Главная страница
Навигация по странице:

  • Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края.

  • Споры о Г. Мелехове в литературоведении и критике.

  • «Цель творчества – самоотдача».

  • Творчество носит черты импрессионизма.

  • Темы: любовь, смысл поэзии, жизнь природы, влияние музыки на жизнь человека.

  • В стихотворении “Старый парк”

  • Явления природы у него как бы живые существа

  • Необычная композиция.

  • . Особенность произведения состоит в том, что Пастернак сконцентрировал в нем значительный временной промежуток.

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница46 из 51
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51
    Тема цикла “Донские рассказы” определяется уже первым рассказом – это тема гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди. Шолохов не комментирует события, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому делать вывод.Идея цикла также задается первым рассказом – показать ужасные события гражданской войны на Дону, противоборство между “отцами” и “детьми”, красными и белыми, казаками и “иногородними”. Человек у Ш. поставлен в нравственную коллизию выбора, автор пытается соединить полярные стихии жизни – кровавое и социальное.Рассказы Ш. очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. "В «Донских рассказах» я старался писать правду жизни…" М.А.Шолохов.
    «Тихий Дон»: творческая история, композиция, проблема «народ и революция», мир людей и мир природы, образ Григория Мелехова. Жанр «Тихого Дона». «Поднятая целина» сегодня. Рассказ «Судьба человека». Монографии о наследии писателя.

    Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его.С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Приступив к работе над романом, писатель не подозревал, что его замысел выльется в эпическое повествование о народных судьбах в революции. Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины».
    После того, как была закончена первая книга «Тихого Дона» и время действия романа коснулось событий в Петрограде, корниловщины, писатель вернулся к «Донщине» и включил во вторую книгу «Тихого Дона» куски первого варианта романа. Шолохов не мог ограничиться тем, с чего начал, – изображением похода Корнилова на Петроград, разгромом мятежа. Уже тогда свою задачу он видел в том, чтобы «показать казачество в революции». Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон». Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией.Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Знание и понимание этой жизни, быта, психологии народа, его обычаев и нравов, природы и труда – все это с детских лет было для Шолохова близким и родным. Вернувшись на свою родину, писатель навсегда поселился среди героев своих книг. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы/После того как работа на «Донщиной» была отложена, Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали. В довольно короткий срок была завершена работа над пятой частью второй книги «Тихого Дона», охватившей драматические события революции и гражданской войны на Дону с конца 1917 г. до мая 1918 г.Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, писем, деклараций, постановлений и распоряжений.Работая над финальными страницами «Тихого Дона», Шолохов стремился передать читателю всю правду. Писатель был не только свидетелем, но и реальным участником событий, нашедших отражение в финале романа.События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании.Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Шолохов показал в романе, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова — художественное открытие Шолохова. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона. Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество.Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины. Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории..Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях.В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория. Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.Война не принесла Григорию ничего хорошего.Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым , где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.Мишка Кошевой, теперь его зять и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных. Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного ( Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение. Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.Споры о Г. Мелехове в литературоведении и критике.В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко «Творчество М. А. Шолохова»:Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Данная точка зрения, восходя ещё к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, впоследствии наиболее остро и последовательно проводилась

    Б.Л.Пастернак.

    Темы творчества, любви и природы в лирике, художественные особенности.

    Борис Леонидович Пастернак (1890Москва-1960 переделкино Моск.обл.)-русский поэт писатель, один из крупнейших русских поэтов 20в., лауреат Нобелевской премии по литературе.П. понимал поэтическое творчество как некий долг перед вселенной. «Цель творчества – самоотдача». Сборники: Близнец в тучах 1914; Сестра моя жизнь 1922; Второе рождение 1930-32; На ранних поездах 1936-44; Стихи о войне (в годы войны); Когда разгуляется 1956-59. В ранних стихах мир предстаёт в постоянном движении, динамике. Природа, вещи, люди – никогда не находятся в состоянии покоя. Творчество носит черты импрессионизма. Поэт хотел воплотить хаос впечатлений в стихах, не заботясь о том, чтобы они были понятны всем. Человек кровно связан со всем окружающим миром, родство с жизнью. В ранних стихах соц. явления не нашли отражения, П. достаточно субъективен и ассоциативен. Темы: любовь, смысл поэзии, жизнь природы, влияние музыки на жизнь человека. Философское осмысление любви. Она разлита в окружающем пространстве, в мире природы. Разгадать тайну любви – разгадать тайну мироздания. Смысл любви – в самой любви. Уже в первые годы творчества у П. проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества: Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякотьВесною черною горит.Достать пролетку. За шесть гривен,Чрез благовест, чрез клик колес,Перенестись туда, где ливеньЕще шумней чернил и слез.П. вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Своеобразие стихотворного стиля П. состоит и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Оригинальны и ассоциации П. Они помогают описываемому образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “каркающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки: Зверской боли крепнут схватки, Крепнет ветер, озверев, И летят грачей девятки, Черные девятки треф. Своеобразие лирики П. состоит в сложных ассоциативных рядах. Поэзия П. — поэзия дорог и разворачивающихся просторов. В стихах П. ощущаешь порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.Все время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.О, если бы я только могХотя отчасти,Я написал бы восемь строкО свойствах страсти.Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза, угрожая, ломится в ворота. Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе,Свеча горела.На озаренный потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.И падали два башмачкаСо стуком на пол. Первозданной чистотой предстает в стихах П. и Урал (“На пароходе”, “Урал впервые”), и Север, и родные поэту места близ Москвы с их ландышами и соснами, неистовыми грозами и стрижами. Новый слог чувствуется в таких крупных его произведениях, как “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”,' “Спекторский”. Произошедшая с художником эволюция была естественным путем, который стремился во всем дойти до самой сути. Мир поэзии П. все время расширялся, и трудно предположить меру и форму дальнейшего расширения, если бы поэт прожил еще годы и продолжил бы лучшее, что было заложено в его последней книге “Когда разгуляется”: Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою. Объятый дрожью сокровенной В слезах от счастья простою.
    Роман «Доктор Живаго»: понимание истории, революции, любви, основные герои, жанр, стилевые черты.

    «Доктор Живаго»- Работа над романом началась зимой 1946 года. 1 часть вышла в 1947 году. Первоначальные названия: «Мальчики и девочки», «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров», «Свеча горела». Роман вышел в Италии в 1956 году. Роман обладает смысловой многоплановостью.Несет важные философские, исторические, эстетические идеи. Одна из главных идей – целесообразность всего происходящего в природе и жизни человека. Идея обожествления мира, благословления мира. Идея апокалипсиса, катастрофы. Идея жизни и смерти связана с идеей памяти и забвения. Многие герои страдают забвением. Хранитель памяти – Юрий Живаго. Смерть заставляет Живаго любить, творить. Антитеза смерти – любовь к женщине, любовь к природе, к творчеству. Любовь воплощается в жизни семьи, дома. Возвращение домой, это как возвращение к себе. Два сквозных образа- образ железной дороги и природы. Авторское ощущение неумолимой поступи времени и цивилизации, переступающей через человека. Композиция: центр романа - железная дорога, которая объединяет судьбы героев. Образу железной дороги противостоит образ природы. Пастернак обожествляет природу. Она наделена способностью видеть, думать, чувствовать, то есть принимать деятельное участие в жизни человека. Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой. Так же образы метели и снегопада переплетаются с образом свечи, символизирующей свет жизни и пламя любви. Много фольклорных заимствований. Сказочным образам уподобляются реалии жизни. Красное в романе – символ смерти. В жанровом смысле роман был прочитан по-разному, в зависимости от читательской установки и его «жанрового ожидания». В нем увидели прежде всего «поэтический роман» (А.А.Вознесенский). В произведении усматривали духовную «автобиографию, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора», а главный герой предстает в качестве лирического героя П., который в своей прозе остался поэтом – лириком (Д.С.Лихачев), это «лирическая исповедь П.» Горелов называет произведение романом-дневником Пастернака. Необычная композиция. Много совпадений, случайных встреч, неизвестных исчезновений. И смысловым центром всех этих коллизий является судьба главного героя Юрия Живаго. Особенность произведения состоит в том, что Пастернак сконцентрировал в нем значительный временной промежуток. В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Например: «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Ольге Ивинской (писательнице, возлюбленной П.). В стихотворении «Август» отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары. Стихи «Рождественская звезда», «Зимняя ночь», «Магдалина» разрабатывают традиционные евангельские сюжеты. Время всё отчетливей проявляет масштабы художественного мира П.

    Любить иных - тяжелый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.

    Весною слышен шорох снов
    И шелест новостей и истин.
    Ты из семьи таких основ.
    Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

    Легко проснуться и прозреть,
    Словесный сор из сердца вытрясть
    И жить, не засоряясь впредь,
    Все это - не большая хитрость.


    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


    написать администратору сайта