Главная страница
Навигация по странице:

  • Пьеса «Не в свои сани не садись» -семью Русаковых

  • Другая москвитянинская пьеса - «Бедность не порок».

  • В 1856 году О. написал комедию «Доходное место».

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница34 из 51
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   51

    26. А.Н.Островский.

    Развитие гоголевской традиции. Определение круга тем и героев в раннем творчестве («Свои люди – сочтемся»). Концепция «народной комедии» в пьесах «москвитянинского периода». Проблема компромисса в драме «Доходное место», трансформация типа Чацкого.

    «Свои люди — сочтемся», которая вышла в 1850 г. Пьеса имела шумный успех в лит. кругах Москвы и Петербурга. Влияние гоголевской традиции в “Своих людях…” велико. О. избирает сюжет, в основе которого лежит случай мошенничества в купеческой среде. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку. Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: “свой человек” Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки. В комедии Островского изображается пошлая и достойная осмеяния купеческая среда. Ни один из героев комедии Островского не вызывает никакого сочувствия. В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: “отцы” в лице Большова и “дети” в лице Липочки и Лазаря. Образы. О. любит среду патриархального купечества и черпает из нее подавляющую массу своих образов. Система его персонажей многосоставна и характерна. Ее образуют: забитая жена купца, всецело ему подчиняющаяся сердобольная женщина («Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье»); жеманная и пустая дочка купца, томящаяся на выданьи («Свои люди — сочтемся»), контрастный с нею образ нежной и любящей девушки (Любови Гордеевны в «Бедности не порок», Параши в «Горячем сердце», Катерины в «Грозе»); бедный сентиментальный приказчик, влюбленный в хозяйскую дочку и в результате ряда счастливых совпадений женящийся на ней («Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше»), строгая с виду, но добрая характером нянька («Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся»). С несомненным сочувствием рисует О. и весь несложный и каждодневный быт купеческого дома — нескончаемые чаепития, сватанья, тайные свидания влюбленных и т. д.Основная тема раннего периода творчества - жизнь русского купечества.О. бичевал прежде всего хищническое накопление капитала, создание богатства путем обмана и замаскированного грабежа. Это хищничество изображается в комедии «Свои люди — сочтемся», в которой О. изобразил всю механику ложного банкротства купца-самодура, не пожелавшего уплатить свои долги и попавшего в результате этого плутовства в долговую тюрьму. Комедия «Свои люди — сочтемся» - одно из самых беспощадных произведений О. О. делает сатирич. выпады против тех купцов, которые не желают торговать честно и культурно и наживаться в тех пределах, в которых это им разрешает делать закон. Еще больше внимания О. уделял проявлениям семейного самодурства, полному невниманию купца — главы семьи — к запросам и желаниям его детей.Комедию «Свои люди - сочтемся» восприняли как новое слово русской драматургии. От О. ждали успехов в избранном направлении. Поэтому пьесы «москвитянинского периода», ставящие совершенно иные задачи, вызвали разочарование в революционно-демократическом лагере и подверглись серьезной критике. Но Добролюбов поставил пьесы «москвитянинского периода» в один ряд с обличительными комедиями о темном царстве и показал, что и эти пьесы рисуют тяжелые стороны самодурства. Пьеса «Не в свои сани не садись» -семью Русаковых О. берет как модель народного уклада жизни. И конфликт этой пьесы не внутри семьи, а во внешнем мире, столкновение людей народной морали с дворянским прожигателем жизни. В этой пьесе О. попытался идеализировать определенный тип семейных отношений. И все же это не идеализация патриархальных форм жизни в современной купеческой семье - О. попытался опоэтизировать простонародные патриархальные отношения в очищенном виде. Другая москвитянинская пьеса - «Бедность не порок». Драматическое столкновение общенародной, укорененной культуры с новой европейской культурой в сознании темной и самодурной массы купечества – вот, что лежит в основе комедии. Быт купечества ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, и драматург всячески стремится художественно доказать это. Веселые и задушевные старинные песни, святочные игры и обряды, связанное с фольклором поэтическое творчество. Пьесы москвитянинского периода были первым опытом драматурга в создании положительного народного характера.В 1856 году О. написал комедию «Доходное место». «Д. м.», в котором О. разоблачал взяточников, получило широкий общественный резонанс. Действующие лица — чиновники разных рангов от штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников. В творчестве драматурга окончательно утверждается позиция критического реализма. Жадов, герой, - молодой человек, недавно женившийся. Он «не герой», а «обыкновенный слабый человек», загнанный «нуждой, обстоятельствами, необразованностью родных, окружающим развратом». Вначале мы видим его оптимистически настроенным, хотя у него нет средств к существованию и дядюшка отказывает ему в "доходном" месте. Он обличает чиновников, верит в людей, «весело и с надеждой» смотрит в будущее и готов перенести любые тяготы. Но через год все меняется - жене нужны деньги "на шляпки", работать она не хочет, и у Жадова три пути - бедность и аскетизм (монашество), путь человека "потерянного" - ни во что не вникать. плыть по течению, и третий путь - взяточничество. В итоге герой вновь идет просить место у дядюшки, и только это спасает его от нравств. падения. В «обыкновенности» образа Жадова и заключается горькая ирония «общественной комедии» Островского.

    «Гроза» А.Н.Островского: конфликт страсти и долга; знамение нового времени. Острая социальная критика «темного царства». Н.А.Добролюбов о драме Островского.

    Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856—1857 гг.), но написана в 1859 году.В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов.В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил.В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу “Гроза” можно определить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличительной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений.Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению. Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины - страшный грех. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”. То чувство, которое зародилось в Катерине, не может воплотиться в ней до конца, совершает еще больший грех - самоубийство.Пьеса “Гроза” - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.Добролюбов о Грозе:Трудно говорить об этом произведении, минуя те суждения, которые содержатся в знаменитой статье критика - «Луч света в темном царстве»(1860)статья эта раскрыла худож. смысл и общественное значение Грозы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия. Гроза, по словам Добр-ва, самое решительное произведение Островского, ибо она знаменует собой близкий конец самодурной силы. Центр.конфликт: столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром темного царства- выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. И именно поэтому драму Гроза критик считал истинно народным произведением.Характеризуя обществ. атмосферу 60-х гг, Добр-в писал:«Куда вы ни оглянитесь, везде вы видите пробуждение личности, предъявление ею своих законных прав, протест против насилия и произвола, большею частью еще робкий, неопределенный, готовый спрятаться, но все-таки уже дающий заметить свое существование».Проявление проснувшегося и все растущего протеста против гнета самодуров увидел Добр-в в чувствах и поступках, в самой гибели Катерины. Драму Островского критик оценил как произведение, выражающее насущные потребности своего времени - требование права, законности, уважения к человеку. В образе Катерины он видит воплощение русской живой натуры. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе..Конец этот кажется нам отрадным,- пишет критик,-легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась великая народная идея - идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе.Конечно, Добролюбов далек от того, чтобы считать Катерину революционеркой. Но если женщина - самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества - не может больше мириться с гнетом самодурной силы, значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение. Театр Островского - явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре - лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы - диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне. Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене. Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место намекам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии - театр Чехова.
    Картина меркантильной эпохи в комедиях 1860-х гг. («На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы»).
    Новый тип героя в «Бесприданнице» (образы Ларисы и Карандышева). Бытовизм Островского, демократический характер его театра. Особенности психологических и речевых характеристик.

    27. Н.А.Некрасов.

    Россия городская (образ Петербурга) и деревенская (лирика, поэмы). Сатирические мотивы. Поиски героя (историческая тематика, тип лишнего человека, тема призвания поэта и ее отношение к предшествующей поэтической традиции). Тематическая, персонажная, языковая прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Смешение как принцип некрасовского поэтического стиля. Своеобразие метрики и ритмики некрасовской поэзии.

    Осн. этапы творч.-ва:1. Детские и юношеские годы 1837-47. Первое стих.-е он посвятил матери. Во время учебы в гимназии пробует писать сатиры на одноклассников и лирические стихи.2. Петербургский период 1847-64. Встреча с В.Г.Белинским. Начало лит. деятельности. Возглавляет журнал "Современник". Сборник «Мечты и звуки», «В дороге», «Тройка». «Песни Ерёмушки», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога», «Поэт и Гражданин», Размышления у парадного подъезда». В 1863 г. написана поэма “Мороз, Красный Нос” – о трагической стороне народной жизни. В этом же году Н. начинает работу над поэмой “Кому на Руси жить хорошо”.Стих.-е этого периода - "Вчерашний день, часу в шестом..." - образ страдающего народа и страдающей Музы сливаются воедино. Вчерашний день, часу в шестом,Зашёл я на Сенную;Там били женщину кнутом,Крестьянку молодую.Ни звука из её груди,Лишь бич свистал, играя.И Музе я сказал: «Гляди!Сестра твоя родная».Под пером поэта эта сцена превратилась в силу воли народного страдания, гордого терпения и гнева. Образ крестьянки воплощает духовную сущность некрасовской поэзии. Его Муза становится кровной сестрой народа.Последние годы жизни 1866-1878. Редактор «Отечественных записок». «Кому на Руси жить хорошо», В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень. «Русские женщины», «Последние песни», «Элегия».Сатирические мотивы творчества Н. Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. У предшественников Н.-а сатира была по преимуществу карающей. У Н. всё иначе. Он старается как можно ближе подойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами на жизнь (напр., из "Современной оды": "Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И - беру небеса во свидетели - Уважаю тебя глубоко..."). Его герои и не нуждаются в обличении извне: сами себя они достаточно глубоко разоблачают. При этом мы проникаем вместе с поэтом во внутренний мир сатирич. персонажей. Самые потаенные уголки их мелких, подленьких душ оказываются явными. Именно так обличает Некрасов впоследствии и знатного вельможу в "Размышлениях у парадного подъезда".Повествование о вельможе выдержано в тоне иронического восхваления. Н. использует прием психологич. анализа, чтобы глубже проникнуть в душу обличаемых героев. Н. использует и сатирический "перепев". В "Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)" воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской "Казачьей колыбельной", заимствуется и ее высокая поэтическая лексика. Но Н. использует ее не ради пародии, а для "фона", т.е. то, о чем пишет Некрасов, оттеняется высоким тоном, делается резче. Пародийное использование является здесь средством усиления сатирич. эффекта. Поиск героя, "нового человека". В поэме "Саша" Н., предвосхищая Тургенева и Черныш.-кого, хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних героев - дворян, "лишних людей". Н. уверен, что "новые люди" должны быть близки народу. Таков культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в его характере нет твердости и веры. Агарину противопоставлена дочь мелкопоместных дворян, юная Саша. Ей доступны радости и печали простого деревенского детства: по-народному воспринимает она природу, любуется праздничными сторонами крестьянского труда на кормилице-ниве. В роли "сеятеля знаний на ниву народную" выступает в поэме Агарин, а душа юной героини оказывается благодатной почвой. Социалистические идеи, с которыми знакомит Агарин Сашу, падают в плодородную почву и обещают в будущем "пышный плод". Героев "слова" скоро сменят герои "дела".По тематике всё творчество Н. можно разделить на несколько тем:* Тема предназначения поэта и поэзии. Стих.-е «Поэт и гражданин» (1856) написано в форме диалога поэта с читателем. Читатель, гражданин и демократ, предъявляет поэту требования: "Будь гражданин! Служи искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви..."; "Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан".Стих.-е «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг: Я лиру посвятил народу своему. "Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен..."* Тема народа и нравств. идеала. Стих.-е «В дороге». Н. сделал крестьянина главным героем лирич. стих.-я, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. В стих.-ии проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.* Пейзажная лирика. Проникнута чувством любви к русскому народу, к родной земле. Мир света и надежды связан у Н. прежде всего с природой: "Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят; Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса…" (отрывок из ст. "Зелёный шум").* Любовная лирика. Во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Поражена потерей невозвратной...», «Я не люблю иронии твоей...», Я не люблю иронии твоей,Оставь ее отжившим и нежившим,А нам с тобой, так горячо любившим,Еще остаток чувства сохранившим,Нам рано предаваться ей! «Да, наша жизнь текла мятежно...» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания. Герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины.Герои лирики Некрасова. Н.-а интересует, как народные радости или невзгоды проявляются в судьбе именно этого, единственного героя. Его привлекает в первую очередь личность крестьянина. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное. У Н. что ни крестьянин, то неповторимая личность, единственный в своем роде характер. Только Н. смог тогда не только писать о народе, но и "говорить народом", впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи. Язык, смешение стилей. Н. решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирич. мотивов в пределах одного стих.-я ("Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога"). Н. включил в лирику сюжетно-повествовательное начало, тем самым расширив возможности поэтич. языка. Склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, "тягучих" трехсложных размеров (дактиля и анапеста) с глагольными рифмами. Использовал Н. и пословицы, поговорки, народную мифологию, разговорную речь, народную фразеологию, диалектизмы. Он смело включал в произведение разные речевые стили - от бытового до публицистич., от народного просторечия до фольклорно-поэтической лексики, от ораторско-патетического до пародийно-сатирического (напр., в поэме "Кому на Руси жить хорошо?").
    Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как народно-христианская утопия. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов в произведении, высокие и низкие крестьянские образы. Образы народных заступников. Тема социального и духовного рабства, народного бунта и возмездия. Религиозные мотивы в поэме. Фольклорное начало, его функции и способы художественной репрезентации.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   51


    написать администратору сайта