Главная страница
Навигация по странице:

  • «Детство», «Отрочество» (1854), «Юность» (1856

  • Военную тему Т

  • Религиозно-философские искания

  • Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману

  • . В только начинающей укладываться капитализирующейся России проходит жизненный путь и Константина Дмитриевича Левина. Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство.

  • Смерть Ивана Ильича

  • Власть тьмы

  • Отношение Нехлюдова к приговору Масловой

  • Отец Сергий

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница38 из 51
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   51

    Л.Н.Толстой.

    Постановка основных проблем в ранней прозе: формирование личности (автобиографическая трилогия), антивоенная проблематика («Севастопольские рассказы»), «природа и цивилизация» («Люцерн», «Казаки»).

    Летом 1852 г. в редакцию журнала «Современник» пришла рукопись повести «Детство», вместо имени автора подписанная «Л.Н.» .А. Некрасов, бывший в то время главным редактором журнала, напечатал ее в сентябрьском номере под названием «История моего детства». Живя на Кавказе, Т. задумал большое произве­дение — роман, состоящий из 4 повестей, под названи­ем «Четыре эпохи развития». Содержанием задуманного ро­мана должно было стать описание постепенного формирования личности молодого человека в детстве, отрочестве, юности и молодости. Из задуман­ного Толстым была осуществлена лишь трилогия «Детство», «Отрочество» (1854), «Юность» (1856) с незавер­шенной последней повестью. Герой повестей Толстого Николенька Иртеньев во многом автобиографичен. Николенька Иртеньев занимает особое место в ряду глав­ных героев толстовских произведений: он открывает эту гале­рею. 1 редакция «Детства» была написана в традиционной мемуарной форме, отойдя от которой, Толстой как бы совместил в своей повести два взгляда на прошедшее: чуткую восприимчи­вость и наблюдательность маленького Николеньки и интеллект, склонность к анализу, мысль и чувство взрослого «автора». В «Детстве» перед нами разворачиваются живые кар­тины жизни дворянского семейства пушкинской эпохи. Герой окружен любящими его и любимыми им людьми, среди кото­рых родители, брат, сестра, учитель Карл Иваныч, экономка На­талья Савишна и другие. Это окружение, очередность занятий с редкими запоминающимися событиями охоты или прихода юродивого Гриши составляют поток жизни, охватывающий Николеньку. Счастье детства сменяется отроче­ством, раздвинувшего для героя границы мира и поставившего перед ним трудноразрешимые вопросы, вызвавшего мучитель­ный разлад с окружающими. В отрочестве под влиянием друга Дмитрия Нехлюдова герой усваивает и «его направление» убеждение в назначении человека постоянно совершенство­ваться». В это время «очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым...». Так заканчивает Толстой вторую повесть трилогии. В пору юности Иртеньев пытается найти свой путь, обрести истину. Так в творчестве Толстого впервые определяется тип ищущего героя, стремящегося к самосовершенствованию. В юности для Иртеньева очень много значит дружба, общение с людьми иного социального круга. Все пережитое в юности воспринимается героем как важнейший для него нравственный урок.

    Одновременно с работой над трилогией Т. писал воен­ные рассказы. Появлялись «Набег», «Рубка ле­са», «Разжалованный». Все эти произведения были написаны очевидцем и участником событий, знавшим военный быт. Писатель впервые пы­тается сопоставить в пределах одного произведения судьбу от­дельного человека и масштабные исторические события. Военную тему Т. продолжил в «Севастопольских рассказах» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), материалом для которых послужило писателю его пребывание в осажден­ном Севастополе и участие в обороне города. Основа содержания севастопольских рассказов — описание хода обороны города, истинного героизма и патриотизма, проявлен­ного его защитниками. Названия рассказов напоминают датировку записей из днев­ника офицера — очевидца происходящего. В своих произведе­ниях Т. не только с документальной точностью передает события, описывает приметы жизни осажденного города, рас­сказывает о судьбах отдельных людей, участвующих в оборо­не, но вводит и еще одного героя, главного для себя, «который всегда был, есть и будет прекрасен» — правду. Правда изобра­жения, приравненная писателем к красоте, опиралась как на документальную точность описания, так и на новый подход Т. к изображению войны: на первом пла­не был показ ее страшных будней. Автор в прямом публи­цистическом отступлении подчеркивал, что хочет показать войну «не в правильном, красивом и блестящем строе», а «в на­стоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти». В севастопольском цикле Т. продолжает соединять описание важного исторического события с рассказами о кон­кретных людях. На примере выделенных им отдельных чело­веческих судеб он ставит важнейшие нравственные вопросы: различные проявления истинного героизма и патриотизма (братья Козельцовы), подлинная и показная храбрость, карь­еризм и тщеславие (офицеры Михайлов и Калугин), высокое и неповторимое значение жизни каждого человека (смерть Праскухина). В ноябре 1855г. после того как русская армия оставила Севастополь, Т. приехал в Петербург. Там он лично познакомился с Некрасовым и с литераторами из круга «Современника» (Тургенев, Гончаров, Чернышевский) окунулся в круг общественных проблем того времени.

    Общаясь с литераторами Петербурга, Толстой переживает во второй половине 50-х годов усиленный интерес к эстетическим вопросам, в том числе к вопросу о месте искусства в жизни. Такие произведения, как «Люцерн» (1857) и «Альберт» (1858), изображающие известные Т. подлинные тра­гические истории бродячего музыканта в благополучной Швейцарии и спи­вающегося скрипача Альберта, одновременно играют роль своего рода эстетических трактатов в раннем творчестве писателя. С 1859 г. Толстой активно занимается педагогикой. Он открывает шко­лу для крестьянских детей в Ясной Поляне и преподает в ней. Достойным завершение первого периода творчества Толсто­го можно считать опубликованную в 1863 г. в «Русском вест­нике» повесть «Казаки». Произведение было задумано еще на Кавказе в 1852 г. на основе дорогих для его автора впечатле­ний жизни среди казачества. Главный герой повести Дмитрий Оленин — молодой дворя­нин, не связанный никакими обязательствами и не имеющий никаких прочных привязанностей в жизни. Оленина выделяют пытливость ума и не­удовлетворенность своим существованием. В отличие от сво­его окружения он задается вопросами о назначении жизни, о счастье. Поиски ответа на эти вопросы приводят героя на службу на Кавказ — в среду вольнолюбивых, трудолюбивых казаков. Оленина привлекает их мир, он даже мечтает жениться на простой ка­зачке. Героя поражает гармония людей и природы, раскрытая для него казаком дядей Ерошкой. Описание природы Кавказа, его жизни и быта создает основу эпического повествования в произведении, центром которого остается анализ состояния внутреннего мира Оленина. Казаки, дружелюбно относясь к Оленину, не принимают его, видя в нем человека иного как и Оленин до конца не может понять и принять их мир. Образ Оленина продолжает ряд образов героев произведе­ний Т., которых отличают аналитический склад ума, на­строенность на решение нравственных вопросов, жизненная активность, в большей или меньшей мере они отмечены чер­тами автобиографизма.

    Романы Л.Н.Толстого: «Война и мир» как народная эпопея. Тема восстановления утраченных связей между людьми, символика заглавия. Пути духовных исканий главных героев и новые критерии нравственных оценок персонажей. Философия истории Толстого.

    Произведение пуб­ликовалось частями в журнале «Русский вестник», а в 1868— 1869 годах вышло отдельным изданием. В работе над новым произведением Толстой отталкивался от событий 1856 г. Толстой задумал поначалу повесть о бывшем декабристе Петре Лабазове, вернувшемся с женой из Сибири. Очень скоро Толстой, для которого всегда была важна достоверность психологической характеристики персонажей его произве­дений, понял, что невозможно рассказывать о возвращении бывшего декабриста, не рассказав об «эпохе заблуждений и несчастий» героя. Рассказывать же о победе русской армии, не описав периода ее неудач, писатель не решился. На этом этапе работы его буду­щий роман предполагался под названием «Три поры» и дол­жен был в каждой из 3 частей последовательно описывать события 1805—1812, затем 1825 и, наконец, 1856 г. Осуществлена была лишь первая часть задуманного произведения, хронологически обнимающая события с лета 1805 г. до начала 20-х годов в эпилоге. В центре повествова­ния события Отечественной войны 1812 г. и судьба русского народа в этот период. Т.о. определилась ведущая героическая тема произведения и масштаб изображения, по­зволившие рассматривать новое творение Толстого как нацио­нально-историческую, героическую роман-эпопею. В литературоведении очень долго держалось мнение, что Толстой задумал первоначально написать семейную хронику нескольких дворянских родов, что легко подтверждается вы­бором прототипов главных героев произведения. Среди прототипов членов семей Ростовых и Болконских много родственников писателя с материнской (князья Волкон­ские) и отцовской стороны. Во время работы над романом Толстой посетил Бородинское поле, чтобы на месте изучить ход главного сражения той войны. Русский народ в «Войне и мире» можно было бы сравнить с «живым шаром» во сне Пьера. Как Пьер видит движение каждой капельки, ее слияние с другими, ис­чезновение, так мы видим в этом романе и жизнь одной личности, и состоящую из множества таких жизней жизнь людей. Роман начинается с изображения придворного салона, весьма далекого от наро­да. Но постепенно, в ходе развития сюжета, Толстой вводит в повествование народ, рисует крестьянский мир, создает портреты солдат, крепостных, дворовых Толстой воспевает победителя войны - народ, обладающий великой силой. В отличие от современного русского языка, в котором слово «мир» представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова «мир»: «мир» — состояние отсут­ствия войны и «мiр» — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма «мiр». Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется: «Война и русское общество». и творчества. С другой стороны, слово «мир» в произведении имеет значение «общество». На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Т. подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Рос­товых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других. Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805—1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года. Мир для Толстого — синоним слова «вселенная», и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана. Любимые герои Т. – Пьер и Болконский. Любимым женским образом Толстого является также княжна Марья. Тяжело ей живется в доме отца, потому что он не понимает ее. Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Душа княжны Марьи полна религиозным восторгом, а отец, к тому же неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой толстовской иронией: точная наука — и вера, разум — и душа. Это несовместимо, это всегда в борьбе. Пьер и Болконский получили прекрасное образование, занимают положение в обществе. Их отличает новизна взглядов. Оба они выделяются на фоне массы вельмож, выпадают из общей картины светской жизни. Ум и проницательность позволяют Андрею оценить высший свет. Пьер же напоминает большого ребенка своей неловкостью, ощущает фальшь высшего света. Оба героя испытывают постоянную неудовлетворенность своей жизнью и собой. Им свойственно стремление к прекрасному идеалу. Их путь исканий-путь проб, ошибок и сомнений, но он развивает их, совершенствует. Яркое место романа-Аустерлицкое сражение. Именно это событие заставило Андрея иначе взглянуть на жизнь (пережил ужас смерти). Огромное значение для героев имели любовь и семья. Поспешная женитьба Андрея на Лизе, ее смерть принесла ему много разочарований, но любовь к Ростовой возродило в нем радость существования. Также и Пьеру много бед доставила женитьба на Элен (это толкнуло его в масонское общество). Переломный момент в жизни героев Бородинское сражение. Перед смертью Болк. Многое видит иначе, понимает ничтожность мелких неприятностей. На глазах Пьера страдали и умирали люди. Пьера поражают окружающие которые не видят дикости уничтожения людей людьми. Большие изменения произошли в нем после плена. Он стал сильным мужчиной. Андрей и Пьер выделяются среди всех героев романа своей вечной неудовлетворенностью собой и своей жизнью. Желание облегчить жизнь простых людей поведет их по пути сближения с ними. Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой показывает, как ничтожно то, что разъединяет людей, и как величественно то, что их объединяет. Людей разъединяют корысть, честолюбие, ревность, а объединяют любовь, самопожертвование, смерть близких. Религиозно-философские искания Т. Были связаны с переживанием и осмыслением философских и религиозных учений, на основе чего формировалась мировоззренческая система, отличавшаяся стремлением к определенности и ясности. Глубоким было влияние на молодого Т. Руссо. Критическое отношение к цивилизации восходят к идеям этого франц. Просветителя. К более поздним влияниям философия Шопенгауэра. Основной смысл религиозного философствования Т. заключался в сведении религии к сумме опред. Этических принципов, допускающих рациональное и доступное не только философскому разуму, но и обычному здравому смыслу обоснование («исповедь», «в чем моя вера?», «о жизни»).
    Роман «Анна Каренина» - размышление Толстого о роли семьи в становлении человека; линия Анны и линия Левина в романе. Трагедия главной героини. Смысл эпиграфа к роману.

    Писателя увлекла «мысль семейная», и он поведал своей жене, что ему представляется тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя.. В 70-е годы Л.Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная жена соседнего помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина». Толстой работал над новым романом более четырех лет – с 1873 по 1877год. Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Замужняя женщина, мать 8-лет ребенка, увлекается блестящим офицером. Но все просто лишь на первый взгляд. Анна вдруг осознала, что не может себя обманывать, она мечтает о любви, что любовь и жизнь для нее синонимы. В этот решающий момент она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского. Неумение обманывать, искренность и правдивость героини вовлекают ее в серьезный конфликт с мужем и тем обществом, в котором она живет. Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его "злой машиной". Каренин все чувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены.Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым сыном Сережей. Героине приходится выбирать, и она делает "шаг" в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти. Анна ничего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул. Она идет по уготованному ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел противоречий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Просто жить счастливо: любить и быть любимой. Анна с ужасом понимает, что для Вронского недостаточно одной страстной любви. Он человек "общества". Ему хочется быть полезным, добиваться чинов и видного положения. Тихая же семейная жизнь не для него. Ради этого человека и его честолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном... Анна понимает, что сама себя загнала в тупик. «А.К»-роман семейный,можно судить по началу :"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему"; расстановка фигур: Анна и Вронский, Левин и Кити, Стива и Дора Облонские и т. д. По мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием. В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, , но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса. Анна Каренина сознательно идет на разрыв с узаконенными в дворянско-буржуазном обществе нормами морали. В трагедии, развернувшейся между личностью и обществом, она отстаивает свое право на жизнь, на счастье, на любовь, не скованную условностями высшего света..Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». (Не вам судить и карать её )Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы».. В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другие чиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. В только начинающей укладываться капитализирующейся России проходит жизненный путь и Константина Дмитриевича Левина. Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Старинный родительский дом «был целый мир для Левина». Понимая, что наступление на дворянство капиталистических элементов нельзя остановить, Левин стремится разгадать тайну новых отношений, найти для себя смысл и правду жизни. Как и Анна, Левин борется за свое счастье в жизни. Однако если для Анны Карениной счастье заключается только в любви, а в событиях ее жизни отражена лишь проблема семьи и брака, то жизнь Левина несравненно богаче, интересы его многообразнее и связаны с целым рядом общественно-социальных вопросов. Его брак с Кити Щербацкой был вполне счастливым. Кити была идеальной женой и матерью. Но, несмотря на это, семейная жизнь не может полностью удовлетворить все духовные запросы Левина, оградить его от тревожных проблем современности. Левин не может не видеть тяжелого положения крестьянства, его нищеты. Он обеспокоен тем, каковы будут отношения народа к земле в новых условиях, после отмены крепостного права; пытается найти такое решение земельного вопроса, при котором были бы соблюдены интересы, как помещиков, так и крестьян. В своем хозяйстве Левин стремится к таким формам отношений, при которых у крестьян была бы заинтересованность в труде и была бы производительной работа. Образцовым хозяйством ему представился дом богатого мужика, у которого он останавливался на полпути к Свияжскому. Главным вопросом, который вызывал в Левине мучительный разлад мыслей и чувств, был вопрос о смысле и правде жизни. В общении с простым народом он проникся «мужицкой правдой жизни», стихийной верой в бога. События жизни Левина образуют свою сюжетную линию, но в общем смысле и композиции романа жизненный путь Анны и история нравственных исканий Левина связаны между собой и представляют единую картину, раскрывающую кризис в судьбах людей России пореформенного времени. Дворянство, которое шло на службу буржуазии, вырождалось, что вызывало чувство боли у писателя, Но нет твердой веры писателя в будущее и в деятельности наиболее умного из дворян – Левина. Эта неуверенность и приближение духовной драмы Толстого отобразились в романе «Анна Каренина».
    Толстой о смысле жизни, предназначении человека («народные рассказы», повести «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Хаджи-Мурат»).
    Осмысление Л.Н.Толстым проблемы ложного и истинного воскресения (повесть «Отец Сергий», драма «Власть тьмы», роман «Воскресение»). Конформизм, самообман как источник нравственного зла.

    Роман «Воскресение» писался автором в 1889—1890, 1895—1896, 1898—1899 годах. Три раза по году, с перерывами. Изначально произведение писалось под названием «Коневская повесть», потому что в июне 1887 года Анатолий Фёдорович Кони рассказал при Толстом историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой за кражу проститутке ту женщину, которую он когда-то соблазнил. Эта женщина носила фамилию Они, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме.Екатерина Михайловна Маслова — дочь незамужней дворовой женщины, прижитая от проезжего цыгана. В три года, после смерти матери, Катюша была взята в господский дом двумя старыми барышнями, помещицами, и выросла у них, — по определению Толстого, — «полугорничной, полувоспитанницей». Когда ей минуло шестнадцать лет, Катюша влюбилась в молодого студента, племянника помещиц, князя Нехлюдова, приехавшего погостить к своим тётушкам. Через два года, по дороге на войну, Нехлюдов вновь заехал к тётушкам и, пробыв четыре дня, накануне своего отъезда соблазнил Катюшу, сунув ей в последний день сторублевую бумажку. Узнав о своей беременности и потеряв надежду на то, что Нехлюдов вернётся, Маслова наговорила помещицам грубостей и попросила расчёта. В доме деревенской вдовы-повитухи она родила. Ребёнка отвезли в воспитательный дом, где, как сказали Масловой, он тотчас по приезде умер. Оправившись после родов, Маслова нашла место в доме у лесничего, который, выждав подходящую минуту, овладел ею. Жена лесничего, однажды застав его с Масловой, бросилась бить её. Маслова не далась и произошла драка, вследствие которой её выгнали, не заплатив за житое.Тогда Катюша перебралась в город, где после ряда неудачных попыток найти себе подходящее место, оказалась в доме терпимости. Чтобы усыпить свою совесть, Маслова составила себе такое мировоззрение, при котором она могла не стыдиться положения проститутки. Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех без исключения мужчин, состоит в половом общении с привлекательными женщинами. Она же — привлекательная женщина, может удовлетворять или не удовлетворять это их желание. За семь лет Маслова переменила два дома терпимости и один раз была в больнице. После она была помещена в острог, — по подозрению в отравлении с целью похитить деньги своего клиента, — где пробыла в ожидании суда шесть месяцев.Дмитрий Иванович Нехлюдов — князь, человек из высшего общества. Молодого Нехлюдова Толстой характеризует честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело и считавшим своим «настоящим я» свое духовное существо. В юности Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований. Такое мировоззрение и поступки Нехлюдова признаются окружающими его людьми странностью и хвастливой оригинальностью. Когда же, достигнув совершеннолетия, отдаёт крестьянам имение, наследованное от отца, потому что считает несправедливым владение землёю, то этот поступок приводит в ужас его мать и родных, и делается постоянным предметом укора и насмешки над ним всех его родственников. Сначала Нехлюдов пытается бороться, но бороться оказывается слишком сложно и, не выдержав борьбы, он сдаётся, делаясь таким, каким хотят его видеть окружающие и совершенно заглушив в себе тот голос, который требует от него чего-то другого. Затем, Нехлюдов поступает в военную службу, которая по Толстому «развращает людей». И вот, уже таким человеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, где совращает влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ей сторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают». Выйдя из армии в чине гвардии поручика, Нехлюдов селится в Москве, где ведёт праздную жизнь скучающего эстета, утончённого эгоиста, любящего только своё наслаждение.В первом неоконченном наброске будущего романа (тогда ещё «Коневской повести») главного героя зовут Валерьян Юшков, затем, — в том же наброске, — Юшкин. Делая попытки «приблизить» материал, Толстой изначально заимствует для своего героя фамилию своей тётки по отцу П. И. Юшковой, в доме которой он жил в юности.Принято считать, что образ Нехлюдова во многом автобиографичен, отражает перемену во взглядах самого Толстого в 80 годах, что желание жениться на Масловой — момент теории «опрощения». Отношение Нехлюдова к приговору МасловойПоразившая Нехлюдова несправедливость в суде и отношение к этому чиновников вызывают в нём чувство гадливости и отвращения; ко всем людям, с которыми ему в этот день, после суда, приходится видеться и, особенно, к представителям того высшего общества, которое окружает его. Он думает поскорее отделаться от присяжничества, от окружающего его общества и уехать заграницу. И вот, рассуждая над этим, Нехлюдов вспоминает Маслову; сперва арестанткой — какой он её видел на суде, а затем, в его воображении, одна за другой, начинают возникать минуты, пережитые с нею.«Нельзя бросить женщину, которую я любил, и удовлетвориться тем, что я заплачу деньги адвокату и избавлю ее от каторги, которой она и не заслуживает…» — говорит себе Нехлюдов, вспомнив как однажды уже давал ей деньги, совершив подлость и деньгами откупившись от неё. Теперь, вспоминая свою жизнь, Нехлюдов чувствует себя мерзавцем и негодяем, и начинает сознавать, что всё то отвращение к людям, которое он испытывал весь этот день, по сути было отвращением к самому себе, к той праздной и скверной жизни, которую он вёл и, естественно, находил для себя общество людей, ведущих такую же жизнь, как и он. Желая во что бы-то ни стало, порвать с этой жизнью, Нехлюдов больше не думает о загранице — которая была бы обычным бегством. Он решает покаяться перед Катюшей, сделать всё, чтобы облегчить её судьбу, просить прощения .В таком состоянии нравственного прозрения, душевного подъема и желания каяться, Нехлюдов приходит в острог на свидание с Катюшей Масловой, но, к удивлению и ужасу своему, видит, что та Катюша, которую он знал и любил, давно умерла, её «не было, а была одна Маслова» — уличная девка, которая смотрит на него, блестящими «нехорошим блеском» глазами, он их передаёт и пытается высказать то главное, с чем он пришёл, она вовсе не слушает его, пряча от надзирательницы взятые деньги себе за пояс.«Ведь это мертвая женщина» — думает Нехлюдов, глядя на Маслову. Финал: Читая Евангелие, Нехлюдов не спит всю ночь, "как губка воду" впитывая «в себя, то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге» и находя для себя ответы на все мучавшие вопросы. Таким образом, заканчивая свой роман, в последней главе его, Лев Толстой, устами Дмитрия Нехлюдова, высказывает свой взгляд на Христианское учение.«Отец Сергий»Сюжет: Л.Н.Толстой работал над произведением «Отец Сергий» в общей сложности 8 лет, в несколько этапов, то прерывая написание повести, то возвращаясь к ней снова. В результате и первоначальный замысел книги, и характер– главного героя претерпели огромные изменения. Главный герой повести – Степан Касатский, в недавнем прошлом преуспевающий военный, амбициозный и честолюбивый человек, узнав о предательстве своей невесты и разочаровавшись в жизни, уходит в монастырь и становится монахом. Но избранный им путь не так уж прост, а обретение духовных даров возможно лишь при условии напряженной внутренней работы, смирения и мучительной борьбе с искушениями. "Отец Сергий" – произведение неоднозначное и нехарактерное для Л.Н.Толстого, особенно если учесть, что написано оно было в период негативного отношения писателя к православию.
    Этико-философские и эстетические трактаты Толстого.

    Из всего наследия Льва Николаевича Толстого наименее доступными широкому читателю по сей день остаются его религиозно-философские произведения. До революции их печатали за рубежом, а если они и выходили в России, то обычно с купюрами. Полностью они опубликованы в юбилейном девяностотомнике, однако он был издан мизерным тиражом и вскоре стал библиографической редкостью. «Исповедь» Льва Толстого, законченная им в 1881 году, — бесценный человеческий документ, В ней он, подобно блаженному Августину и Ж. Ж. Руссо, делится с читателем своей попыткой осмыслить собственный жизненный путь, путь к тому, что он считал истиной.

    Впрочем, и все ранее созданное писателем тоже было своеобразной исповедью. Переживания героя «Детства», «Отрочества», «Юности», «Казаков», драма, раскрытая в «Семейном счастье», духовные искания Пьера, князя Андрея, Левина — что это, как не преломление сокровенной жизни самого автора? Особенно Левин выглядит почти двойником Толстого, и его история в романе уже содержит непосредственную прелюдию к «Исповеди».

    Исходные предпосылки к созданию «Исповеди» опровергают расхожее мнение, будто человек задумывается над вечными вопросами лишь под влиянием трудностей и невзгод. Кризис настиг Льва Толстого в период расцвета его таланта и в зените успеха. Любящая и любимая семья, богатство, радость творческого труда, хор благодарных читателей... И внезапно всплывает холодный убийственный вопрос: «Зачем? Ну а потом?» Очевидная бессмысленность жизни при отсутствии в ней внутреннего стержня поражает пятидесятилетнего писателя, словно удар. «Жизнь моя остановилась». Это не просто оцепенение перед ужасом небытия, которое Толстой пережил в Арзамасе, а постоянный фон его существования в, казалось бы, счастливые 70-е годы.

    Свою «Исповедь» Толстой начинает с утверждения, что, потеряв в юности веру, с тех пор жил без нее долгие годы. Справедлив ли он к себе? Едва ли. Вера была. Пусть не всегда осознанная, но была, Молодой Толстой верил в совершенство и красоту Природы, в счастье и мир, которые обретает человек в единении с ней. 

    «Вопрос мой, — пишет Толстой, — тот, который в пятьдесят лет привел меня к самоубийству, был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого человека, от глупого ребенка до мудрейшего старца, — тот вопрос, без которого жизнь невозможна, как я и испытал на деле. Вопрос состоит в том: "Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра — что выйдет из всей моей жизни?" Иначе выраженный, вопрос будет такой: "Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-либо делать?" Еще иначе выразить вопрос можно так: "Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожился бы неизбежно предстоящей мне смертью?"
    Такой результат не случаен. Истоки его — в юности Толстого, Почти за двадцать лет до кризиса он записал в дневнике (5 марта 1855 года): «Разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии (разр. моя. — А. М.), соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле».

    Это — целая программа, которую Толстой позднее и попытался реализовать, вполне в духе старого рационализма. Но каким образом подобный замысел мог возникнуть у человека, посвятившего себя литературе?

    Здесь небесполезно вспомнить о том пьедестале, на котором находились писатели России в XIX веке. Образованное общество, утратив в значительной своей части связь с Церковью, хотело видеть в литературе «учителя жизни». Гоголь и Белинский, Писарев и Чернышевский стали для многих своего рода пророками. Поэтому роль проповедника, которую Толстой-художник взял на себя после происшедшего в нем переворота, вполне соответствовала духу времени.

    Однако он хотел быть честным по отношению к «мужику», к его незатейливой органической вере, которая так восхищала писателя. И тогда он начинает эксперимент, правда немного двусмысленный. Чисто внешним образом входит в церковную жизнь: посещает храм, говеет, исповедуется, бывает у епископов и монахов. Но это вхождение было имитацией, почти игрой и дало обратный результат.

    Толстой старался насильно «смирить» себя, но волей-неволей прорывалось то, что жило в нем изначально. Он отдавал себе отчет в том, что христианство привлекает его только этикой. Все прочее казалось лишним. Писатель силился найти компромисс. «Ну что ж, — думал я, — церковь кроме того же смысла любви, смирения и самоотвержения признает еще и этот смысл, догматический и внешний. Смысл этот чужд мне, даже отталкивает меня, но вредного тут нет ничего»
    Между «Исповедью» и книгой «В чем моя вера» были написаны «Исследование догматического богословия» и перевод Евангелия. Цель этих двух трудов была недвусмысленной: изобличить «ложное церковное христианство» и утвердить «истинное его понимание». Критика велась опять-таки с позиции «здравого смысла». От церковного вероучения требовалось, чтобы оно отвечало элементарным законам рассудка. А поскольку этого не было и быть не могло. Толстой с триумфом ниспровергал его.

    Итак, Предание Церкви, ее философия, ее символика, ветхозаветная часть Библии были отметены. Оставалось Евангелие. В нем-то и намеревался Толстой найти сущность христианской веры.

    Когда в 1884 году Лев Толстой пытался напечатать книгу «В чем моя вера», еще мало кто знал о его «богословии». Рукопись была передана в духовную цензуру. И против всех ожиданий вначале ее расценили положительно. Как писала Софья Андреевна мужу, председатель цензурного комитета архимандрит Амфилохий прочел рукопись и сказал, что «в этой книге столько высоких истин, что нельзя не признать их, и что он со своей стороны не видит причины не пропустить ее»
    Отрывок из брошюры «Кто такой Толстой?" И.Айвазова, опубликованной в Вятке в 1888 году :" Лет 30 тому назад Толстой впервые выступил с сочинениями на религиозные темы. Появилась его "Исповедь". За нею пошли "Новое Евангелие", " В чем моя вера" , " Критика догматического богословия " Царство Божие внутри вас" и много других статей , писем и прочих произведений, посвященных вопросам веры. С " Исповеди" же Толстой отдал свои силы и художественный дар на кощунственное попрание всего , что только дорого и свято для христианина»

    Первые попытки анализа учения Л.Н.Толстого связаны с работами русских религиозных философов , выпустивших два сборника "О религии Льва Толстого"(М.„1912) и" О религии Толстого. Сб.2."(М.,1912) Это статьи С.Н.Булгакова "Л.Н.Толстой", "Простота и опрощение", "Человекобог " и "человекозверь"( По поводу посмертных произведений Л.Н.Толстого "Дьявол" и "Отец Сергий"); Н.Н.Бердяева "Ветхий и новый завет в религиозном сознании Л.Толстого " ,"0 религиозном значении Льва Толстого" ."Типы религиозной мысли в России"

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   51


    написать администратору сайта