Курсовая. Классический репертуар как средство развития восприятия музыки учащимися средних классов
Скачать 87.36 Kb.
|
1.2. Методы развития восприятия музыкиМузыкальная педагогика имеет две стороны. Одна, более содержательная, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другая, более узкая, предполагает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития учащихся - восприятие и собственное творчество - неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. Развитие способности воспринимать музыкальные явления формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем больше условий для эмоционально-осознанного восприятия ими музыкального материала. Главной целью предмета "Слушание музыки" является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке. Из цели музыкального обучения ставятся три основные задачи на уроках "Слушание музыки": 1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку; воспитывать желание слушать и исполнять музыку; 2. Формирование осознанного отношения к музыке. Учащемуся важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку; 3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений. Эффективность развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в значительной степени определяется применением преподавателем разнообразных методов обучения. Условно можно выделить следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения: - вступительное слово учителя; - слушание произведения; - беседа о прослушанном произведении; - анализ произведения; - повторное слушание. Перед слушанием музыки необходимо вступительное слово преподавателя – речь учителя должна заинтересовать детскую аудиторию, увлечь, сфокусировать внимание на "объекте" - первоочередное условие успешности музыкально-воспитательной работы на уроке музыки. Эффективность предварительного эмоционального настроя повышает активность, увеличивает творческий потенциал деятельности учащихся. Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения. Полезно дать детям "творческое" задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если учащиеся в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в диалог, у преподавателя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу. Для большей полноты и адекватности восприятия важна роль теоретического компонентав обучении, который постепенно расширяется и пополняется. Анализируя с детьми особенности музыкального произведения, уместно задать им ряд вопросов и заданий. Например, какие ассоциации возникли у детей в процессе слушания: какими средствами музыкальной выразительности был создан образ? и т.д. Различные задания перед прослушиванием музыки значительно активизируют внимание и интерес учащихся. В организации восприятия музыки детьми выделяют ряд методических приемов, способствующих активизации процесса слушания. К таковым относятся: - ритмопластика. Так, с целью осознания жанровых особенностей музыки учащимся предлагаются задания промаршировать или движением корпуса и кистей пластически выразить сущность вальса; - сравнение или контрастное сопоставление музыки; - графическое изображение мелодии; - составление музыкальных коллекций, подбор музыкальных произведений учащимися класса на какую-то доступную, увлекательную для них тему; - использование содружества различных видов искусств. Д.Б. Кабалевским был предложен ряд методов, активизирующих развитие осознанности восприятия музыки детьми. Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает выбор проблемы преподавателем и предъявление ее для самостоятельного решения учащимся. Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований педагога с детьми. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная преподавателем задача; второй - постепенное совместно с учащимисярешение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который должны сами учащиеся. Столкновение мнений, по мысли автора, вызывает "творческий конфликт", который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже известных, но ранее не осознававшихся истин. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у учащихся. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями. Преимущества этого метода заключаются в том, что освоение новой темы на уже знакомом материале становится более легким; пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образцами «взрослой» музыки, Ю.Б. Алиев рекомендует использовать прием "парноговосприятия". Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. Этот прием облегчает восприятие более сложного материала. В силу звуковой природы музыкального искусства широко используется на уроках слушания музыки наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей, что позволяет детям познакомиться с тембрами различных инструментов, исполнителями. Так, например, использование фрагментов из кинофильмов помогает ощутить конкретную эпоху создания того или иного произведения, а демонстрация видеофильмов опер и балетов способствует восприятию этих жанров как синтетических видов искусства. Однако в целях активизации музыкального восприятия учащихся все же предпочтительнее непосредственное, «живое» исполнение музыки учителем. Первоочередное условие при этом – хорошее, профессиональное исполнение преподавателя. Чтобы учащиеся лучше запомнили музыкальное произведение, оно должно быть исполнено повторно. Преподаватель не должен бояться лишний раз повторить музыкальное произведение: детям с удовольствием по нескольку раз слушают понравившуюся им музыку. При этом у них углубляется восприятие, возникают новые структурно-смысловые связи в явлениях музыкального искусства. Повторение можно проводить в игровой форме – викторины, концерта. В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-изобразительный метод. Так, многие преподаватели с успехом используют в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Такие иллюстрации, если они подобраны удачно, разумеется, оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Схожие функции выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. Подобный метод работы содержит в себе "азы", зачатки так называемых межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в «педагогике искусства». Методом, активизирующим восприятие, является такая форма деятельности как игра на простейших музыкальных инструментах - детских ксилофонах, металлофонах, звоночках, треугольниках, ударных инструментах (типа бубна и барабана), гармониках и др. К числу музыкантов-энтузиастов, в свое время убежденно пропагандировавших этот вид учебно-воспитательной деятельности, по справедливости относят К. Орфа, успешно разрабатывавшего подобный метод приобщения детей к музыкальной культуре. Урок слушания музыки дает необозримый простор для применения различных приемов и способов преподавания, методических "подходов" к учащимся. Для формирования полноценного активного музыкального восприятия детей в основе работы преподавателя должны лежать методы и приемы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Все зависит от профессионализма, творческой фантазии и изобретательности преподавателя-музыканта. Если ему удастся вызвать интерес учащихся и поддерживать его в течение нужного времени, необходимые предпосылки для успеха будут созданы. Интерес к занятиям поднимает эмоциональный тонус обучающихся; в свою очередь эмоции удваивают, утраивают силу и яркость восприятий. |