Главная страница
Навигация по странице:

  • В последний части романа «Фаталист

  • Первая часть Краткое содержание вечера на хуторе близ диканьки Сорочинская ярмарка

  • Вечер накануне Ивана Купалы

  • Майская ночь, или Утопленница

  • Пропавшая грамота

  • Вторая часть Ночь перед Рождеством

  • Страшная месть

  • Иван Федорович Шпонька и его тетушка

  • Заколдованное место

  • Билеты на экзамен по литературе ответы. Классицизм как литературное направление. Основные черты на примере жанра оды м. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков


    Скачать 3.88 Mb.
    НазваниеКлассицизм как литературное направление. Основные черты на примере жанра оды м. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков
    АнкорБилеты на экзамен по литературе ответы
    Дата18.02.2020
    Размер3.88 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_po_litre.docx
    ТипДокументы
    #109054
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

    В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле. В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

    Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист».

    В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы».

    То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

    Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

    Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
    Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу). Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

    Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

    Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.
    17

    «Вечера на хуторе близ Диканьки» - широко известный цикл повестей потрясающего писателя Николая Гоголя. В них автор правдиво отобразил картину жизни в Украине в бытность 17-18 века. Несмотря на то, что Гоголь творил, проживая в России, он никогда не забывал свои родные края. Особенно помнилось ему детство, проведенное в Диканьке, о которой еще тогда ходили легенды.

    Работу над циклом писатель начал в 1829 году, а в 1831-1832 годах подал в издательство. Реакция литературных критиков и читателей была положительной. Николай Гоголь приобрел настоящую популярность. Секрет успеха таился в манере изложения автора, его поэтичном описании обыденной жизни украинского народа. Прекрасный юмор, мистицизм и поэтичность произведения высоко оценил даже Александр Пушкин.

    Читая данное произведение, вы попадаете в мир народных поверий, фантастики, сказочных событий. Автор доказывает важность простых человеческих истин, утверждает веру в победу добра над злом, величие христианской морали, красоту чувств людей из народа.

    В повестях тесно переплетается реальность и фантастика. Роль мистики в том, чтобы ярче показать победу добра над злом. Интересно то, что часто мистические силы автор изображает смешно. Возможно для того, чтобы люди не боялись и верили в победу добра. Например, ведьма Солоха смешна в своей попытке спрятать всех своих мужчин в мешки.

    Среди героев произведения выделяются: простодушные, но смекалистые парубки (Гриць, Левко, Вакула); красивые панночки, которые ждут таких же женихов (Параска, Оксанка и Ганна); забавные образы, в которых виден юмористический талант автора (Чуб, Пацюк, Шпонька); представители нечистой силы, с которой борется главный герой (Петрусь, Солоха и другие).

    Цикл состоит из двух книг, в каждой по четыре повести. Обе книги начинаются вступительным словом псевдоиздателя Рудого Панька.

    В первую книгу вошли произведения: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь», а так же «Пропавшая грамота». Несмотря на разные истории в повестях, произведения объединяет народная поэтичность и связь с мистикой.

    Первая часть

    Краткое содержание вечера на хуторе близ диканьки Сорочинская ярмарка

    Забавная история, произошедшая во время малороссийской ярмарки. Молодой казак Грицько, воспользовавшись помощью цыган и народным страхом перед «красной свиткой», добивается свадьбы с красавицей Параской.

    Вечер накануне Ивана Купалы

    Печальная повесть о бедном Петро, который от отчаяния и любви заключил договор с нечистой силой. Убив невинного ребенка, Петро добился кажущегося счастья и богатства, но в наказание сошел с ума и погиб.

    Майская ночь, или Утопленница

    Романтическая история о любви Левко и Ганны. Смелость и готовность на все ради любимой помогают юноше разоблачить страшную ведьму. В благодарность за это страдающая душа утопленницы избавляет Левко от наказания отца и удачно устраивает его судьбу с Ганной.

    Пропавшая грамота

    Одна из самых веселых повестей цикла. Дед рассказчика теряет «гетьманскую грамоту» и в поисках пропажи попадает на шабаш нечистой силы. Решающий поединок между добром и злом оборачивается игрой «в дурня». Крестное знамение помогает деду оставить главную ведьму в дураках.

    Во вторую книгу входят следующие повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» и «Заколдованное место». Эту книгу автор считал более художественной. А повесть «Ночь перед Рождеством» действительно стала одной из самых экранизированных.

    Вторая часть

    Ночь перед Рождеством

    Самая известная повесть цикла, рассказывающая о необычных приключениях кузнеца Вакулы. Главный герой обладает всеми достоинствами молодого мужчины своей эпохи и сословия: мужеством, работоспособностью, силой, непоколебимой верой, талантом. Однако он так и не может покорить сердце гордой красавицы Оксаны. Вакула идет на поклон к нечистой силе, но не покоряется ей, а напротив, заставляет черта исполнять его желания. Ради красавицы кузнец добывает «царские черевички», но оказывается, что девушка и без подарка влюбилась в своего самого преданного кавалера.

    Страшная месть

    Наиболее серьезная повесть, предваряющая работу Гоголя над «Тарасом Бульбой». Трагическая смерть пана Данилы, Катерины и их сына от рук зловещего Колдуна — не просто сказка. В ее основе лежит история многолетней борьбы украинского казачества против польского порабощения.

    Иван Федорович Шпонька и его тетушка

    Повесть, в которой угадываются образы и мотивы будущих произведений Гоголя. Это первая попытка обращения писателя к критическому реализму. Образ Ивана Федоровича олицетворяет собой тип «существователя» (как его определяет сам писатель). Жизнь «существователей» бездуховна и бессодержательна, отличается мелочностью и косностью. Действенным способом борьбы с этими повседневными негативными явлениями становится сатира.

    Заколдованное место

    Финальная повесть подводит юмористический итог размышлениям Панька о бесперспективности борьбы человека с нечистой силой. Все усилия деда побороть бесовские чары и отыскать клад ни к чему не приводят. Дед признает свое поражение и предпочитает обходить стороной «проклятое место».

    Творческое наследие Николая Гоголя – большая ценность в мировой литературе. В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» волшебным образом сосуществуют добрый юмор и сатира, реальность и мистика, простодушие и хитрость героев и все это на фоне прекрасной природы Украины. Самобытность автора, его умение создать юмористические, и в то же время глубокие образы удивляет. Истории повестей взяты из жизни народа, почерпнуты из легенд. Поэтому их не просто ценят, а любят уже много поколений читателей.

    18

    «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку Белинского. Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

    Произведение Гоголя "Невский проспект" начинается с описания самого Невского проспекта. Это - место встречи разных типажей людей. Здесь мы можем увидеть и сонных чиновников, и русских мужиков, и щегольски одетых дамочек. Плавно автор переходит к описанию двух мужчин, совершенно разных по характеру, но встретившихся на Невском проспекте. Это - поручик Пирогов и художник Пискарев. Неспеша прогуливаясь, они видят двух дамочек. Скромному, стеснительному художнику Пискареву приглянулась темноволосая девушка, и он начинает следить за ней. В итоге он приходит в притон, откуда быстро сбегает. Дома он безумно сожалеет о том, что такая красивая девушка работает в притоне. К Пискареву приходит лакей, и говорит, что барыня требует художника к себе. Пискарев озадачен, но все же собирается и едет к девушке. Подъезжая к месту, художник видет ярко освещенный дом, вокруг него множество карет и экипажей. Войдя в здание он обнаруживает, что в бальном зале танцует множество почтенных мужчин и женщин. Он встречает и свою красавицу и сразу же влюбляется в неё, теряя голову. Проснувшись утром, Пискарев понимает, что это был сон. С тех пор его голова была забита мыслями об этой девушке. Он едет к ней домой, предлагает ей руку и сердце, но красавица отказывает ему. Пискарев окончательно сходит с ума, начинает принимать опиум, чтобы видеть её во сне, и в один прекрасный день его находят дома. Пискарев покончил жизнь самоубийством, он так и не смог пережить разочарование в девушке.

    А поручик Пирогов следит за блондинкой, которую встретил на Невском проспекте. Он узнает, что блондинка-жена швабского немца Шиллера. Пирогов начинает добиваться ее всевозможными способами, и в конце концов шиллер застатет их с блондинкой у него же дома. Шиллер в ярости прогоняет Пирогова, но Пирогов погоревав недолго, опять становится счаслив.

    В "Невском проспекте"Гоголь показал шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад междувозвышенной мечтой (Пискарев)и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, "кипящей меркантильности"(Пирогов)столичного города.

    Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые Тысячи сортов шляпок, платьев, платков. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда А какие встретите вы длинные рукава”.

    Здесь встретишь все, что хочешь. Утром он для служащих; с 12 — для гувернеров и детей; с 2-х часов дня — для родителей, общества. Невский проспект — это выставка людей. В 3 часа здесь обедающие чиновники, а с 4-х пусто, но вечером гуляют искатели счастья — молодые секретари.

    «Невский проспект»– это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении. Петербург – это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека. На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство – все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

    Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д. Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости.

    Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города – тот самый Невский проспект. Гоголь уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой. Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербургв представлении автора – это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками. Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателямисамых разных характеров. Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, – это место встречи. Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе

    В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя.

    Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.

    «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».

    Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».

    В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы:

    Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, мужиками лакеями,

    Изображая Невский проспект в разное время суток, Гогольхарактеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.

    Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.

    19

    После прочтения столь знаменитого произведения Николай Васильевича Гоголя становится очевидным тот факт, что каждый из придуманных автором персонажей является отдельной личностью, непохожей на остальных, имеющей свои грезы, свои мечты и сокровенные желания (впрочем, как и каждый обычный человек), о которых готов вечно повествовать с умилением и огромной радостью, потому что окунаясь в мир своих грез он становится по-настоящему счастлив. Одним из главных героев произведения является Хлестаков, предстающий перед нами безумно хвастливым человеком и необычайно любящим красоваться и ломаться перед другими. Нельзя сказать, что он умен, но бесспорно смекалка и хитроумие его поражают, впрочем, как и наглость. Одной из главных отрицательных его черт является безмерная алчность. О чем может мечтать такой человек? Очевидно, о полном удовлетворении своих потребностей в таких банальных нуждах, как деньги, слава, власть, и самое важное для личности Хлестакова - это всеобщее уважение и почитание. Этому подлому человеку просто повезло, так как он оказался в нужном месте, в нужное время, хотя он даже помыслить не мог о том, как в действительности сложится ситуация, а главное, он не мог подумать об исполнении его мечт. Он привык наглеть, чтобы добиваться своих целей (благодаря большому опыту научился делать это более чем профессионально), но при этом привык к людскому недоверию и гневу. Поэтому поведение персонажей произведения по отношению к нему, то как с ним деликатно обходились, казалось ему более чем необычным и подозрительным. Но, будучи человеком, который не упустит своего, Хлестаков не смог не воспользоваться случаем, чтобы применить свою наглость и хитрость, и даже его подозрительность его не остановила. Он в наглую врал, приписывая себе черты вовсе не реальные. В народе сложилось даже такое понятие как Хлестаковщина, то есть похвальство, не подкрепленное никакими реальными действиями или возможностями. Мечты Хлестакова исполнились хотя бы на время, что нельзя сказать о других героях. К примеру Городничий был очень жестоко обманут Хлестаковым, получив от него надежду о лучшей жизни в Российской столице. Он представлял себе светское общество, в которое в то время стремился попасть каждый, в котором его уважают и чтят. Он мечтал о чине генерала: «А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо ...». Супруга же его с нетерпением ожидала переезда в Петербург, она тоже грезила о высшем обществе, о культуре , о роскоши, которые будут впредь ее окружать: «Я не иначе хочу, чтобы наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти, и нужно было бы только этак зажмурить глаза ...». Но кроме людей высокого положения, в городе, разумеется, имеются люди более низкого социально статуса, совершенно обыкновенные городские обыватели, уставшие от жестокого и несправедливого гнета Городничего. Их мечты заключаются в восстановлении справедливости, в частности, в избавлении от тирании Антона Антоновича. Но мечтам их сбыться не суждено. Мало того, что плут Хлестаков обманывает их, давая безнадежные обещания, да еще и после его отъезда, Городничий, узнав о том, что люди ходили жаловаться на него к мнимому ревизору, усугубляет свой гнет и его отношение к народу становится еще жестче. Каждый из героев комедии имеет мечту, соответствующую своему статусу и положению в обществе. Они живут по-разному, следовательно и цели имеют разные. Кто-то предпочитает жизнь честную, а кто-то не может обойтись без хитрости, плутовства и наглости. В своем произведении Николай Васильевич заставляет кардинально разных героев сплотиться против одного человека, к которому каждый житель, вне зависимости от ранга и положения, испытывает страх. Они пытаются набраться смелости и пережить, пересилить свою трусость все вместе, потому что неважно кто: Городничий или кухарка, главное, что всем им свойственно чувство страха перед тем лицом, каким представил себя Хлестаков. Они понимают, что этот человек может многое сделать для исполнения мечты каждого персонажа в отдельности и для всех вместе. И Хлестакову удалось в этом убедить персонажей произведения. Самое страшное, что сделал Хлестаков для героев произведение — он дал им надежду на исполнение мечты, а затем в миг разрушил эти надежды. Крушение мечты для человека любого статуса — очень тяжелое испытание. И каждый по-своему это переживает, в зависимости от своего нравственного и морального развития.

    20

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта