Главная страница
Навигация по странице:

  • Задача деревенской прозы

  • Валентин Распутин "Прощание с Матерой".

  • »."Светлые души"

  • Военная проза 1960-1990-х годов

  • Ещё одна особенность в творчестве В. Быкова отмечается критикой– постоянства конфликт

  • Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова.

  • Человек и природа в творчестве современных писателей

  • Натурфилософская проблематика в творчестве современных писателей

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница48 из 51
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51

    Деревенская проза 1950-1990-х

    в контексте социально-политического развития России. Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие деревенской прозы (В. Овечкин, В. Солоухин, В. Белов, В. Шукшин, Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Распутин, Е. Носов, В. Лихоносов, А. Солженицын и др.). Дискуссии в критике о деревенской прозе.

    Создатели этой прозы были первыми, кто почувствовал на рубеже веков дефицит духовности. Жизнь села и деревни в этих произведениях интересна не только как социологич. феномен, но и как сдвиг, сбой, произошедший в обществе. Проза о деревне отметила филос. проблемы бытия, она выразила не только восхищение рус. народом, но и тревогу за духовное здоровье рус. человека, крестьянина. В деревенских жителях писатели показали не только устойчивость характера, красоту, но и трагич. надрыв, разлом, проходящий через душу. Авторы этой прозы описывают не готовый характер рус. человека, а показывают его в динамике. Мучительный процесс самоопределения деревенского жителя. Авторы часто приводят человека, своего героя, на суд совести и выносят беспощадный нравств. приговор. Представители прозы о деревне первыми начали поиск путей преодоления дефицита духовности.Задача деревенской прозы - показать неблагополучие жизни деревни и в материальной сфере (нищета), и в нравственной (разобщенность), и в идеологической (озабоченные цифровыми отчетами руководители закрывали глаза на реальное положение вещей).Особую тревогу вызывал культурный уровень жителей деревни. Писатели акцентировали внимание общества на формировании в подрастающем поколении чисто потребительского отношения к жизни, на отсутствии тяги к знаниям и уважения к труду.Писателей объединяет любовь к земле. Все они - выходцы села, имеют жизненный опыт в деревне. Любовь к труженику, земле. Деревня для них это малая и большая родина, это родной дом, пашня, степь. Жизнь в деревне включает в себя целую систему нац., истор., филос. понятий. Они рассказывают о преемственности поколений в среде тружеников, о разрыве этих связей. Дети уезжают в город, земля остается без хозяев, и это страшно.Писатели показали и чудовищные эксперименты над живой душой крестьянина и терпение крестьян, умение держать себя в трудных ситуациях. Такие люди - носители идеала, нравств. ценностей, гармонично живущие с природой.С 1950х годов - новые взгляды на деревню, нежели в 1930х. Тогда произведения страдали бесконфликтностью. Мол, всё хорошо, прогресс, процветание.В 1950х годах наметился прорыв - отражение подлинной правды о жизни деревни.В. Овечкин (Районные будни), С. Антонов ("Дело было в Пенькове"), В. Тендряков ("Ненастье", "Падение Ивана Чупрова", "Не ко двору", "Тугой узел"), А. Солженицын ("Матренин двор"), Е. Дорош ("Деревенский дневник") - именно эти писатели открыли новые пути изображения рус. деревни, маленького человека, крестьянина.Конец 1950х - начало 60х - в центре внимания оказывается психологизм, внутренний мир сельского жителя (Белов "Привычное дело").Герой "Привычного дела" Иван Африканович Дрынов приходит к пониманию того, что жизнь сама по себе ценность. У него много детей. Он привязан к родной земле. Белов показывает героя в минуты выбора, в минуты любования красотой окруж. мира.1960-70г. - усиление психологич. начала в изображении жизни деревни.Василий Макарович Шукшин ("Земляки", "Сельские жители", "Характеры") отражает психологию дерев. жителей. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты: моменты утрат, прощания с жизнью. Образы женщин - хранительниц устоев, домашнего очага. Разрыв отношений между отцами и детьми (дети уезжают из деревень и теряют что-то в своем нравств. облике).Валентин Распутин "Прощание с Матерой". Матера - матерь, материнское начало, древняя сила; материк. Это модель нашей Земли. Распутин задает вопрос: кто мы? Истинные, заботливые хозяева или потребители, и "после нас хоть потоп"? Мысли о настоящем и будущем мучают Дарью, и она приходит к выводу, что уклад в их маленьком мире невосстановим. С его исчезновением пропадут и традиции. Распутина обвиняли в том, что он якобы против НТР, но в итоге он оказался прав - мы забросили Землю.Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию русской деревни. Одна из самых любопытных особенностей «деревенской прозы» – тот тип героя, который становится в ней основным духовно-нравственным ориентиром. Шукшин назвал один из своих ранних рассказов «Светлые души», – и это обозначение можно было бы отнести к главным героям всей тогдашней «деревенской прозы»."Светлые души" - это коренные сельские жители, натуры мягкие и цельные, совестливые, добрые и доверчивые. Современная русская литература приводит много примеров, подтверждающих, что люди утрачивают многие духовные качества - терпимость, сострадание, милосердие.Заслуга «деревенской прозы», отмечаемая и российскими, и западными критиками, в том, что в кризисный момент состояния нашего общества основное свое внимание она стала уделять вопросам нравственного, этического характера, существенно изменив облик русской литературы второй половины XX века и повлияв вместе с тем на развитие национального самосознания.



    Военная проза 1960-1990-х годов

    в контексте идеологического и политического развития российского общества: конкретно-историческое и нравственно-философское содержание произведений; жанры; система образов, поэтика («Горячий снег» и «Берег» Ю. Бондарева, «Сотников» и другие произведения В. Быкова, «Генерал и его армия» Г. Владимова, «Пастух и пастушка» В. Астафьева и др.).

    Писатели противятся панорамному изображению повествования жизни переднего края. Жизнь одного солдата, о событиях одного дня. Новый поворот темы. Правда предстала во всей своей полноте и объемности. Произведения 60-80 х внесли народную память о войне. События стали осмысливаться как одно из звеньев исторического процесса. Писатели исследуют возможность характера человеческого духа. Обращаются к пограничным ситуациям. Повести Василя Быкова «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск» , «Дожить до рассвета», «Волчья стая» — повести о Великой Отечественной войне. Писателя волновал прежде всего и «главным образом нравственный мир человека, возможности его духа». В. Быков избрал жанр повести, что дает ему в небольшом временном пространстве (действие разворачивается в 2—3 дня) сосредоточить такие «мгновения» нравственной, духовной жизни, в которые герои решают для себя вопросы огромной важности.Ещё одна особенность в творчестве В. Быкова отмечается критикой– постоянства конфликт. Он ставит своих героев в такие критические ситуации, которые сразу же выявляют их главную сущность. Отстоять в себе человека, противопоставить, человеческое начало звериной сущности врага, чтобы победить его, - вот та главная моральная задача, которую, так или иначе, решают для себя герои Быков. Война для Быкова – в прошлом, но её уроки – живое, осязаемое, насущное сегодня.Бодарев. Юрий Васильевич Бондарев родился 15.03 1924 года на Урале затем переехал с родителями в Москву. Он принадлежал к поколению довоенных мальчишек, которое достигло совершеннолетия ранней весной 1942 года, несомненно самой трудной из военных весен.Роман «Горячий снег» явил новую эстетику в передаче подробностей боя — в столкновении косного железа, управляемого и не управляемого людьми. Это получило законченное воплощение в замечательных по своей эмоциональной выразительности сценах битвы артиллеристов Кузнецова и Давлатян.В романе «Горячий снег» показано решающее сражение войны, битва под Сталинградом, сутки смертельного противостояния, после которого начался наш путь в Берлин. Изображая артиллерийскую батарею, которая приняла на себя удар танкового корпуса Фанштейна, выдержала яростный натиск и почти вся погибла, писатель сумел раскрыть в участниках битвы такие качества, присущие советскому человеку, которые определили не только итог этого страшного боя, но и исход всей войны.И главная причина выбора романа Ю. Бондарева – это нравственная заостренность повествования, обращённость в наш день, к духовному миру современника. Герои Бондарева очень близки старшеклассникам, вызывают неизменную любовь и симпатию юных читателей.Обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. В чём принципиальная разница характеров Дроздовского и Кузнецова? В том, что в Кузнецове живёт ясное осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности, и потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплочённости, единства.Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего возможность для немедленного взлёта. Он торопит солдат не давая им передышки. Стреляя по самолёту, жаждет лично попасть, выделиться уже до главного боя, не упустить шанс.Духовный мир Дроздовского не выдержал напора войны. И теперь его ожидает или окончательный распад, или медленное тяжелое становление. Но в конце боя он, подавленной смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося на его же рубеже.Война предстаёт и перед ним как огромный черновой труд народа, армии. Горячий снег – это не только в буквальном смысле горящая под ногами земля, это та несокрушимая духовная сила, воплощённая в Бессонове, командирах и солдатах, истоки которых в горячий любви к стране, которую они намеренны защищать до конца. Смысл эпитта «горячий» в романе многозначен. Это не только горящая земля, снег, – это снег, пропитанный кровью солдат и слезами. Ибо война – это горе, увечья, смерти. С всею силой переживает лейтенант Кузнецов потерю Зои и Давлатяна, смерть Сергуненкова, гибель расчёта Чубарикова. «Он плакал так одиноко, задушено и отчаянно впервые в жизни. И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слез.Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников". В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного значения с участием простых солдат. В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Сюжет повести»Сотников» прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.Во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.

    Человек и природа в творчестве современных писателей

    (В. Астафьев, Г.Троепольский, В. Распутин и др.). Традиции этой темы в русской литературе (М. Пришвин, К. Паустовский и др.). Повесть В.Астафьева «Царь-рыба»: предмет изображения и экологическая проблематика, образы, идеи, художественные особенности центральной новеллы повести; экологическая проблематика в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» и романе Ч.Айтматова «Плаха».

    Натурфилософская проблематика в творчестве современных писателей Человек и природа, их единство и противоборство — стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины, — светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы. Вся его многообразная биография, его путь долгий и ясный, на виду у читателей. Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это и многочисленные рассказы, и повести “Перевал”, “Стародуб” , “Кража” , “Звездопад” , “Пастух и пастушка” , “Последний поклон” . Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение “Царь-рыба” , отмеченное Государственной премией СССР. В рассказе “Царь-рыба” жизненный сюжет идёт навстречу художнику. Главный герой рассказа “Царь-рыба” — Зиновий Игнатьич, уважаемый в посёлке Чуш человек. К чушанцам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь. Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью. Его “дюралька” (моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой — гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу. До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата,— ружьё! Случай, описанный в рассказе “Царь-рыба” произошёл с Игнатьичем в студёную осеннюю пору, когда тот вышел на Енисей и завис на самоловах. Пять раз заплывал рыбак и тянул “кошку” по дну реки, времени потерял уйму, промёрз до самых костей, но зато, лишь подцепил и приподнял самолов, сразу почувствовал: на нём крупная рыбина. По всем повадкам рыбы, по грузному давлению во тьму глубин угадывался на самолове осётр, большой, но уже умаянный. Увидел его Игнатьич и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в громадной величине рыбы, но и в формах её тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, крылатого хвоста — на доисторического ящера походила рыбина. Понял рыбак, что одному не совладать с этаким чудовищем. Можно бы подождать, когда явиться на самоловы младший брат, он поможет, но ведь тогда придётся делить осетра, а этого очень не хотелось Игнатьичу. Упускать такого осетра нельзя, Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому якову. Игнатьич решил брать за жабры осетрину, мало ли чего плели раньше люди, знахари всякие и дед тот же. С огромным усилием рыбак взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодкуНо тут-то находящаяся в столбняке рыба резко повернулась, ударилась об лодку, и Игнатьича бросило в ледяную воду. Он начал тонуть, кто-то тащил его в глубину, а рыба продолжала биться И рыба и человек слабели, истекали кровью.Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть. Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи. А главный грех Игнатьича в том, что жестоко обидел он девушку, с которой дружил в юности. И прощения он у неё не так и не выпросил, как ни умолял, ни каялся. Последние его слова, которые он смог просипеть, не владея ртом, были: “Прости, Глаша!” . Зиновий Игнатьич услыхал шум мотора “Вихрь” . Это приближался к самоловам брат. Волна от пролетевшей лодки качнула посудину Игнатьича, ударила об железо рыбу, и она, отдохнувшая,. Рывок. Рыба перевернулась на живот, Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав своё тело в клочья. “Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. Я про тебя никому не скажу!” — молвил ловец, и ему сделалось легче. Дочитав рассказ “Царь-рыба” , понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливого возмездия. О нём взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духонные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью..Повесть Распутина «Прощание с Матерои» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.Казалось бы, речь идет о «немногом»: как организованно и быстро провести затопление острова, необходимое в связи со строительством ГЭС на одной из сибирских рек. Однако для жителей Матеры переселение из затопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильно смерти. будто свет «пополам переломился». Раньше деревня «худо-бедно», но все же держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы» Человек не должен творить насилие над окружающим миром. так как он посягает не только на не принадлежащие ему души деревьев, зверей, птиц, но прежде всего на самого себя. Если людей, подобных старухам Дарье, Настасье, Катерине, занимавшихся каждодневным созидательным трудом: сеяли и убирали хлеб, воспитывали детеи, обиходили скотину —Для распутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного Они хорошо ощущают свою сращенность с природным миром. Чувство природы для них—гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Такое любовное, а не потребительское отношение к живой твари, постоянная забота о ней очищают и самою человеческую душу. вносят в нее спокойствие и уверенность. Через природу и Дарья в «Прощании с Матерой», и старуха Анна в повести «Последний срок» чувствуют приток живительных сил, понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнут крестьянским бытом. Отчуждение от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям — вот главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед, которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотив повести «Прощание с Матерой». А вот персонаж по имени Петруха, который, не дожидаясь поджогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает родную избу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушение России. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуется необычайной обобщенностью.Разрушая природу, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль остро звучит и в повести «Пожар».В «Пожаре» мы видим уже последствия тех социально-нравственных метаморфоз, которые произошли в результате уничтожения Матеры и подобных ей поселений. Двадцать лет стоит выстроенный поселок, собравший жителей нескольких затопленных деревень. Но люди воспринимают свою жизнь в нем как временное, переходное, бивачное состояние. Поселок строился наспех, без расчета на детей и внуков, и хотя дети и внуки появились, ослабло не только чувство рода, по и чувство самого себя. Люди «так разошлись всяк по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженного существования», что им прежде всего «себя... недостает.Процесс жизни, осмысление своего пребывания на земле как формы проявления космической мудрости, свойственное распутинским старухам, вылилось здесь в «процедуру жизни», в жизнь навыворот, которая и не есть жизнь человека и природы Понадобилось несчастье, пожар, чтобы осознать это«Век живи — век люби» — так называется один из рассказов Распутина Люби природу, народ, свой род — все это не только однокоренные слова, но и сферы бытия, друг без друга невозможные Восстановление единой родственной основы всего существующего на земле — первоочередная задача наших дней Воспримем ли мы предупреждение писателя, жестко и однозначно сформулировавшего эту задачу?

    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


    написать администратору сайта