«Бездомный заяц» (5 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, умение быстро реагировать на изменившуюся обстановку, упражнять в прыжках. Из числа играющих детей выбираются волк (водящий) и бездомный заяц, они находятся в центре цветка на некотором удалении друг от друга. Остальные дети-зайцы находятся в домиках. По сигналу «1, 2, 3 – лови!» бездомный заяц начинает убегать от волка, передвигаясь по площадке прыжками на двух ногах; волк старается его догнать. Когда бездомный заяц начинает уставать, он может впрыгнуть в любой домик. Ребенок, находящийся в домике, становится бездомным зайцем, выпрыгивает из домика и спасается от волка. Когда волк поймает бездомного зайца, они меняются местами, игра продолжается.
В качестве усложнения можно использовать прыжки на одной ноге.
| «Удочка» (5 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию движений, умение быстро реагировать на меняющуюся обстановку, упражнять в прыжках в высоту.
| Играющие стоят по кругу в домиках. Водящий, находясь в середине круга, крутит веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5 – 10 см от земли. Все прыгают через веревочку, а задевшие ее выбывают из игры. Выигрывают самые ловкие прыгуны, оставшиеся на игровом поле после 8 – 12 кругов веревочкой под ногами.
Правило: играющие дети не должны выходить из своих домиков во время прыжков (для сохранения необходимой дистанции между игроками и водящим).
| «Собачка» (5 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, упражнять в бросании и ловле мяча.
| Дети стоят по кругу в лепестках. В центре водящий – он «собачка». Дети перекидывают друг другу мяч в произвольном порядке, «собачка» старается его коснуться или поймать. Если ему это удается, то «собачкой» становится тот игрок, после броска которого или в чьих руках бал осален мяч.
Вариант: дети не перебрасывают мяч, а передают его по кругу из рук в руки; усложнение – смена направления передачи мяча после сигнала водящего.
| «Поезда» (4 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.
| Каждый игрок стоит в своем депо (лепесток) – это вагончики. В центре – водящий, он «паровоз». У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагончика к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, все бегут в депо, паровоз – тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим-паровозом.
При повторении игры можно использовать другие способы передвижения: подскоки, легкий бег, ходьбу на носках (изменение темпа игры).
| Игры в кругу (2 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, внимания, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, обогащение двигательного опыта.
| Используя «Цветик-семицветик» как пространственный ориентир, можно проводить любые игры в кругу: «Пузырь», «Карусели», «Горячий мяч», «Мышеловка», «Охотники и утки», «Чучело», «Цапли и лягушки», «Аисты», «Западня» («Ворота»), «Птицы и клетка», «Космонавты» и др.
| 7.
| «Солнышко с косичками»
- на асфальте рисуется солнышко с косичками, количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу подгрупп, количество кружочков – числу детей в подгруппе;
- используется для организации фронтальной и подгрупповой деятельности детей.
| «Поменяйтесь местами!»
(4 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты движений, внимания, умения реагировать на сигнал, умения ориентироваться в пространстве.
| Каждый ребенок становится на бантик (можно на 1 бантик встать вдвоем), водящий в центре. По сигналу «Зеленые!» дети, стоящие на бантиках зеленого цвета, начинают меняться местами между собой; по команде «Синие!» местами меняются дети только с синими бантиками. Водящий должен успеть занять пустой бант. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
| Вариант:_-_увеличение_числа_водящих._«Чья_пара_быстрее»_-_парная_эстафета_(5_–_7_лет)Цель'>Вариант:
- увеличение числа водящих.
| «Чья пара быстрее?» - парная эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, формирование умения передвигаться в паре.
| Дети на бантиках выстраиваются в команды по 2 человека и берутся за руки. В центре солнышка находится флажок. По сигналу ведущего все пары одновременно начинают передвигаться прыжками вдоль косичек к центру солнышка. Запрыгнув в центр, дети берут флажок и прыжками возвращаются на место. Победительницей является та пара, которая быстрее всех и без ошибок выполнила задание.
| Вариант:
- прыжки на одной ноге, на двух ногах с мешочком между колен.
| «Быстрая команда» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта.
| Дети делятся на несколько команд, каждая команда занимает один лучик-косичку, первый участник встает на бантик, остальные выстраиваются за ним. В центре солнышка находится высокая стойка, к которой прикреплен колокольчик. По сигналу ведущего первые участника команд начинают передвигаться по лучам к центру солнышка, достигнув стойки, подпрыгивают и звонят в колокольчик (ударяют по нему), после чего возвращаются в конец колонны. Следующий игрок продолжает эстафету. Побеждает та команда, которая раньше всех закончит соревнование.
| Вариант:
- передвижение до колокольчика разными способами;
- установление препятствия (дуги по контуру солнышка у каждого луча, большие кубы и др.).
| «Передай мяч» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта.
| Дети делятся на несколько команд по 5 человек в каждой и встают на лучах солнышка, у первого игрока мяч. По сигналу водящего участники эстафеты передают мяч друг другу над головой, когда мяч окажется у последнего в команде игрока, он бежит вперед колонны и снова передает мяч и т.д. Так продолжается до тех пор, пока начавший игру не станет опять первым. Побеждает команда, закончившая первой.
| Вариант:
«Туннель с мячом»: условия те же, только дети встают на лучи в стойке «ноги врозь». По команде первый ребенок прокатывает мяч между ног игроков последнему. Последний берет мяч, бежит (проползает между ног игроков), становится первым, снова прокатывает мяч последнему и т.д.
| «Серпантин» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию движений, обогащать двигательный опыт, учить командному взаимодействию.
| Дети делятся на несколько команд по 5 человек в каждой и встают на лучах солнышка (расстояние между игроками – 0,5 метра). По сигналу водящего первый участник команды начинает бег змейкой между стоящими игроками, возвращается в начало колонны, передает эстафету следующему игроку и встает на его место. Второй игрок продолжает эстафету, и так до тех пор, пока не пробегут все участники команды. Побеждает самая быстрая команда.
| Варианты:
- разные способы передвижения (галоп, подскоки, прыжки и др.);
- ведение мяча змейкой между игроками.
| «Займи свое место» - командное соревнование
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, внимания, умения реагировать на сигнал, умения ориентироваться в пространстве,
умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта
| Дети делятся на несколько команд по 5 человек в каждой и встают на лучах солнышка, каждый на свой номер. По сигналу «Первые!» бег по контуру солнышка начинают дети, стоящие на кружочках с № 1; по сигналу «Вторые!» к ним присоединяются дети, стоящие на кругах с № 2 и т.д. до № 5. По команде «Займи свое место!» все игроки должны встать на свои места. Побеждает та команда, которая построилась первой.
| Вариант:
- вызывать номера не по порядку от 1 до 5, а вразнобой;
- использовать разные способы передвижения по кругу.
| «Перенеси – не урони!» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию движений, обогащать двигательный опыт, учить командному взаимодействию.
| Дети делятся на несколько команд по 5 человек в каждой и встают за бантиками. На лучах солнышка в 1-ом и 5-ом круге лежат обручи, в 5-ом обруче – 3 малых мяча. По сигналу ведущего 1-ый ребенок берет 3 мяча, переносит, стараясь не уронить, в 1-ый обруч, бежит назад, передает эстафету 2-ому участнику и встает в конец колонны. Второй – несет мячи обратно и т.д. Побеждает самая быстрая команда.
| Вариант:
- разные способы передвижения от обруча к обручу.
| «Ловкие ребята» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию движений, обогащать двигательный опыт, учить командному взаимодействию.
| Дети делятся на несколько команд по 5 человек в каждой и встают за бантиками. На других концах косичек (за границей) лежат обручи (1 на косичку). По сигналу ведущего 1-ый ребенок бежит (прыгает) по косичке до обруча, прыгает через него как через скакалку 3 раза (пролезает 1 раз), возвращается назад, передает эстафету и встает в конец колонны. Задание выполняет следующий игрок и т.д. Побеждает самая быстрая команда.
| Вариант:
- использование разных способов передвижения;
- использование заданий на полосе препятствий: на лучах выстраивается полоса препятствий (кубы, бруски, стойки, дуги и пр.) и даются разнообразные задания (бег или прыжки змейкой между предметами, перепрыгивание через препятствие, подлезание и др.).
| «Меткие стрелки» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость, учить командному взаимодействию.
| Дети делятся на несколько команд по 5 человек в каждой и встают на лучах солнышка, каждый на свой номер. В центре находится кольцеброс, у каждой команды кольца своего цвета (по 1 на каждого ребенка). По сигналу «Первые!» кольца бросают дети, стоящие на кружочках с № 1, после броска уходят в конец колонны, их место занимает следующий игрок и по сигналу «Вторые!» тоже бросает кольцо и т.д. Побеждает самая меткая команда (по подсчету колец на кольцебросе).
| Вариант:
- вместо кольцеброса можно использовать корзину и мячи разного цвета.
| Рекомендации по использованию комплекса для младших дошкольников
Можно использовать практически все вышеперечисленные упражнения и задания, но не проводить их в форме эстафет.
Желательно создавать различные игровые ситуации, способствующие активизации двигательной деятельности и поддержанию интереса детей к играм и заданиям: использование сказочных и игровых сюжетов (путешествуем с колобком, идем в гости к любимым игрушкам, имитационные движения, сопровождающие действия речевки и стихи.
| 8.
| «Дорожки» (рис. 9):
- на асфальте рисуют 4 дорожки разного цвета длиной 3 – 4 м с указателями старта и финиша: 2 прямые и 2 извилистые (расстояние между парными дорожками – 2,5 – 3 метра);
- используют для самостоятельной и организованной деятельности детей 2 – 7 лет; для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных мероприятий;
- парные дорожки удобны для проведения подвижных игр, эстафет.
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, внимания, умения реагировать на сигнал, умения ориентироваться в пространстве, умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта.
| Варианты заданий
| - Бег по прямой, извилистой дорожке.
- Прыжки через дорожку прямо, боком, на одной, двух ногах.
- Прыжки со скакалкой с продвижением вперед по прямой дорожке.
- Перешагивание через дорожку.
- Прокатывание мяча (обруча) по прямой дорожке, прокатывание мяча с попаданием в цель.
- Ходьба с мешочком на голове.
- Ходьба с ведением мяча.
- Езда на велосипеде, самокате.
- Организация парных и командных эстафет с различными заданиями и атрибутами.
- Организация подвижных игр типа ловишек-перебежек: дети перебегают (перепрыгивают) с одной дорожки на другую, а ловишка, находящийся между дорожками, их ловит («Волк во рву», «Успей перебежать», «Гуси, гуси, га-га-га» и др.).
- Подвижные игры типа «Вышибалы», «Пятнашки с мячом»: несколько водящих (по 2 с каждой стороны) находятся на дорожках, игроки в центре между дорожками.
Варианты игр и эстафет
| 1. «Быстро возьми!»
Дети двигаются в колонне по дорожкам заданным способом (бегом, приставным шагом, подскоками, в приседе, на носках, перекрестной ходьбой, прыжками и т.д.). В центре между дорожками расставлены предметы количеством на 1 меньше, чем детей. В любой момент движения взрослый произносит: «Быстро возьми!», и играющие должны как можно быстрее взять один предмет. Побеждают самые ловкие дети (кто ни разу не остался без предмета).
2. «Переправа»
Команды построены в колонну по одному перед стартом (на берегу), в руках у направляющего обруч. По сигналу обруч надевают на пояс 2 первых игрока и быстро перебегают по дорожке на противоположную сторону к финишу. Первый номер остается за финишной чертой, а второй, не снимая обруча, возвращается назад и повторяет задание с третьим номером, затем он сам остается на противоположном берегу, а переправу делает третий номер и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая переправу.
3. «Догони партнера»
Игроки, разбившись на пары, располагаются вдоль дорожки на расстоянии 1,5 – 2 м в затылок друг другу. По команде они выполняют различные упражнения из исходных положений, затрудняющих старт для рывка в быстром темпе. По сигналу игроки, стоящие первыми, устремляются к противоположной дорожке, а вторые стараются их догнать.
4. «Лошадки»
Дети делятся на лошадок и наездников и размещаются вдоль прямых дорожек: лошадки у одной дорожки, наездники у противоположной. Лошадки, взявшись за руки, идут по направлению к наездникам и говорят: Та-ра-ра, та-ра-ра, ушли пони со двора. После этого они убегают к своей дорожке, а наездники их ловят. Пойманные лошадки временно выбывают из игры. Когда всех лошадок переловят, дети меняются ролями. Игра повторяется.
Правило: начинать ловить можно только после слов «со двора», лошадок, успевших убежать за свою дорожку, ловить нельзя.
5. «Волк во рву»
Дети делятся на коз и волков. Козы размещаются за одной из прямых дорожек, волки находятся между дорожками (ров). По сигналу взрослого «козы» стараются перебежать через ров к противоположной дорожке. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «коз». Пойманные «козы» временно выбывают из игры. После 3 – 5 перебежек подсчитываются результаты. Выигрывают не пойманные «козы», и те «волки», которые поймали больше «коз». Затем играющие меняются местами.
6. «Охотники и зайцы»
Дети делятся на охотников и зайцев и размещаются вдоль прямых дорожек: охотники у одной дорожки, зайцы у противоположной. Охотники обходят площадку между дорожками, делая вид, что они разыскивают следы зайцев, а затем возвращаются. По сигналу зайцы выбегают на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По команде «Охотники!» зайцы бегут за свою дорожку (в домик), а охотники бросают в них мячи. Зайцы, в которых попали мячами, считаются подстреленными и временно выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз, затем подсчитываются результаты. Выигрывают не подстреленные зайцы, и те охотники, которые подстрелили больше зайцев. Затем играющие меняются местами.
В игре может быть и один охотник.
7. «Поезд»
Команды построены в колонну по одному на дорожках перед стартом. В конце дорожек ставят большие кубы (на финише). По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом направляются к своим ориентирам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые. Вместе они вновь проделывают тот же путь и т.д., пока все члены команды не соберутся в поезд. Игроки держат друг друга за пояс, во время ходьбы выполняют движения вперед-назад согнутыми в локтях руками. Выигрывает команда, первая собравшаяся в поезд и прибывшая на станцию.
8. «Мяч водящему»
Дети делятся на 2 команды и встают около одной из прямых дорожек по ее краям (дорожка используется как линия). В каждой команде выбирается по одному водящему, которые встают за второй дорожкой, каждый водящий напротив своей команды. У водящих мячи. По сигналу водящие бросают мячи впереди стоящим в своих командах. Поймав мяч, игрок кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны, освобождая место для следующего игрока. Водящий бросает мяч второму игроку и все повторяется. Так продолжается до тех пор, пока начавший игру не станет опять первым. Выигрывает та команда, в которой игроки меньше роняли мяч на землю и закончили эстафету первыми.
При повторном проведении эстафеты мяч можно бросать другим способом.
| Правила:
- мяч можно бросать и ловить только с условной черты (дорожки);
- уронивший мяч сам его и поднимает;
- не сумевшему поймать мяч, водящий бросает его снова, до тех пор, пока мяч не будет пойман.
| 9.
| «Классики» :
- на асфальте рисуются «классики» различных видов – геометрические фигуры определенной конфигурации (А; Б; В; Г);
- используют для самостоятельной и организованной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие ловкости, чувства равновесия, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта (упражнять в прыжках разными способами, в метании).
| Варианты игр в «классики»
| А) Дети по очереди бросают в клетку с № 1 плоскую утяжеленную биточку и впрыгивают в нее на одной или двух ногах, передвигаются по клеткам («классам») прыжками без остановки по порядку номеров, подталкивая биточку ногой, стараясь не попасть на черту (ногой или биточкой). На клетке «отдых» можно остановиться и отдохнуть. Затем продолжить прыжки. Выпрыгнув из последнего «класса» (восьмого), он снова бросает биточку, но уже в клетку № 2 («второй класс»), затем делает прыжок в «первый класс», оттуда во второй и продолжает прыжки с биточкой в последующие «классы». Таким образом, ребенок проходит все классы. На этом тур игры заканчивается, очередь переходит к следующему игроку.
Если ребенок во время прыжка становится на черту или не попадает биточкой в нужный «класс», очередь переходит к следующему игроку. Когда снова подходит его очередь, он начинает игру с того класса, на котором остановился («застрял»). Если биточка попадает в полукруг «огонь», ребенок начинает игру с начала (с «первого класса»).
Б) В этом варианте ребенок бросает биточку также в порядке последовательности, начиная с первого класса и заканчивая десятым, но правила несколько иные. Ребенок, бросив биточку в клетку с нужным ему номером и допрыгав до этой клетки, останавливается, берет биточку в руки и дальше прыгает без нее. Также меняются сами прыжки: в первые 2 класса он прыгает на одной ноге, в третий и четвертый классы на двух ногах (одна нога в клетке № 3, другая в клетке № 4), в пятый класс впрыгивает снова на одной ноге и т.д. В конце (9 и 10 классы) он прыжком поворачивается и продолжает игру в обратном порядке.
Остальные правила те же, что и в предыдущей игре.
В) В этом варианте игра проходит без битки. На розовых клетках ребенок из класса в класс прыгает на правой ноге, на синих клетках он прыгает на левой ноге, на зеленых – на двух ногах. Задача ребенка во время игры – не перепутать ноги, не потерять равновесие и не наступить на черту.
Если ребенок правильно прыгает весь лабиринт, то переходит в следующий класс, т.е. начинает прохождение лабиринта с клетки № 2, впрыгивая в нее с клетки старт. Тур игры заканчивается, когда ребенок пройдет все классы.
Если ребенок ошибся или не смог впрыгнуть в нужный класс (наступил на черту, потерял равновесие), то очередь переходит к следующему игроку, а ребенок, дождавшись своей очереди, начинает прыжки с того класса, в котором застрял.
Г) В этом варианте игра проходит тоже без биточки. Ребенок прыгает из класса в класс на двух ногах в порядке последовательности, начиная с первого и заканчивая десятым, учитывая то, что классы расположены в разбивку (такое расположение классов требует от ребенка совершать прыжки с разворотом в нужную сторону). Задача ребенка во время игры – не перепутать классы, не потерять равновесие и не наступить на черту. Если ребенок во время прыжков не совершит ошибки, то переходит в следующий класс, впрыгивая в нужную клетку со старта. Тур игры заканчивается, когда ребенок пройдет все классы.
Если ребенок ошибся или не смог впрыгнуть в нужный класс (наступил на черту, потерял равновесие), то очередь переходит к следующему игроку, а ребенок, дождавшись своей очереди, начинает прыжки с того класса, в котором застрял.
| |