категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание
Скачать 239.5 Kb.
|
ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬПонятие личность является настолько сложным и имеющим по данным различных авторов (Олпорт Г., Ребер А.) от 50 до нескольких сотен различных определений. Проблема определения данного понятияопределяется не только большим набором трактовок, но и различным понимание структуры личности разными авторами. Как указывает Богданов В.А., если личность - синоним термина человек, то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если личность сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами. В психологии существует мнение, что личность является отражением сущности человека. Этимологически слово личность связано с понятием «персона» (личина, маска). Личность по первоначальному значению - определенная социальная роль или функция человека. В самом общем определении это феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Существуют разные трактовки определения личности. Она представляет собой «совокупность всех общественных отношений» (К Маркс), «особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые индивид вовлекается» (А.Н. Леонтьев), «социальное качество человека» (Г.Г. ДилигентскиЙ), «способность занимать позицию в системе социальных отношений» (СЛ. Рубинштейн), «высшая интегрирующая инстанция, управляющая психическими процессами, «хозяин» психических функций» (В. Джемс), «активная жизненная позиция и способность осуществлять ответственный выбор» (А.Г Асмолов), «психологический инструмент, орудие, принадлежащее человеку» (Б.С. Братусь), «субъект поступания» (М.М. Бахтин), «психологическая характеристика субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью», «система мотивационных отношений, которую имеет субъект» (А.Б. Орлов), «самость», «начало сверхприродного, сверхестественного бытия» (СА Франк). Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно определяется: как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Таким образом, личность человекa - это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование представляющее собой систему мотивационно - потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта. В частности, такое определение личности мы можем найти в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович и др. Так, например, А.Н. Леонтьев определял личность как «особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые индивид вовлекается» [Леонтьев А.Н., 1983, с. 385]. Аналогичные определения личности приводятся в работах К.А Абульхановой-Славской, АГ. Асмолова, Б.Ф.Ломова, АВ.Петровского, Е.В.ШороховоЙ и других отечественных специалистов в области теоретической психологии личности. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений. Личностный способ существования - это существования человека среди людей. Сущность личности проявляется в позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Как пишут В.И. Слободчиков И Е.И. Исаев, позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности, а личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. И если «личностное бытие - это муки выбора, риск социального действия, тяготы ответственности за себя и других» [В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995], то человек, принимающий такое бытие, ставит себя в позицию диалогического взаимодействия - соотнесения своей «частной» жизни с жизнью «другого». В словаре «Психология» личность определяется двояко: «1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., с. 193]. Вместе с тем отмечается, что «развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания» [там же, с. 194]. В этом словаре процесс развития личности - это «процесс формирования личности как социального качестваиндивида в результате его социализации и воспитанию. По мнению Орлова А.Б. личность - это система мотивационных отношений, которую имеет субъект. Понятие личности, как полагают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, тесно связана с понятием самости - субъективности человека, некого «порога между душевным и духовным бытием». Они отмечают: «Эту высшую инстанцию самости - личность - имеет каждый человек и во всяком своем духовном состоянии. На этой ступени духовного развития формулой бытия для самого человека, а главное - для Другого становится «Я - лично!», ибо личность - это прежде всего персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым - для себя. Именно личность есть то, что составляет подлинное единство нашей душевной жизни, ее субстанциональную и вполне определенную форму. Поскольку духовное бытие человека конституирует личность, к его существу принадлежит и индивидуальность» [Слободчиков В.И., Исаев Е.И., с. 340]. Из приведенной выше информации следует, что личность является: во-первых, атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом, во-вторых, данная характеристика приобретается человеком в обществе себе подобных в процессе социального развития, в-третьих, такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, генотипически или физиологически обусловлены, которые никак не зависят от жизни в обществе, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие личность обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. |