Главная страница

Курсовая. Классический репертуар как средство развития восприятия музыки учащимися средних классов


Скачать 87.36 Kb.
НазваниеКлассический репертуар как средство развития восприятия музыки учащимися средних классов
Дата20.09.2020
Размер87.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.docx
ТипКурсовая
#138749
страница2 из 5
1   2   3   4   5

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

1.1 Теория и практика формирования восприятия музыки у учащихся среднего школьного возраста


Педагогическая копилка в музыкальном образовании представляет собой огромный методический и практический опыт. Изучение этого опыта, знакомство с различными методами музыкального воспитания сегодня имеет особое значение, поскольку позволяет обоснованно строить процесс формирования мировоззрения, нравственных качеств личности, укреплять позитивные стороны этого процесса и избегать повторения допущенных ошибок.

Музыка с давних времен всегда привлекалась для воспитания подрастающего поколения. Каждая эпоха предъявляла свои цели и задачи, которые тесно связаны с воспитанием детей. Безусловно, роль музыки огромна, потому что без музыки невозможно развитие полноценной личности. Главное, на что обращали внимание во все времена, - это то, что музыкальные занятия формировали у детей те положительные чувства, ту этическую сторону, без которой человеку обойтись невозможно.

Музыкальная педагогика развивалась от системы общего музыкального образования и воспитания детей. История этой системы уходит вглубь веков. Термин «музыкальное воспитание» впервые официально появился в школьных программах, изданных в 1963 г.; он означал предмет, до тех пор называвшийся по-разному - «пение» или «пение и музыка». Перемена названия носит не только формальный характер. В ней отражается стремление отвести музыке определенную роль, придать ей как учебному предмету надлежащее значение и использовать ее дидактические свойства в процессе формирования личности современного человека.

Анализ развития и формирования музыкального воспитания в XIX и первой половине XX вв. показывает, что музыкальное воспитание в XIX в. в большой степени носило форму домашнего, семейного воспитания. Это давало несомненные преимущества, так как создавались предпосылки для индивидуального эстетического воспитания, что, несомненно, увеличивало его эффективность. В XIX в. музыкальное воспитание было уделом меньшинства и в процессе музыкального воспитания упор делался на сущностные основания культуры и искусства.

Сквозной задачей воспитания (в том числе и музыкального) было развитие общекультурного уровня человека, что привело к созданию слоя образованных людей, а затем и свободомыслящей русской интеллигенции.

Говоря о музыкальном воспитании XIX в. нельзя не отметить то, что деятельность многих педагогов оставила глубокий след в развитии данного направления. Например, научный и практический деятель Смоленский, через единство воспитания и обучения в музыкально-педагогическом процессе, качественную подготовку специалистов для школы и создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения.

Значение педагогической деятельности С.В. Смоленского для музыкального воспитания школьников России XIX в. трудно переоценить. В своей научно-педагогической деятельности ученый разработал такие важные проблемы образования и просвещения, как единство воспитания и обучения в музыкально-педагогическом процессе, что предполагает качественную подготовка специалистов для школы, создание специальных школьных учебников. таким образом, Смоленский поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения.

Такое отношение автора к изучению нотной грамоты представляет частное проявление его общей установки в вопросах воспитания. На первый план в педагогическом процессе автор выдвигает не приобретение научных познаний, а творческую активность учащихся.

Активность, как понимает ее наука, есть творчество, следовательно, духовный рост человека также есть творчество. Творчество должно лежать в основании всей созидательной деятельности. Эта творческая деятельность должна поддерживаться по возможности на всех уроках, в том числе и на уроках музыки. Это действительно свежее слово в русской литературе по музыкальному воспитанию.

Главная ценность методики музыкального образования заключается в стимулировании творческой деятельности детей.

Также при изучении данного исследования следует обратить внимание на термин «музыкальное образование». В словаре этот термин рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.

Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях. В узком смысле под музыкальным воспитанием понимают воспитание, прежде всего определенных качеств личности учащихся – т. е. данный термин употребляется в первую очередь в психологическом аспекте. В широком смысле – это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.

А термин «музыкальное обучение» также имеет два значения. В первом смысле слова под музыкальным обучением понимают освоение учащимся музыкальных знаний, умений и навыков. А второе значение имеет более широкое понятие, оно включает опыт эмоционально - ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности. Такое представление о содержании обучения принципиально отличается от первого – оно значительно полнее и глубже.

Говоря о музыкальном образовании, нельзя не иметь в виду и музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания педагога-музыканта при обучении и воспитания ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры. Это и развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащегося; и развитие всех сторон его музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения; интуиции и ассоциаций; и развитие музыкально-теоретических способностей, исполнительских, слушательских и даже композиционно – творческих умений и навыков и т.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта