Главная страница
Навигация по странице:

  • Классицизм как литературное направление. Основные черты ( на примере жанра трагедии и комедии- А.П. Сумароков и Д.И. Фонвизин)

  • Сентиментализм как литературное направление. Основные черты ( на примере поэзии и художественной прозы Н.М. Карамзина)

  • Романтизм как литературное направление ( на примере творчества одного из поэтов: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К. Рылеева, Е.А. Баратынского) . Жанр элегии в поэзии русского романтизма.

  • А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (проблематика, жанр, язык)

  • 6. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина и лирика о назначение поэта и поэзии («Вольность», «К Чаадаеву», «Демон», «Свободы сеятель пустыни», «Из Пиндемонти», «Поэт», «Поэту», »Пророк», «Памятник»)

  • 7. Лирика дружбы и любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

  • 8. Философская лирика А.С. Пушкина («Дар напрасный, дар случайно» «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Не дай мне бог сойти с ума», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит»)

  • Билеты на экзамен по литературе ответы. Классицизм как литературное направление. Основные черты на примере жанра оды м. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков


    Скачать 3.88 Mb.
    НазваниеКлассицизм как литературное направление. Основные черты на примере жанра оды м. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков
    АнкорБилеты на экзамен по литературе ответы
    Дата18.02.2020
    Размер3.88 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_po_litre.docx
    ТипДокументы
    #109054
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Классицизм как литературное направление. Основные черты ( на примере жанра оды- М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков.

    Классицизм – художественный метод, направление, существовавшее в литературе европейских стран в XVII-XIX веках (Зародился в Италии, но наибольшее развитие получил во Франции) , основанное на подражании античным образцам. У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Герои- выдающиеся личности. Культ разума; в основе- философия рационализма (Р. Декарт «Я мыслю-следовательно, существую») Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезными Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д.И.Фонвизин и Г.Р.Державин.

    Какова авторская роль: Выражает не “свое” мнение, а общественное --> “мы”. Но оценка точная, ясная.

    Основатели: Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.
    Жанры писателями-классицистами использовались в строгом соответствии со стилем (по методике, разработанной Ломоносовым). В таких жанрах, как оды или трагедии, использовался «высокий стиль», а в комедиях, баснях, сатирах – «низкий».

    1) Черты классицизма мы находим в поэзии М.В.Ломоносова, предложившего реформу стихосложения и воплотившего её в своём творчестве. Любимым жанром его была ода, положившая начало поэзии государственного служения, где героем может быть просвещённый монарх или другой идеальный человек, служивший общественному благу во имя процветания Отечества.

    Примером такого типично классического произведения является "Ода на день восшествия на всероссийский престол... Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года". 
    Ломоносов, возлагавший большие надежды на дочь Петра I в деле распространения просвещения в России, желает ей стать достойной преемницей отца и поэтому торжественно воспевает её заслуги, уже осуществлённые дела: благодаря Елизавете есть «блаженство сёл, градов ограда», а также она «войне поставила конец».

    Восхваляя Елизавету, автор напоминает ей и россиянам о Петре I, великом реформаторе, просвещённом монархе, и призывает Елизавету быть покровительницей наук, ремёсел, чтобы освоить и использовать богатства России для благополучия и  процветания государства.

    Гражданскому содержанию оды соответствуют монументальность произведения, высокий стиль, строгая композиция. Высокий стиль создаётся использованием определённой лексики:
     1) старославянизмов («главу, победами венчанну»; « рекла»; « воззри»);
     2) слов «сей, оный, токмо»;
     3) усечённых прилагательных (ободренны, превысоки);
     4) архаичных слов (раченьем).

    Торжественность и монументальность оде придают метафоры, олицетворения, гипербола и другие средства художественной выразительности речи. Особенно характерны для стиля классической оды риторические вопросы, восклицания, обращения (О, вы, которых ожидает...).
    Данное произведение отличается высокой идейностью и особым пафосом: торжественным, гражданственно-патриотичным.

    2) В создании произведений в стиле классических жанров М.В.Ломоносов нашёл  достойного последователя в лице Г.Р.Державина. Но Державин  внёс много нового в классическую оду. Он наполняет оды конкретным содержанием, в них появляются  наряду с хвалебной песней черты реализма с элементами сатиры, что сказывается на языке. «Высокий» стиль разбавляется разговорной и даже просторечной лексикой.

    «Фелица» Державина – это хвалебная ода в сочетании с социально-политическим памфлетом. Поэт нарисовал добродетельный образ царицы Екатерины и противопоставил   ему образы вельмож, придворной знати с их чванливостью, высокомерием, любовью к роскоши и праздности. Державинский подход к адресату своего стихотворения более разносторонен. Называя Екатерину «богоподобной царевной», поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к читателю. Поэтому и прибегает Державин к «забавному слогу», чтобы изобразить тех, кто на первое место и превыше всего ставил личные интересы. Это создавало контраст на фоне прославления деятельности истинных сынов России, а также в сравнении с делами царицы, с её трудами во благо Отечеству.

    Его поэзия, как и требовалось по канонам классицизма, имеет гражданскую направленность и служит интересам общества, государства.


    3) Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Писатель, один из осн.теоретиков рус.класссицизма. Говорится о том, что надо подчинять форму содержанию, соблюдать строгую регламентацию жанров по содержанию и стилю, подражать образцам (Шекспир, Мильтон…),соблюдать дидактич.направленность, правдоподобие действия. Естественность изобр.чувств. чтоб и разум тронуть, и сердце(например, если нужно написать о любви, необходимо автору и самому влюбиться) Основная конкретная поэтика Сумарокова – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка, - направлена против ломоносовского «великолепия». Поэзия, построения которой добивается Сумароков , - трезвая, деловитая поэзия. Она должна говорить от лица высшего разума, и она чуждается всего фантастического и туманно-эмоционального; она должна быть отчетливой, чтобы соответствовать задаче быть формулой идеологии «разума» страны. Он не устает требовать простоты от поэта.

    В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности. Идея величия разума, объединяющего людей, нашла выражение и в создании классицистами теории искусства. В эстетике классицизма оно рассматривается как способ подражания сущности вещей.

    Первые печатные опыты (оды) успеха не принесли. Популярность пришла после выхода его любовной лирики. Здесь выступил подлинным новатором. Использовал жанры песни, эклоги, идиллии и элегии. Задача – попытка воссоздания пасторальной утопии, к-я должна увести поэта и читателей из мира прозы, страшных сцен действительности, из душного чумного города. В лучших песнях поэта выражалась целая гамма чувств (любовь. Тоска, разлука, ревность, счастье…). Мог выступить как от лица мужчин , так и от лица женщин. Тонко передает психологию полюбившей девушки, старающейся скрыть чувства от «хищника» ее «вольности» . Смог подметить и неосознанное ощущение зарождающейся любви. Но не только любовная тематика. Еще и о кратковременности жизни. Тленности земного существования («на суету человека», «ода на суету мира»), страхе перед смертью… («Плачу и рыдаю», «Часы»).

    1. Классицизм как литературное направление. Основные черты ( на примере жанра трагедии и комедии- А.П. Сумароков и Д.И. Фонвизин)

    Классицизм – художественный метод, направление, существовавшее в литературе европейских стран в XVII-XIX веках (Зародился в Италии, но наибольшее развитие получил во Франции) , основанное на подражании античным образцам. У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Герои- выдающиеся личности. Культ разума; в основе- философия рационализма (Р. Декарт «Я мыслю-следовательно, существую») Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезными Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д.И.Фонвизин и Г.Р.Державин.

    Какова авторская роль: Выражает не “свое” мнение, а общественное --> “мы”. Но оценка точная, ясная.

    Основатели: Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.
    Жанры писателями-классицистами использовались в строгом соответствии со стилем (по методике, разработанной Ломоносовым). В таких жанрах, как оды или трагедии, использовался «высокий стиль», а в комедиях, баснях, сатирах – «низкий».
    1) Перу Александра Петровича принадлежит 9 трагедий. Литературоведы разделяют их на две группы.



    От трагедии к трагедии тираноборческий пафос произведений автора увеличивается. Герои трагедий в соответствии с эстетикой классицизма четко делятся на положительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действий. Основную часть времени занимают монологи главных героев, зачастую обращенные к зрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной ему прямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы морали. За счет этого трагедии проигрывают в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не в действиях, а в речах героев.

    Первая пьеса «Хорев» была написана и поставлена драматургом еще в годы обучения в Шляхетском корпусе. Она быстро снискала признание и популярность. Ее любила смотреть сама императрица Елизавета Петровна. Действие пьесы перенесено в эпоху Киевской Руси. Но «историчность» пьесы весьма условна, это всего лишь ширма для высказывания вполне современных для эпохи драматурга мыслей. Именно в этой пьесе автор утверждает, что не народ создан для монарха, а монарх существует для народа.

    В трагедии воплощен характерный для Сумарокова конфликт между личным и общественным, между желанием и долгом. Главный герой пьесы – киевский царь Кий – сам повинен в трагической развязке конфликта. Желая проверить верность своего подданного Хорева, он поручает ему выступить против отца его возлюбленной Осмельды – Завлоха, некогда изгнанного из Киева. Финал трагедии мог бы быть и счастливым (как в вольном переводе «Гамлета» с измененной концовкой), но придворные козни губят возлюбленных. По мысли Александр Петровича, виной этому – деспотизм и спесь царя.


    Комедии автора, несмотря на то, что по своим художественным особенностям они слабее «высоких трагедий», имеют большое значение становлении и развитии русской драматургии. Как и трагедии, его комедийные пьесы написаны с «воспитательными», просветительскими целями, отличаются обличительным пафосом. Комедии, в отличие от трагедий, написаны прозой и не очень велики по объему (1-2, реже 3 акта). Они зачастую лишены четкой фабулы, происходящее в них похоже на фарс. Действующими лицами комедий драматурга являются люди, замеченные им в обычной жизни: попы, судьи, крестьяне, солдаты и т.д.

    Самой сильной стороной комедий являлся их пестрый и глубоко оригинальный язык. Несмотря на то, что автор тратил на создание комедий гораздо меньше времени, чем на трагедии, ему удалось передать колорит современной ему народной жизни. Из 12 комедий, им написанных, наибольшую известность получила комедия под названием. «Рогоносец по воображению», в которой драматург высмеивал дремучесть и деспотизм помещиков.

    2) Одна из знаменитых пьес Дениса Фонвизина “Недоросль” уже давно и прочно закрепилась в литературных кругах, как классицистическая комедия.

    Занимаясь написание данного произведения, автор постарался выдержать основные нормы именно этого литературного направления. К слову сказать ими являются единство времени, места и всех действий, происходящих в данный момент, противопоставление одних персонажей другим, как правило большинство авторов противопоставляют положительных героев отрицательным. Более того, помимо противопоставления людей друг другу, автор показывает и то, что в одном человеке могут совмещаться как хорошие, так плохие качества.

    Произведение писателя считается комедийным классицизмом. Здесь есть основные требования творческого развития – временное единение, место и развитие, описание как хороших, так и негативных героев, нотка иронии к демонстрации людских и социальных отрицательных качеств. Но все же, суть произведения – это не только комедия, а комедия, которая содержит себе и воспитательные черты характера. Писатель смеется над глупым Метрофаном.

    С иронией относится к Простаковой, слепо верующей в грамотность Вральмана. Честно говоря, не стесняется своих ухмылок над Скотининым, над тем, как он трепетно относится к поросятам и повестям об их знатном роде. Но так же писатель раскрывает и отрицательные черты – старые взгляды и неважное воспитание всех крепостных людей.

    Дидактический, поучительный взгляд в произведении максимально проявляет себя вразумительном разговоре Стародума при общении с дочерью, Правдиным, Милоном.

    Но все же, при хорошем разборе анализа произведения и выделения главных черт жанра произведения, нужно подметить, то, что здесь ни как не вписывается сама трагичность комедии.

    Взять даже самую смешную сцену, например, когда Митрофан начинает создавать свои ведения правописания, и провоцирует страх – поскольку молодой человек спустя какой-то промежуток времени становится главным всего села. Трагична и судьба крепостного класса, которых Простакова жестоко избивает и ругает (например, Еремеевна, которой оплачивает пощечиной). Именно из-за этого, большинство современных исследователей определяют жанр произведения писателя, как комедия, но в то же время и большая не поправимая трагедия, которая оставит след еще на многие века.

    1. Сентиментализм как литературное направление. Основные черты ( на примере поэзии и художественной прозы Н.М. Карамзина)

    Сентиментализм(от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental – чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму.

    Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения. Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.

    Особенности :

    • Главенство чувства над разумом. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.

    • Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека(начало психологизма) , его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.

    • Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором

    • Деление героев на положительных и отрицательных по способности к глубоким переживаниям.

    • Гиперболизированное проявление чувств (восклицания, слезы, обмороки, самоубийство)

    Основные жанры: семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание

    1) Представление о русском сентиментализме связано с именами Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева.
         Эти авторы не отказывались от поэтического наследия середины XVIII века, но по-своему переосмысливали его. Теоретики сентиментализма считали, что поэт должен уловить и передать не только само чувство, но и тончайшие оттенки его..

    Интерес к отдельной исторической личности, к ее душевному миру, ее чувству— это было крупным открытием символизма. В статье «Что нужно автору?» 1793 года Карамзин довольно подробно развил свою эстетическую программу. По его мнению, любой автор «пишет портрет души и сердца своего». Однако чувства и переживания его делаются интересными лишь тогда, когда в них отражается что-то общее, касающееся других людей. Поэзия сентиментализма была далека от гражданско-патриотической лирики Радищева, но это не означает, что все авторы нового направления прошли мимо прогрессивных традиций русской литературы XVIII века. Об этом свидетельствует «К милости» Н. М. Карамзина.

    Карамзин, как и многие его современники, отстаивал право художника говорить о своих интимных переживаниях и чувствах, делать их темой творчества. В литературе сентиментализма дружба и любовь представляются главными человеческими ценностями.

    Для Карамзина характерно объединение, слияние высоких чувств: женщина для него не только любимая, но и друг. Любовь представляется поэту великой силой, способной сделать человека лучше, благороднее

    2) Проза Н. М. Карамзина явилась важной вехой в развитии русской литературы: он был главой русского дворянского сентиментализма и предромантизма.

    Идея личности занимает центральное место в прозе Карамзина. Ему была чужда воинствующая гражданственность и стремление передать действительность. Его тема – это сам человек, с его чувствами и переживаниями, человек со своей психологией и внутренним неповторимым миром. Хотя Карамзин во внимании к эмоциональной жизни героя имел своих предшественников, он был первым, кто показал психологические переживания человека в качестве процесса. В этом плане наиболее характерна своего рода психологическая зарисовка «Чувствительный и холодный. Два характера».

    Его проза – это произведения о чувствах, в которых большое внимание уделяется характеру героя и его соответствию событиям, которые случаются в повседневной, обыденной жизни с обычными людьми. Это было свойственно литературе сентиментализма.

    Восторг и умиление вызывает повесть «Наталья, боярская дочь», в которой также присутствует лиричность и человечность сентиментализма романтического направления. Сюжет повести «Наталья, боярская дочь» построен так, «что в ней «общечеловеческая» проблема получала «национальное», «русское» решение. Этим самым писатель снова, но уже на историческом материале, показывал, что в художественном, поэтическом отношении русская действительность и история не уступают действительности и истории европейских народов». Таким образом, Карамзин обнажил независимость своего сентиментализма от иностранных влияний и проявил себя в качестве основоположника русской исторической прозы.

    1. Романтизм как литературное направление ( на примере творчества одного из поэтов: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К. Рылеева, Е.А. Баратынского) . Жанр элегии в поэзии русского романтизма.

    Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения - консервативное и революционное.

    Период: конец 18 века – начало 19 века.

    Особенности:

    • Возникает в перо кризиса рационализма (разочарование в результатах Великой Французской революции, просветительских идеях, война 1812г., неудовлетворённость окружающей действительности)

    • Романтическое двоемирие: бегство от действительности(«здесь») в идеальный мир («там») как реализация романтического бунта против окружающего мира.

    • Внимание к внутреннему миру человека, углублённый психологизм .

    • Принципиально новый тип героя- исключительный, бнтующий, оинокий, как правило – с трагической судьбой.

    • Обращение к историческому прошлому, фольклору, экзотике.

    Основные жанры: исторический роман, поэма, баллада. Расцвет поэзии.

    1) Жуковский — удивительный писатель, который с легкостью мог создать лирический пейзаж, изображая нам не объектный образ природы, а романтическую настроенность души. Жуковский — представитель романтизма. Для своих произведений, своей непревзойденной поэзии он выбрал мир души, мир человеческих чувств, тем самым сделав большой вклад в развитие русской литературы.

    Жуковский считается основоположником русского романтизма. Его даже при жизни называли отцом романтизма и не просто так. Данное направление в творчестве писателя видно не вооруженным глазом. Жуковский в своих произведениях развил чувствительность, которая зародилась в сентиментализме. Мы видим романтизм в лирике поэта, где в каждом произведении изображены чувства, и даже больше. В произведениях раскрывается душа человека. Как сказал Белинский, благодаря романтическим элементам, которые использовал в своих работах Жуковский, поэзия в русской литературе стала одуховоренной и более доступной для людей и для общества. Писатель дал русской поэзии возможность развиваться в новом направлении.

    В чем же особенность романтизма Жуковского? Романтизм представлен нам мимолетными слегка уловимыми, а может даже и неуловимыми, переживаниями. Поэзия Жуковского — это небольшие истории души автора, изображение его мыслей, мечтаний, которые отображались и находили свою жизнь в поэмах, балладах, элегиях. Писатель показывал нам внутренний мир, которым наполнен человек, олицетворив душевные мечтания, переживания. При этом, чтобы описать чувства, которыми переполнено сердце человека, описать чувства, что не имеют размер и форму, автор прибегает к сопоставлению чувств с природой. Заслуга Жуковского, как поэта-романтика в том, что он показал не только свой внутренний мир, но и открыл средства изображения души человека вообще, дав возможность развивать романтизм другим писателям, таким как Пушкин, Лермонтов, Блок и другие.

    Во второй половине 1810-х — начале 1820-х гг. в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта отразились в стихотворении “Невыразимое” (1819, напечатано в 1827 г.).

    “Невыразимое” — своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика. В нем намечаются как объяснение его взгляда на природу романтического вдохновения, так и философия искусства слова: только поэзия на мгновение запечатлевает идеальную красоту запредельного, а поскольку в ней заключена изначальная тайна, то слово никогда не в состоянии найти адекватное выражение красоте. Поэт в неизбывной тоске стремится за ускользающей от его взора красотой. Поэтическое познание, согласно романтической трактовке Жуковского, совершается путем открытия “бесконечного” в “конечном”, путем обнаружения небесно-прекрасного в любом чувственно-осязаемом предмете, будь то вещь, человек, растение, животное или пейзаж. Природа изначально одушевлена

    2) Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения гру­сти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр роман­тической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

    Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище» (1802), пред­ставляющая собой вольный перевод стихотворения английского по­эта Т. Грея, определила дальнейшее направление развития не только творчества Жуковского, но и всей русской литературы. Ее тема — смысл жизни человека, его взаимоотношения с окружаю­щим миром, размышления о суетности скоротечной жизни. Впер­вые в русской литературе здесь возникает мир внутренних, субъек­тивных переживаний человека — лирического героя. Как писал Белинский, «до Жуковского на Руси никто не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтоб произведения могли быть вместе и лучшею его биографией».

    Слово в его поэзии, не теряя своего предметного значения, обретает многозначность, разнообразные ассоциативные связи. Логике и рационализму классицизма проти­вопоставлялась свобода поэтического выражения чувств, иногда даже пугавшая современников.

    1. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (проблематика, жанр, язык)

    Проблематика :
    Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

    Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

    Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

    Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».

    Жанр :
    При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, «Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт.
    В ней переплетаются черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.
    Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ведь ее главный персонаж отнюдь не комичен. Тем не менее «Горе от ума» обладает всеми признаками комедии: здесь есть комические персонажи и комические ситуации, в которые они попадают. Например, Софья, застигнутая отцом в комнате с Молчалиным, говорит, что секретарь Фамусова оказался там случайно: «Шел в комнату, попал в другую».

    Современники называли пьесу «Горе от ума» высокой комедией, потому что в ней подняты серьезные нравственные и общественные проблемы.

    Однако традиционные возможности этого жанра не были способны в полной мере решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные корректировки в традиционное понимание комедии.

    Во-первых, Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В пьесе «Горе от ума» этого не происходит. Чацкий, если и не побежден, то вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.

    Во-вторых, изменяется и подход к персонажам комедии. Грибоедов делает их более реалистичными, отказываясь от традиционного деления на положительных и отрицательных героев. Каждый персонаж здесь, как и в жизни, наделен как положительными, так и отрицательными качествами.

    Таким образом, жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что пьеса представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр общественной комедии.

    Язык:

    Пьеса «Горе от ума» смогла подчеркнуть выдающийся талант русского классического драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. Ее литературная значимость выражается именно в особенности языка комедии, в стихах и высказываниях.

    Александр Сергеевич Грибоедов представляет иной, более простой язык комедии, полный четко выраженного остроумия для каждого из входящих в пьесу персонажей, отдельных личностей, которые автор пытался раскрыть в своей комедии.

    Удивительно что именно меткость Грибоедова и его выразительность комедийного языка стали, пожалуй, настоящим достоянием литературного языка, многие великие высказывания автора, стихи и фразы обрели новую жизнь вне пьесы, стали жизненными пословицами и цитатами на долгие времена. Подобным стилем живого разговорного языка комедии владел лишь один писатель после Грибоедова – всем известный великий Александр Сергеевич Пушкин.

    Грибоедов смог заменить обыденную книжность комедии потоком живой разговорной речи, что было сделать достаточного трудно, и что являлось настоящей, огромной проблемой для писателей былой декабристкой эпохи.

    Каждый персонаж пьесы обладал особым мастерством высказывания и этот стиль был индивидуальным. К примеру, Скалозуб был кроток на фразы, его речь являлась отрывочной, с большим вхождением слов из военной тематики. Молчалин, подобно Скалозубу, был молчалив, его немногословная речь насыщена жеманными оборотами. Большая московская барыня Хлестовая имела, на удивление, выдержанную речь, по которой можно явно понять примитивную культуру. Явным отличием от других персонажей является Лиза, речь которой автор наполнил живым языком комедии, просторечием.


    6. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина и лирика о назначение поэта и поэзии («Вольность», «К Чаадаеву», «Демон», «Свободы сеятель пустыни», «Из Пиндемонти», «Поэт», «Поэту», »Пророк», «Памятник»)

    Свобода - одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения.

    Пушкин прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Смена этих этапов в целом совпадает с поворотными моментами в его личной судьбе.

    1. Выйдя из Лицея, в Петербурге Пушкин продолжает развивать тему гражданской свободы. Тесное общение с представителями тайных обществ окончательно формирует пушкинский идеал свободы в этот период его творчества. В 1817 году он пишет оду «Вольность», где напрямую обращается к «Владыкам». Ода «Вольность», посвященная теории общественного договора (Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон), где говорится о свободе народа от власти монарха. Ни один правитель не имеет права быть деспотом, он также подчиняется закону.

    Поэт восхваляет закон как надежную гарантию справедливых взаимоотношений между народом и правительством. Закон должен, по мнению Пушкина, побороть «неправедную власть» и «преступную секиру». Поэт обращается к истории, рассказывая о гибели Людовика и Павла как пример того, что происходит, если законы попираются - не важно, какие мотивы при этом движут людьми, результат всегда будет ужасен. Вот почему он призывает государей первыми склониться перед законом, дабы стали «вечной стражей трона / Народа вольность и покой».

    2. В стихотворении «К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти. В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья:

    К Чаадаеву выражает, в первую очередь, идеи декабристов. Здесь речь также идет о политической свободе, о крушении власти, нарушающей законы (И на обломках самовластья...). Пушкин представляет себя и друзей-декабристов борцами за свободу всего российского народа. Здесь интересно заметить, что Пушкин никогда не выступал против самодержавия как такового - он вполне допускает монархический режим, например, режим Павла Первого или Наполеона. Ему претит лишь самовластье, тирания.

    3. Слова сожаления поэта о том, что он не может разбудить в сердцах людей чувство долга перед своим народом и перед собой. Печальным осознанием истинных причин этого наполнено стихотворение «Свободы сеятель пустынный...» 1823 года. Пушкин признает несвоевременность своих призывов к борьбе за свободу: «Я вышел рано, до звезды». Более того, поэт сомневается в том, что «дары свободы» вообще нужны людям.

    4. В одном из последних своих стихотворений «(Из Пиндемонти») 1836 года Пушкин отказывается видеть в политической свободе то, что действительно нужно свободной личности: «Недорого ценю я громкие права», - утверждает он, перечисляя понятия, с которыми обычно связываются представления о демократических свободах. Это происходит потому, что, по мнению поэта, это всего лишь «слова, слова, слова».

    Вместе с тем Пушкин определяет здесь целую программу жизни, в которой главное - подлинная свобода человеческой личности

    Белинский писал, что великий поэт потому велик, что «корни его страданий и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории». Будучи патриотом, Пушкин всем сердцем жаждал увидеть Россию процветающей, а значит, свободной. Этим объясняется высокая гражданственность его поэзии.

    Тема назначения поэта и поэзии

    В своих стихотворениях Пушкин ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом?

    Для Пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности. 1. В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.

    2. Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова.

    Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. Авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь. Теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения.

    Из стихотворения Пророк (1826 год) видно, что Пушкин считает поэта посланником бога на земле (...Исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей). Согласно этому стихотворению, у поэта есть долг - перед обществом и перед богом.

    3. В стихотворении “Поэту” Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, “суд глупца и смех толпы холодной”, однако не потерял веру в себя и свое призвание. Он призывает поэта:

    ...дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Ты сам свой высший суд, Всех строже оценить Стихотворение написано в умеешь ты свой труд. форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора.

    4. Пушкин приходит к мнению, что главная его заслуга в творчестве - это именно воспевание свободы, как творческой, так и политической. Он пишет сам себя стихотворение « Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Он считает, что может гордиться тем, что его творчество было свободным, несмотря на непростую ситуацию в стране. И именно за это его и должны запомнить и современники, и потомки. Пушкин живет с мыслью, что он - литературный гений России, но в то же время он верит, что истинная его слава начнется лишь после его физической смерти.

    Это стихотворение - своего рода лебединая песнь Пушкина, в которой он сам подводит итоги своего творчества.
    7. Лирика дружбы и любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

    Гений Пушкина развивался в период общественного подъема, предшествовавшего восстанию декабристов. Отсюда светлое мироощущение поэта, вера в жизнь и в людей. Лермонтов как человек и поэт формировался после поражения декабристов. Чувство разочарования, тоски, одиночества, презрение к “угрюмой толпе” своих современников – основные мотивы его лирики. Но поразительно, что для обоих поэтов любовь – чувство одинаково светлое, чистое, возвышающее душу. Конечно, у Пушкина это чувство окрашено в более светлые, радостные тона, оно не противоречит окружающему миру, у Лермонтова любовь печальна, иногда даже трагична, ей нет места в бездушном обществе.

    А.С.Пушкин - прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.

    Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении "Я помню чудное мгновенье…" он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть "чудные мгновенья", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным , созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

    Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт неугасаемым чувством. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич не только отражал свою радостную влюбленность, но и страдания от неразделенного чувства. Поэтому тема любовной лирики была так важна и значима для поэта. Многие написанные произведения не имели подписи, а значит, их героини играли не последнюю роль в жизни поэта.

    Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетливо слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью

    живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта. 2. Тема дружбы особенно волновала поэта в ранней юности. Юный Лермонтов прославляет дружбу с веселыми пирушками (стихотворения «Пир», «К друзьям», «Посвящение»). Но нет в ней истинности и взаимопонимания. Уже тогда М. Лермонтов говорит о том, что он « не умел ужиться с другом» и горько разочарован в тех, кого считал своими друзьями. В результате в 1831 году тема дружбы в лирике М.Ю. Лермонтова заметно убывает, а затем на несколько лет почти совсем прерывается.

    Столкновение высоких личных идеалов с тяжелой действительностью превращает лирического героя Лермонтова в гордого одиночку, хотя сам поэт не противился дружбе. У Лермонтова были друзья со студенческих лет, а также со времен учебы в пансионате. Одному из них (В.А. Шенину) поэт посвятил стихотворение «К другу В.Ш.»:

    Вера в дружбу пришла к М.Ю. Лермонтову в период зрелости, В лирике этого периода иногда можно услышать грустные ноты, но, в общем и целом, она звучит более оптимистично и жизнелюбиво. Именно эта вера помогает герою Лермонтова преодолеть одиночество. Быть одиноким тяжело и бессмысленно.

    В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать певцом этого благородного чувства. Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений. Очевидно, истоки этого в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души.

    У Пушкина было много друзей, и близких, и не очень. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей – от простого внешнего приятельства до требовательной, бесстрашной и

    порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина.

    Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений – “К Чаадаеву” (1818). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов

    8. Философская лирика А.С. Пушкина («Дар напрасный, дар случайно» «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Не дай мне бог сойти с ума», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит»)

    На протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А. С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в

    каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.

    К концу 20-х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях «Дар напрасный, дар случайный», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле. Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.

    «Элегию…» Александр Сергеевич написал в 1830 году, и это стихотворение относиться к одним из самых личностным в его творчестве – по своей форме оно напоминает монолог. Уже не молодой Пушкин оглядывается назад, и всматривается в свое прошлое, чтобы увидеть и свое несовершенство, и ощутить тяжесть на душе. А в будущем он видит «труд и горе», что звучит довольно обеспокоенно, но все же – это стимул мыслить и творить дальше.

    О жизни и смерти философствует Пушкин в произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Мысли о приближающемся прощании с прекрасным земным миром уже не пугают его, не вызывают тоски. Поэт говорит о переходе «в мир иной» как о неизбежном и обычном явлении, которое надо спокойно принять: В его душе нет возмущения неотвратимой закономерностью, нет зависти к тем, кто придёт на смену, кому придётся «уступить место»: «Мне время тлеть, тебе цвести». Поэтому Пушкин обращается с прочувственными словами ко всем и ко всему, что будет продолжать жить: Быстротечность времени иногда вызывает грусть, и поэт пытается относиться к законам природы по-философски.

    Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...» состоит из трёх строф. Первая и вторая – это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана (на казнь осуждена), кто дал её лирическому герою и почему она так несовершенна (со страстями и сомненьями). Третья строфа – своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое (без любви) сердце и праздный (бездеятельный) ум. Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

    Тема стихотворения – рассуждения человека о смысле жизни.

    Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

    Пушкина озаряет мысль в естественном ходе признания. Кажется, что он и философом становится только по ходу признания, в самом процессе творчества. Многими чертами близка к этому стихотворению и пьеса 1834 г. «Пора, мой друг, пора». Это одно из самых глубоких и сильных и самых простых по форме выражения стихотворений Пушкина философского жанра. Его предмет – тот же, что и предмет всяких высоких философских размышлений: жизнь, смерть.

    В произведении чувствуется настроение автора, который тяготится пребыванием во враждебном ему обществе. Все стихотворение построено как обращение к самому себе, внутренняя беседа.

    В своем произведении автор размышляет над безумием и боится его – величайшее из несчастий, оно хуже нищеты и унижений. Однако после, он пытается посмотреть на потерю рассудка извне. И безумие предстает ему в двух ипостасях: романтической, идеальной и реальной, жизненной.

    Единение с природой перманентное состояние душевнобольного, он как бы возвращается к истокам, то поэту обращение к природе требуется в первую очередь для творчества и вдохновения, в реальном же мире он может быть рациональным и здравым.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта