Главная страница
Навигация по странице:

  • Новаторство Чехова-драматурга - глубокое постижение этого конфликта

  • Cвоеобразие Чеховских пьес

  • В пьесе Дядя Ваня” изображен быт деревенской усадьбы

  • Пьесы Чехова стали новой волной в

  • История русской литературы ХХ в. Своеобразие литературы конца XIX – начала ХХ века

  • Периодизация

  • Особенности

  • Особенности русской литературы этого периода

  • Литература рубежа веков сделала своим главным героем рядового человека

  • Особенности неореализма

  • Брюсова, Бальмонт, Минский, Мережковский, Гиппиус, Сологуб, и младшими (Белый, Вячеслав Иванов, Блок,С. Соловьев).

  • Специфика взглядов (особенности символизма)

  • Валерий Яковлевич Брюсов

  • Константин Дмитриевич Бальмонт

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница40 из 51
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   51

    В зрелом творчестве Чехова отступает на задний план сюжетная острота повествования, неожиданность или парадоксальность концовок. Трагическая судьба многих его персонажей является следствием не каких-то из ряда вон выходящих событий, а причин будничных, повседневных, обыденных. Они гибнут незаметно. В рассказах («Неприятность», «Припадок», «Скучная история»), писатель снова и снова будет возвращаться к попыткам самых различных людей разобраться на этом свете. Попытки во всех случаях окажутся неудавшимися, герои всех этих произведений ведут себя нелепо или ненормально с точки зрения «здравого смысла».В «Палате № 6» Чехов показывает два различных характера, темперамента, два типа жизненной философии, жизненного поведения. У доктора Рагина - пассивность, надежды на то, что можно прожить, ни во что не вмешиваясь, ничему не мешая, убаюкивание себя философией. Его пациент Громов отличается от него активным темпераментом, неприятием зла, горячим протестом, надеждой на отмщение хотя бы за гробом. Чехов противопоставляет, сталкивает эти два антагонистических начала и строит сюжет повести как историю крушения рагинской философии.«Черный монах» – история жизненного краха Коврина и его знакомых, а затем родственников Песоцких. Каждая сторона в этих «разрушениях» обвиняет другую.Чехов видит трагедию в жизненных мелочах, в ежедневных событиях — таких незаметных, рядовых, что их, собственно, и событиями-то даже назвать нельзя. Детали в творчестве Чехова становятся структурообразующим фактором, они всегда значимы, иногда даже превращаются в символ (как шинель у Очумелова в «Хамелеоне» галоши и зонтик у Беликова и т. д.). У Чехова вещи, предметы, конкретные детали обычно помогают понять человека, несут на себе отпечаток личности владельцаПроза Чехова — это замечательный вклад в развитие русской литературы. В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет ряд рассказов на тему интеллигенции. Чехов бьет тревогу в своих рассказах, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в.обывателей, деградируют под влиянием среды. Самым сильным, является рассказ "Ионыч" . Сюжет рассказа прост: молодой, умный человек попадает в серый, затхлый городишко С. Много работает, живет отшельником. Интересы жителей города ничтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцев опускается и становится таким же.Время меняет людей.Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только Ионычем, занимает У Чехова менее двадцати страниц, но страшно другое: в жизни со многими происходит эта метаморфоза.Чехов своим рассказом предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека". В рассказах "Учитель словесности", "Попрыгунья", "Человек в футляре" звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь. Л. Толстой высоко оценил рассказ "Учитель словесности". Краткий сюжет: учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы счастлив, женат на любимой женщине. Казалось бы в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег в гимназии душат Никитина. Учитель географии Ипполит Ипполитыч ограничен, говорит только то, что всем давно известно, "что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес". Жена Никитина, Манюся, развела кувшины и горшочки со сметаной, окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мирке, в котором так спокойно и сладко живется Никитину. Работа в гимназии ему тоже кажется однообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из этого города, от жены, от пошлости, но можно уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно станет Ионычем. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.

    Чеховские пьесы как предвозвестие установок драматургии ХХ века: новый тип сценического действия и сценического героя, принцип «подводного течения»; отражение в них бесконечно усложнившихся представлений о жизни. Своеобразие чеховской поэтики: образы пространства и времени, способы развития драматического действия, напряжённость внутреннего действия, лирико-психологический подтекст, роль психологической паузы, особая функция художественной детали, цвета, света, звука, образов-символов.

    Антон Павлович Чехов – великий представитель русской культуры, русской литературы и театра. Творчество писателя настолько удивительно и многогранно, что до сих пор будоражит человеческие умы. Пьесы Чехова и сейчас очень популярны в мире. Пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка» встречаются в репертуарах театров Лондона, Парижа. «Вишневый сад» в постановке Юрия Любимова в театре на Таганке известен не только у нас в стране, но и во всем мире. Чехов осознал неэффективность старых приемов традиционной драматургии и создал свой театр – театр иллюзий, намеков, полутонов, настроения, изнутри взрывая традиционные формы.В дочеховской драматургии действие, разворачивающееся на сцене, должно было быть динамичным и строилось как столкновение характеров. Интрига драмы развивалась в рамках заданного и четко разработанного конфликта. Конфликт в драме Чехова носит принципиально иной характер. Драматически-конфликтные положения у Чехова состоят не в противопоставлении волевой направленности разных сторон, а в объективно вызванных противоречиях, перед которыми индивидуальная воля бессильна.Бессмысленно искать у Чехова традиционные элементы композиции: завязку, развязку, кульминацию. Обречены на неуспех попытки вычленить главную сюжетную линию – всего этого в пьесах Чехова нет. Все причудливо, необычайно сложно переплетено, запутано, едва уловимо. Герои живут не столько событием, сколько его ожиданием, предчувствием, да и само событие происходит вне сценического пространства, в течении трех действий «Вишневого сада» все живут ожиданием продажи имения, а сами торги состоятся где-то в городе».Новаторство Чехова-драматурга - глубокое постижение этого конфликта. Отсюда и такие особенности чеховской драматургии как «внутреннее действие» или «подводное течение», особая структура речи персонажей с ее неизменным подтекстом, - всем тем, что помогает Чехову подниматься от прозы убого будничного существования к высокой поэзии философских лирических размышлений.«Подводное течение». «Подводное течение» чеховской пьесы таит скрытые в ней смыслы, обнаруживает двойственность и конфликтность, изначально присущие человеческой душе.У героев Чехова, смыслы слова размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои вкладывают в слова. Cвоеобразие Чеховских пьес Прежде всего, в драматургии Чехова отсутствует “сквозное действие”, ключевое событие, организующее сюжетное единство классической драмы. В пьесах Чехова не встретишь привычного деления героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. У каждого персонажа есть своя роль в пьесе, своя партия..Стремление к естественности, к жизненной правде подвигло Чехова к созданию пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим

    В основе пьесы»Вишнёвый сад» лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже

    преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчетливо видна. В-третьих, в комическо-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц:Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. “Вишнёвый сад” включает явные мотивы водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты.Новизна Чеховских пьес заключается в том, что Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Характер по Чехову раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Драматизм Чехова заключается в обычном будничном однообразии повседневного быта, а не в событиях. В пьесе Дядя Ваня” изображен быт деревенской усадьбы Серебрякова во всей своей повседневности: люди пьют чай, гуляют, говорят о текущих делах, заботах, мечтах и разочарованиях, играют на гитаре… События – сора Войницкова с Серебряковым отъезд Серебряковых – ничего не меняют в жизни дяди Вани и Сони и следовательно, не имеют решающего значения для содержания драмы, хотя на сцене и прозвучал выстрел. В драмах Чехова нет счастливых людей. В “Чайке”, например, пять историй неудачной любви, в Вишневом саде” Епиходов с его несчастьями — олицетворение общей нескладицыжизни, от которой страдают все герои. За редким исключением - это люди самыхраспространённых профессий: учителя, чиновники, врачи и т.д. То, что эти людине выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живёт большинство его современников.В реальной жизни люди редко находят счастье – им трудно это сделать, так как для этого нужно что-то изменить в себе, преодолеть страх перед

    новым. Пьесы Чехова стали новой волной в театральном искусстве. Ценность Чехова – драматурга заключается в том, что он создает новую драму, отражающую потребности своего времени, отходит от принципов классической драмы и показывает психологические переживания героев.


    История русской литературы ХХ в.
    Своеобразие литературы конца XIX – начала ХХ века.

    Основные особенности. Несостоятельность концепции «кризиса реализма». Писатели-реалисты поколения 1890-х гг. (М.Горький, А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, И.Бунин, Л.Андреев и др.). Особенности неореализма.

    Периодизация.1890 – 1900- е.-1900-1910 -1910-1920.Н. Бердяев назвал это время серебряным веком.А. Ахматова «Золотым веком нас не назовут, а серебряным мы точно будем».М. Цветаева «Мы дети серебряного времени».Особенности:Россия на рубеже веков – ощущения, что 20 век грандиозный. Тревожный. Трагический.Время расцвета русской культуры – музыка, живопись, балет, наука, литература. Особенности русской литературы этого периода:Человек не обусловлен средой. Человек принадлежит самым разным её сферам. Человек принадлежит и старому и новому миру, материальному и духовному, быту и бытия. Рождается новое понятие человека как часть единого, нового, мирового природного целого. Полифоническое единство. Разные типы сознания, самые разные культурные системы.Складывание нескольких типов сознания: реалистический тип, модернистический, символистский и акмеистический, авангардистский (футуризм), романтический или неоромантич..Новое представление о роли художника. О роли писателя, поэта в обществе.Солнечный аргонотизм Андрея Белого, демонические маски Брюсова, желтая кофта Маяковского – все это непременно составная часть искусства серебряного века.Стремление к синтезу искусств.. Соединение людей, воздействие на душу зрителя, читателя. Скрябин соединил музыку, природу, вокал, солнце. 1907 - выст. «Голубая роза» в Москве.Катарсис – возвышение души через трагедию. Искусство подобно религиозному служению. Тащитесь траурные клячи!Актеры, правьте ремесло!Чтобы от истины ходячей, Всем стало больно и светло (Блок).Стремление к объединению.Кафе Бродячая собака, привал комедиантов, дом Волошина в Крыму.Обращение к мировой культуре, связь времен.Реалистическая литература рубежа веков не представляла собой единства. В ней выступали народники, социологи и литераторы, тяготевшие к натуралистическому описательству.  «Наступают времена Максима Горького, бодрейшего из бодрых, — писал Л. Андреев в январе 1901 г.Горький стал редактором «Сборников товарищества „Знание“»,. В 19 сборниках, появившихся в 1904–1907 гг., сотрудничали Айзман, Андреев, Бунин, Вересаев, Гарин, Куприн, Серафимович, Скиталец, Телешов, Чехов. Успех «Сборников» был вызван тем, что они объединили крупные таланты, непосредственно откликавшиеся на современные, и прежде всего революционные события, а также появлением на их страницах острых проблемных произведений («Жизнь Василия Фивейского» Андреева, «Поединок» Куприна и др.).Каждый знаньевец обладал индивидуальной манерой письма. Редактор сборников стремился представить в них созвездие разнообразных дарований. В центре внимания писателей оказался человек, который был участником или свидетелем революционных событий и сознание которого революция потрясла, заставив критически взглянуть на действительность.Литература рубежа веков сделала своим главным героем рядового человека, ставя задачу поведать о его страшной судьбе, которая не может в конце концов не вызвать протеста. Человек был поставлен ими перед лицом общества, истории, революции.Образ революционера был для знаньевцев символом нравственной чистоты, стойкости и героического самоотвержения. В образе революционера они выделяли активность как жизненную позицию, любовь к жизни и творчеству. Сила революционеров, изображенных знаньевцами, заключалась не только в их убеждениях, но и в их сплоченности. Знаньевский реализм осознал факт напряженного сопротивления человека социальному злу как проявление объективных законов истории. В связи с этим в одном ряду оказывались такие на первый взгляд несхожие произведения, как «Поединок» и «Мать». В «Поединке» логика движения жизни толкала офицера Ромашова на «поединок» с царской армией, а следовательно, и со всем социальным устройством. Роман «Мать» демонстрировал конкретно-исторические пути созревания политического сознания и сопротивления народа.Большое место в творчестве знаньевцев заняла драма, для которой характерно обнажение социальных конфликтов, изображение классовых столкновений.Особенности неореализма:Главная черта нового реализма – стремление проникнуть в глубинный смысл быстротекущего времени.Соотношение человека с мировым.Стремление создать экстремальную ситуацию, вырвать героя из типичной ситуации. Бунин «Легкое дыхание». Отказ от поисков положительного героя. Они говорят, что такого не существует. Многогранность представлений об идеале. Обновление худ. языка и новые формы письма:- Символизация (образ Дьявола)- Подтекст, который выражается в богатстве ассоциаций, иллюзий.- Открытая исповедальность, лиризм («Антоновские яблоки»). Стремление зашифровать письма. Сгущение изображаемых явлений. - Использование мифов, притчей, архетипов (внимание к непроявленной, оттеночной гамме душевной жизни человека).Стремление приблизить читателя к сотворчеству).
    Символизм.

    Теоретическое обоснование символизма в работах Д.С.Мережковского. Идеалистические основы философии и эстетики символизма. Категория символа. Поэзия «старших символистов» (В.Брюсова, К.Бальмонта, Д.Мережковского, З.Гиппиус и др.). Индивидуализм и мистицизм, отрицание зависимости искусства от общественной жизни, импрессионизм в поэзии К.Бальмонта и других символистов. «Младшие символисты» (А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов). Понимание красоты и искусства как действенной силы, преобразующей мир, в творчестве А.Белого, А.Блока, Вяч. Иванова.

    Символи́зм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.Первыми ласточками символистского движения в России был трактат Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), его сборник стихотворений “Символы”, а также книги Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”. В тот же отрезок времени – в 1894–1895 годах – водят три сборника “Русские символисты”, в которых печатались преимущественно стихотворения их издателя - молодого поэта Валерия Брюсова. Сюда же примыкали начальные книги стихов Константина Бальмонта – “Под северным небом”, “В безбрежности”. Символизм возник в России не изолированно от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русские символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. На первых порах, в 90-е годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни.Черты того и другого можно легко обнаружить у молодого Бальмонта – мотивы тоски и подавленности свойственны его ранним книгам, так же как демонстративный индивидуализм присущ начальным стихам Брюсова; символисты вырастали в определенной атмосфере и во многом несли ее печать. Но уже к первым годам двадцатого столетия символизм как литературное течение, как школа выделился со всей определенностью. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика, свое учение. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное место. Приход “второй волны” символизма предвещал возникновение противоречий в их лагере. Именно поэты “второй волны”, младосимволисты. Трещина прошла, прежде всего, между поколениями символистов – старшими, “куда входили, кроме Брюсова, Бальмонт, Минский, Мережковский, Гиппиус, Сологуб, и младшими (Белый, Вячеслав Иванов, Блок,С. Соловьев). Революция 1905 года, в ходе которой символисты заняли отнюдь не одинаковые идейные позиции, усугубила их противоречия. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. В марте этого года сначала в Москве, зятем в Петербурге, в Обществе ревнителей художественного слова, Вячеслав Иванов прочитал свой доклад “Заветы символизма”. В поддержку Иванова выступил Блок, а позднее и Белый. Вячеслав Иванов выдвигал, на первый план как главную задачу символистского движения “жизнестроительство”, “преображение жизни”. Брюсов все решительнее отмежевывался от ивановской мистики, за что Андрей Белый обвинял его в измене символизму. Дискуссия символистов 1910 года многими была воспринята не только как кризис, но и как распад символистской школы. В ней происходит и перегруппировка сил, и расщепление. В десятых годах ряды символистов покидает молодежь, образуя объединение акмеистов, противопоставивших себя символистской школе. Окончательное падение символистской школы историки литературы датируют по-разному: одни обозначают его 1910 годом, другие – началом двадцатых. Пожалуй, вернее будет сказать, что символизм как течение в русской литературе исчез с приходом революционного 1917 года.Творчество поэтов-символистов тесно переплетается с декадентским течением. С точки зрения символистов упадок гораздо ценнее нормальной посредственности. Они не только писали декадентские стихи, но и намерено вели декадентский образ жизни.Специфика взглядов (особенности символизма)Огромное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев. В его учении было заложено идущее от древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, вечного.Вл.Соловьев звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру. Эта идея о двух мирах – “двоемирие” – была глубоко усвоена символистами. Символ в искусстве и стал средством такого прозрения и приобщения. Символ (от греческого symbolus – знак, опознавательная примета) в художестве есть образ, несущий и аллегоричность, и свое вещественное наполнение, и широкую, лишенную строгих границ, возможность истолкования. Символ принципиально неоднозначен и не воспринимаем на логическом уровне. Он не дает точного знания о своем содержании, но лишь в большей или меньшей мере намекает на него.Символ - это нечто внешнее, надежно укрывающее внутреннее и защищающее его от непосвященных: "Идеология шлема и бронировки" - это идеология символического мышления. Главная же его задача, конечно, позитивная - открывать тайну тем, кто способен ее понять. "...символ - окно в Вечность".Течения символизма.Течение внутри символизма, представленное именами Д. Мережковского, Ф. Сологуба, В. Брюсова, стали именовать «старшим» поколением символистов. Позже, в начале 90-х годов, выступила группа «младших» символистов - А. Блок, Бяч. Иванов, Белый и другие. Три главных элемента нового искусства, считают символисты, – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.Таким образом, символизм не был однороден. Внутри него существовали различные течения, которые позднее привели к расколу и падению символизма.Валерий Яковлевич Брюсов В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, «искателем смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве.Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков. Ты - женщина, ты - книга между книг,.Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!Он жжет огнем, едва в уста проник;Но пьющий пламя подавляет крикИ славословит бешено средь пыток.Ты - женщина, и этим ты права.От века убрана короной звездной,Ты - в наших безднах образ божества!Мы для тебя влечем ярем железный,Тебе мы служим, тверди гор дробя,И молимся - от века - на тебя!(я люблю другого)Константин Дмитриевич Бальмонт Бальмонт жаждал «изысканности русской медлительной речи». Он научился «превращать тоску в напев» и находить игру созвучий в природе, он из всех поэтов-символистов отличался особой напевностью и особой звучностью стиха. Черты символизма, по мнению Бальмонта – культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего, туманность намеков, прихотливость чувства. Мой друг, есть радость и любовь,

    Есть все, что будет вновь и вновь,Хотя в других сердцах, не в наших.Но, милый брат, и я, и тыМы только грезы Красоты,Мы только капли в вечных чашахНеотцветающих цветов,Непогибающих садов. Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,Одному — мои стоны, и другому — мой вздох,Одному — мои крики, а другому — мечты,Но вы оба велики, вы восторг Красоты.Я как туча блуждаю, много красок вокруг,То на север иду я, то откинусь на юг,То далеко, с востока, поплыву на закат,И пылают рубины, и чернеет агат.О, как радостно жить мне, я лелею поля,Под дождем моим свежим зеленеет земля,И змеиностью молний и раскатом громовМного снов я разрушил, много сжег я домов.
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   51


    написать администратору сайта