Главная страница
Навигация по странице:

  • Образ России – спутник сюжетов сборника

  • Периодизация творчества Анны Ахматовой

  • Между 1935 и 1940 годами создавался « Реквием

  • В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом»

  • Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества

  • Образ лирической героини в стихах M. Цветаевой.

  • В любовной лирике Цветаевой

  • В неистовстве она писала множество стихов, хотя опубликованы были только некие. Позднее она сгруппировала их в два сборника "Версты I" и "Версты II".

  • Самое несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница44 из 51
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   51

    А.А.Ахматова.

    Начало творческого пути: «Четки», «Белая стая», последующие сборники лирики. Образ лирического героя. Любовная лирика: герои, конфликты, понимание любви, художественные особенности. Конфликт поэта и эпохи. «Реквием».

    Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась 1889 года под Одессой . Псевдоним появился в 1910 году. Его она взяла от прабабушки, род которой восходил якобы к роду хана Ахмата. Первые стихи Ахматова печатает на страницах журналов «Гиперборей», «Апполет» (1909-1910гг). Первый сборник «Вечер» вышел в свет весной 1912 с предисловием Кузьмина. Тираж был небольшим. «Вечер» - любовная поэзия, любовь предстает через разные сферы, в том числе и через бытийную. Любовь как пытка, страдание, смута, страсть. Мучителен предел чувства, которое кажется бесконечным. в ранних любовных стихах дан миг, момент разрыва отношений. Для лирической героини любовь обман, стихи воссоздают короткие сцены, отрывки встреч. Присутствует традиционность любовного мотива – любовь – это роковой поединок. (стих-е «Музе»). Муза-сестра заглянула в лицо,Взгляд ее ясен и ярок.И отняла золотое кольцо, Первый весенний подарок.Муза! ты видишь, как счастливы все - Девушки, женщины, вдовы...Лучше погибну на колесе,Только не эти оковы. Любовь у Ахматовой верно ведет от радости и покоя к страданию. Лейтмотив любви-тоски усиливается неяркой палитрой красок. Основная цветовая гамма созвучна названию. Построение стихов на контрасте белого и черного. Серый цвет. Шедевры лирики: «Любовь», «Сжала руки…», Сжала руки под тёмной вуалью..."Отчего ты сегодня бледна?"-Оттого, что я терпкой печалью
    Напоила его допьяна.
    «Сероглазый король», «Рыбак». Чувствуется особый ахматовский стиль. Ведущий прием – прерывистый диалог с частым перебоем ритма и реплик, разрыв мысли внутри строфы. Это характерно и для сборника «Чётки» - март 1914г. Я научилась просто, мудро жить,Смотреть на небо и молиться Богу,И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу.
    Когда шуршат в овраге лопухиИ никнет гроздь рябины желто-красной,Слагаю я веселые стихиО жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладоньПушистый кот, мурлыкает умильней,И яркий загорается огоньНа башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишьКрик аиста, слетевшего на крышу.— И если в дверь мою ты постучишь,Мне кажется, я даже не услышу
    . Поэтика трагической любви «Чёток» продолжает поэтику «Вечера» - любовь несбывшаяся, но есть новая ипостась лирической героини – драма поэта-женщины, мотив неприятия любимым поэта-женщины. Убийство любимым песни-птицы из ревности. («Настоящую нежность не спутаешь…», «Ты письмо мое, милый, не комкай Ты письмо мое, милый, не комкай.До конца его, друг, прочти.Надоело мне быть незнакомкой,Быть чужой на твоем пути.Не гляди так, не хмурься гневно,Я любимая, я твоя.Не пастушка, не королевнаИ уже не монашенка я —В этом сером будничном платье,На стоптанных каблуках...Но, как прежде, жгуче объятье,Тот же страх в огромных глазах.Ты письмо мое, милый, не комкайНе плачь о заветной лжи.Ты его в твоей бедной котомкеНа самое дно положи.…»). Создает цикл стихов о Петербурге («Я пришла к поэту в гости»). В 1914 году Анна Андреевна знакомится с А.Блоком. Испытывает почтение к поэту и легкую влюбленность. Ее называют «Сапфо нового времени».Ахматова была связана с акмеистами. Она и Н.Гумилев – две огромных планеты, но сила отталкивания сильнее, чем сила притяжения. Происходит сдвиг в миросозерцании и миропонимании. («Есть в близости людей заветная черта», «Царская статуя» Уже кленовые листыНа пруд слетают лебединый,И окровавлены кустыНеспешно зреющей рябины,).Всё более и более А.Ахматова обращается к теме России с ее жизнью, назначением. Образ России – спутник сюжетов сборника «Белая стая» (1916г). Особенно подхлестнули Ахматову события Первой мировой войны. Трагическая интонация стихов. Она обращается к церковно-библиографической, витийственной, торжественной лексике, органично соединяя её с просторечной. Жанр молитвы, проповеди, торжественно-риторического слова – стих-е «Молитва». Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,
    Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей литургиейПосле стольких томительных дней, Чтобы туча над темной РоссиейСтала облаком в славе лучей.
    В сборнике «Белая стая» много стихотворений, посвященных тайной, магической власти искусства. Книга «Белая стая» - переходное явление от раннего этапа творчества к зрелости. Периодизация творчества Анны Ахматовой:Начальный период – 1910-1917 (3 сборника: «Четки», «Вечер», «Белая стая»).1918 – конец 30-х гг. – срединный период ее творчества. Расширяется тематический и жанровый диапазон стихов, она создает произведения высокого жанра.1940-1960-е (1-ая половина) – в 1966 году умерла от 4 инфаркта. Лирика носит философско-медитативный характер. Стихи, посвященные войне, «Поэма без героя». Подводит итоги творческой деятельности.В 1921 г. Вышли 2 книги Ахматовой: «Подорожник», «Anno Domini». Первый сборник содержал 38 стихотворений. Сборник «Anno Domini» состоит из трех разделов: 1. Стихи 1920-1921 гг.; 2. Голос памяти; 3. Перепечатка книги «Подорожник». Величие эпохи подчеркнуто в названии книги «Anno Domini», что означает «Год Бога».После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini") скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира,. В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своей Россией, разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной,. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе тем, кто пытался переманить её в свой злобный стан: «Мне голос был. Он звал утешно Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный слух.»
    . Оно включено в сборник «Подорожник». Тема Родины, появившаяся в лирике этих лет, приобретает особую трактовку, сочетающую публицистичность и автобиографичность. В книге «Anno Domini» несколько стихотворений посвящено Николаю Гумилеву в разделе «Голос памяти». Стихотворение « Не с теми я. Кто бросил землю» - образ Родины в кровавых тонах. Любовное чувство в лирике этого периода приобретает эпический масштаб, библейскую торжественность. С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг".Между 1935 и 1940 годами создавался « Реквием », опубликованный лишь спустя полвека - в 1987 году и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой - судьбу ее и ее сына Льва Николаевича Гумилева, незаконно репрессированного и приговоренного к смертной казни."Реквием" стал мемориалом всем жертвам сталинской тирании. Сам автор, и несколько близких друзей заучивали текст наизусть, время от времени проверяя крепость своей памяти. Так человеческая память надолго превратилась в «бумагу », на которой был запечатлен « Реквием ». Сдержанно, без крика и надрыва, в эпически бесстрастной манере сказано о пережитом горе : « Перед этим горем гнутся горы». Биографический смысл этого горя Анна Ахматова определяет так : « Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне ». Вначале был арестован и сослан сын, а затем и муж - Н. Н. Пунин . Сама Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела многие месяцы. « Реквием » состоит из десяти стихотворений. « Реквием » имеет жизненную основу, которая предельно ясно изложена в небольшой прозаической части - « Вместо Предисловия ». Уже здесь отчетливо чувствуется внутренняя цель всего произведения - показать страшные годы ежовщины . . Вместе с другими страждущими Ахматова стояла в тюремной очереди «Как то раз кто-то « опознал »меня (женщина опознала) « Реквием » создавался в разные годы.« Посвящение » помечено мартом 1940 года. Речь идет о женщинах, разлученных с арестованными. Оно обращено непосредственно к тем, кого они оплакивают. Это близкие их, уходящие на каторгу или расстрел Во вступленииданы и конкретные образы. Вот один из обреченных, кого «черные маруси»увозят по ночам. Имеет в виду она и своего сына.На губах твоих холод иконкиСмертный пот на челе.Сцена ареста, где речь идет о многих сыновьях, отцах и братьях. Ахматова пишет ио детях в темной горнице, хотя у ее сына не было детей. Следовательно,прощаясь с сыном, она одновременно имеет в виду не только себя, но и тех, скоторыми вскоре сведет ее тюремная очередь.В «Реквиеме» неожиданно и горестно возникает мелодия, отдаленнонапоминающая колыбельную:Тихо льется Тихий Дон,Желтый месяц входит в дом,Входит в шапке набекрень,Видит желтый месяц тень.Эта женщине больна.Эта женщина одна.Муж в могиле, сын в тюрьме,Помолитесь обо мне."Эпилог", состоящий из 2-х частей, сначала возвращает читателя к мелодии и общему смыслу "Предисловия" и "Посвящения", здесь мы вновь видим образ тюремной очереди. Вторая часть эпилога развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный - глубоко трагический облик и смысл.Глубокая идея «Реквиема» раскрывается благодаря особенности таланта автора с помощью звучащих голосов конкретного времени : интонации, жестов, синтаксиса, словаряКольцевая композиция. Жанр – вызывает много споров: материнское -причитание, черты лирико-эпической поэмы. Жанр определяют по названию- ритуально-обрядовая жанровая традиция, католическое заупокойное богослужение. Не все согласны, что это жанр поэмы. Сама Ахматова говорила, что это 14 молитв.

    М. И. Цветаева.

    Жизнь и творчество М. И. Цветаевой. Ранняя лирика. Народно-песенные и книжно-романтические мотивы. Сборники «Вёрсты I и I»I как отражение грозного и драматического времени. Интимная лирика. Быт и бытие. Крылатость устремлений поэта. Одиночество в мире мер весов. Тема России в ее творчестве. Своеобразие лирической героини стихов М. Цветаевой. Мифопоэтический подтекст. Ритмика стихов, богатство рифм.

    Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - драматург и прозаик, одна из самых известных русских поэтесс, трагическая полная взлетов и падений судьба которой не перестает волновать сознание читателей и исследователей ее творчества.Стихи Цветаева начала писать с 6 лет, печататься - с 16. В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью: «Волшебство в стихах Брюсова». В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:Ты все мне поведал - так рано!Я все разглядела - так поздно!В сердцах наших вечная рана,В глазах молчаливый вопрос ...Темнеет... Захлопнули ставни,Над всем приближение ночи...Люблю тебя призрачно- давний,Тебя одного - и на век!В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» - это скрытое посвящение. Марина была очень жизнестойким человеком («Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!»). В стихотворении «Молитва» скрытое обещание жить и творить: «Я жажду всех дорог!». В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью.В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Поначалу эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Hо вскоре картина существенно изменилась. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:Берегитесь могил:Голодней блудниц!Мертвый был и сенил:Берегитесь гробниц!От вчерашних правдВ доме смрад и хлам.Даже самый прахПодари ветрам! Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала не покладая рук. Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве,. Самое ценное, самое несомненное в зрелом творчестве Цветаевой - ее неугасимая ненависть к «бархотной сытости» и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. С течением времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции («лавина из лавин»), она начинает чутко прислушиваться к «новому звучанию воздуха». Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон»,. В мае 1927 года М. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». Образ лирической героини в стихах M. Цветаевой.Её бунтарский дух, мятежность тоже проявились еще в отрочестве. За бунтарство и дурное влияние на сверстниц ее дважды исключали из гимназии. Мятежный дух отразился прежде всего в любовной лирике. Чувства лирической героини настолько сильны, что устоять перед ними нельзя. Ее любовь не назовешь «комнатной», страдание лишь подчеркивает силу: «Перестрадай же меня!» (стих. «Провода»). В своем вызове героиня готова предстать «острожной красавицей» - у нее гордый вид и бродячий нрав: «Целовалась с нищим, с вором, с горбачом, Со всей каторгой гуляла - нипочем! Алых губ своих отказом не тружу. Прокаженный подойди - не откажу» (стих. «Целовалась с нищим, с вором, с горбачом…»).Лирика ранней Цветаевой пронизана нотами напряжения и энергии, и лишь изредка звучит умиротворение. Лирическую героиню терзают муки ревности, непомерная гордыня. В лирике М.Ц. выражен апофеоз чувств..В любовной лирике Цветаевой часто можно видеть спор, конфликт, разрыв. В ранних стихотворениях Цветаевой наблюдается максимальная экспрессия в выражении чувств. Экспрессия подчеркивает вольный, а не пленный дух героини. Экспрессия эта обращена ко всему миру: патетическое восклицание переходит в крик. Конечно, есть и умиротворенные интонации в стихотворениях (''Мне нравится, что вы больны не мной.. Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами,Что никогда тяжелый шар земнойНе уплывет под нашими ногами.Мне нравится, что можно быть смешной -Распущенной - и не играть словами,И не краснеть удушливой волной,Слегка соприкоснувшись рукавами..''). Кипение страсти в лирике Цветаевой укрощено усилием духа, усилием воли до полного самоотречения. В таких стихотворениях желание ответной любви почти отсутствует (''Я страница твоему перу'Я - страница твоему перу.Все приму. Я белая страница.Я - хранитель твоему добру:Возращу и возвращу сторицей.Я - деревня, черная земля.Ты мне - луч и дождевая влага.Ты - Господь и Господин, а я -Чернозем - и белая бумага) Особенностью любовной лирики Цветаевой является то, что она щедра на восхищения. Она признает достоинства любимого человека, пусть мнимые и преувеличенные («Я глупая, а ты умен. Живой, а я остолбенелая» из стих. «Вчера еще в глаза глядел…»). Любовная лирика Ц. пронизана напряжением и энергией. Любовная лирика масштабна, громогласна. Такие стихи противоречили традициям женской любовной лирики. Но Ц. не была поэтом одной интонации. У неё есть и умиротворённые стихотворения (мне нравится, что вы больны не мной). Даже в стихах, где лирич. героиня обращается с мольбой, сквозит достоинство и самоуважение (вчера ещё в глаза глядел).Есть стихи, в которых кипение страсти укрощено усилием воли, напряжением чувств. В таких стихах желание взаимной любви почти не звучит. «Я страница твоему перу» - полная растворённость героини в возлюбленном. «На́ тебе, ласковый мой, лохмотья» - полная самоотдача любимому человеку. Но всё-таки у лирич. героини остались два крыла – её лирика остаётся крылатойЛир. героиня отдаёт всё, не требуя часто ничего взамен. Она оберегает, прощает все слабости (от всех обид, от всей земной обиды хочу служить тебе плащом). Это любовь, не требующая клятв, не пытающаяся обеспечить себя завтрашний день (писала я на аспидной доске; пригвождена к позорному столбу). Ц. бесконечно щедра на восхищение. Хотела одарить человека признанием его достоинств. Очень многих воспела в стихах и прозе (Блок, Волошин, Рильке – «новогоднее», «реквием»; Пастернак – «расстоянья, версты, мили»; муж Сергей Яковлевич Эфрон – благая весть, писала я на аспидной доске;). Атмосфера стихов – горение, безмерность чувств. Отсюда своеволие души лирич. героини. Внутренняя энергия слова и образа. Не описывает, не рассказывает. Героиня охвачена бунтарским настроением, мироощущением. Слово у Ц. свежее, незахватанное. Это слово-жест, передающее некое действие или напряжённое внутреннее состояние. Такое слово всегда ударное, выделенное интонацией. Внимание звуку, а не зрительным впечатлениям. Громадная роль – звуковой организации стиха. Главное средство организации стих. речи для Ц. был ритм. Ломала старые привычные ритмы. Её стих изобилует внезапным ускорением и замедлением. Умела выдерживать паузы, которые часто смещены на середину строки или даже на начало следующей. Уплотняла речь, жертвовала эпитетами, прилагательными, предлогами. Придаёт речи динамизм, деятельность.В феврале 1920 года погибла отданная в приют младшая дочь Цветаевой
    Ирина.После ее погибели Марина добилась получения продовольственных карточек для себя и Али (ее старшая дочь), что дало ей возможность предназначить больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество стихов, хотя опубликованы были только некие. Позднее она сгруппировала их в два сборника "Версты I" и "Версты II". Навеянные предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую иКрасную.В мае 1922 года Цветаева с Алей уезжает за границу к супругу.
    За рубежом она жила поначалу в Берлине, позже три года в Праге; в ноябре
    1925 года она перебралась в Париж. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.В 1939 году Цветаева восстанавливает своё русское гражданство и возвращается на родину. Она желала возвратиться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не вышло. Личные ее происшествия сложились плохо: супруг и дочь подвергались необоснованным репрессиям.Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву поначалу вЧистополь, а потом в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таковым глубочайшим чувством произнесла в собственных стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Самое несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой - ее неугасимая ненависть к "бархатной сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве поэтессы все более крепнут сатирические ноты. Личная драма поэтессы переплеталась с катастрофой века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии. О, чёрная гора,Затягившая весь свет!Пора - пора - пораТворцу вернуть билет.Отказываюсь - бытьВ Бедламе нелюдейОтказываюсь - житьС волками площадей.На данной ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.


    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   51


    написать администратору сайта