Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3. Мусульманка в лоне ислама

  • СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ. ВКР_Багандова. Кафедра теологии и социальногуманитарных дисциплин


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеКафедра теологии и социальногуманитарных дисциплин
    АнкорСОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ
    Дата25.08.2022
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР_Багандова.docx
    ТипДиссертация
    #653124
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    1.2. Статус женщины в мусульманском праве

    В последние десятилетия на базе идейно-политических принципов и мораль­но-нравственных критериев ислама складываются главные тенденции политиче­ского, социально-экономического и культурного развития мусульманского мира, и это все более ощутимо сказывается на статусе женщины в мусульманском праве и мусульманском обществе. Растущая роль ислама как глобального политикообра- зующего фактора и мощного правового инструмента в тех из стран, где шариат признан основой законодательства в процессе «исламского возрождения» опреде­ляют в основном актуальность отдельного сравнительного исследования правово­го статуса мусульманки в традиционном обществе.

    Рассматривая вопрос о статусе женщины в мусульманском праве, прежде всего следует указать на тот неоспоримый факт, что из всех мировых религий ис­лам наиболее близко соприкасается с государством и правом. В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и мусульманская правовая идеология. Вместе с тем, как отмечает Абдель Рахим ал-Али Насер, подчеркивая государственный характер ислама, «мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универ­сальная политико-правовая доктрина»26.

    В исламе шариат рассматривается в качестве правового кодекса, обяза­тельного для соблюдения всеми мусульманами. Коран и Сунна, как главные источники шариата, обеспечивают общие правовые принципы и правила. В зависимости от изменяющихся обстоятельств они могут интерпретироваться посредством иджтихада, в силу чего последний выступает как наиболее важ­ный источник мусульманского права после Корана и достоверной Сунны. С другой стороны, фикх также непосредственно базируется на шариате, но его развитие возможно через человеческое усилие. Поэтому он может быть вновь исследован. При необходимости отдельные его положения также могут быть подвергнуты повторному толкованию. Многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конститу­циях о верности принципам ислама. Подчинение государства этим принци­пам провозглашено конституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана. Гражданские кодексы Египта (1948 г.), Алжира (1975 г.), Ирака (1951 г.) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя прин­ципам мусульманского права. Конституция Ирана и законы Индонезии пре­дусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам му­сульманского права. Однако практически все эти страны хотят модернизиро­ваться и предпринимают для этого различные меры, в том числе и в вопросе статуса женщин, их прав и свобод. Некоторые примеры показывают, что та­кая эволюция, которая предполагает установление политических режимов нового типа, а также смелые реформы в сфере частного права, могут ужи­ваться с кажущейся неизменностью мусульманского права.

    Многочисленные мусульманские общества, в которых признают в каче­стве одного из символов веры совершенство и авторитет мусульманского права, могли существовать веками и продолжают существовать. Обычай не входит в мусульман­ское право и никогда не рассматривается как право. Само собой разумеется, что с точки зрения мусульманского права некоторые обычаи могут быть незаконными, но в то же время в правовой практике мусульманских стран они также имеют место.

    Мусульманское право все поступки человека делит на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, безразличные, порицаемые и запрещаемые. Обычай не может рекомендовать действия, которые право запрещает, или за­прещать то, что право полагает порицаемым или лишь допускаемым.

    Мусульманское право содержит очень мало императивных положений и предоставляет широкие возможности свободной инициативе. В результате соглашений можно, оставаясь верным исламу, внести очень существенные изменения в нормы, которые предлагает мусульманское право, но которые не считаются обязательными.

    В силу этого принципа судебная практика мусульманских стран допус­кает, например, при заключении брака оговорку, что жена может впоследст­вии отказаться от брака (в принципе, это прерогатива мужа) или что она по­лучит такое право, если муж не нарушит принципы единобрачия. Статус бра­ка и семьи был серьёзно изменён, особенно в Сирии, именно путём подобных соглашений. Широкая возможность таких отступлений, по правде говоря, вызывает сомнения. В отличие от мусульман шиитского толка, сунниты не допускают, например, установления в этом вопросе ряда условий, таких как временный характер брака (мут'а) или режим общности имущества супругов.

    Вместе с тем возможность развития мусульманского права путём частных соглашений не утрачивает, тем не менее, своего значения.

    Большое внимание в мусульманском праве уделяется семейным отно­шениям, вопросам семьи и брака, статусу женщины. Здесь надо исходить из того, что ислам и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное явле­ние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. По ша­риату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступ­никами от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, растор­гались. Но мусульманину-разрешалось жениться на женщинах, исповедую­щих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою же­ну в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца. В мусульманском праве подробно определяются поводы к разводу и его процедура. Шариат знает несколько видов разводов, разли­чающихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода точно определены (отступни­чество от ислама и т.д.), муж может развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак).

    Основополагающая идея многих мусульманских авторов, касающихся правового статуса женщины в исламе, сводится к тому, что он должен рас­сматриваться в рамках принципа социальной справедливости.

    Частное и семейное право, которое содержало нормы ритуального и религи­озного поведения, всегда считалось наиболее важным в шариате, хотя теоретиче­ски все отрасли мусульманского права одинаково связаны с религией. Это поло­жение вытекает из тесной связи, которая существует в сознании мусульман между религией и «личным статусом». Именно этому вопросу посвящено наибольшее число предписаний Корана.

    Основные вопросы, которые касаются правового положения женщины в му­сульманском праве и воспринимаются наиболее противоречиво, лежат в области свидетельствования и проблем наследования. В связи с этим более подробно рас­смотрим эти два аспекта до того, как остановиться на диалектике прав и свобод женщины в исламе в целом. Прежде всего отметим, что в настоящее время неко­торые мусульманские авторы откровенно говорят о необходимости повторных ис­следований в этих областях мусульманского права, если те или иные положения не соответствуют изменившимся условиям и обстоятельствам. Они обращают особое внимание на то, что лишь немногие нормы мусульманского права прямо основываются на божественном откровении, а большинство норм—это результат труда средневековых правоведов. Такое стремление к иджтихаду характерно для рационально мыслящих представителей мусульманского мира, не склонных под­чиняться традиционной властной установке. Возьмем, к примеру, коранический стих о свидетельстве двух женщин и одного мужчины при сделках по оформле­нию купли-продажи между должником и кредитором27.

    Здесь необходимо, на наш взгляд, вспомнить и об условиях, в которых данная правовая норма появилась. В период появления Корана в аравийском обществе женщина, естественно, не имела фактического влияния и не при­нимала какое-либо реальное участие в деловом сообществе, ей не были зна­комы многие финансовые сделки и вообще многое из того, в чем сегодня женщина принимает достаточно активное участие. Тем не менее, на основа­нии правового и социального статуса аравитянки раннего средневековья, в современных условиях мусульманка не может рассматриваться вне данных сфер деятельности, как часто полагают мусульманские богословы. Естест­венно, что в Коране права женщин в этой области отражены в той форме, ко­торая была более понятна и оправданна в данный исторический период для конкретного общества. Однако в современном обществе, в котором и жен- .щина, и мужчина хорошо сведущи в бизнесе и финансах, когда это стало да­же профессией для многих из них, нет никакого правового или морального основания подвергать сомнению право женщины не только на эту деятель­ность, но и на участие в качестве полноправного свидетеля. Кроме того, пра­вило, сформулированное для сделок при купле-продаже, не дает основания распространять его на все иные случаи и исключать женщину в качестве сви­детеля вообще или требовать двух женщин в каждой ситуации, при которой их свидетельство требуется. Стих ясно очерчивает конкретную ситуацию, в которой это правило применяется и почему. Согласно комментарию совре­менного египетского богослова Мухаммада ал-Газали, неверно, что это пра­вило было распространено и на некоторые другие ситуации, чтобы исклю­чить женщину из числа свидетелей вообще.28

    Отличие статуса мужчины и женщины в исламе, прежде всего, касается их разных ролей и функций в традиционном мусульманском обществе. Права и обязанности мужчин и женщин равны, но они не обязательно идентичны. Равенство и идентичность – две различные вещи. Если первое исламская тра­диция поддерживает, то второе – нет. Мужчина и женщина должны допол­нять друг друга в многофункциональной организации, нежели конкурировать в универсальном обществе. Равенство пола в исламе понимается в более ши­роком контексте, иными словами, мусульмане выступают за дифференциро­вание ролей мужчины и женщины с тем, чтобы в большей степени соответ­ствовать естественным признакам каждого из них. Например, известно, что в большинстве случаев экономические обязанности мужских и женских членов семьи отличаются.

    В исламе это обстоятельство учитывается для соблюдения специфики физических различий между мужчиной и женщиной, в силу чего ответствен­ность, которую женщина несет, например, при ее репродуктивных функциях, в исламской традиции воспринимается столь же необходимой для общества, сколь и экономическая ответственность за обеспечение семьи, которую не­сет мужчина. Иными словами, имеет место некая компенсация взаимной от­ветственности, взаимообусловленность ролей в обществе.

    Аналогичным образом дело обстоит и с вопросом о неравном наследо­вании между мужчинами и женщинами. Институт наследования, как нами отмечалось выше, также часто рассматривается как пример дискриминации женщин, хотя и здесь нельзя судить о соответствующем кораническом тек­сте29 изолированно. В доисламской Аравии наследование было исключи­тельным правом родственников по мужской линии, к которым, прежде всего, относились сыновья, отцы и братья. Женщина была исключена из перечня лиц, имеющих право на наследование. Одна из главных исламских реформ в области наследования заключается в кораническом предписании, которое распространяется на вдов и дочерей. Хотя женское наследование согласно мусульманскому праву составляет половину доли, полагающейся мужчине, оно представляет собой радикальное изменение предыдущих систем, кото­рые полностью исключали женщину в этом вопросе.

    Тот факт, что женщина в исламе в соответствии с предписаниями Кора­на и шариата пользуется отдельным правовым статусом, также нередко рас­сматривается как ущемление ее прав по сравнению с мужчиной. В данном случае, прежде всего, следует подчеркнуть, что каждый член мусульманской общины, будь то мужчина или женщина, от колыбели до могилы имеет соб­ственную идентичность. Своего рода персональная правовая индивидуаль­ность гарантирует каждой женщине право заключать сделки, заниматься бизнесом, зарабатывать и обладать имуществом независимо от кого-либо. Брак не имеет никакого влияния на ее правовой статус, ее возможности и до­ходы. Если она совершает любое гражданское нарушение, ее штраф состав­ляет не меньше, но и не больше того, чему в подобном случае подвергается мужчина30. Если она недееспособна, она точно так же, как мужчина, имеет право на компенсацию.

    Вопросы наследования имеют тесное отношение к семейному праву, по­тому что права наследников в значительной степени зависят от структуры и численности семьи31. В доисламской Аравии право на наследование имели только мужчины. Такое положение было характерно патриархальной систе­ме, которая в определенной степени остается особенностью и шариата. Кора- ническое основание для регулирования шариатом прав в отношении насле­дования мы находим в суре «Женщины»32. Фактически, в Коране предписывает окончательное равенство между мужчиной и женщиной. Вместе с тем не будет преувеличением ска­зать, что именно ислам ввел в практику средневекового мйра революционные нормы в отношении проблем наследования женщиной. До соответствующих коранических положений женщина не только не получала наследства от род­ственников, но и сама завещалась в качестве некоего имущества, подлежаще­го распределению после смерти мужа, отца или брата. Таким образом, пре­доставлением женщине права на наследство ислам беспрецедентным образом изменил статус женщины. Кроме того, это право было оформлено как боже­ственное установление, а не результат политического давления. Интересно обратить внимание на то, что стихи о наследовании содержатся в четвертой суре Корана под названием «Женщина», возможно, сигнализируя о важности этой области для женщины. Коран подробно говорит о разделе наследства, с учетом числа родственников и степени родства.

    Мусульманские правоведы в течение многих столетий обсуждают про­блему наследования в рамках нескольких предлагаемых ими же теоретиче­ских рассуждений. Согласно одному из таких подходов, брат получает двой­ную долю, полагающуюся его сестре, потому что он обязан гарантировать ей поддержку33. Соответствующие коранические стихи накладывают обязатель­ство на человека, имеющего более выгодные материальные возможности, использовать их для поддержки малоимущего. Таким образом, мужчины от­ветственны за материальную под держку женщин34.

    Другие подходы по данной проблеме основаны на том, что приведенные коранические положения о праве наследования применяются только лишь в случае смерти.

    1.3. Мусульманка в лоне ислама
    Мусульманка со своим господом

    Мусульманку отличает глубокая вера в Аллаха и убеждённость в том, что всё в мире происходит исключительно по воле Аллаха и Его предопределению. Она знает: постигшее людей не могло обойти их стороной, а обошедшее их стороной не могло постигнуть их. И она понимает, что предназначение человека в этом мире – вершить добрые дела, всецело уповая на Аллаха.

    Мусульманка никогда не забывает о том, что человек постоянно нуждается в помощи и содействии Всевышнего и наставлении на истинный путь и что цель его земной жизни – снискать довольство Создателя.

    История Хаджар (Агарь) – прекрасный пример глубокой веры и искреннего упования на Аллаха. Ибрахим (Авраам) оставил её одну с грудным младенцем на руках в окрестностях современной Мекки. В то время там была безводная и безжизненная пустыня, однако Хаджар не испугалась и не впала в отчаяние. Она лишь спросила: «Аллах повелел тебе сделать это, о Ибрахим?» Он ответил: «Да». И она сказала со смирением и довольством: «Значит, Он не оставит нас» [Бухари].

    Попробуйте представить себя на месте Хаджар: совершенно одна с грудным ребёнком в пустыне, и нет ничего, кроме корзины фиников и небольшого бурдюка с водой. Если бы не вера и упование на Аллаха, она не смогла бы перенести это тяжкое испытание и страх парализовал бы её в первые же мгновения после ухода Ибрахима. Эту стойкую женщину вспоминают паломники, которые бегают между холмами Сафа и Марва, как бегала когда-то она в надежде увидеть людей и спасти умирающего от жажды маленького сына. И они вспоминают её всякий раз, как пьют воду из источника Замзам, который когда-то забил для неё в пустыне по воле Всевышнего Аллаха…

    Женщина-мусульманка старается походить на отважную Хаджар и брать с неё пример.Вера – спасительная веха в гибельной пустыне для сбившегося с пути или блуждающего во тьме и утешение для каждого опечаленного.

    Ислам делает мусульманку совестливой и богобоязненной, и она избегает грехов и не отклоняется от прямого пути ни при людях, ни в одиночестве. Она знает: где бы она ни была и что бы ни делала, Аллах видит и слышит её. Это и есть истинная вера и её прекрасный плод, который возвышает человека до уровня добродетельности (ихсан).

    Мусульманка никогда не забывает о грядущем Дне воздаяния и страшится его, а потому старается быть покорной своему Господу, благодарить его и запасаться благими делами.

    Мусульманка со своим намазом

    Мусульманка неуклонно совершает пятикратную молитву в положенное время, и ни домашние дела, ни обязанности матери и супруги не могут отвлечь её от молитвы. Она знает: молитва – опора религии, и совершающий её поддерживает религию, а оставляющий её разрушает религию.
    Молитва – лучшее и самое достойное и благородное из всех дел. Ибн Мас‘уд передаёт: «Я спросил Посланника Аллаха: “Какое дело является наилучшим?” Он ответил:“Совершаемая вовремя молитва”. Я спросил: “А затем какое?” Он сказал:“Почтение к родителям”. Я спросил: “А затем какое?” Он ответил: “Усердие на пути Аллаха”» [Бухари; Муслим].

    Молитва связывает верующего с Господом. Она – чистый источник, из которого он черпает силу и стойкость, а также милость Всевышнего и Его довольство. В этом источнике верующий смывает с себя скверну грехов.

    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Скажите, если бы у дома любого из вас текла река, и он купался в ней пять раз в день, осталась бы после этого на нём какая-нибудь грязь?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда Пророк сказал: «А это подобно пяти обязательным молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения» [Бухари; Муслим].

    Джабир передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Пять молитв подобны полноводной реке, которая протекает у дверей каждого из вас и в которой он купается по пять раз в день» [Муслим].

    Молитва – милость Всевышнего, под сенью которой мусульманка пребывает пять раз в день. Совершая молитву, она восхваляет Господа, просит у Него помощи и прощения, одновременно очищаясь от своих грехов.

    ‘Усман ибн ‘Аффан передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Для любого мусульманина, который с наступлением времени обязательной молитвы совершит омовение должным образом, а потом будет проявлять должное смирение и правильно совершит все поклоны, эта молитва обязательно послужит искуплением совершённых до неё грехов, за исключением великого. И так будет всегда» [Муслим]

    Мусульманка сама с собой

    Ислам побуждает своих последователей служить благим примером для остальных людей, бескорыстно делать добро и выделяться своим благонравием, нравственной чистотой и благородными поступками.

    Ислам требует от мусульманина содержать тело и одежду в чистоте, быть всегда аккуратным и опрятным и вызывать расположение к себе, а не отталкивать своим внешним видом. И его требования относятся к женщине в большей степени, чем к мужчине, потому что её внешний вид оказывает немалое влияние на супружескую жизнь и поведение детей, которые проводят с ней большую часть времени.

    Следовательно, женщина должна заботиться о своём внешнем виде и не забывать о чистоте и опрятности даже в круговороте ежедневных хлопот. Забота мусульманки о своём внешнем виде указывает на правильность её представления о том, какой должна быть женщина, исповедующая ислам.

    Сознательная мусульманка понимает, что человек состоит из тела, разума и духа, и старается поддерживать гармоничное равновесие между этими тремя составляющими. Она не уделяет чрезмерное внимание одной, забывая о другой, потому что ислам научил её придерживаться умеренности и всегда и во всём стремиться к золотой середине.

    Мусульманка со своим мужем

    Брак в исламе – благословенный союз мужчины и женщины, делающий их дозволенными друг для друга. После заключения брака начинается их совместная жизнь. Супруги-мусульмане живут в любви и согласии, находя успокоение друг у друга, и плодотворно трудятся вместе, помогая друг другу творить историю семьи. О семейном союзе прекрасно сказано в Книге Всевышнего Аллаха: Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих. Сура 30 «Румы», аят 21

    Супружество – прочная нить, которой Всевышний Аллах связывает два сердца, рождая в них взаимную любовь. В мусульманской семье царит взаимопонимание и всегда ощущается искреннее стремление помочь друг другу. Эта семья живёт по законам Всевышнего, и дочери и сыновья, которые воспитываются в ней, с детства любят ислам и много знают о нём. Они получают достойное воспитание, причём особое внимание родители уделяют их нравственности, стараясь вложить в них все достоинства, которыми должен обладать истинный мусульманин, и обучая их нормам исламского этикета. Мусульманская семья – активная и сплочённая. Её члены не представляют свою жизнь без созидательного труда. Они помогают друг другу в благочестии и богобоязненности и стремятся опередить друг друга в совершении благих дел. Поэтому мусульманская семья – надёжный кирпичик в огромном здании мусульманского общества.

    А праведная женщина – опора мусульманской семьи и её прочное основание, и важность роли, которую она играет в семье, трудно переоценить. Вспомним слова Посланника Аллаха : «Мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно приобрести в нём, – это праведная жена» [Муслим]. Праведная жена – дар Всевышнего, который мужчина должен ценить, потому что праведность, богобоязненность и обычно сопутствующее им благонравие женщины обеспечивают всей семье спокойную, счастливую и благополучную жизнь и предотвращают конфликты и многие другие возможные неприятности. Что же должна делать мусульманка для того, чтобы стать «лучшим из того, что можно приобрести в этом мире» – праведной женой – и заслужить любовь и уважение членов своей семьи? Об этом мы поговорим на следующих страницах.

    С родителями

    Мусульманка относится к родителям почтительно, уважает их, заботится о них и делает им добро. Многие аяты и хадисы побуждают её поступать так, а мусульманка беспрекословно исполняет веления Аллаха и Его Посланника.

    Мусульманка много читает Коран и знает, что родителям в исламе отведено особое, почётное место, о чём упоминается в Коране сразу после упоминания о вере в Аллаха и поклонении только Ему .Из многочисленных аятов следует, что довольство родителей по своей важности уступает лишь довольству Всевышнего Аллаха и что благодеяние родителям – лучшее из достоинств после веры в Аллаха: Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям…Сура 4 «Женщины», аят 36

    Мусульманка заботится о родителях, уделяет им много внимания и демонстрирует им своё уважение и почтение, не только когда она живёт с ними под одной крышей, но и когда выходит замуж и покидает родительский дом и у неё появляется свой, новый мир, полный забот. Мусульманка заботится о родителях всю жизнь, а когда они состарятся, она старается уделять им ещё больше внимания, понимая, что они нуждаются не только в физической помощи, но и в любви, моральной поддержке, доброй улыбке и тёплом слове.

    Мусульманка относится к родителям почтительно и делает им добро не только при их жизни, но и после их смерти. Однажды к Пророку пришла какая-то женщина из племени бануДжухайна и сказала: «Моя мать дала обет совершить хадж, но умерла, так и не совершив его. Могу ли я совершить этот хадж за неё?» Пророк сказал: «Да, соверши хадж за неё. Скажи, если бы у твоей матери остался долг, разве ты не уплатила бы его? Уплачивайте же долги Аллаху, ибо Он больше всех достоин того, чтобы с Ним рассчитывались сполна!» [Бухари].

    С детьми

    Дети – сокровища наших сердец и отрада наших глаз. Источник нашего счастья и украшение нашей жизни. Мы связываем с ними надежды и мечтаем, чтобы они выросли искренне верующими, праведными, добрыми, здоровыми и счастливыми.

    Отец видит в детях продолжение себя и свою силу и надеется, что, вступив во взрослую жизнь, они будут помогать ему и поддерживать его, заботиться о нём и благодарить его за то, что он сделал для них, когда они были маленькими. А для матери они – радость всей её жизни, её надежда и её будущее.

    Однако для того, чтобы дети выросли такими, какими желают видеть их родители, они должны получить хорошее воспитание, которое позволит им занять достойное место в жизни и стать полезными членами общества. Лишь в этом случае они смогут созидательно трудиться и приносить благо своим родителям и другим людям. Только дети, получившие хорошее воспитание, будут соответствовать описанию Всевышнего: «Богатство и сыновья – украшение мирской жизни…» (сура 18 «Пещера», аят 46).

    Если же их воспитанием никто не занимался и родители не уделяли им должного внимания и не заботились о них, то они, став взрослыми, не принесут своим родителям и обществу ничего, кроме зла и горя.

    С затьями и невестками

    Мусульманка, воспитанная в соответствии с наставлениями Корана и Сунны, относится к невестке как к дочери. Всевышний Аллах предопределил этой девушке выйти замуж за её сына, и она стала полноправным членом семьи. А невестка-мусульманка относится к свекрови как к матери, потому что после того, как она переселится из родительского дома в дом супруга, свекровь заменяет ей мать.

    С родственниками

    Мусульманка знает, что у неё есть обязанности перед родственниками и что она должна поддерживать отношения с ними, уважать их и делать им добро. Ислам уделяет огромное внимание родственным связям, велит своим последователям поддерживать их и строго осуждает того, кто их порывает.

    Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «После того как Аллах создал всё сотворённое, поднялись родственные связи и сказали: “Это – место того, кто прибегает к Твоей защите от разрыва”. Тогда Аллах спросил: “Удовольствуетесь ли вы тем, что Я буду поддерживать связь с тем, кто станет поддерживать вас, и порву связь с тем, кто станет порывать вас?” Они ответили: “Да!”— и Аллах сказал: “Я дарую это вам!”» После этого Посланник Аллаха сказал: «Прочтите, если желаете: “И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие на земле и порывать родственные связи?” » [Бухари; Муслим].

    Многие аяты подчёркивают важность родственных связей в исламе, побуждают делать добро родственникам и запрещают обижать их и причинять им зло. Всевышний Аллах сказал: Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. Сура 4 «Женщины», аят 1

    Веления бояться Аллаха и поддерживать родственные связи в этом аяте следуют друг за другом. Так Всевышний Аллах подчёркивает важность родственных связей и побуждает поддерживать их и заботиться о родственниках.

    В некоторых аятах веление поддерживать родственные связи следует за велением поклоняться Аллаху и почитать родителей. Всевышний сказал: Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям… Сура 17 «Ночное путешествие», аят 23. А далее Всевышний говорит: Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Сура 17 «Ночное путешествие», аят 26

    Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, близким и посторонним соседям, находящимся рядом спутникам, странникам… Сура 4 «Женщины», аят 36 В последнем аяте человеческие отношения упорядочены по убыванию важности, и родственные связи стоят на третьем месте после поклонения Всевышнему и почтительного отношения к родителям.

    Всевышний Аллах включил поддерживание родственных связей в число величайших основ и главных принципов ислама, о чём Пророк известил людей ещё в самом начале своего призыва. Вспомним, как Ираклий39 спросил Абу Суфьяна: «Что он велит вам делать?», – имея в виду Пророка. Абу Суфьян сказал: «Он говорит: “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь ничему наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки”, – и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать родственные связи»[Бухари; Муслим].

    Очевидно, что Абу Суфьян в своём кратком ответе упомянул важнейшие отличительные черты ислама. А в длинном хадисе ‘Амра ибн ‘Абасы, который расспрашивал Пророка о столпах и нормах ислама, говорится: «Придя к нему, я спросил: “Кто ты?” Он сказал: “Я – пророк”. Я спросил: “А кто такой пророк?” Он сказал: “Меня послал Аллах”. Я спросил: “С чем же Он послал тебя?” Он сказал: “Он послал меня с велением поддерживать родственные связи, разбивать идолов и поклоняться только Аллаху…”» [Муслим].

    Пророк упомянул родственные связи вместе с Единобожием – основой ислама и начал с них перечисление основных принципов и правил ислама, указав таким образом на их важность. Мы знаем множество хадисов, которые побуждают поддерживать родственные связи и угрожают порывающему их суровым наказанием. Абу Айюб аль-Ансари передаёт, что один человек пришёл к Пророку и сказал: «ОПосланник Аллаха! Укажи мне на дело, которое приблизило бы меня к Раю и отдалило бы меня от Огня». Пророк ответил: «Ты должен поклоняться. Одному лишь Аллаху, никого не придавая Ему в сотоварищи, совершать молитву, выплачивать закят и поддерживать родственные связи» [Бухари; Муслим].

    Пророк упомянул родственные связи вместе с поклонением Аллаху, Единобожием, молитвой и закятом, а это означает, что поддерживать родственные связи – одно из великих дел, которые вводят человека в Рай и спасают его от Огня.

    Анас передаёт, что Пророк сказал: «Кто желает, чтобы его удел был увеличен, а жизнь – продлена, пусть поддерживает родственные связи» [Бухари; Муслим]. А Ибн ‘Умарговорил: «Кто боится Господа и поддерживает родственные связи, жизнь того будет долгой, богатство его увеличится, а его родственники будут любить его».

    Мусульманка понимает, что веление поддерживать отношения с родственниками обращено ко всем верующим – как к мужчинам, так и к женщинам, потому что любая обязанность, возложенная Шариатом на мусульманина вообще, распространяется как на мужчин, так и на женщин, если только в Шариате нет специальной оговорки. Поэтому мусульманка, стремясь исполнить веление Всевышнего, поддерживает связь с родственниками. Она общается с ними, навещает их, звонит им, справляется об их здоровье и делах. Даже если она очень занята, она всегда находит время для родственников.

    Мусульманка стремится следовать прямым путём, который указал людям Всевышний Аллах, и она знает, что поддерживать родственные связи – значит увеличить свой удел, продлить себе жизнь и сделать её благословенной, снискать милость Аллаха и заслужить любовь и уважение людей. А порывать родственные связи – значит навлечь на себя беды и гнев Всевышнего, а также ненависть людей, и отдалиться от Рая – вечной Обители счастья.

    Посланник Аллаха пригрозил человеку, который порывает родственные связи: «Не войдёт в Рай порывающий родственные связи!» [Бухари]. Посланник также сказал:«Поистине, милость Аллаха не ниспосылается людям, среди которых есть порывающий родственные связи» [Бухари. Адаб]. А Абу Хурайра говорил собравшимся у него вечером в четверг: «Я настаиваю, чтобы каждый порывающий родственные связи встал и покинул нас!» Никто не встал. Он сказал это трижды. После этого один юноша пришёл к своей тётке по отцу, с которой он перестал общаться два года назад. Когда он вошёл к ней, она спросила его: «Осын брата моего, что привело тебя сюда?» Он ответил: «Я слышал, как Абу Хурайра сказал то-то и то-то». Она сказала: «Возвращайся к нему и спроси его, почему он сказал это». Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Поистине, дела сынов Адама представляются в ночь с четверга на пятницу, и дела того, кто порывает родственные связи, не принимаются”» [Бухари.Адаб].

    Эти аяты и слова Пророка проникают в глубины сердца мусульманки, которую воспитал ислам, вложивший в неё любовь к благим делам. Она страшится зла, которым грозит ей порывание родственных связей. Ведь тот, кто порывает родственные связи, лишается милости Всевышнего, дела его становятся тщетными, а мольбы остаются без ответа. Поэтому мусульманка остерегается порывать родственные связи и обижать родственников. Она верует в Аллаха и в Последний день, она открыла своё сердце для Божественного руководства, для религии Истины и ощущает сладость покорности Всевышнему, и ей отвратительна сама мысль о грехе и ослушании Господа. Тем более что порывание родственных связей относится к грехам, за которые Всевышний наказывает уже в этом мире, как сказано в хадисе.

    А в хадисе-кудси говорится: «Всевышний Аллах сказал: “Я – Аллах, и Я – Милостивый (Ар-Рахман), и Я сотворил родственные связи (рахим), и дал им имя от Своего Имени, и кто станет поддерживать их, с тем Я стану поддерживать связь, а кто порывает их, с тем и Я порву связь”» [Бухари.Адаб].

    Аяты и хадисы свидетельствуют о том, что поддерживающий родственные связи счастлив, любим и уважаем и заслуживает милости и довольства Всевышнего, а порывающий родственные связи, напротив, несчастен и презираем. Люди не любят его, и Аллах лишает Его Своей милости, прощения и довольства.

    С соседями

    Мусульманка делает добро своим соседям и уважает их. Она внимательна к ним и старается помочь им. Мусульманка покорна Всевышнему Аллаху и Его Посланнику, а аяты и хадисы побуждают верующих поддерживать хорошие отношения с соседями, уважать их, помогать им, делать им добро, поддерживать и защищать их, причём подобное отношение к соседу можно увидеть только в исламе.

    Всевышний Аллах сказал: Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям,родственникам, сиротам, беднякам, близким и посторонним соседям, находящимсярядом товарищам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы.Сура 4 «Женщины», аят 36

    Близкий сосед – это сосед, с которым человека связывает родство или братство по вере, а посторонние соседи – это все остальные соседи. А находящийся рядом товарищ – это человек, который находится рядом с нами, когда мы совершаемблагое дело, и помогает нам.

    Ислам провозгласил, что любой сосед достоин уважения и благодеяния, и многочисленные хадисы Пророка подтверждают это. Вспомним слова Посланника:«Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он включит его в число наследников» [Бухари; Муслим].

    Уважительное, внимательное, искреннее и доброе отношение к соседу – неотъемлемая часть человеческих ценностей, утверждённых исламом. Получив упомянутые наставления

    от Джибриля, Посланник Аллаха передал их мусульманам. Он разъяснял права соседа и побуждал соблюдать их при каждой возможности. И в хутбе, которую он произнёс в прощальном хадже, также упоминались соседи. Пророк уже чувствовал, что эта проповедь станет для него последней, и потому хотел уложить в неё главные составляющие Божественной программы, с которой он был послан к людям. Благородный сподвижник Абу Умама рассказывает: «Я слышал, как Посланник Аллаха, сидевший на своей верблюдице по кличке аль-Джад‘а, сказал в прощальном хадже: “Я дам вам наставление относительно соседа…” – и он говорил так долго, что мы решили даже, что он включит соседа в число наследников».

    Посланник Аллаха, желая упомянуть в своём наставлении о чём-то важном и обратить на это внимание сподвижников, часто начинал со слов: «Кто верует в Аллаха и в Последний день…», за которыми следовало побуждение к какому-тоблагому делу. Пророк не изменил этому своему обычаю и когда побуждал соблюдать права соседа. Он сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, делает добро своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или хранит молчание» [Бухари; Муслим].

    А в версии аль-Бухари говорится: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда соседу». В этом хадисе Пророк показал, что хорошее отношение к соседу – один из признаков и плодов веры в Аллаха и в Последний день.

    Подругами

    Всевышний Аллах сказал: Воистину, верующие – братья. Сура 49 «Комнаты», аят 10

    Братство по вере – самая возвышенная из всех человеческих связей, поэтому у мусульманки особые, одухотворённые отношения с сёстрами по вере. Она искренне любит их ради Аллаха, и они отвечают ей тем же. Эта любовь – самое чистое и благородное из всех чувств, которые способен испытывать человек. Её не оскверняют корыстные побуждения, а свою силу и чистоту она черпает из сосуда Откровения и руководства Пророка.

    Эта любовь помогает мусульманам и мусульманкам ощутить сладость веры, как сказано в хадисе: «Сладость веры ощутит тот, в ком соединятся три качества. Он должен любить Аллаха и Его Посланника больше всего остального, любить того или иного человека только ради Аллаха и не желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в Огонь» [Бухари; Муслим].

    В обществе

    Ислам возлагает определённые обязанности, как на мужчину, так и на женщину. Мусульманка знает, что пришла в этот мир не просто так и что у неё своя роль в обществе и своя сфера влияния. Она вносит свой вклад в формирование нового поколения и способствует развитию мусульманской общины, насколько ей позволяют возможности и обстоятельства. Мусульманка проводит большую часть времени в женском обществе, сводя общение с посторонними мужчинами к минимуму.

    Мусульманка, где бы она ни находилась, – светоч истинного пути и важный фактор созидания, направления, исправления и просвещения. Мусульманка активна, её не одолевает лень, и она не умеет сидеть без дела. Она постоянно трудится и приносит пользу людям своими словами и делами.

    Коран и Сунна формируют личность мусульманки подобно тому, как из маленьких кирпичей складывается большое здание. И она прекрасно приспособлена к тому, чтобы призывать к исламу в женском обществе, как велит ей её религия. Ислам наделил её множеством достоинств и прекрасных нравственных качеств, о которых упоминается в Коране и Сунне. В священных текстах говорится, что обладание этими качествами – часть религии, их обладателя ожидает награда, а пренебрегающего ими – наказание.

    Мусульманка выдающийся и уникальный пример социально активной, богобоязненной, целомудренной, благородной и замечательно воспитанной женщины. Мусульманка, которая хорошо знает нормы своей религии, выделяется в любом женском обществе. Она воплощает истинные исламские ценности и достоинства, к обладанию которыми побуждает человека ислам. Мусульманка ведёт себя в обществе и строит отношения с людьми так, как велит ей ислам. Она черпает свои обычаи и привычки из этого чистейшего источника.


    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта