Курсовая. Классический репертуар как средство развития восприятия музыки учащимися средних классов
Скачать 87.36 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский республиканский педагогический колледж» Кафедра музыкального образования КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ Курсовая работа Выполнила: студентка Сайбанова Арюна Жамсаевна III курса 3471 группы __________(подпись) Специальность 53.02.01. Музыкальное образование Научный руководитель: Евсюкова О.Г. __________(подпись) Зав. кафедрой МО: Панчукова А.М. __________(подпись) Работа защищена Оценка__________ « » мая 2020 г. Улан-Удэ, 2020 г ОглавлениеВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ 7 1.1 Теория и практика формирования восприятия музыки у учащихся среднего школьного возраста 7 1.2. Методы развития восприятия музыки 10 1.3. Возрастные особенности средних классов 15 1.4. Классический репертуар как средство развития восприятия музыки 17 Список литературы 23 Приложение А 24 Приложение В 28 ВВЕДЕНИЕСегодня как никогда актуально развитие детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, которая формирует личность как индивидуума. Музыкальные способности у детей выявляются по-разному. Результаты знакомства с практикой музыкального воспитания в школе и в условиях семьи, окружающая среда ребенка показывает, что и учителя, и родители не уделяют внимание развития у детей минимума музыкального образования. В современном обществе ориентиром ценности является развлекательная музыка. Таким образом, появляется необходимость формирования музыкальных способностей у детей школьного возраста за счет приобщения детей к музыке как искусству, а также в изучении исследования данной проблемы. В связи с вышеизложенным, будет сформулирована следующая проблема: какие условия созданы для формирования классического музыкального воспитания детей средних классов? Ведь восприятие музыки – это очень сложный психологический процесс для любого человека, в том числе и для детей. Это связано, безусловно, с тем, что восприятие музыки сложнее воспринимается, нежели произведения других видов искусства, а также – с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями детей школьного возраста. В этот период музыкальное воспитание становится более осмысленным. Интересы подростков становятся разнообразными, они интересуются больше общественной жизнью. Для них на первом месте - личные достижения в разных областях жизни и деятельности, очень важно чувствовать свою неповторимость и уникальность, всячески проявлять себя, но с другой стороны – они хотят быть частью общества, класса, они могут с удовольствием принимать участие в различных мероприятиях. У детей школьного возраста своя переоценка ценностей, они стремятся к самостоятельности, высказывают свою точку зрения. Для подростков самооценка имеет большую ценность, чем оценка, данная взрослыми людьми. Развития детей этого возраста определяется мировоззрением, самооценкой, наглядными примерами, на которые равняются. Средний школьный возраст – это сложный период в музыкальной грамотности, так как возрастные особенности данного возраста и определяют специфичность учебно-воспитательного процесса по развитию восприятия у детей музыки. Музыкальный руководитель отбирает музыкальный материал и разучивает с детьми. Желательно, чтобы педагог самолично исполнил на каком-либо инструменте музыкальное произведение. Как и любой учитель, он разрабатывает поурочные планы, готовит демонстрационный материал, подбирает дидактические пособия, отбирает грамзаписи, занимается с детьми индивидуально и в группе. Актуальность данной проблемы и ее недостаточное исследование определили выбор темы курсовой работы – «Классический репертуар как средство развития восприятия музыки учащимися средних классов». Учитывая сложность исследования, изучив научную и педагогическую литературу, можно выделить следующее: возрастные особенности восприятия музыки у детей среднего школьного возраста изучены недостаточно. В большинстве педагогические труды Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, В.И. Петрушина, Л.В. Школяра посвящены именно теории и методике детского музыкального воспитания и обучения. А формированию музыкального воспитания учащихся посвящено исследование Е.Ю. Глазыриной; О.А. Калимуллина написала «О развитии творческого потенциала подростков средствами музыкально-просветительских практик»; также С.Ю. Крыхтина провела исследование по «Формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования»; Н.М.Самохвалова – «Формирование основ музыкального мышления у детей и подростков». Таким образом, проанализировав проблему, мы пришли к теме нашего исследования. Цель курсовой работы: Создание условий на уроке музыки для развития восприятия музыкального репертуара классической направленности. Задачи: - проанализировать методическую и научную литературу по заявленной теме; - выявить методы развития восприятия музыки школьниками; - определить возрастные особенности учащихся средних классов; - сформировать комплект музыкальных произведений классической направленности. Объект исследования: процесс развития восприятия музыки. Предмет: классическая музыка как средство развития восприятия. В будущем, при написании ВКР мы будем реализовывать основные положения курсового проекта, создадим комплект музыкальных произведений, которые будем использовать на уроках музыки. Методы исследования: -анализ психолого-педагогической литературы; -отбор и чтение методической литературы; -сопоставление данных из различных источников; -систематизация материала; -обобщение материала; -анкетирование; В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие пути решения проблемы: 1. Выявление адекватных методов развития музыкального восприятия классических произведений; 2. Определение средств формирования музыкального репертуара; 3. Обоснование методики работы по развитию музыкальной культуры; 4. Обобщение результатов и проблем исследования; База исследования – учащиеся, педагоги. Структура курсовой работы: титульный лист, продуманное содержание, сформулированное введение, основной текст, который разбит на определённые главы, параграфы, подведённое заключение, оформленный список литературы. |