Главная страница
Навигация по странице:

  • Это является ведущим принципом построения сюжета романа: всё происходящее в нём не просто связано друг с другом, но и происходит так, как в самой действительности.

  • . «Мысль народная» в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»

  • 11. «Повести БЕЛКИНА» А.С. Пушкина .Кто он Белкин Что объединяет повести в цикл Анализ одной из повестей. Почему Е. Баратынский ,читая повести, «ржали бился» Белкин Иван Петрович

  • Анализ повести Выстрел

  • 12.Маленькие трагедии А.С. Пушкина .Проблематика «Моцарта и Сальери»

  • 13. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.История отношений Пугачева и Гринева.Тема чести. Капитанская дочка

  • Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв

  • 14.М.Ю.Лермонтов. Своеобразие образа поэта и его творчества. Мотив одиночества , тема свободы ,тема поэта и назначение поэзии в лирике. Михаил Юрьевич Лермонтов

  • Особенности творчества Лермонтова

  • Лирический герой Лермонтова

  • 15.М.Ю.Лермантов.Размышления о времени ,о себе ,о своем поколении в стихотворениях «дума», «и скучно и грустно», «как часто пестрою толпою окружен» и др. М. Ю. Лермонтов

  • «Как часто пестрою толпою окружен…»

  • 16.М.Ю.Лермантов. «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе (композиция ,идея трех рассказчиков ,тема судьбы)

  • : “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”

  • Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери»

  • Билеты на экзамен по литературе ответы. Классицизм как литературное направление. Основные черты на примере жанра оды м. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков


    Скачать 3.88 Mb.
    НазваниеКлассицизм как литературное направление. Основные черты на примере жанра оды м. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков
    АнкорБилеты на экзамен по литературе ответы
    Дата18.02.2020
    Размер3.88 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_po_litre.docx
    ТипДокументы
    #109054
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    9.«Евгений Онегин» А .С .Пушкин. Особенности жанра, композиции. Автор на страницах романа.

    Роман «Евгений Онегин» представляет собой жанр, не имеющий аналогов в мировой литературе, — роман в стихах.

    Роман в стихах является редкой литературной формой, в которой сочетаются романный сюжет, что составляет особенность эпического рода литературы, и его изложение стихотворной речью. Такая жанрово-стилевая организация литературного произведения близка большой поэме, не случайно Пушкин сравнивает свою рукопись с поэмой Байрона «Дон Жуан» (1818-1823).

    Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, что было невозможно сделать байроновскими средствами. Герой в произведениях романтизма окутан тайной, тогда как в реальной жизни происхождение многих его черт было вполне понятно для Пушкина.

    Но своеобразие романа обусловлено не только этим: сам автор развивался и совершенствовался, и многие свои литературные открытия он использовал при создании этого произведения.

    В романе « Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира – мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны , Ленского и других персонажей) и мир автора , отраженный в лирических отступлениях

    Так, по принципу художественной симметрии строится сюжет романа. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны.

    Роман имеет также «кольцевое» построение»: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

    Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза. Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке).

    Необходимо также сказать, как Пушкин пользуется делением на главы и строфы. Он использует многочисленные пропуски (отточия), либо многозначительно намекая на что-то, либо разделяя текст по темам, либо обозначая тем самым временной промежуток.

    Сюжетной основой произведения является изображение российской жизни и природы. Изображение жизни российского общества сосредоточено на дворянском быте, нравах и культуре Петербурга, Москвы и провинции. Описание петербургской жизни занимает главы первую и восьмую; Москва показана во второй части главы седьмой; основная часть романа посвящена русской деревне. Именно в главах второй — седьмой читатель погружается в поместную, помещичью жизнь, наблюдает эпизоды крестьянского труда и быта, ощущает себя окружённым красотой русской природы — в романе каждое событие сопровождается её описаниями.

    В примечаниях к своему произведению Пушкин написал, что в романе «время расчислено по календарю», указав этим замечанием на слитность в нём времени литературного (то есть времени внутри произведения) и реального, исторического. Это является ведущим принципом построения сюжета романа: всё происходящее в нём не просто связано друг с другом, но и происходит так, как в самой действительности.

    В романе две основные сюжетные линии: линия отношений «Онегин — Ленский» ( тема дружбы) и линия отношений « Онегин — Татьяна» (тема любви). Дополнительными к линии любви являются отношения Ленского и Ольги, но их не следует считать самостоятельной сюжетной линией, поскольку они служат для более глубокого изображения темы любви в романе.

    Обе основные сюжетные линии распределены в романе неравномерно. Завязка линии «Онегин — Ленский» происходит в главе второй, и она сразу же показана как конфликтная:

    Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лёд и пламень

    Не столь различны меж собой.

    Конфликт намечается после визита друзей к Лариным. Кульминация конфликта приходится на конец главы пятой, когда происходит ссора героев. Дуэль Онегина и Ленского и гибель последнего означают развязку конфликта.

    Завязка основного конфликта Онегина и Татьяны описана в сцене знакомства героев в начале главы третьей.

    В романе две идентичные любовные ситуации, обе состоят из четырёх компонентов: встреча, влюбленность, письмо и устный ответ-отповедь; герои в них меняются местами: в главах третьей и четвёртой изображена любовь Татьяны, в главе восьмой — Онегина.

    Очевидно, что Пушкин дописывал в 1831 году письмо Онегина к Татьяне, чтобы сделать эти ситуации идентичными и создать эффект «зеркальности» между ними. Можно отметить две особенности этой линии: с одной стороны, она развивается от встречи до расставания героев, словно зеркало, стоящее между ними, эти события разделяет и глава пятая, в которой описаны сон Татьяны и сцена её именин. С другой — любовь Татьяны, описанная в начале, в конце словно «отражается» в любви Онегина.

    Первые две главы романа являются экспозиционными для сюжетной линии любви, написаны они по принципу стилевой антитезы: в главе первой показано рождение Онегина, его воспитание и образование, время, проведённое в светском обществе, — формирование характера героя. Глава вторая посвящена описанию деревенской провинции, много внимания Пушкин уделяет характеристике Ленского, приехавшего из Германии после обучения в Геттингенском университете, но центральное место в главе отдано знакомству читателей с Татьяной.

    Помимо композиции сюжета отмечаются следующие композиционные элементы романа: глава, являющаяся основной композиционной единицей произведения, строфа — минимальная повествовательная единица (при этом необходимо учитывать незаконченные и пропущенные строфы, которые тем не менее помечены номерами); посвящение; эпиграфы к роману и к каждой главе, чередования сюжетного повествования и авторских отступлений.

    Образ автора в романе "Евгений Онегин"

    -это образ ироничного, но доброго и мудрого человека.

    В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Напротив, он всячески заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую атмосферу доверия и искренности. Автор "Евгения Онегина" признается, что он лично знаком со своим героем - Евгением Онегиным. Рассказчик называет Евгения своим "добрым приятелем":

    "...Онегин, добрый мой приятель..."

    Автор настаивает на том, что его роман не о нем самом, а о его знакомом - Евгении Онегине. Автор просит читателя разделят эти понятия:

    "...Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной ..."

    Он объясняет читателю, что он и Онегин подружились, когда отец Онегина еще был жив. Молодые люди стали друзьями, потому что оба были угрюмые и скучающие.Автор охладел к жизни так же, как и Онегин:

    "...Грустный, охладелый..." (автор о себе)

    После того как отец Евгения умер, автор и Онегин надолго перестали общаться.Любопытно, что у автора каким-то образом оказалось и сохранилось письмо Татьяны к Онегину. Это письмо автор свято бережет:

    "...Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу, / Читаю с тайною тоскою / И начитаться не могу..."

    По словам автора, на именинах Татьяны Лариной присутствовал его двоюродный брат - Буянов. Судя по всему, от этого Буянова автор почерпнул некоторые сведения о героях:

    "...Буянов, братец мой задорный, / К герою нашему подвел / Татьяну с Ольгою..."

    На самом деле Буянов - это вымышленный персонаж из поэмы дяди Пушкина - В. Л. Пушкина.В романе "Евгений Онегин" автор делится мыслями на самые разные темы. Он рассказывает о себе, своих возлюбленных и т.д.Так например, автор неоднократно дает читателям различные советы, просит извинения и т.д.:

    "...А вижу я, винюсь пред вами, / Что уж и так мой бедный слог / Пестреть гораздо б меньше мог / Иноплеменными словами..."

    Автор признается, что потратил много времени на "разные забавы" - балы и т.д. В этом они очень похожи с Онегиным:

    "...Увы, на разные забавы / Я много жизни погубил!.."

    В прошлом автор был сердцеедом и искусителем, как и Онегин. Поэтому автор советует мужьям и матерям лучше следить за своими дочерьми:

    "...О вы, почтенные супруги! [...] / Я вас хочу предостеречь. / Вы также, маменьки, построже /За дочерьми смотрите вслед..."

    Автор является ценителем женской красоты. Он жалуется на то, что в России трудно найти женщину со стройными ногами.Судя по тексту романа, автор был влюблен, и, вероятно, не раз. В романе много лирических отступлений о любви и женщинах:

    "...Как я желал тогда с волнами / Коснуться милых ног устами!..."

    В целом автор считает себя "добрым малым". Он понимает, что его роман могут критиковать и даже бранить, но он относится к этому с иронией. Завершив свой рассказ о Евгении Онегине и Татьяне Лариной, автор по-дружески прощается с читателем:

    "...Кто б ни был ты, о мой читатель, / Друг, недруг, я хочу с тобой / Расстаться нынче как приятель. [....] / За сим расстанемся, прости!.."

    10. «Мысль народная» в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»

    "Борис Годунов" – первая реалистическая русская трагедия.

    В ней Пушкин разрушал существующие каноны, создавал новаторское произведение.

    Пушкин размышлял над ролью народа в истории. Он обозначает две полярные позиции. Одна вложена в уста представителя самой народной массы, собравшейся у стен Новодевичьего монастыря, когда Борис принимает решение вступить на престол. В реплике 

    "...то ведают бояре, Не нам чета"

     прозвучавшей в толпе и принадлежащей одному из безликого множества , выражено твердое убеждение в том, что историю творит узкий, избранный круг людей, народ же никоим образом не влияет на ее ход.

    Другую точку зрения высказывает один из активных участников событий. Гаврила Пушкин, убеждающий Басманова присягнуть "истинному" царю, как веский аргумент использует "мнение народное": 

    "Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? // Не войском, нет, не польскою подмогой, // А мнением; да! мнением народным". 

    О народе как стихийной, сокрушительной силе говорит Борису Годунову Басманов:

    "Всегда народ к смятенью тайно склонен".

    Теми героями пьесы, которые действуют, творят историю, как важный участник последней осознается народ, который, в конечном счете, и решает участь царств и государей, о чем свидетельствует финал трагедии. Власть, не поддержанная народом, обречена на гибель.

    В связи с тем, что народ стал особым (собирательным) действующим лицом в пьесе, иную функцию начали играть массовые сцены.

    На подмостки была выведена толпа, которая присутствует при узловых событиях. Пушкин часто показывает не столько само событие, сколько его восприятие народной массой: так даются, например, сцена призвания Бориса на царство, сцена на площади перед собором в Москве (с юродивым), финальная сцена. Мы видим периферию действия; о том, что происходит в эпицентре событий, мы узнаем из реплик толпы.

    Пушкин на первый взгляд показывает не вершителей истории, а ее свидетелей, но тут же дает понять, насколько хрупка эта грань. В этом контексте важен образ Пимена. Летописец занимает позицию беспристрастного свидетеля истории, однако его прошлая судьба – судьба активного участника событий, память о которых он и стремится сохранить. Человек не способен дистанцироваться от внешней жизни. Он ответствен за то, чему был свидетелем и в чем участвовал, не вправе этого забыть сам, а потому свою нравственную миссию Пимен видит в том, чтобы донести правду до потомков. В связи с этим уход в монастырь, сосредоточение на создании труда, обращенного не только к современникам, но и к будущим поколениям, – это тоже активное участие в истории. Пушкин выступает против позиции пассивного наблюдения за происходящим.

    Цель массовых сцен – показать дух народа, отличительные черты которого, по словам самого Пушкина, – веселое лукавство ума, насмешливость, живописность речи. Народ в этих сценах – главный оппонент Бориса, противостоящий царю-преступнику.

    Народную точку зрения выражает юродивый: 

    "...нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит".

     Это нравственное чувство и превращает народ из слепой массы в силу, способную подчинить себе ход истории.

    Заключительная ремарка – "Народ безмолвствует" – как раз и фиксирует перелом в народном сознании. Она многопланова: в ней и осознание собственной вины (ведь своим невмешательством народ позволяет воцариться Борису), и ответственность за происходящее, и рождение того внутреннего коллективного чувства, которое позволит сплотиться и преодолеть смуту.

    В "Борисе Годунове" Пушкин разрушает типичную структуру трагедии. Он не ограничивается изображением доминирующего события или отдельной личности, а показывает саму историю.

    Перед зрителем проходят все семь лет правления Бориса Годунова, однако ощущения растянутости времени не возникает, во многом благодаря необычному членению трагедии и организации действия.
    11. «Повести БЕЛКИНА» А.С. Пушкина .Кто он Белкин? Что объединяет повести в цикл? Анализ одной из повестей. Почему Е. Баратынский ,читая повести, «ржали бился?»

    Белкин Иван Петрович — вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина, рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815—1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший «девической стыдливостью» ; осенью 1828 г., до «публикации» повестей , умерший от простудной лихорадки.

    Белкин — именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» читатель узнает из письма «одного почтенного мужа» , нена-радовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Беликова— Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

    Герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром — и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою.

    Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, — а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает — и выталкивает героя в область смерти.

    Автор повестей — Беликов. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это усредненный Пушкин. Беликов даже росту и то «среднего»; его портрет — подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Он неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень — и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей — не «литературны », а «бытийственны».

    Впрочем, когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мысленно к Ивану Петровичу, — то вдруг понимает, что и сам Беликов построил свою жизнь «романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» — рукописи Б. после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.

    Анализ повести Выстрел

    Повесть А. С. Пушкина «Выстрел» является составляющей цикла «Повести Белкина».

    Основой сюжета является ссора самого писателя и товарища Зубова, который однажды вызвал на дуэль поэта. Во время поединка Пушкине торопясь поедал ягоду, что вызвало ярость у противника.

    События произведения растянуты во времени. Автор лично является рассказчиком захватывающих сюжетов, в которых принимает участие не один герой. Все это является особенностями жанра произведения «Выстрел» как повести.

    Главной фигурой повести является Сильвио – человек, который для первого рассказчика – подполковника - кажется личностью противоречивой. Стрелок с загадочной судьбой вызывает у него неподдельный интерес на протяжении всего произведения. Каждого, кто присутствовал периодически в его доме, привлекали внимание коллекция пистолетов и простреленные стены. Поэтому каждому хотелось знать подробности его приключений. Однако из страстной натуры однажды он превратился в бесхарактерного человека, который не отомстил и не вызвал на дуэль своего обидчика. Признание в давней дуэли, которая осталась неоконченной по желанию Сильвио, показала главного героя с другой стороны. Он отказался стрелять во врага, дав ему возможность доесть черешню. Спустя годы, когда ему сообщили о предстоящей женитьбе графа, участвующего в поединке, Сильвио решил, что настало время мстить.
    Подполковник выслушал продолжение этой истории от графа, который с женой оказался у него в соседях. На этот раз Сильвио сделал два выстрела в картину, не собираясь убивать ненавистного обидчика, а лишь унизил его, заставив сильно поволноваться.

    Стремление к первенству, самолюбие героя, отсутствие равнодушия – эти и многие другие страсти предстали перед глазами читателя на страницах повести. Нарушение беспечности графа – цель Сильвио, к которой он шел на протяжении 6 лет. Таков характер и воля героя А. С. Пушкина, который хладнокровно наслаждался его волнением.

    Таким образом, повесть А. С. Пушкина «Выстрел» полна таких качеств, взаимоотношений, из которых состоит яркая человеческая судьба, полная счастливых мгновений и разочарований.

    На первый план текста выходит тема мести ради того, чтобы доказать, какое место должно занимать человеческое достоинство, тема прощения, несмотря на чувство ненависти.

    Основная мысль, которую проводит автор, связана с ценой жизни любого человека. Ведь нет ничего на свете дороже его жизни.

    Баратынский «ржал», потому что видел у Пушкина ненавязчивое пародирование. Например, в случае с "Барышней-крестьянкой" исследователи говорят о сюжетах "Ламмермурской невесты" Вальтера Скотта и "Ромео и Джульетты" Уильяма Шекспира. Можно даже дословно сравнивать тексты и находить сходства. В "Гробовщике" просвещенный Белкин и вовсе пишет:

    "Просвещенный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение. Из уважения к истине мы не можем следовать их примеру и принуждены признаться, что нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу".

    Именно остроумное вплетение Пушкиным известных сюжетов в свои повести и провоцировало как минимум улыбку.

    12.Маленькие трагедии А.С. Пушкина .Проблематика «Моцарта и Сальери»

    “Маленькие трагедии” посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью (“Скупой рыцарь”), завистью (“Моцарт и Сальери”), чувственностью (“Каменный гость”).

    Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен подлинным трагизмом.
    Страсть, сжигающая душу Сальери (“Моцарт и Сальери”), зависть. Сальери “глубоко, мучительно” завидует своему гениальному, но беспечному и смешливому другу Моцарту. Завистник с отвращением и душевной болью открывает в себе это чувство, прежде ему несвойственное.
    Природа этой зависти не вполне понятна самому герою. Ведь это не зависть бездарности к таланту, неудачника к баловню судьбы. “Сальери великий композитор, преданный искусству, увенчанный славой. Его отношение к творчеству самоотреченное служение.

    Однако в преклонении Сальери перед музыкой есть что-то страшное, пугающее. В его воспоминаниях о юношеской поре, о годах ученичества мерцают почему-то образы смерти:
    Звуки умертвив,
    Музыку я разъял, как труп. Поверил
    Я алгеброй гармонию.
    Эти образы возникают не случайно.

    Сальери утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, утратил саму любовь к жизни, поэтому служение искусству видится ему в мрачных, суровых красках. Творчество, считает Сальери, – удел избранных и право па него надо заслужить.

    Лишь подвиг самоотречения открывает доступ в круг посвященных творцов. Всякий, кто понимает служение искусству иначе, посягает на святыню. В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно.

    Моцарт, с точки зрения Сальери, “бог”, который “недостоин сам себя”.
    Душу завистника сжигает и другая страсть гордыня. Он глубоко чувствует обиду и ощущает себя суровым и справедливым судьей, исполнителем высшей воли: “…я избрал, чтоб его остановить…”. Великие творения Моцарта, рассуждает Сальери, в конечном счете, губительны для искусства.

    Они будят в “чадах праха” лишь “бескрылое желанье”; созданные без усилий, они отрицают необходимость подвижнического труда. Но искусство выше человека, и потому жизнь Моцарта должна быть принесена в жертву “не то мы все погибли”.
    Жизнь Моцарта (человека вообще) ставится в зависимость от “пользы”, которую он приносит прогрессу искусства:
    Что пользы, если Моцарт будет жив
    И новой высоты еще достигнет?
    Подымет ли он тем искусство?
    Так самая благородная и гуманистическая идея искусства используется для обоснования убийства.
    В Моцарте автор подчеркивает его человечность, жизнерадостность, открытость миру. Моцарт рад “нежданной шуткой угостить” своего друга и сам искренне хохочет, когда слепой скрипач “угощает” Сальери своим жалким “искусством”. Из уст Моцарта естественно звучит упоминание об игре на полу с ребенком. Его реплики легки и непосредственны, даже когда Сальери (почти не шутя!) называет Моцарта “богом”: “Ба право? может быть…

    Но божество мое проголодалось”.
    Перед нами именно человеческий, а не жреческий образ. За столом в “Золотом Льве” сидит жизнелюбивый и ребячливый человек, а рядом с ним тот, кто говорит о себе: “…мало жизнь люблю”. Гениальный композитор играет свой “Реквием” для друга, не подозревая, что друг станет его палачом.

    Дружеская пирушка становится пиром смерти.
    Тень рокового пира мелькает уже в первом разговоре Моцарта с Сальери: “Я весел… Вдруг: виденье гробовое…”. Предсказано появление вестника смерти.

    Но острота ситуации состоит в том, что друг и есть вестник смерти, “виденье гробовое”. Слепое поклонение идее превратило Сальери в “черного человека”, в Командора, в камень. Пушкинский Моцарт наделен даром интуиции, и потому его томит смутное предчувствие беды. Он упоминает о “черном человеке”, заказавшем “Реквием”, и неожиданно ощущает его присутствие за столом, а когда с уст Сальери срывается имя Бомарше, тотчас вспоминает о слухах, пятнавших имя французского поэта:
    Ах, правда ли, Сальери,
    Что Бомарше кого-то отравил?
    В этот момент Моцарт и Сальери как бы меняются местами. В последние минуты своей жизни Моцарт на миг становится судьей своего убийцы, произнося снова, звучащие для Сальери приговором:
    …гений и злодейство
    Две вещи несовместные.
    Фактическая победа достается Сальери (он жив, Моцарт отравлен). Но, убив Моцарта, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки зависть. Глубинный се смысл открывается Сальери в момент прощания с Моцартом.

    Тот гений, ибо наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, и потому ему доступен “пир жизни” беспечная радость бытия, способность ценить мгновение. Сальери этим дарам жестоко обделен, поэтому его искусство обречено па забвение.

    13. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.История отношений Пугачева и Гринева.Тема чести.

    Капитанская дочка — одно из немногих прозаических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. Это книга, повествующая о крупном крестьянском восстании, которое потрясло Российскую империю в семидесятых годах девятнадцатого века. Значение романа столь велико, что многие люди уже в наше время воспринимают те давние события именно через творение Пушкина. Название «Капитанская дочка» явно подразумевает дочь капитана Миронова -Марию. Личностные отношения героев романа завязаны именно на этой девушке. Из-за нее происходят все основные события в произведении: дуэль, приход Петра в захваченную крепость, арест из-за клеветы Швабрина. Так же можно предположить, что таким образом Пушкин явно выказывает свою симпатию героине. В этой книге автор вновь описывает «милый идеал», как и в «Евгении Онегине».

    Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв – два наиболее характерных образа романа Александра Пушкина «Капитанская дочка».

    Они – две противоположности, притягивающиеся друг к другу. Отношение Гринёва к Пугачеву постепенно меняется: из страшного разбойника он превращается в человека трагической судьбы, во многом симпатичного Гринёву, но его действий и взглядов Гринёв не может разделять.

    Роман написан от имени молодого офицера Петра Андреевича Гринёва.Все герои произведения, с которыми приходится встречаться Гринёву, тоже пропускаются через его молодой, незамутненный, искренний взгляд на вещи. Таким человеком, встречающимся молодому дворянину фактически на протяжении всего его пребывания в окрестностях Оренбурга, выступает Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского восстания, славящийся своей дикостью и жестокостью. Однако в самом начале их знакомства Пугачёв вовсе не мог произвести на Гринёва впечатления жестокого и свирепого разбойника. Емельян знакомится с молодым человеком, тогда отправлявшимся к месту службы и попавшим в страшную бурю в степи. Как настоящий знаток окрестностей Пугачёв помогает Гринёву и Савельичу выбраться из бури и привозит их на постоялый двор. Гринёв не остается в долгу и благодарит вожатого за спасение, преподнося ему свой старый заячий тулупчик. Этому тулупчику еще предстоит спасти из беды Гринёва, когда Пугачёв помилует его, вспомнив об этом тулупчике и узнав своего благодетеля.

    Оба героя не забывают услуг, оказанных друг другу, при всей своей непохожести друг на друга, у каждого из них есть своё представление о чести, от которого они не отступаются. Но именно это представление не даёт Гринёву перейти на сторону Емельяна. Гринёв чётко даёт понять бунтовщику, что он «природный дворянин» и не сможет нарушить свою присягу императрице. Гринёв не может принять жестокости Пугачёва, его бессмысленных зверств. Для Гринёва «жить убийством и разбоем значит… клевать мертвечину», для Пугачёва – это не так, он считает, что такой образ жизни и есть избавление от мертвой рабской жизни. Этого Гринёв не может разделять. Но всё же гринёвское представление о Пугачёве сильно меняется, в конце концов Гринёву становится жалко Пугачёва, он переживает за его судьбу. Пугачёв – знаток стихий, этим он наиболее важен для Гринёва.


    Одной из основных тем является понятие чести и достоинства.
    Автор в качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша

    14.М.Ю.Лермонтов. Своеобразие образа поэта и его творчества. Мотив одиночества , тема свободы ,тема поэта и назначение поэзии в лирике.
    Михаил Юрьевич Лермонтов (3 (15) октября 1814 – 15 (27) июля 1841) - поэт, писатель, художник. Родился в Москве. Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии

    Особенности творчества Лермонтова

    Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова - психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

    Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
    Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

    Его одиночество в свете отразилось в стихотворении "Дума". Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
    Свобода - абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Лермонтов нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

    В стихотворениях М. Ю. Лермонтова "Тучи" и "Три пальмы" особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. Свобода -это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и летать. М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет причины, которые могут изгонять свободного:

    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

    Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

    Или на вас тяготит преступление?

    Или друзей клевета ядовитая?

    Но нет ответа, и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а это, по-моему, не свобода, а прозябание. Восточное сказание "Три пальмы" также пронизано свободой:

    И стали три пальмы на бога роптать:

    "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

    Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

    Колеблемы вихрем и зноем палимы,

    Ничей благосклонный не радуя взор?..

    Не прав твой, о небо, святой приговор!"
    М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда "сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий!"

    свобода для Лермонтова - это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа. Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Лермонтов пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками - людьми, вдохновленными Богом.
    М.Ю. Лермонтов посвятил теме поэта и поэзии значительную часть своего творчества.. Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в самой основе творчества великого поэта. Лирический герой Лермонтова уходит от толпы и замыкается в себе, мучимый абсолютным одиночеством. Примечательно, что стихотворение Лермонтова «Пророк» начинается именно с того момента, на котором остановился А.С.Пушкин в своем «Пророке»:

    С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка…

    Так, если Пушкин показал нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показывает уже результат действий этого пророка. Жизнь его лирического героя полна страданий от непонимания со стороны общественного мнения. Так, «шумный град» встречает героя Лермонтова насмешками и презрением:

    В меня все ближние мои бросали бешено каменья…
    Причина такой трактовки пророка Лермонтовым весьма своеобразна: поэт рисует героя с чисто человеческой, бытовой точки зрения, не наделяя его, в отличие от Пушкина, сверхъественными свойствами. Поэт в своем творчестве опускает поэта-небожителя на землю: у пророка Лермонтова нет веры в людей, нет надежд, примиривших бы его с окружающими, поэтому он обречен на вечное одиночество. Таким же трагичным пафосом вечного одиночества пронизаны и другие стихотворения Ю.М.Лермонтова: «Поэт», «Смерть поэта», «Журналист, читатель и писатель» и другие.

    По-другому раскрывается тема поэта и поэзии в стихотворении «Поэт». В этом произведении мы видим продолжение романтической концепции человека. Так, перед нами некая оппозиция двух типов поэтов: человека, прислуживающего своим творчеством толпе, и поэта, каким автор видит его в идеале. При этом Лермонтов подчеркивает, что первый тип «творца» встречается намного чаще. В стихотворении «Поэт» данное противостояние рассматривается в виде метафоры, возникает образ заржавевшего кинжала. Разбитое на две части стихотворение показывает участь поэта, схожую с участью старинного кинжала, бывшего некогда боевым оружием и ставшим со временем лишь трофейным украшением, висящим на стене. Использованный при этом прием параллелизма позволил создать оптимистический образ пророка, который является символом гражданской поэзии

    Главной идеей стихотворения, таким образом, является вывод о том, что поэзия на заказ, угодная общественному мнению, не является истинным творчеством. При этом идеальным читателем для поэта становится читатель умный, требовательный, ищущий духовной пищи для своего ума в чьем бы то ни было творчестве. Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое предназначение поэта на обеспеченное существование, благодаря угодному обществу творчеству. Для самого Лермонтова творчество – это спасительное освобождение от страданий, это истинный путь к вере, несущий гармонию.

    15.М.Ю.Лермантов.Размышления о времени ,о себе ,о своем поколении в стихотворениях «дума», «и скучно и грустно», «как часто пестрою толпою окружен» и др.
    М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине.

    Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно.

    Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и рождает стихотворения-отповеди (“Безумец я! Вы правы!..”), размышления о смысле жизни (“И скучно и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”).

    Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить.

    Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим.

    Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» продолжает тему размышлений поэта над судьбами современников. В нем поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает.Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей, ходячих мертвецов. К сожалению, это касается всех, даже женщин:

    Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Внешне красавицы, а внутренне похожие на кукол-марионеток, отвратительны женщины на этом балу. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не способно их удивить. Лирический герой Лермонтова – это, во многом, портрет его современников. Это гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество – вот основная его черта. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне.

    В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены сразу же. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни. Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов:

    Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя и найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют для него никакой ценности. Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий, через которые выражается противоречие жизни вообще.

    16.М.Ю.Лермантов. «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе (композиция ,идея трех рассказчиков ,тема судьбы)

    В романе “Герой нашего времени” Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал “историю души человеческой”.

    При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды (“простой человек” Максим Максимыч, “честные контрабандисты”, “дети гор”, “водяное общество”).

    Лермонтов создал социально-психологический роман, в котором судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

    Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки – самооценке. Лермонтов диалектически подходит к характерам героев, показывая психологическую сложность, неоднозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе.

    “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его”, – говорит Печорин.

    В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику переходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика.

    Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персонажами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить поведение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного “узнавания”, когда герой дан то в восприятии Максима Максимыча (через народное сознание), то “издателя” (близкая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

    Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. “Герой нашего времени” состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”. Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к журналу Печорина.

    Смещение событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих (“Бэла”, “Максим Максимыч”), затем дневник проясняет мотивы поступков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину (“Бэла”) противопоставлена цельность душевно доброго Максима Максимыча (“Максим Максимыч”); “честным контрабандистам” с их свободой чувств, поступков (“Тамань”) противоположна условность “водяного общества” с его интригами, завистью (“Княжна Мери”), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда.В “Фаталисте” ставится проблема противодействия человека судьбе, т. е. его способности противостоять или даже бороться с предо­пределенностью рока.
    Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно.

    Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

    Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

    Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

    Автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны , подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом. Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям.

    Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

    В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича. Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином. Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.

    Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

    Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.

    В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером. Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления. Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта