категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание
Скачать 239.5 Kb.
|
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКАЗавершает анализ психологии человека психологическая характеристика индивидуальности. Б. Г. Ананьев первым в психологии попытался дать психологическую характеристику категории индивидуальности. В психологии сложилось несколько традиций понимания индивидуальности. Первоначально, индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных черт. Однако ярко выраженная черта – это гипертрофия, и с этой точки зрения, чем ярче индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Поэтому такое понимание индивидуальности – это выявление вектора потенциальных патологических изменений личности. Другое понимание индивидуальности связано с выделением у индивида присущих только ему личностных черт, генетически связанных с какими-то случайными обстоятельствами. В этом случае индивидуальность выступает в роли некоего дополнения к личности – носителя существенных свойств и качеств и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих одного человека от другого. Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б.А. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре человека. Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации человека. Понятие индивидуальности как и понятие личности, относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения.Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального. Понятия личность и индивидуальность фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленностьв глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности. В философско-психологической литературе из двух определений человека – личность и индивидуальность – «вершинным» считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Ананьев Б.Г. писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» [Ананьев Б.Г., 1980]. Понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений. Индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенностьиз этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я. То есть, если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, тоиндивидуальность– это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни.Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя. Психологические образования индивидуальности человекаОсновными субъективными составляющими индивидуальности человека являются система смысловых отношений и ценностных ориентации, мировоззрение, совесть, вера. Система смысловых отношенийпредставляет собой ансамбль индивидуализированных отношений человека к условиям своей жизнедеятельности. В психологии смыслом называют внутренне мотивированное, индивидуальное значение для человека того или иного действия, поступка, события. Система смысловых отношений внутренне связана с ценностными ориентациями личности. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей культурной, духовной, общественной жизни. Ответ на вопрос: ради чего? – предполагает определение ценностного отношения, лежащего в основе действия, поступка, деятельности, всей жизни в целом. В последнем случае речь идет о смысле жизни. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни выводится из мировоззрения как системы взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, к самому себе. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления. Смыслу жизни противостоит отчуждение человека от жизни,когда собственные действия, поведение, жизнь в целом теряют ценность, значимость. Потеря смысла жизни – это духовное заболевание человека. Потеря смысла жизни стоит на одном из первых мест среди причин самоубийств. Нравственным центром индивидуальности является совесть.Человек самостоятельно формулирует для себя нравственные обязанности и требует от себя их выполнения. Совесть есть выражение нравственного самосознания человека. Она есть внутренняя, личная нравственность или автономная этика. К образованиям индивидуальности относится система верований и убеждений человека. Вера есть полное и безоговорочное принятие человеком явлений, событий, собственных представлений и умозаключений, жизненных принципов, бесконечная ценность которых выявлена в свете превышающей человека Божественной Реальности. Вера, убеждения человека составляют основу его «Я», определяют его поступки, суждения, нормы поведения и отношения. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. В современных теориях личность рассматривается как относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Опираясь на выше сказанное можно сделать вывод, что личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятиями человек, личность в науке нередко употребляются термины индивид, индивидуальность. Их отличие от понятия личность состоит в следующем: если понятие человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие индивид характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие индивид входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М. – 1991 Аверин В.А. Психология Личности. СПб. - 2009 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер 2010 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М. - 1980 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М. - 2010 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М. - 2008 Годфруа Ж.,Что такое психология, М. - 2004 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, Т.2, М. - 1983 Маклаков А.Г. Общая психология:Учебник для вузов Питер 2012, 582с. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М. - 2004 Маслоу А.Г. Теория человеческой мотивации. В книге Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций, М. – 2009, с. 238-257 Нуркова В.В. Психология: учеб. для студентов вузов. М. – 2008 Обзоров Н.Н. Типы личности, темперамент и характер, СПб., 2005 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М. - 2002 Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996 Психология / под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2009. - 656 с. Психология: Словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., М. - 2007 Психология личности / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А., Архангельской В.В. Хрестоматия по психологии, М - 2009 г. Реан А.А.; Бордовская Н.В.; Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие, СПб: 2010, 432 с. Роджерс К.Становление личностью. М - 2001 Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Питер. – 2007 Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека. – М. - 2006 Слободчиов В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1995. |