространяя тезис о необходимости предохранения морально- нравственного облика общества, мусульманские правоведы оправдывают религиозную доктрину как средство обслуживания патриархальных ценностей, и стремятся сохранить соответствующие структуры. Однако в действительности многие ограничения, предусмотренные этими законами, не связаны с исламом, иногда они даже противоречат религиозной доктрине, хотя самим обществом признаются как исключительно религиозные. Ислам – религия любви, добра, мира и чистоты. Он затрагивает темы поведения женщины по отношению к своему Господу, в обществе, в семье и к самой себе. Нравом мусульманки также должен быть Коран – Мудрая Книга Аллаха. Её личность должна быть воплощением Священного Корана и Пречистой Сунны. Мусульманка должна служить примером для окружающих людей и для членов своей семьи, в том числе и для своих детей. Большинство великих мужчин, чьи имена остались на страницах исламской истории, стали таковыми благодаря своим матерям. Они впитали с молоком матери благородство её души и её безупречный нрав – нрав, который появился благодаря искренней вере в Создателя и неуклонному следованию Корану и Сунне. В современных условиях, на наш взгляд, проблема философского, религиоведческого и исторического анализа данного вопроса актуальна, так как положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в Дагестане и в России в целом, возрастания интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблем, связанных со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем наше обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порождаемых в последние годы в условиях возрастания общественного и научного интереса к религии и религиозной практике. Степень разработанности проблемы. Статус женщины в исламе многими исследователями признается одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д. Наряду с другими проблемами в отечественной исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60-х годах XX века, рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С., Пальвано- ва Б., Вагабов М.В., Ахметханова П., Шайдуллина И., ряд других авторов. Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР. Иными словами, теоретические исследования этих авторов во многом детерминированы состоянием прав и свобод женщин в обществах с высокой степенью религиозности. В советский период истории нашей страны большой вклад в исследование статуса женщины в исламе, проблем семьи и брака, эволюции семейно-бытовых традиций в мусульманском обществе внес профессор М.В. Вагабов. Многие ключевые проблемы, исследованные им еще в 60-70-х годах, а также в последующий период, находят свое отражение в современных исследованиях ученых, причем не только в западных странах, но в значительной степени в мусульманском мире. Например, работы видной египетской исследовательницы статуса женщины в исламе Наваль ал-Саадави, опубликованные в США в 90-х годах, содержат основные тенденции и тезисы, отмеченные М.В. Вагабовым намного раньше, в основном в 60-х годах. В особенности это касается проблем хиджаба и отдельных аспектов брачно-семейного законодательства. Надо сказать, что данную проблематику М.В. Вагабов плодотворно исследовал и в последующие годы1. Примечательно также и то, что в настоящее время сами женщины в исламском мире осознали необходимость научного исследования этих проблем, так как прежнее доминирование в этой области богословов- мужчин не придало их статусу позитивного импульса развития, наоборот, оно было направлено на ограничение их прав и свобод, еще большее закрепощение в рамках патриархальной системы. Самое широкое отражение тема статуса женщины в исламе находит в зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и странах Запада, особенно США и Великобритании. В первую очередь, это связано с интересами политических институтов этих государств в мусульманском мире, а также с наличием в них довольно многочисленных исламских диаспор. Можно сказать, что в этой области сложились целые школы научной мысли, в рамках которых одни авторы оправдывают те или иные аспекты положения женщины в мусульманском мире. При характеристике состояния изученности данного вопроса приходится констатировать, что многие западные авторы придерживаются позиций этноцентризма. Мусульманские авторы, большое внимание уделяют религиозно- богословским. Можно отчетливо наблюдать наличие взаимоисключающих научных подходов, мнений и суждений в рамках одной и той же проблемы. Например, некоторые авторы из мусульманских стран говорят о достижениях ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в мусульманском обществе. Другие же подвергают критике многие положения социально- правового статуса женщины в исламе. Многие современные авторы проводят поверхностные сравнения между положением женщины в шариате и ее статусом в доисламский период истории, между шариатом и римским правом, пытаясь доказать, что положение женщины в исламе намного лучше. Исследования мусульманских авторов, посвященные общетеоретическим проблемам в рамках исследуемой нами темы, составляют отдельный пласт. Здесь «страноведческие» работы мы выводим в отдельную категорию, так как они составляют различные, локальные трактовки в зависимости от страны, ее обычаев, уровня социально-экономического развития и культуры. К их числу можно отнести исследования таких мусульманских авторов как А. Рамадан, А.Ал-Хибри, X. Ал-Мугни, 3. Анвар, Д. Кандиюти, 3. Мир-Хусейни и др. К числу других зарубежных исследователей, наиболее плодотворно работающих в области изучения статуса женщины в исламе, следует отнести Л. Ахмад, Ф. Мернисси, Н.Саадави, С. ат-Турки и некоторых других. Цель исследования. Целью диссертации является изучение основополагающих принципов, характеризующих статус женщины в исламе, его социально-правовые особенности и характер их трансформации в современных условиях. Задачи исследования. В диссертации предпринимается попытка решения следующих основополагающих задач: -исследовать ключевые проблемы, характеризующие социально-правовой статус женщины в Коране, сунне и мусульманском праве; - проследить особенности трансформации правового и социального статуса женщины и характер современных интерпретаций статуса женщины в исламе; - рассмотреть некоторые проблемы гарантий прав женщин в мусульманских странах и социально-экономические предпосылки возникновения феминистских движений в странах ислама. Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации с привлечением большого числа новейших работ исследован статус женщины в исламе и мусульманском обществе, критически рассмотрены отдельные положения мусульманского права. В диссертации прослеживаются эволюционные проявления правового и социального статуса женщины в современном исламе, показан характер его современных интерпретаций, выявляются социально-экономические предпосылки и объективные условия возникновения феминистских движений в некоторых мусульманских странах. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как «религиоведение», «философия религии», «социология религии», они могут найти применение и при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама. Выводы диссертации могут представить интерес и для практических работников социальной сферы, специалистов в общественно-политической и государственно-правовой области. Структура диссертации соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В КОРАНЕ, СУННЕ И МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ 1.1. Ключевые аспекты социально-правового статуса женщины в Коране и Сунне Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда государств, в особенности, на положение прав и свобод человека, на статус женщины в обществе. С самого начала своего появления ислам инициировал серьезные изменения в основанном на патриархальных нормах аравийском обществе. В период, когда никакая иная система не предоставляла в таком объеме женщине прав в социальной и правовой сфере, в обществе, где рождение девочки расценивалось как, проклятие, где сама женщина считалась движимым имуществом, ислам стал рассматривать женщину как личность. Известно, что Коран делает большой акцент на человеческое достоинство права и свободы, выступает против любой формы дискриминации на основе расы, национального происхождения или рода. В исламе женщинам гарантируется четыре фундаментальных права: право в области норм, связанных с отправлением требований религии, право на приобретение, право на недвижимость и право на гарантию личного достоинства ('ирд). Каждое из этих прав и свобод государство и его действующие законы обязаны защищать. Именно с учетом этого положения можно лучше понимать перспективы развития исламского закона и значимость женской роли в создании полноценного общества. Коран подчеркивает фундаментальное равенство мужчин и женщин в таких жизненно важных для мусульман вопросах как образование и религиозные обязанности. Вместе с тем проблематика равенства по признаку пола находится на ином уровне и в иной сфере гарантий прав и обязанностей. Наиболее священная ответственность женщины в исламе связана с тем, что она является матерью и женой, так как считается, что именно она формирует будущее той или иной нации, что она может должна воспитывать детей, не заставляет женщину оставаться в затворничестве. В различных главах Корана п одтверждаются и раскрываются женские права, имеющие отношение к браку, разводу, собственности, наследованию, воспитанию детей, свидетельствованию. В историческом контексте коранические нормы имели и имеют положительное воздействие на права женщины. Мухаммад (с.а.в.) в первые годы пророчества в соответствии со статусом рассматривал женщин практически наравне с мужчинами, он считал их важной частью мусульманской общины. Однако ситуация изменилась после переселения первых мусульман в Медину. Более того, статус женщины продолжал быстро меняться с расширением границ исламской империи и вместо относительного равноправия, они стали рассматриваться более низкими по своему статусу, чем мужчины. Таким образом, начиная с раннего средневековья, мусульманки находились в несколько подчиненном положении, что существенно отличалось от их положения даже в доисламской Аравии. В связи с этим некоторые мусульманские авторы полагают, что если пророк не имеет прямого отношения к этой негативной трансформации положения женщины в обществе, то ее статус может быть преобразован. С другой стороны, считают они, если эти изменения были сознательно защищены Мухаммадом (с.а.в.) и закреплены в Коране, то какие-либо преобразования невозможны, ибо данное обстоятельство будет рассматриваться как ее абсолютный статус в исламе. Дева Мария – наиболее важный женский образ в Коране. Девятнадцатая сура названа по ее имени, и она единственная женщина, упоминаемая в Коране безотносительно мужа. Другие женщины, истории о которых рассказаны в Коране, никогда не упоминаются по именам и названы женами их мужей. Когда Коран касается женской проблематики и говорит об этом в рамках и категориями социального явления, то не ставится прямая цель усечения прав женщины или принижения ее роли в семье и обществе. Но несмотря на это, преобладающий тон задается соответствующим текстом из суры «Женщины». В нем, в частности, говорится: «Мужья – попечители жен [своих], поскольку одним (т.е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т.е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] средства из имущества»2. Другое ключевое положение связано с тем, что Коран говорит о разочаровании матери Марии, которая родила девочку. «Но Богу [было] лучше знать, кем разрешилась она, ведь мальчик не то что девочка»3. В этих коранических стихах мы можем заметить попытку Мухаммада проецировать на библейский эпизод концепцию бедуинской женщины4. Что касается коранического сюжета о сотворении женщины, то здесь никакое различие в статусе мужчины и женщины не делается. Согласно исламской версии, Адам был первым мужчиной. «Сотворил Он супругов – мужа и жену»; «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами, сотворили вас народами и племенами, чтобы уважали вы друг друга»5. Исходная кораническая посылка заключается в том, что Бог обращается с повелениями, запретами и установлениями к обоим полам. Таким образом, человечество в исламе начинается так же, как и в иудео-христианской традиции – с Адама и Евы. Оба пола созданы из единой души и нет никакой речи о предпочтении одного другому. В Коране об этом говорится: «О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного существа живого, и из него же сотворил ему пару, а от них обоих [произвел и] расселил [по свету] мужчин и женщин множество»6. Адам и Ева были изгнаны из райского сада из-за вкушения плода с дерева, запрещенного Богом, то есть в результате нарушения запрета. В этой истории самое худшее то, что ответственность и наказание за «первородный грех» стали для женщины наследуемыми понятиями. Естественным образом это делает не только Еву, но и всех женщин ответственными за все человеческие страдания. В силу этого христианскими богословами вина за это всегда возлагалась на женщин. В нем прямо заявляется, что «ни одна [душа] грешная не понесет ноши [грехов] другой [души]»7. С огласно коранический версии, после того, как дьявол поговорил с Адамом и Евой о запрещенном плоде они приняли согласованное решение вкусить от него. Когда же Бог обнаружил ослушание его воли, то каждый из них принял равную часть вины. Попадание в рай связывается исключительно с делами человека в земной жизни. Пол при этом не имеет значения. Коран по этому поводу говорит: «И возвратимся мы [все] к Богу, а преступающим дозволенное уготовано пламя [адское]»8. Коран жестко осуждает этот отвратительный обычаи: «Когда сообщают кому-нибудь из них (т. е. из арабов-язычников) весть о [рождении] девочки, мрачнеет лицо его от огорчения, прячется он от людей из-за вести дурной [и не знает], оставить ли [дочь] в живых, снося унижение, или же предать [ее] земле. О, как скверно то, на что решаются они»9. Нужно отметить, что эта преступная практика не прекратилась бы в Аравии, если бы не была остановлена силой коранического слова10. Более того, Коран не проводит различий в отношении фактов рождения девочки или мальчика. В отличие от Библии, Коран считает рождение девочки даром и благословением Всевышнего, таким же, как и рождение мальчика. В Коране рождение девочки, как божественного дара, даже упоминается первым: «Властен Аллах над небесами и землей. Творит Он то, что пожелает, дарует, кому пожелает, потомство пола женского, а кому захочет – мужского». Мухаммад обещал тем, у кого рождались девочки, великое вознаграждение за доброе отношение к ним. Например, в сборниках Бухари и Муслима встречаются такие хадисы: «Тому, кто воспитает дочерей, и будет по-доброму относиться к ним, они станут защитницами его от пламени адского». «Тот, кто воспитает двух девочек до их совершеннолетия, тот в Судный День будет со мной рядом». В одном из них, приписываемых ал-Бухари, женщина сравнивается с изогнутым ребром. Если попытаться ее выправить, повествуется в этом предании, то ребро может сломаться. В другом хадисе несовершенство женщины также сравнивается с кривизной ребра, из которого она якобы создана. Конечно, мы можем принять в расчет то, что говорится в Коране относительно статуса женщины в доисламскую эру, а также попытки мусульманских историков доказать, что ислам существенно улучшил положение женщины. Но мы должны признать и то обстоятельство, что ислам не был способен в полной мере реализовать эти преобразования по той простой причине, что те же самые концепции о женском статусе сегодня все еще сохраняются в ряде исламских стран. Глобальная цель Мухаммада состояла в том, чтобы установить в аравийском обществе новый моральный кодекс для достижения окончательного триумфа новой веры, вынудить, наконец, бедуинов признать существование единого Аллаха. Как было упомянуто выше, наиболее важный коранический стих, который правоведы чаще всего цитируют для доказательства подчиненного статуса женщины по отношению к мужчине, встречается в суре «Женщины»11. Согласно ат-Табари, этим стихом Бог дает знать, что мужчины отвечают за их женщин непосредственно»12. Данное положение Корана в течение длительного времени подвергалось противоречивым толкованиям. Интересно отметить, что даже институт иджтихада, позволявший комментировать его, нередко использовался для закрепощения женщины. Характерно, что в разные исторические периоды встречаются и соответствующие толкования. Для большинства комментаторов этого аята главная цель заключалась в том, чтобы доказать зависимое положение женщины по отношению к мужчине. Так, в своем комментарии к этому стиху ат-Табари приводит хадис, рассказанный Ибн Аббасом. В нем говорится: «[Мужчина] – командующий и [женщина] должна повиноваться ему во всем, что Бог повелевает ей, чтобы она повиновалась ему. Повиновение мужчине в интересах ее же семьи». В суре……….. Кстати, в 35-м аяте словосочетание «мужчины и женщины» повторяется 10 раз13. В этом стихе, прежде всего, важно понять, что Коран приравнивает мужчин и женщин как верующих, причем доказывающих это на практике14. Иными словами, не достаточно иметь только веру в религиозный принцип, он должен быть и реализован на деле. То же самое касается вопроса равенства мужчин и женщин; этот принцип, который нашел свое отражение в Коране, должен также быть осуществлен на практике. Ссыпаясь на вышеупомянутый стих, современная исследовательница проблем, связанных со статусом женщины в исламе, Фатима Мернисси пишет, что указанные в этом кораническом тексте такие этические качества как милосердие, целомудрие, правдивость, терпение, благочестие «имеют также политические и социальные измерения»15. Отметим также, что несмотря на природные различия, мужчины и женщины абсолютно равны в духовной сфере. И если Коран различает мужчин и женщин в вопросах земных, то он «не различает их в вопросах веры, самосовершенствования, в ответственности за свои поступки, стремлении к знаниям, образованию, культуре, выполнении религиозных обязанностей»16. Согласно Корану и положениям мусульманского права, женщина наделена некоторыми личными, гражданскими, имущественными и другими правами. Кроме того, введение у мусульманских народов юридического оформления брака, урегулирование на основе Корана, а позднее и шариата, некоторых сторон семейных отношений были для своей эпохи прогрессивным явлением. Но здесь, на наш взгляд, необходимо исходить из того, что ее статус при исламе приобрел стабильность, она приобрела права, которых у нее никогда не было. Ислам в первых двух десятилетиях его появления, подобно любому новому порядку, сделал уступки некоторым установившимся нормам. Это было необходимо, потому что это было новое движение, и преобладающие социальные отношения поддерживались в течение предыдущих столетий. Доисламские социальные отношения, которые обеспечивали женщину относительной экономической и социальной свободой, должны были быть, по крайней мере, частично приспособлены к новым условиям. Женщина в доисламской Аравии могла оставаться в пределах их собственных племен в противоположность тому, что она оказалась под полным покровительством их мужей, защищенным исламом. Особенности социальной доктрины ислама в целом отразились на формировании основных воззрений мусульманской идеологии на семью и семейные отношения. Основой основ мусульманских взглядов на брак, семью и семейный быт является строгое соблюдение принципов мусульманской догматики, права и этики, предусмотренных в идейных и теоретических источниках ислама, прежде всего в Коране17. Уместно говорить, от каких норм, унижающих женщину, ислам отказался, а какие трансформировал в собственной религиозной доктрине. На одном из недавних международных конференций по правам женщин египетская правозащитница Наваль ас-Саадави, огласила этот тезис и вызвала тем самым резкую критику со стороны активисток женского движения на Западе. Однако некоторые ключевые вопросы, касающиеся статуса женщины в исламе, следует рассмотреть подробнее. Например, большое внимание Коран уделяет проблемам брака и семейного быта. Им посвящено большое количество стихов, регламентирующих основные принципы семейной жизни. В нем перечисляются условия, обязательные для вступления в брак, в частности, согласие сторон. Говорится о махре (выкупе за невесту), о затворничестве женщин, многоженстве, разводе, взаимоотношениях между родителями и детьми, между супругами, о наказании за супружескую неверность. Рассматривает Коран и имущественные отношения в семье, другие моральные и правовые нормы семейной жизни. Значительное место в Коране занимают и семейно-бытовые вопросы, Слово «ан-никах» в шариате означает «заключение договора между мужчиной и женщиной для удовлетворения друг друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получению «взаимного удовольствия», но еще означает и «создание хороших, крепких семей, а в целом здорового общества». Таким образом, в исламе брак рассматривается как неотъемлемое право каждого мусульманина, имеющего достаточное желание и способного к вступлению в брачные отношения. Он относится к деяниям, совершавшимся посланниками, о чем в Коране говорится: «Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство». Брак в исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной: «О люди! Будьте послушными вашему Господу, который от одной души сотворил Человека, и от него сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле». Подчеркивая эту естественную концепцию, Коран заявляет: «Это Он, который сотворил человека от одной души, затем сотворил ему супругу, с которой он мог бы жить в любви...»18. «Он для вас создал вас четами из вас самих...»19. «И Аллах дал вам супругов из вашей же плоти и дал вам от ваших супругов детей и внуков и насыщает вас благами. Так неужели после этого будут веровать в суетных и станут отвергать благотворительность Бога»20. В другой суре напоминается о том, что мужчины и женщины существуют не случайно, а их естественное влечение друг к другу – не просто совпадение. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность в сердцах супружеской пары, как великое напоминание о себе. Таким образом, Коран четко указывает на то, что брак – это совместная жизнь представителей двух половин общества и его предназначением являются, помимо продолжения человеческого рода, эмоциональное благополучие и духовная гармония. Иными словами, ислам настаивает на религиозной добродетельности, социальной необходимости и моральных преимуществах брака. В Коране и Сунне мусульманам внушается, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам: «...Но при общении с ними будьте ласковыми, ибо, если вы будете ненавидеть, может случиться так, что вы ненавидели много хорошего, которое Аллахом было вложено в них».21 Например, в высказываниях Мухаммада мы встречаем и такой хадис: «Лучший из вас тот, кто является образцовым для своей семьи (жены), как я являюсь для своей». Как можно заметить, ислам признает природные потребности человека, но при этом настаивает на семье, как на наилучшей гарантии общественной добродетели, и категорически утверждает, что семья – это единственно правильный и законный путь. В Коране об этом говорится: «Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют»22. Все эти и другие суры и аяты Корана появились в мединский период деятельности Мухаммада, в период образования мусульманской общины. Именно в Медине с 622 года он основное внимание уделял решению вопросов гражданского и морально-этического порядка. Тогда и появились первые аяты по се- мейно-брачным вопросам и вопросам семейного быта. Дело в том, что сложившиеся на основе этих принципов нормы ислама имели далеко идущие последствия для дальнейшей эволюции исламской теории по брачно-семейным вопросам. Предписания Корана стали для последующих документов ислама истинами, не подлежащими обсуждению, превратились в мусульманские законы. Доминирующим положением Корана по вопросам семьи и брака является идеализация порядков частнособственнической моногамной семьи с допущением полигамии. Сунна представлена в форме хадисов – преданий о словах или поступках пророка Мухаммада. Наиболее достоверными считались хадисы, переданные потомкам его сподвижниками и женами. В Сунне конкретизируются многие положения, касающиеся семейных устоев мусульман, такие, как брачный возраст, махр, ритуал женской одежды, хиджаб. Духом ислама они стали пронизываться лишь постепенно. В исламском обществе махр является свидетельством экономического благосостояния жениха и гарантией достойного образа жизни, который он может создать для своей жены. Махр становится собственностью жены, которой она может распоряжаться по своему усмотрению. Кроме того, махр остается за женой в случае развода, если не она была его инициатором, и продолжает оставаться средством для ее существования и возможностью содержать детей до определенного возраста. В исламе женщине гарантируется право самой решать вопрос о своем замужестве, так же как добиваться расторжения неудачного брака. Однако в целях обеспечения стабильности семьи и ее защиты от поспешных решений под влиянием временного эмоционального стресса, мужчинам и женщинам, добивающимся развода, следует соблюдать определенный период ожидания. Природа мусульманского брака, его социальная сущность проявляются в таком исламском феномене, как многоженство, появление которого в странах мусульманского мира не было случайностью. Как явление социальное, оно имеет объективные корни. Характерной особенностью исламского брачного законодательства является предоставление возможности ограниченной полигамии. Все аспекты мусульманской полигамии довольно жестко регламентированы шариатом: правоверный мусульманин имеет законное право иметь не более четырех жен одновременно, но только в том случае, если он в состоянии выполнить все необходимые для этого условия. Во-первых, каждая из них должна быть хорошо осведомлена о наличии всех остальных. Во-вторых, каждой жене предоставляется отдельное жилье. В-третьих, муж должен содержать детей от всех жен, не делая между ними никаких различий, всемерно поддерживая между своими супругами мир и согласие. Полигамные браки получили широкое распространение в основном среди привилегированных классов общества и были одобрены Кораном и другими основополагающими источниками ислама. В мусульманском мире такие браки привлекали к себе внимание многих исследователей, стали предметом, обсуждения с самых различных позиций. Безусловно, неверен обывательский вывод о том, что в странах мусульманского мира все мужчины без исключения состояли в полигамном браке. Многоженство, как уже говорилось, получило распространение в основном среди представителей состоятельных классов. Третий аят суры Женщины» «собственно и является основой оправдания полигамного брака. Дальнейшее же объяснение и уточнение учения о многоженстве имело место :в других теоретических источниках мусульманской идеологической системы. Речь идет о четырех законных браках для последователей ислама. Однако здесь проступает принцип различения полов. Только мужчина имеет право заключать брачный союз с четырьмя женщинами, женщина же не может иметь более одного мужа. Этим права мужчины не ограничены. Коран позволяет ему кроме законных четырех жен брать себе невольниц23. Эти положения Корана считаются ключевыми в регламентации основ полигамного мусульманского брака. Как было отмечено выше, идею полигамного брака при равных догматических возможностях для всех последователей ислама могли претворить в жизнь лишь представители имущих классов, у которых была возможность расходовать на содержание жен «из своего имущества» и давать «женам их вено в дар». Бедные и среднего состояния люди не могут пользоваться этой льготой шариата. Если же материально не обеспеченные мужчины берут себе лишних жен, этим поступком они нарушают прямую заповедь Корана, и такие браки считаются недействительными и противозаконными. Коранические идеи о полигамии получили свое дальнейшее обобщение и развитее в других источниках мусульманской идеологической системы и в богословской литературе. Особенно в этом отношении отличается Сунна. Остальные идейно-теоретические источники ислама фактически ничего нового, конкретного в учение Корана о многоженстве не внесли, их главная цель заключалась в доказательстве справедливости и высокой гуманности коранических идей о полигамии. К числу защитников этих идей относятся крупнейшие толкователи Корана24. Делали иногда довольно продолжительные привалы... Впоследствии временный брак был легализован в шиитском исламе под названием мут'а»25. По своей социальной природе временный брак не имеет никаких правовых последствий. Причем этой узаконенной проституцией, с одной стороны, пользовались исключительно имущие классы, с другой же – самые бедные мужчины, которые не были в состоянии уплатить махр за невесту и поэтому прибегали к сийге. Объектом сийги могли быть вдова, разведенная женщина я только в очень редких случаях – девушка из бедной семьи, которая могла стать временной женой знатного мужчины. Особенно широко временный брак распространен в шиитском мире. Брак по принципу мут'а есть, в сущности, узаконенное сожительство (конкубинат). Он удобен для мужчин, ибо не налагает на них тех обязанностей, которые они должны выполнять по отношению к законным женам. Между тем, по нашему мнению, временный брак, публично признанный в Иране, никогда не получал широкой поддержки среди подавляющего большинства образованной части городского среднего класса. Фактически, он рассматривается как легализованная форма проституции. С другой стороны, религиозное ортодоксальное учение расценивает его как более предпочтительный для декадентских западных «свободных» ассоциаций мужчин и женщин. В исламе у женщины есть право работать как дома, так и вне его. Но ислам не поощряет чрезмерной перегруженности, в том числе двойной занятости для женщин. Домашний труд женщины полностью приравнивается к труду мужчины, но в моральном смысле он стоит даже выше. В то же время мужчина обязан трудиться вне дома. Домашний труд женщины оплачивается ее мужем, например, согласно шариату жена может потребовать от мужа даже плату за кормление ребенка. - Мужчина не имеет права посягать на имущество своей матери, жены, сестры, дочери. Она имеет право распоряжаться им по своему усмотрению. Вместе с тем жена, мать, дочь, сестра всегда имеют право требовать у представителей мужской части семьи материального обеспечения. Так, после смерти отца ответственность за семью переходит на старшего сына, и он обязан содержать своих сестер. В этом случае понятно, почему доли сына и дочери при наследовании различаются. |