Главная страница
Навигация по странице:

  • Гротеск стал одной из гл.форм фантастики С-Щ, фантастики реалистической, ибо она воплощала типические стороны угнетающей, обезличивающей человека системы гос.управления

  • .«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека

  • Двойник"

  • Другой главный мотив повести

  • .«Маленький человек» в изображении Д.

  • Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер.

  • Раскольников совершает убийство.

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница36 из 51
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   51

    « Помпадуры и помпадурши» (1863-74) выразительное название цикла – не название цикла художественных портретов персонажей франц.ист 17в. Под именем «помпадур» писатель вывел типичного для пореформенной России администратора-самодура, -дурака,отличающегося тупым самодовольством, глупостью, стремлением во что бы то ни стало чему бы то нибыло препятствовать. Главное назначение «целой корпорации» людей в России, говорит Салтыков, - «принятие прекратительных мер без всяких к нему поводов», главное побуждение- «чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадуром прав и преимуществ». В этом цикле губернаторы и др.сановныелица саможержавно-бюрократической России, пользующиеся неконтролируемой властью, - образы с т.зр.психологизма мало индивидуализированные. Салтыков создает не хар-р, а своего рода «матрицу». так многие персонажи похожи др.на др.пустотой мысли, шелухой слов. Отличаются они как сказано в одном из рассказов «лишь более или менее густым шитьем на воротниках и руковах». Салтыков прослеживает эволюцию бюрократических типов на протяжении 10лет:от дореформенных служак времен правления Николая1, до «помпадура борьбы» с его «подавительным» усердием, обострившимся во время свертывания правительственного либерализма и утопического «единственного» помпадура, пришедшего к мысли, что «самаялучшаяадминистрация заключается в отсутствии таковой».

    В условиях цензурной и политич.несвободы рус.писатель был вынужден создать целую систему «рабьего» языка,требующего от читателя работы мысли и воображения. Полный скрытого смысла, острых политических намеков виртуозно иносказательный образный строй речи Салтыкова – Щедрина традиционно определяется терминологически как «эзопов язык».

    «История одного города». (1869-70) Произведение поистине новаторское, преодолевшее привычные рамки худ.сатиры. Тургенев оставил свидетельство о впечатлении, произведенном «Историей одного города»: «Я видел, как зрители корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика смеясь в то же время чувствовала как бич хлещет ее самое». Осн.конфликт пр-ия – народ и власть в России. Повествовательная композиция представляет собой чередование несколькиз ликов рассказчиков. В начале пр-ия очевидна маска бесстрастного издателя, ориентирующегося якобы на официальных историков. Задача издателя,как она изложена им самим, - показать физиономиюгорода в развитии, в разнообразных переменах, изложить биографии градоначальников, разнообразие мероприятий и их влияние на обывательский дух. Так подспудно обнаруживаютс принципы реалистического историзма, одной из черт к-го стала высокая степень типизации: в городе Глупове отразился весь русский мир,жизнь всей России, а «столетняя» летопись – свернутая хроника Российской истории. Несмотря на то, что границы летописания указаны точно (1731-1829), они – худ.условность и за ней скрыты совсем иныеисторич.масштабы. Издатель «передоверяет» повествование четырем архивариусам-летописцам, но и его голос не раз будет вливаться в летописный строй комментариями, уточнениями. Картина Глуповской жизни предстает как «объективная», «эпическая». Осн.композиционный прием пр-ия – летописное «преемство градоначальников». Преемственность проявляется не только в последовательной смене правителей, всех властителей заботят непроцветание города и благоденствие сограждан, а вечное и безраздельное господство, к-е основывается на самоуправстве и репрессиях. Это важнейший сквозной мотив книги, заявленный на первой же странице и воплощенный в разнообразных сюжетно-тематических ходах. Терпение народа, покорно и бездумно несущего ужас самодержавия – еще одной сквозной мотив. Сарказм служит сатирикудля выражения юоли и негодования: «…в первом случае обыватели трепетали бессознательно, во втором- трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем – возвышались до трепета, исполненного доверия».

    В главе «О корени происходжения глуповцев» оба главных мотива отнесенык пра-историческим временам. С цельюхуд.стилизации российской древности автор пригает к пародии извествейших древнерус.памятников: «слова о полку Игореве» и «ПВЛ». Легенда о разрозненных славянских племенах, пригласивших на княжение варяга, вначале приобраетает под пером сатирика комический вид ( чему во многом способствуют приемы худ.псевдоономастики в обозначении племен: лукоеды, куралесы, лягушечники, проломленные головы, слепороды, кособрюхие), а затем превращается в абсурдную картину жизни предков глуповцев – головотяпов. салтыков блестяще использует приемы фольклорного жанра «небывальщины - небылицы, а также пословицы и поговорки. Описание неудавшегося внутреннего устройства – проявление яркого писательского таланта, питающегося традициями унт.

    Поразительных худ.эффект главы «Опись градоначальникам…» основан на совмещении двух худ.планов, на приеме образного и стилевого контраста. Первый поан – жизнеподобные детали в описании градоначальников и строгий стиль официальных документов. Реестр начальственных особ составлен в хронологическом порядке, он содержит краткие биограыические справки, описания «деяний» а также служебного или жизненного итога 21 градоначальника. Значимы их имена и фамилии: Бородавкин, Негодяев, Прыщ, Перехват-Залихватский и проч. Лаконично констатируются абсурдно-камичные смерть или отстранение от власти: «растерзан собаками», «сослан в заточение», «умер от объедения», «смещен за невежество». Нумерация усиливает мотив унифицированности, паразительного однообразия служителей власти. Большинство градоначальников-проходимцы и авантюристы, все – жестокие деспоты. Пустые, лишенные позитивного сод-я дела («ввел в употребление игру ламуш и прованское масло», «размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов») есть результат умственной ограниченности, тупости. Значительная частьотлич.странными наклонностями и прихотями («любил петь непристойные песни», «любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками»). Салтыков блестяще развивает гоголевский мотив абсурда, царящий в мире российского чиновничества. Так возникает второй образный план пр-ия – фантастика, одухотворенная комическим пафосом. Легкомысленный маркиз да Санглот летал по воздуху в городском саду, Прыщ «оказался с фаршированной головой». Баклан, что был «переломлен пополам во время бури», «кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана великого(намек на Ивана Грозного)». Последний пример- из ряда неподвластных логике сопоставлений. Авторская обращенность к читателю содержит загадку – где же происходит логический сбой? В глуповской «реальности», к-я абсурдна, в головах градоначальников или архивариусов? Точный ответ невозможен. Такова природа худ.гротеска- невиданной деформации действительности в худ.образе, нелогичной комбинации жизненных реалий. Гротеск стал одной из гл.форм фантастики С-Щ, фантастики реалистической, ибо она воплощала типические стороны угнетающей, обезличивающей человека системы гос.управления. Ярчайший пример тому – глава «Органчик»,к-я имеет выраженный сюжет с раскрытием тайны, потерями и находками, появлением двойников. Подлинным открытием сатирика был гротескный образ Брудастого – градоначальника с механической головой.

    Во многих щедринских образах «Истории» проглядывали черты реальных самодержцев (под «толстой немкой» Амалией Карловной Штокфиш можно подразумевать Екатерину 2, Негодяев напоминает Павла1, Эраст Андреевич Грустилов – Александр1, Перехват – Залихватский – Николай 1). Но писатель не раз предупреждал, что его пр-ие не явл-ся опытом исторической сатиры: «Мне нет никакого дела до истории, я имеюввиду лишь настоящее». Произвол власть предержащих сконцентрировался в образе последнего глуповского градоначальника Угрум-Бурчеева. Этот «чистейший тип идиота» наделен чертами звериной огрессии и машинной меланхоличности. В его планахневилировки общества людям отн-ся роль теней, застегнутых, выстреженных, идущих однообразным шагом в однообразных одеждах с одинаковыми физиономиями к некоему фантастическому провалу, к-й «разрешил все затруднения тем, что в нем пропадало» . ассоциации с апокалипсисом. Состраданием и болью писателя проникнуты картины жизни обездоленного народа в главах «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город», «Подтверждение покаяния». Вымирание оставшихся без хлеба глуповцев, зарево грандиозного пожара, тотально разрущение собственных жилищ по приказу властей – таковы лишь вершинные эпизоды всеобщих бедствий. Автор пост.подчеркивает масштабность катостроф. Он пытается ответить на вопрос: чтоможет противопоставить народ произволу властей? Ответ салтыкова, наиболее полно прозвучавший в главе «голодный город» далек от оптимистического: беспредельное терпение или стихийный бунт.

    Сказки (32) 1882-1886. Это итоговое произведение писателя. Целостность книги поддерживается своеобразным художественным обрамлением. Условно их можно разделить на 4 группы: сатира на правительственные круги и господствующее сословие («Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»), сатира на либеральную интеллигенцию («Карась-идеалист», «Либерал»), сказки о народе («Коняга», «Кисель»), сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы («Пропала совесть», «Рождественская сказка»).

    «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина - трансформация жанра семейного романа тургеневского типа. Приемы сатирического заострения и раскрытия внутреннего мира Порфирия Головлева: концентрация отрицательных свойств, роль кличек, писем, карикатурного портрета, двуплановой речи, поступков и авторских публицистических характеристик в создании сатирического типа не только конкретно-исторического, но и общечеловеческого содержания.

    «Господа головлевы» (1875-1880). Роман стал заметной вехой в ист.рус.реализма. Его тема – до и послереформенная жизнь дворянского семейства. Сюжетное развитие романа организовано как череда смертей членов «выморочного» рода Головлевых. Мотив смерти расширяется от жизнеподобных форм до иносказательных, условных: смерть физическая и смерть духовная здесь сопряжена с символической смертью Христа. но мощным противовесом поднимается в финале романа мотив воскресения, сопровождаемый аккомпонементом др.религиозно-нравств.мотивов – воздаяния, искупления, прощения.

    31. Ф.М.Достоевский.

    Новаторство в изображении «маленького человека» и психологические «варианты» этого типа (роман «Бедные люди», повести «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Двойник»).

    Фёдор Михайлович Достоевский (1821-81) родился в Москве. С 1844 г Д. ради заработка пишет заметки в журналы, газеты. Работает над маленькими заказами, первая крупная работа – перевод Бальзака; наряду с этим пишет первый свой роман - "Бедные люди" (1845 г). Он очень боялся, что роман не признают, но Некрасов, Григорович и Белинский отозвались о нем восторженно (Некрасов: "Новый Гоголь явился!"). Роман был опубликован.Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев. В романе очевидны черты "натуральной школы"(критич.реализм) и "гоголевского направления". История полунищего петербургского чиновника - типично гоголевский сюжет. Основной сюжет обрамлен своего рода документальными деталями, и это перекликается с традицией физиологического очерка. Перед взором читателя раскрывается жизнь столицы в ее повседневных подробностях. Образы главных героев окружены целой галереей "двойников" (Горшков, отец и сын Покровские, двоюродная сестра Вареньки.). Много образов - от уличного нищего до "его превосходительства".Макара Девушкина можно сопоставить с Акакием Акакиевичем Башмачкиным из "Шинели" - оба бедные, забитые чиновники, над которыми издеваются сослуживцы. Оба ценой невероятных лишений пытаются добиться заветной цели, но терпят крах и впадают в отчаяние. Но если у Башмачкина это вещь, то у героя Д. - возвышенная и трогательная привязанность к Вареньке Доброселовой. Девушкин оживает, очеловечивается. То есть образ "маленького человека" преображается: бессловесность сменяется самосозиданием. Достоевский выбрал для своего произведения жанр эпистолярного романа. Тем самым героям "Бедных людей", Макару Девушкину и Вареньке Доброселовой, предоставлялась - через их переписку - свобода полного выражения их внутреннего мира. Предметом изображения у Достоевского становится самосознание героев, история их душевной жизни. Феномен бедности в романе анализируется как душевное состояние: Девушкина не столько мучит голод, жизнь в тесной комнатке, сколько то, что скажут о его бедности другие люди. Лишения - ничто по сравнению с теми душевными муками и терзаниями, униженностью, беззащитностью, запуганностью, на которые обрекает бедность. Девушкин всяческими "благодеяниями" стремится оградить Вареньку от оскорбителей - офицера, помещика Быкова, Анны Федоровны, пытается отговорить её идти на услужение к другим. "Благодеяния" Девушкина заканчиваются "бунтом" и "дебошем". Он - первый "бунтовщик" Достоевского. Первый роман Д. обозначил идею, стержневую для всего творчества писателя, - идею "восстановления погибшего человека".«Белые ночи» были созданы Д. в 1848 г. и опубликованы в журнале «Отечественные записки». Произведение состоит из шести глав.Рассказ повествует об одиноком человеке, мечтателе, счастье которого так и не состоялось. За основу сюжета взято чувство любви, возникшее между Мечтателем и Настенькой, познакомившихся белой ночью, при случайных обстоятельствах. Любовь была взаимна до самого конца произведения. Однако Настенька, ради другого возлюбленного, бросает Мечтателя, но извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. По ходу произведения в нём будут происходить перемены и его понимание фантастического мира станет более настоящим, чем понимание реального. Также в произведении рассказывается трагичная история Настеньки, которая все свои ранние годы прожила вместе со своей слепой бабушкой, подобравшую её после смерти родителей. Жили на бабушкину пенсию. Всё это время героиня хотела сбежать, но она была очень гордой и не могла решиться на это, ведь бабушка вряд ли смогла бы прожить в полном одиночестве. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. За это время она внезапно влюбляется в Мечтателя и также внезапно от него уходит. «Белые ночи» - одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка Настенька, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы в ней овеяны поэтической атмосферой романтической лирики.«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о несостоявшемся счастье.Он одинок, живет в многолюдном СПб, как в пустыне. За восемь лет пребывания в столице Мечтатель не сумел завести ни одного знакомства. Он подобен призраку, который не способен переступить через очерченный им самим заколдованный круг. Он не действует, у него нет биографии. Он пребывает вне действительной жизни. По контрасту изображена Д.-ким Настенька. Она проста, добра, чиста, способна на глубокое чувство. Повесть «Белые ночи» построена очень интересно. Д. называет главы: «Ночь первая», «Ночь вторая» и т. д. Автор часто использует приём параллелизма: почти каждая глава начинается с описания природы, и мы благодаря этому заранее можем знать, как закончится эта глава - печально или весело.«Неточка Незванова» - незаконченный роман, впоследствии превращенный автором в повесть. Публикуется с 1849 г. Здесь Д. впервые обращается к разработке образа, который позднее займет в его произведениях очень важное место. Это – образ ребенка из городской мещанской семьи, выросшего среди нищеты и страданий, рано развившегося и узнавшего изнанку жизни, привыкшего вглядываться в окружающий мир глубоким и пытливым взором. Таким ребенком является Неточка. История Неточки Незвановой написана в форме дневника или воспоминаний самой героини. Это «история души, постоянно уязвляемой неравенством, нечуткостью, несправедливостью в человеческих отношениях». Сострадание, по мнению Д.-кого, - «прекрасное начало», которое торжествует в человеческой натуре, еще не испорченной жизнью и дурным воспитанием. Д. показал развитие человеч. характера от детских лет до зрелости на широком фоне соц. жизни. Трагедия мечтательства воплощена прежде всего в образах отчима Неточки, скрипача Ефимова, и ее матери – «энтузиастки, мечтательницы». Оба они – люди незаурядные, страстно жаждущие иной жизни, красивой и высокочеловечной. Однако грезы лишь на время услаждают душу. С болезненной остротой переживают мечтатели все тяготы жизни и гибнут, не выдержав борьбы. Писатель стремился показать, как постепенно под влиянием «живой жизни» Неточка преодолевает свою замкнутость, перестает «затыкать уши мечтами», становится человеком сильного и активного характера. Она впервые понимает несправедливость человеческих отношений и решительно выступает против подлости, олицетворением которой является здесь муж Александры Михайловны – Петр Александрович."Двойник" опубл. в ж. «Отечественные записки» в 1846 г. «Двойник» во многом связан с худ. миром Гоголя. Основные сюжетные узлы повести — поражение бедного чиновника в неравной борьбе с более богатым соперником в борьбе за сердце и руку дочери «его превосходительства» и развивающееся на этой почве безумие героя. Другой главный мотив повести — столкновение героя со своим фантастическим «двойником». Голядкин, чувствуя свою беззащитность перед лицом враждебного мира, хочет найти опору в самом себе. Но именно здесь его ждет комическое и унизительное поражение. Самая личность героя обманывает его, оказывается лишь непрочным, иллюзорным прибежищем, неспособным противостоять окружающим его «подлецам» и «интригантам».Д. показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.«Маленький человек» в изображении Д. протестует против соц. несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу.

    Проблематика повести «Записки из подполья» как пролога к «пятикнижию» Ф.М.Достоевского.
    Полемика с рационалистической концепцией человеческой личности. Народная Россия в «Записках из Мертвого дома».
    Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: мотивы преступления, социальные и этико-философские корни теории Раскольникова. Проблема наказания в романе.

    Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор разоблачает общество, где властвуют деньги. Жертвой капиталистического мира становится и главный герой романа — Родион Раскольников. Этот образ воссоздан психологически тонко, со свойственной Достоевскому способностью проникать во внутренний мир своих героев. Жил Раскольников в комнате, имевшей самый жалкий вид. Сам Раскольников имел до того жалкий вид, что даже иногда на улице получал подаяние, потому что весь его облик вызывал чувство сострадания. Раскольников был исключен из университета, потому что не имел денег для дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок уплатить за квартиру. Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа — это обыкновенные люди, другие же имеют в себе дар или талант совершать новое в обществе. Эта категория людей может преступить закон, нарушение закона для таких людей — это не преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за которой стояло преступление. Под влиянием жизненных обстоятельств он постепенно приходит к мысли о том, что его теория объясняет поступки не только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольников окончательно пришел к мысли об убийстве под влиянием исповеди Мармеладова. Это разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, что человек может примириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним. Раскольникову было жаль Соню, потому что она ради спасения семьи от голода встала на унизительный путь, но даже отец не стыдится брать у нее денег. Раскольников отбрасывает мысль, что человек по природе подл, и делает вывод, что это — закон жизни, общества. Есть жертва и есть те, кто пользуется этим. И тогда он приходит к мысли, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который поддержал бы их семью и дал бы Раскольникову возможность закончить учебу, является по сути такой же жертвой, как жертва Сонечки. Решение Родиона было однозначным — не страдать пассивно, а действовать. Раскольников совершает убийство. Выбранная им жертва — старуха-процентщица. Он думал о старухе как о ненужном, злом и жадном человеке. Рассуждения сводились к тому, что такому скупому человеку и жить не следует, и что многих нуждающихся людей можно было бы осчастливить. После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась неожиданным свидетелем убийства. Мучительно состояние Родиона после совершенных злодеяний. Автор показывает, что главное наказание — наказание не от общества, не каторга, а глубокие внутренние страдания, страдания нравственные. Человек, осознающий себя убийцей, уже по-другому воспринимает мир. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион не понимает истинной причины своих терзаний. Ему кажется, что главная причина состоит в том, что он оказался “тварью дрожащей”, что жизнь показала его слабость, именно поэтому он говорит сестре, которая предлагает ему последовать совету следователя, что он не считает себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не сумел осуществить задуманное. Самый напряженный момент борьбы — это разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кем совершено убийство, и пытается разоблачить Раскольникова. Достоевский исследует такую проблему, как нравственное возрождение личности. Сам Достоевский был против всякого бунта. Бунт же Раскольникова является эгоистическим, и в этом заключается его слабость и обреченность. Но бунт против существовавших условий, ставящий своей целью изменение несправедливых условий общества, является оправданным. Именно на каторге Раскольников приходит к выводу о том, что его теория не имеет смысла и нужно начать новую жизнь. Но есть люди, для которых вообще не существует нравственного закона. Это — люди, пользующиеся властью, которую им дают деньги. Сила романа заключается в том, что он эмоционально воздействует на читателя благодаря глубокому психологизму и реализму, вызывает протест против несправедливого мира, где деньги имеют власть над человеком.
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   51


    написать администратору сайта