Главная страница

категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание


Скачать 239.5 Kb.
НазваниеКатегория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание
Анкоркатегория личности в психологии
Дата02.05.2023
Размер239.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКатегория личности в психологии.doc
ТипРеферат
#1101564
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ


В психологии понятийное содержание терминов, обозначающих человека - «индивид», «личность» и «индивидуальность», часто пересекается, оказывается размытым, а зачастую синонимичным. Для того чтобы данные термины развести необходимо помнить, что человек принадлежит миру и не может изучаться как независимый от него. Действительными условиями существования и развития человека, источниками различных видов его опыта, жизненных проблем и средств их разрешения являются - природа, общество и культура.

Так, человек как часть природы (животное) есть субъект активного приспособления к ее изменяющимся условиям на основе врожденного опыта, сформированного в биологической эволюции. Как член определенного общества он является субъектом присвоения и полноценного использования наличных социальных норм, обладателем психических качеств, способностей, правил общения, отвечающих занимаемой им социальной позиции (и допустимых в ней). Наконец, субъект культуры - это человек, который самостоятельно и ответственно опирается в своих поступках, мыслях, переживаниях на общечеловеческие нравственные принципы и способен, в частности, к осмысленному преобразованию собственных природных свойств и уже присвоенных социальных правил.

В современной психологии, понятия индивид, индивидуальность требуют соотнесения с понятием личности. Анализ литературы показал, что существуют три варианта понимания термина личность, а также его содержания.

В первом понятие личность фактически совпадает с понятием субъекта как «внутреннего условия» деятельности [Рубинштейн С.Л., 2007]. Так Петровский А.В., Платонов К.К. к личности в общей психологии, относят любые, в том числе природные, социальные особенности человека, а в дифференциальной психологии их конкретная совокупность соответствует его индивидуальности.

Для обсуждения специфики человеческих свойств, отличающих его от животного, обычно пользуются известным по работам Леонтьева А.Н. различением личности и индивида. В данном варианте понятие личности уже не включает природного субъекта, представителя биологического вида Homo Sapiens, особенности которого относят лишь к органическим предпосылкам его развития. Субъектов общества и культуры, в данном случае объединенных, автор все же разделяет, но уже в самой личности, например, как социально-типическое и индивидуальное в ней [Асмолов А.Г., 2010].

Наконец, в третьем варианте личность пытаются рассмотреть в узком смысле, охватывающем критические периоды жизненного пути человека, которые требуют от него ответственного выбора, самостоятельного решения значимых проблем, осознанного преобразования мотивационной сферы. Здесь авторы (Петухов В.В., Столин В.В.) разделяют понятие личность от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества - социального индивида: в своем культурном, нравственном развитии личность может не совпадать с носителем любых сложившихся общественных установлений. «Природный организм, социальный индивид, личность - так мы и будем теперь называть определенных выше субъектов» [Петухов В.В., 1996].

Наиболее последовательно различение данных понятий проведено в работах Б.Г.Ананьева и А.Н.Леонтьева.

Развитие человека Б.Г Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий личность и индивидуальность, автор отмечает, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

В качестве особой проекции человека Б.Г.Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Другая проекция человека – это его бытие как субъекта.Б.Г.Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект есть также целостная форма его бытия.

Широко употребляемым в психологии является понятие личность.В традиционной психологии этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. «Понятие личности выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотилически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [Леонтьев А.Н., 1983].

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать индивидуальность, фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта