категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание
Скачать 239.5 Kb.
|
Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ 4 СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 6 ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД 8 Классификация природных свойств человека 8 Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические свойства Б.Г.Ананьева называл первичными индивидными свойствами, которые присуще всем людям. Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида (вторичные индивидные свойства): структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию (динамику психофизиологических функций). Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков (рис.2.). 10 Возрастно-половые особенности человека 10 Половой диморфизм 10 Конституционные типологии в психологии 11 Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека 13 ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ 16 ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 19 Психологические образования индивидуальности человека 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24 ВВЕДЕНИЕИстории исследований в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно «работать» лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены, связаны различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯДля правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве, которого она существует. Этим контекстом является проблема человека Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Человек – наиболее сложное явление из всего существующего в мире и самый интересный предмет для самого себя. Многие науки пытаются дать ответ на вопрос: что же есть Человек и в чем он проявляется? Следует отметить, что научное знание в принципе не дает целостного представления о человеке по ряду причин. Во-первых, любая наука (биология, психология, социология, культурология, история и т.д.) ориентирована на изложение специфических сторон целостного объекта, не рассматривает человека в целом, а исследует его в определенной проекции. Другая причина состоит в том, что наука ориентирована на построение идеальных моделей, выявление общих закономерностей, описание типов, а человек есть существо уникальное и неповторимое. Homosapiens - «Человек разумный» необходимо понимать как некую целостность, обусловленную единством биологического и социального. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Для того чтобы дать целостное описание феномена данного понятия, необходимо рассматривая человека как предмет научного познания с разных позиций. Во-первых, человек это природное явление. Ряд свойств человека доступно непосредственному восприятию. Это, прежде всего внешние особенности человека. Человеческое тело – его форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Тело человека – культурное тело; оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. Но главное отличие человека от животного состоит в свободном отношениик переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. Во-вторых, человек – общественное существо. Онживет в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. В-третьих, человек– этодушевнаяидуховнаяреальность. Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека – это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Человеческий субъективный мир – это мир сознания и самосознания. Человеческая жизнь осмысленна. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность. Таким образом, человек - это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Сущность человека заключается в движении, в постоянном духовном преобразовании себя, в актах выхода за свои пределы, в самостроительстве, в самовоспитании. |