Главная страница
Навигация по странице:

  • Нужна ли детям классическая музыка

  • Зачем нужно слушать классическую музыку

  • Курсовая. Классический репертуар как средство развития восприятия музыки учащимися средних классов


    Скачать 87.36 Kb.
    НазваниеКлассический репертуар как средство развития восприятия музыки учащимися средних классов
    Дата20.09.2020
    Размер87.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #138749
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    1.3. Возрастные особенности средних классов


    Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования, это может привести к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности, появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое место в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей.

    Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.

    Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым.

    Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний.

    Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становится более хрупкой и неустойчивой.

    1.4. Классический репертуар как средство развития восприятия музыки



    Нужна ли детям классическая музыка?

    На сегодняшний день воздействие классической музыки на детей, несомненно, имеет существенное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развито стремление к виртуальной жизни, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка. Ещё в дошкольном возрасте можно использовать музыкальные дидактические игры для детей, которые не только прививают интерес к музыке, но и учат отличать истинное искусство от подделки. Для этого следует использовать специальные методы и способы. Так как именно этот возраст является самым подходящим для созерцания всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна. Детям будет полезно послушать как весёлые и лёгкие композиции, так и серьёзные, сложные и глубокие. А посещение концерта классической музыки для детей не исчезнет бесследно, впечатление от услышанного останется надолго.

    Ознакомление учащихся с классической музыкой, изучение или просто постоянное прослушивание классической музыки:

    - позволит расширить познания в музыке,

    - будет поддерживать интерес к музыке,

    - проявление своих эмоций в творческой деятельности.

    Без сомнения, для детей здорово слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления от услышанного в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки. Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости. дети хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.П. Чайковский "Детский альбом"

    Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.

    Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие средних классов, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.

    Слушайте классическую музыку с детьми, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой. В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.

    Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

    Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для средних классов способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.

    Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для детей очень важным является «живой» голос. Для индивидуального исполнения рекомендуются лирические песни.

    Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Л. В. Бетховен «СИМФОНИЯ 6», И. Брамс «КОЛЫБЕЛЬНАЯ», Ф. «АВЕ МАРИЯ».


    Зачем нужно слушать классическую музыку?

    1. Классическая музыка очень хорошо влияет на развитие мозговой деятельности, мышления. Проводились различные эксперименты с любителями классики и новичками. В результате у любителей классики наблюдалась в областях мозга, отвечающих за обучение и память, выделение дофамина, гормона счастья. Музыка также способствовала снижению активности генов, отвечающих за дегенерацию.

    2. Классика благотворно влияет и на эмоциональное и психическое состояние. Проводились эксперименты с водой. Под классическую музыку выращивались аккуратные и ровные кристаллы, в то время как под металлическую музыку образовались кристаллы колючей, неправильной формы

    3. Классическая музыка соответствует гармоничным законам природы, поэтому она так благотворно влияет на наш организм, и на все живое. Создавая классические произведения, композиторы нередко вдохновлялись природой, природными явлениями.

    4. Она поможет расслабиться, сосредоточиться, вдохновиться. Можно подобрать классическую музыку под настроение.
      Слушая классическую музыку, мы можем проживать события уходящего времени. Ленинградская Симфония Шостаковича была создана во время войны  в 1942г  и впоследствии исполнена в блокадном Ленинграде.  Слушая ее, у многих наворачиваются слезы, эта музыка очень хорошо передает настроения людей того времени. Она вселяла в людей надежду и веру в победу.

    Для того чтобы начать слушать классическую музыку, надо определиться с эпохой. На мой взгляд, лучше всего начинать знакомство с классикой с эпохи романтизма (Шопен, Рахманинов, Чайковский, Вагнер, Григ, Сибелиус и так далее), так как в этой эпохе музыка наиболее полна музыкальных средств выразительности и освободилась от строгих религиозных и гармонических рамок. Она более свободная и содержательная с точки зрения идей, а также психологических нюансов. С другой стороны, многие предпочитают, что намного проще слушать произведения классического периода (Моцарт, Бетховен, Гайдн и т.д) и барокко (Бах, Вивальди, Корелли и т.д.). В связи с этим можно вывести некую условную формулу, как нам понять в каком направлении двигаться для начала, она примерно такая:

    1. Если нравится Моцарт – идете в сторону классицизма и барокко

    2. Если больше нравится Бетховен – идете в сторону романтизма

    Т.е. в первом случае двигаетесь назад, во втором – вперед.

    Классическую музыку можно поделить еще на два больших пласта – это религиозный и светский жанр. В целенаправленности произведений музыка очень сильно отличается. Если в религиозной музыке эпохи барокко и классицизма действительно написаны огромные шедевры, которым до сих пор нет равных, то вот светская музыка у них, на мой взгляд, оставляет желать лучше (для современного слушателя). Например, я бы не сказала, что религиозная музыка шагнула сильно вперед со времен Моцарта и Бетховена, а вот светская - напротив. Поэтому стоит определиться, что вам больше по душе, – светские или религиозные откровения. В первом случае эпоха романтизма, а во втором – это эпохи классицизма и барокко.

    И все же, лучше не зацикливаться на одном направлении и композиторе. Сегодня Моцарта, завтра Шостаковича, а послезавтра – Монтеверди. В таком случае легче определитесь, что ближе.

    В классической музыке есть много внутренних, так скажем, жанров, а именно – это симфонии, оратории, кантаты, концерты, сонаты, оперы и так далее, самое важное – не слушать классику фоном иди в дороге. Выделяя на нее время также, как выделяется на чтение книги или просмотр фильма. средняя длительность одного произведения 30-40 минут. При прослушивании фоном, люди теряют 90% нюансов, назвав ее скучной и занудной. Такое мнение, как правило, высказывают невнимательные слушатели, которые решили подойти к прослушиванию аналогично, как они слушают рок или других направлений.

    Как правильно слушать музыку?

    Не отвлекаться на посторонние дела, уединиться, закрыть глаза и раствориться в музыке Музыка может быть фоном, сопровождением каких-то дел и событий. Легкая музыка приходит к нам сама, а к серьёзной музыке мы должны подготовиться.

    Важную роль играет инструменты симфонического оркестра:

    1. Струнные инструменты, благотворно влияют на работу сердца и сосудов, на эмоциональном уровне звуки этих инструментов могут воздействовать угнетающе. Рождаются ощущения, которые заставляют переживать и задумываться о чем-то серьезном.

    2. Духовые инструменты, очищаются легкие и бронхи, оказывают положительное влияние на кровообращения и всю дыхательную систему. Саксофон и флейта могут успокоить и гармонизировать внутреннее состояние Труба, валторна или фагот вызовут беспокойство и призовут человека к действию.

    3. Ударные инструменты, помогут привести в норму работу сердца, поспособствуют в лечении заболеваний печени и кровеносной системы. Активизируют силы.

    4. Звуки фортепиано, воздействуют на человека успокаивающе, придают внутреннюю уверенность, гармонию и безмятежность, положительно влияют на здоровье, восполняют нехватку любви.

    Вслушивайтесь в звуки музыки, пропускайте их через себя, танцуйте под любимые мелодии.

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается внимательность к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Для учащихся средних классов чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкального восприятия. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».

    Из сказанного выше можно сделать вывод о том, насколько важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей школьного возраста.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта