Главная страница
Навигация по странице:

  • Жаңа заманның механистикалық антропологиясы Қорытынды ВВЕДЕНИЕ

  • РЕНЕССАНС Д

  • ЖАҢА ЗАМАННЫҢ МЕХАНИСТИКАЛЫҚ АНТРОПОЛОГИЯСЫ

  • Қолданылған әдебиеттер тізімі

  • ренессансы. Кіріспе айта рлеу дуіріні сипаттамасы Ренессанс дуіріндегі адамны индивидуалистік тсінігі Жаа заманны механистикалы антропологиясы


    Скачать 34.84 Kb.
    НазваниеКіріспе айта рлеу дуіріні сипаттамасы Ренессанс дуіріндегі адамны индивидуалистік тсінігі Жаа заманны механистикалы антропологиясы
    Дата12.09.2019
    Размер34.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларенессансы.docx
    ТипДокументы
    #86646

    Мазмұны

    1. Кіріспе

    2. Қайта өрлеу дәуірінің сипаттамасы

    3. Ренессанс дәуіріндегі адамның индивидуалистік түсінігі

    4. Жаңа заманның механистикалық антропологиясы

    5. Қорытынды


    ВВЕДЕНИЕ

    Важный этап развития философской мысли – философия эпохи Возрождения, в которой затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Эта эпоха оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

    Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в Италии (конец XIV – XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

    Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождение разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека. Наложили глубокий отпечаток на весь характер последующий науки и философии.

    Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства. Права на земные радости и счастье. Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всём видели примат не природы, не человека, а Бога. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Само собой, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили очень тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать французское выражение, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, какНиколай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавеллии др.

    Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья.

    ҚАЙТА ӨРЛЕУ ДӘУІРІНІҢ СИПАТТАМАСЫ

    Характеризуя духовную жизнь этой индивидуальной эпохи, нельзя не упомянуть о выдающемся мыслителе Мишеля Монтеня(1533-1592) – автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его «Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Она и по сию пору сохраняет непреходящее историческое, философское, психологическое и эстетическое знание. Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих испытаний.

    Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо. Вообще Монтень пользовался исключительным влиянием среди своих соотечественников в эпоху Посвящения.

    Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола(1463 - 1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «серединном» положении человека между миром земным, материальным и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы. Пико делла Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» с пафосом писал: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себе из собственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь». Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех его соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.

    Воззрение Джордано Бруно(1548 - 1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan – все и theos - Бог) – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах».. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей.

    Этичное воззрение Бруно заключается в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это употребляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов, героев, которые возвышаются над размерной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.

    17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.

    РЕНЕССАНС ДӘУІРІНДЕГІ АДАМНЫҢ ИНДИВИДУАЛИСТІК ТҮСІНІГІ

    Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

    Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

    В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческой начало, будь это искусство, политика, религия или даже техническое изобретение.

    Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.

    Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.

    Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм»происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

    Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.

    Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил ещё Данте.Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

    Схоластической религии противопоставляется право на истину и поиск её; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам всё чаще противопоставляется обыкновенный труд. Но тот, кто трудится имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

    Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма.Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

    Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно – государственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.

    Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций.Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчествоЛоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

    ЖАҢА ЗАМАННЫҢ МЕХАНИСТИКАЛЫҚ АНТРОПОЛОГИЯСЫ

    Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Если религиозная философия средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы.

     В противоположность учению об изначальной греховности человека, она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но несмотря на пантеизм, философы делают своим знаменем не его, а человека. Вся философия оказывается проникнутой пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.
    Так, согласно Пико делла Мирандоле (1463–1494), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.
    В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающегося индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Валла со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем – интересы родины. И вообще, по его мнению, сохраняет «свою силу славнейшее изречение «там для меня родина, где хорошо». 
    Влияние развития науки на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм ярко обнаруживается в философских взглядах Б. Паскаля (1623–1662), который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить». . В философ. антропологии П. исходит, как и Декарт, из дуализма души и тела, культивируя духовное начало человека, идущего от Бога. «Человек есть образ Божий, но только образ». В этом заключен антиномизм природы человека, усугубленный первородным грехом. Тайна человеческого бытия состоит в том, что человек велик (как Божье творение) и ничтожен (как «червь земной») одновременно
    Однако основателем новоевропейского рационализма вообще и антропологического рационализма в частности по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевший большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.
    Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в философии Нового времени. Знаменем такой концепции может служить название работы Ж. Ламетри – «Человек – машина», в которой представлена точка зрения механистического материализма. Согласно ему, существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.

    Жюльен Офре Де Ламетри (1709-1751) - француздық философ-материалист.

    Ламетри алғашқы болып Францияда механистикалық материализмге жүйелі мазмұн берген. Ламетри өзінің мақсатын Эпикур жүйесін қайта жаңғырту деп білген. Ламетри түсінігі бойынша тек бірыңғай материалдық субстанция бар. Ламетри адамзаттың ағзасын сағат механизімі сияқты, өздігінен оталатын машина деп қарастырған.[1]

    Бұл философия өкілдерінің бірі Жюльен Офре де Ламетри болды. Мамандығы жағынан дәрігер, Р. Декарт физикасын қолдаушы болған ол өзінің “Адам – машина” деген еңбегінде тіршілік процестерін тәжірибе арқылы зерттеуді талап етті. Әрбір материяда өзінің созылымдылығымен қатар сезімдік сезіну сияқты қасиеттер бар, деді. Ол Спиноза уағыздаған барлық материя ойлай алады деген пікірді сынады. Сезіну тек ұйымдасқан денелерде ғана байқалады, деді. Ол органикалық емес, органикалық, жануар, адам – бәрі бір-бірімен тығыз байланыста болады және органикалық өмір – органикалық емес дүниеден, өсімдік – органикалық дүниеден, жануарлар - өсімдіктен, адам жануарлардан жаралғанын айтты.

    Тек адамға ғана тән және оның күрделі ұйымдастырылуының нәтижесі болып табылатын ойлау процесін Ламетри сезіну мен зерде негізінде пайда болатын түсініктердің теңестірілуі мен құрамдастырылуы деп түсінді. Бірақ адамды машина деп қарады. Оның жоғары дамыған рухани интеллект екенін байқамады. Оның негізгі еңбектері: “Адам – машина”


    Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро). Другая отличительная черта их философской антропологии – рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминированного ее законами, так что он «не может – даже в мысли – выйти из природы» . Стоя на принципах последовательного механистического детерминизма, они, конечно», не могли ни в какой мере признать свободу воли человека. Еще одна характерная черта этих мыслителей состояла в том, что, критикуя христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек по своей природе изначально добр и не греховен.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключении следует подчеркнуть, что в отличии от средневековой философии, философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

    Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.

    Завершая краткое изложение истории философии, отметим наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии. Но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье.

    Приведём основные идеи философии Ренессанса.

    1.Антропоцентризм:внимание философов направлено в основном на человека.

    2.Гуманизм,признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счёт возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.

    3.Постулирование творческой сущности человека:он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

    4.Личностно – материальное понимание мира:всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

    5.Идея доминирования эстетического пониманиядействительности над моральными и научными представлениями.

    6.Антисхоластика:стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

    7.Геометрически – структурное понимание мира,дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

    8.Пантеизм.

    Философия эпохи Возрождения, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к новому философствованию, к философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации. Философия эпохи Возрождения, бесспорно, является новым этапом развития философии

    Қолданылған әдебиеттер тізімі

    1.Алтай Ж. Философия тарихы:оқулық/Ж. Алтай, А. Қасабек, Қ. Мұхамбетәли.-2-

    шi басылымы.-Алматы:Раритет.-2006.-310 б.
    2. Байтенова Н. Ж. Философия:учебник для студ. вузов/КазНУ им. аль-Фараби; сост.

    Н. Ж. Байтенова.-Алматы:Қазақ университетi.-2006.-390 с.
    3.Нысанбаев Ә. Философия тарихы/[ғылыми ред. Ә. Нысанбаев; құраст.: Ә.

    Нысанбаев, Ғ. Құрманғалиева; аударғандар: Д. Раев, А. Құлсариев].-Астана:Аударма.-

    2006.-484 б..-(Мәдени мұра)

    4.Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова В. П.. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

    5.Кішібеков .Қ“Философия” Алматы 1998 

    6. Алтай .Ж “Философия тарихы” Алматы 1995

    7. Иманқұл .Н ,Бөрібаев .Т “Іліми философия”Астана 2009

    8. Нысанбаев .Қ “ Қысқаша философия тарихы” Алматы 2002 


    написать администратору сайта