Главная страница
Навигация по странице:

  • Чевенгур» Андрея Платоновича Платонова

  • Роман «Чевенгур»

  • КОТЛОВАН

  • Главный мотив «Котлована»

  • Второй проблемой романа “Мы” является проблема власти.

  • “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость”.

  • А.Н.Толстой . Жизнь и творчество. Трилогия «Хождение по мукам

  • Петр I

  • Ранняя проза Булгакова М. создавалась в середине 20-х годов («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»)

  • Булгаков успешно работал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе.

  • «Роковые яйца» и «Собачье сердце»

  • «Собачье сердце»

  • Т.о., центральной проблемой повести становится изображение состояния человека и мира

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница45 из 51
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   51

    А. А. Платонов.

    Жизнь и творчество. Произведения о прошлом («Епифанские шлюзы») и о настоящем («Город Градов»).
    Сюжет и герои «Чевенгура». Повесть «Котлован». Образы-символы в повести, нравственно-философская проблематика, жанровое своеобразие.

    Чевенгур» Андрея Платоновича Платонова — это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, «что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов».Роман «Чевенгур» был написан в 1926-1929 годах, но при жизни автора так и не увидел свет. Это не просто самый большой по объему платоновский роман, но и своеобразная веха в творчестве художника. В нем писатель подверг критическому пересмотру, порою доводя до абсурда, «ультрареволюционные» идеи, которые находили выражение в его ранних произведениях. Чевенгур – так называется город, где группа коммунистов, вознамерившись совершить мгновенный «прыжок» в коммунизм, организует конец света – «второе пришествие» для местной буржуазии. В результате массового расстрела убиты все жители города. С этого момента, по мнению коммунистов, настает «конец истории» – прежнее остановилось, и наступило блаженное бытие в мире без эксплуатации, в котором единственным работником является солнце. Стремясь населить город новыми людьми, чевенгурцы собирают по степи «пролетариев» – нищих странников. Однако Чевенгурская коммуна гибнет.Действия в этом романе происходят в 1919-1921 гг., однако ясно, что ставится проблема начала коллективизации в стране. Платонов описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм уже построен, но картина этого «рая на земле» довольно непривлекательная.Практически каждую субботу местное население в городе «трудилось», перетаскивая с места на место «на руках» сады или передвигая дома.Изображая в «Чевенгуре» поселение коммунизма, автор дает страшную картину вымирания города, показывает смерть массы людей, охваченных безумством перемены всего, включая семью, традиции, веру.Жители Чевенгура, одураченные своими руководителями, считают, что все эти преобразования нужны для победы над смертью в сверхчеловеческом коллективе. Все герои романа мечтают об идеальном социалистическом обществе. В «Чевенгуре» мы видим именно «социалистическое общество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Это общество состоит не только из коммунистов, таких как Дванов и Чепурный, но и из беспартийных людей, для которых революция стала идеалом нравственности, совесть.Так, в романе судьба нескольких десятков людей, которые жили чуть-чуть лучше других и поэтому теперь не имеют никакого права на существование, решается лично Чепурным. Теоретически расстрел буржуев был обоснован «вторым пришествием», когда началась расправа над ними. Людей убивают без суда и следствия.В романе «Чевенгур» писатель решает проблему истинного и ложного. Истинное — это все то, что естественно, искренно и исходит из души, а все безнравственное — это то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и человеческой природе.Роман Платонова предостерегает будущие поколения от повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных экспериментов.КОТЛОВАН Работа над повестью «Котлован» датируется: «Декабрь 1929 – апрель 1930». Но обозначенные автором даты указывают не на срок создания повести, а на время изображенных в ней событий — проведения «сплошной коллективизации» в стране. Написана повесть была несколько позднее. Повесть «Котлован» относится к тем немногим в русской литературе XX в. произведениям, в которых с поразительным мужеством была выражена, сущность эпохи «великого перелома».В повести отразились главные исторические события конца 1920-х — начала 1930-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриализация и коллективизация. В 1 части повести рассказано о бригаде землекопов, роющих котлован под фундамент нового дома, предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов.Во 2 части «Котлована» действие переносится в деревню, подвергнутую сплошной коллективизации. Здесь аналогом общего является «оргдвор», где собираются лишенные имущества, вступившие в колхоз крестьяне.В «Котловане» воссозданы события, напоминающие целый ряд произведений о коллективизации, среди которых самым известным был роман М. Шолохова «Поднятая целина».В «Котловане» переплетись двасюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества.Герой повести Вощев — странник поневоле, он насильно вытолкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим.Вощев попадает на строительство символического «общепролетарского дома». Первое, что он видит на стройке, — барак мастеровых, где спят вповалку на полу измученные люди. Положение здесь нестерпимо и указывает на необходимость скорейшего одоления их «гибельной участи».Главный мотив «Котлована» - стремление участника событий понять смысл происходящего, чтобы осознанно участвовать в строительстве нового мира, — обозначен в самом начале повествования. Проект дома «выдуман» инженером как промежуточный.Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню высотою до небес...» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма».В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепролетарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил. В сюжете строительства общепролетарского дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества».Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения материи происходит обратное: люди тратят себя на мертвый камень.Ключевое слово «Котлована» - ликвидация - создает лейтмотив повести. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении.«Котлован» — уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективизации». Ее символом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожидающими коллективизации со смертным страхом. Смысл «Котлована» был раскрыт самим Платоновым: происходит превращение котлована в могилу не только для его строителей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь «Котлована» — удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать, завещая пятилетнему ребенку забыть, что она — дочь «буржуйки». Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода Гибель девочки заставляет героев повести усомниться в главном: «Где же теперь будет коммунизм на свете?..»После смерти Насти возобновляется рытье котлована, заброшенного на время проведения коллективизации.

    Обращение к миру незаметных людей («Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение»).


    Е. И. Замятин.

    Антиутопические тенденции в русской прозе послереволюционного периода. Роман «Мы» Е. И. Замятина: проблематика, система художественных образов, композиция и сюжет, поэтика.

    Утопическое мышление особенно характерно для писателей революционного склада, в центре внимания которых всегда находится поиск новой модели общества, государства. Антиутопические произведения, как правило, выходят из – под пера авторов, для которых объектом художественного исследования стала человеческая душа, непредсказуемая, неповторимая. Такие произведения зачастую полемически направлены против утопий.

    Антиутопия изображает «дивный, новый мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Вот в этом человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, живущего в нем. Вот в этом – то человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, и пробуждаются в определенный момент естественные человеческие чувства, не совместимые с породившей его социальной системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного бытия интересам государства. Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, описательной утопии.

    Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути

    Родился 20-го января 1884 года в Тамбовской губернии в семье священника. После окончания в 1902 году воронежской гимназии поступил в Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Замятин активно участвовал в общественной и политической жизни Петербурга. В декабре 1905 г. подвергся аресту. В 1911 году состоялся литературный дебют. Рассказ «Один». В 1913 году журнал «Заветы» напечатал повесть «Уездная». Повесть принесла автору известность. Провинциальная жизнь как некое сонное царство. Господствует жестокая сила, равнодушие, грязные инстинкты. Главный герой четырехугольный Анфим Барыба. А. Б. сын местного сапожника, его сопровождают неудачи. Деградация, нежелание добросовестно трудиться, связь с купчихой. Ему дали должность жандармского урядника. Он превращается в жуткое механическое существо. В 1914 году журнал Заветы публикует антивоенную сатирическую повесть «На куличках». Номер журнала был запрещен цензурой. Редактор и директор были привлечены к суду за клевету на русскую армию. Герой поручик Андрей Иванович Половец отправляется служить в дальневосточный гарнизон. Замятин выбирает иной финал. Самоубийство одного из героев. В1915-16 гг – «Старшина», «Чрево», «Апрель», «Африка», «Алатырь».Сб. «Избранное» 1916 г.Март 1916 – Замятин по командировке уезжает в Англию для кораблестроительных работ. Результат: сатирическая повесть «Островитяне» 1916, «Ловец человеков» 1917.«Островитяне» предметом изображения становится реальность как модель жизни унифицированного общества. Жители города Джимунда. Замятин подчеркивает однообразие их жизни. Жизнь каждого человека расписана с точностью до часа. Насильственно вводимое счастье. Замятин показал как страшен и лишен мир, в котором люди превращаются в роботов.В 1917 г вернулся в Россию. Сблизился с литер. группой скифы. Публикует рассказы, статьи фельетоны. Статьи: Домашние и дикие, О равномерности распределения, о Лакеях .Пытался отречься от культуры и науки прошлого.«Мы». Следовал традициям Салтыкова –Щедрина и Достоевского (легенда о великом инквизиторе). Замятин испытал влияние Тургенева. Д-503 побежден любовью. Произведения анти-утопич. Главный импульс – трагические события революционных лет России. События, которые вызвали резкое неприятие и протест. Заглавие- пролетарское стихотворение Пестрели, в котором многократный повтор «Мы». Роман впитал ряд острейших проблем того времени. Дневники Д-503. Одна из главных идей – столкновение человека с механизмом государства, пытающегося превратить человека в машину. Основная проблема — поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития. Мир, задуманный автором, казалось, дол жен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек — винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира — абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели несильного счастья. Второй проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля. Им кажется смешным то, что у древних людей результаты выборов не были известны заранее. Для них Благодетель — это Бог, сошедший на землю. Благодетель — единственное существо, которому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства. Кульминацией романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость”. Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д-503, строителя “Интеграла”. С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда “все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город”. В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье.

    А.Н.Толстой.

    Жизнь и творчество. Трилогия «Хождение по мукам»: тематика и проблематика, основные образы, жанрово-композиционное своеобразие.
    Эпоха, народ и личность в романе «Петр I». Мастерство Толстого исторического романиста, его роль в развитии жанра исторического романа.

    «Пётр I». Начал работу в 1929 году, к 1934 закончил первые две книги, в 1945 начал работу над третей.Продолжая традиции русской реалистической литературы, А. Н. Толстой создает роман «Петр I», в котором органически сочетаются историческая правда (факты, события, подлинные герои) и художественный вымысел. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи, выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Писатель достоверно сообщает дух того далекого времени. Личность Петра оказалась столь значительной в истории РФ, что сама по себе воздействовала на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен был такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам. Действие романа разворачивается на огромном географическом пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных ее рубежей до Урала; это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа — Петра. Писатель показывает Петра на протяжении двадцати пяти лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве в 1682 году, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру, борьба за Азов, путешествие Петра за рубеж, стрелецкий бунт, битва со шведами, основание Петербурга. Объективная судьба главного героя определила построение романа. Однако ещё до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Страна как будто замерла в ожидании коренных изменений в жизни. Это ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет осуществить ожидаемые в обществе грандиозные преобразования. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. В связи с этим занятно в романе противопоставление Василия Голицына Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. На этом фоне писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Автор показывает, как история сама выбирает Петра, как объективные обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.В центре повествования — Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения А. Н. Толстого не выпадает и рядовой человек, человек труда.Воспроизводя активный облик Петровской эпохи, автор не ограничивается обобщающими картинами жизни народа. Роль народа в Петровских преобразованиях раскрыта в романе немаловажно глубже. В калейдоскопе многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создавали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы. А. Н. Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. Крестьяне, например, роптали и на самого царя, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, присоединялись к раскольникам, в поисках воли бежали на Дон. Но было в отношении народа к царю и что-то другое: ропща и осуждая государя — «мироеда», «антихриста», — простые люди видели в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в общении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры государя с людьми труда приоткрывают читателю его отношение к своему народу. Голос народа звучит в авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о РФ эпохи Петра I ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с его точки зрения. Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе — эта справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре I и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину Петровской эпохи
    М.А.Булгаков.

    Социально-политическая, социально-философская проблематика повестей «Собачье сердце» и «Роковые яйца», приемы сатирического снижения.

    Ранняя проза Булгакова М. создавалась в середине 20-х годов («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце») с небольшим временным промежутком и отразила мировоззренческую позицию писателя тех лет, его отношение к революции и к общественным проблемам послереволюционного времени. Он принял революцию, на которую возлагал немалые надежды, полагая, что социальные потрясения такого грандиозного масштаба возродит человеческую личность, вернет простым людям их веками попранное достоинство. Однако уже в 20-е годы писатель осознал, что этим благим и радужным надеждам не суждено сбыться. Он был ошеломлен, по его собственному признанию, «разрухой в умах», бесхозяйственностью и бескультурьем, приобретавшими в первые годы восстановления народного хозяйства массовый характер.

    В самых первых очерках, фельетонах, корреспонденциях, рассказах и повестях угадывался умелый стилист, прозаик, владеющий целой гаммой чувств, всей художественной палитрой красок. Если Булгаков использует диалогическую речь, то это выразительные диалоги, порою насыщенные драматическими ситуациями, которые причудливо соединялись с юмористическими зарисовками, позволявшими ему глубже проникнуть в психологический мир героев. Ели писатель применяет приемы лирических отступлений, то это внутренние монологи - одна из ярких форм булгаковского самоанализа действующих лиц…

    К середине 20-х годов, после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия, писатель уже сложился как блестящий художник слова с остро-отточенным сатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» он, таким образом, подходит с богатым литературным багажом. Смело можно утверждать, что выход в свет эти повестей свидетельствовал о том, что Булгаков успешно работал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе. Это была фантастика не оторванная от жизни, в ней сочетался строгий реализм с фантазией ученого. Сама сатира, ставшая постоянной спутницей Булгакова-художника, в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» приобрела глубокий и социально-философский смысл.

    Обращает на себя внимание характерный для Булгакова прием задавать вопросы самому себе. В этом плане автор «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» - один из самых «вопрошающих» русских писателей первой половины 20 столетия. Поисками ответов на вопросы о сущности правды, истины, о смысле человеческого существования по существу пронизаны почти все произведения Булгакова.

    «Роковые яйца» и «Собачье сердце» - это своеобразные повести-предупреждения, автор которых предостерегает об опасности любого научного эксперимента, связанного насильственной попыткой изменить человеческую природу, ее биологический облик.

    Главные действующие лица «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» - талантливые представители научной интеллигенции, ученые-изобретатели, попытавшиеся своими научными открытиями проникнуть в «святая святых» физиологии человека. По-разному складываются судьбы профессоров Персикова, героя «Роковых яиц» и Преображенского, героя «Собачьего сердца». Неадекватна их реакция на результаты опытов, в ходе которых они сталкиваются с представителями различных социальных слоев. В то же время между ними и много общего. Прежде всего, они - честные ученые, приносящие свои силы на алтарь науки.

    Булгаков был одним из первых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабощения человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яйцах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте.

    Тему ответственности ученого перед жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Автор предупреждает - нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могут привести ее к полной деградации.

    Для реализации замысла в обеих повестях Булгаковым был избран научно-фантастический сюжет, где важная роль отведена изобретателям. По своему пафосу повести являются сатирическими, но в то же время носят и открыто обличительный характер. На смену юмору пришла хлесткая сатира.

    В повести «Собачье сердце» отвратительное создание человеческого гения во что бы то ни стало пытается выбиться в люди. Злобному существу непонятно, что для этого необходимо проделать длительный путь духовного развития. Свою никчемность, безграмотность и неприспособленность Шариков пытается компенсировать естественными приемами. В частности, он обновляет свой гардероб, надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но во всем остальном его костюм грязен, безвкусен. Весь внешний облик одежда не способна изменить. Дело не в его внешнем облике, в самой внутренней сущности. Он - человек с собачьим нраовм и животными повадками.

    В доме профессора он чувствует себя хозяином жизни. Возникает неизбежный конфликт со всеми обитателями квартиры. Жизнь становится сущим адом.

    В советское время многие чиновники, обласканные властью вышестоящих, полагали, что «на все имеют свое законное право».

    Таким образом, созданное профессором человекообразное существо не только приживается при новой власти, но совершает головокружительный прыжок: из дворовой собаки превращается в санитара по очистке города от бродячих животных.

    Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» дает нам основание оценивать их скорее не как пародию на общество будущего в России, а как своеобразное предупреждение того, что может случиться при дальнейшем развитии тоталитарного режима, при безрассудном развитии технического прогресса, не опирающегося на нравственные ценности.

    «Собачье сердце» - Писатель идет от частной истории, отдельного эпизода — к масштабному художественному обобщению. В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика, хирурга Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский ко всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Шариков унаследовал от Чугункина все пагубные привычки. Ради повышения своего соц. статуса Шариков по рекомендации председателя домкома Швондера, надеявшегося с его помощью выжить профессора Преображенского из квартиры, устраивается на руководящую должность в отдел очистки города от бездомных животных. Профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Но все напрасно. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние.Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Все повествование построено в связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную. Абсурдный эксперимент помогает обнажить абсурд в обществе: Шариков, получившийся из собаки уголовника, абсолютно подходит новому советскому государству, он принимается и даже поощряется им. Новая система уничтожает в человеке личностное, индивидуальное начало. Принцип равенства сводится к лозунгу: “Все поделить”. В повествовательной структуре повести образ рассказчика непостоянен. Повествование, ведется то от имени Шарика-собаки (до операции), то доктора Борменталя, то профессора Преображенского, то Швондера, то Шарикова-человека. Первое слово Шарикова — “Абыр-валг”, то есть название “Главрыба”, перевернутое наоборот. Сознание Шарикова также представляет собой перевернутое восприятие мира.Название повести “Собачье сердце” отражает стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души. Главная тема произведения — изображение нравственной и социальной трансформации человека и общества. История общества. развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Профессор критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику.Нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение равновесия в обществе может привести к страшным последствиям. Т.о., центральной проблемой повести становится изображение состояния человека и мира в сложную переходную эпоху. «Дьяволиада» раскрывается проблема «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в больном воображении главного героя, делопроизводителя Короткова, ассоциируется с дьявольской силой. Уволенный служащий, не сумев справиться с этой силой и проиграв в столкновении с ней, сходит с ума и в отчаянии бросается с крыши многоэтажного здания, спасаясь от сотрудников Уголовного розыска. Близнецы Кальсонеры олицетворяют собой слепую, могущественную в своем автоматическом безумии силу бюрократической системы. Кальсонер являет собой крайне распространенный в 20-е годы тип руководителя, которому совершенно не важно, где служить, лишь бы иметь кресло. Издержки бюрократизма доведены до предела. Этому способствует характер повествования, организованного точкой зрения персонажа. Автор не случайно отказывается от прямого комментария событий. Ему было важно показать абсурдность мира, построенного на формальных отношениях. Дьяволиаду похвалил один из крупнейших мастеров лит. Замятин. Но в целом она показалась ему неглубокой и «очень какой-то бездумной». Она приводит к очень важной мысли, что опасно для общества не столько существование этого аппарата сколько то, что люди привыкают к системе отношений. «Роковые яйца» Действие в повести, написанной в 1924 году, происходит в недалеком будущем. Ученый Персиков, «специалист по голым гадам», открывает красный луч, с помощью которого можно увеличивать живые организмы до небывалых размеров. Но вместо кур размножаются змеи, крокодилы и прочие гады. И спасает от них 18 градусный мороз среди августа. «Злая сатира», «откровенное издевательство»— так в конце концов оценила рапповская критика повесть. В повести ставится вопрос о роли творчества. Идея творчества реализована в образе профессора зоологии Персикова. Ученый сделал открытие, которым воспользовался невежественный организатор, обладавший властью отнять изобретение и внедрить его. Профессор Персиков безропотно подчинился власти, не выказав желания бороться. Автор осуждает его пассивность. В образе Персикова также реализована сквозная в творчестве писателя идея об ответственности талантливой личности перед обществом. Персиков - гениальный ученый, но он совершенно равнодушен к окружающему миру. Отказавшись от участия в общественной жизни, он тем самым доверил судьбу народа предпринимателям, приведшим мир в состояние, лишенное разумного начала. Появление таких произведений в середине 20-х годов, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом. Булгаков огромное значение придавал таланту. Поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, но и нести ответственность “за дела свои перед миром”. Профессор Персиков погибает в финале повести, будучи растерзанным яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу.
    Социально-исторические и философские идеи, образная система романа «Мастер и Маргарита», роль фантастики.

    На сохранившихся титульных листах различных вариантов и редакций он датировал начала работы то 1928 г. то 1929 г.Скорее всего, замысел романа сложился в 1928 г., а непосредственная работа над текстом относится к началу 1929 г.. Эта, первая из дошедших до нас редакций будущего романа "Мастер и Маргарита", судя по воспоминаниям современников, была доведена до стадии машинописи.Рукопись первой редакции, по всей видимости, с частью черновиков и подготовительных материалов, была уничтожена Булгаковым в марте 1930 г. Об этом он сообщал в письме правительству 28 марта 1930 г. ("И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе").Текст первой редакции значительно отличался от опубликованной окончательной редакции романа. Здесь ершалаимские сцены были изложены целиком в одной главе в виде рассказа Воланда литераторам на Патриарших, причем рассказ сатаны, особенно в раннем варианте, передавал интонацию живой разговорной речи. Стиль и язык ершалаимских сцен еще не отличался от стиля и языка сцен московских, и там и тут более заметную роль играло сатирическое начало с элементами юмора. Все это роднило новый роман с московскими повестями, написанными Булгаковым в середине 20-х годов - "Дьяволиадой", "Роковыми яйцами" и "Собачьим сердцем". Роман, в первой редакции имевший названия "Черный маг", "Копыто инженера", "Жонглер с копытом", судя по сохранившимся во фрагментах черновикам, действительно представлял собой развернутую дьяволиаду, где действие концентрировалось вокруг московских похождений Воланда и его свиты.В 1931 г. Булгаков вновь обратился к роману, теперь названному "Консультант с копытом". Работа над 2 редакцией проходила вплоть до 6 июля 1936 г., когда была завершена последняя, 37-я, глава 2 редакции. Булгаков еще не остановился на каком-то одном названии для своего произведения. В качестве вариантов он в процессе работы испробовал "Великий канцлер", "Сатана", "Вот и я", "Шляпа с пером", "Черный богослов. Кроме того, писатель вписал подзаголовок: "Фантастический роман", пытаясь более точно указать жанр произведения.
    Во 2 редакции текст романа был уже довольно близок к опубликованному. Уже в наброске 1931 г. в роман вошла Маргарита с Мастером. Хотя Воланд здесь занимал доминирующее положение в действии и композиции романа, роль Маргариты и ее возлюбленного была значительной. В 1937 г. была начата последняя, третья редакция романа, первоначально названная "Князь тьмы", но вскоре получившая окончательное название - "Мастер и Маргарита.Эпилог был написан Булгаковым 14 мая 1939 г. и остался неизменным до окончания работы над романом, прерванной смертью писателя 10 марта 1940 г. Последние изменения "Мастера и Маргариты" вносил уже будучи смертельно больным В "Мастере и Маргарите" видна рука драматурга - автора многих пьес и киносценариев. Многие эпизоды - в первую очередь ершалаимские - построены по законам театральной сцены, не случайно роман инсценировался многократно во всем мире. "Мастер и Маргарита" - это и своеобразный гигантский киносценарий, где кадры величественной Иудеи сменяются суетой московского мира, чтобы в свою очередь уступить место мистически-торжественной кульминации - балу у сатаны. "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровня художественного мастерства "Мастер и Маргарита" по праву стоит в одном ряду с "Дон Кихотом" Сервантеса, гётевским "Фаустом", толстовской "Войной и миром".Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествование обращено в будущее является книгой на все времена. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками. В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирика-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столице появляются Сатана и его свита. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примерам гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву 30-х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно.Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста. И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. "Мастер и Маргарита" - сложное произведение. "Рукописи не горят", - произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры.

    М.А.Шолохов.

    Место сборников «Донские рассказы» и «Лазоревская степь» в литературе 1920-х годов. Защита категории трагического, гуманистический пафос.

    Михаил Александрович Шолохов род на хуторе близ Вёшенской станицы (1905-1984). События революционного времени захватывают его. Работает журналистом, учителем, счетоводом, грузчиком.С 1923 г., находясь в Москве, начинает печатать фельетоны: "Испытание", "Ревизор", "Трое". В 1924 году печатается первый рассказ Шолохова - "Родинка". 19 рассказов включается в его первый сборник - "Донские рассказы". Через год часть прежних рассказов и несколько новых публикуются в сборнике под новым названием - "Лазоревая степь".Шолохов использует реалистический принцип отображения действит.-ти, правды во всех мелочах. Он критикует авторов, романтизирующих образ войны. Война - это трагическое событие для всего народа, для каждой семьи, в ней нет ничего привлекательного, она бесчеловечна по своей сути. В сборник вошли следующие рассказы: “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Путь-дороженька”, “Нахаленок”, “Председатель реввоенсовета республики”, “Смертный враг”, “Жеребенок”, “О Колчаке, крапиве и прочем”, “Чужая кровь”.Все рассказы связаны как в пространстве, так и во времени. Они отражают трудное для страны время – время революции и гражданской войны. Рассказом, задающим тон повествованию, настраивающим на трагические события в жизни казаков, можно считать рассказ “Родинка”.Рассказ "Родинка". Отец, пропавший в германскую войну, семь лет не был в родных краях. Теперь он атаман, предводитель банды, которую приказано обезвредить Николке Кошевому, 18-летнему командиру эскадрона. И атаман, и Кошевой - казаки, но Николай за красных. Три дня банда скрывается от красных, но однажды на мельнице их всё же застигли. Банда отбивается, и атаман шашкой убивает Николая, стаскивает с него сапоги и видит на левой ноге выше щиколотки родинку с голубиное яйцо. Он вдруг понимает, что это - его сын, потому что у него самого точно такая же родинка на ноге. Горе отца непередаваемо. Он понимает, что жить больше незачем, и стреляет себе в рот.В рассказе “Продкомиссар” казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж.Первые три рассказа заканчиваются трагически: “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар”. После череды показанных автором смертей возникает рассказ “Алешкино сердце”. У Алешки - доброе сердце среди жестокого мира голода и гражданской войны. Его сердце не ожесточилось, хотя все подводило к этому: от голода умерли младшая сестра и мать, на его глазах убили старшую сестру. Сам Алешка выжил только благодаря политкому Синицыну, пожалевшему мальчишку. Видимо, Алешкино сердце - особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым. В рассказе происходит постепенное расширение повествования, раскрытие характера героя. Он решает спасти жизнь чужого ребенка ценой своей жизни, но остается жив. В этом рассказе Шолохов показывает, что человек может остаться человеком даже несмотря на события страшной и кровавой войны. В этом заключается гуманистичнский пафос Шолохова. Рассказ «Жеребёнок». Казаку Трофиму приказывают убить жеребенка, но казак спасает его ценой собственной жизни. Дома у него остаются дети.Рассказ «Бахчевник». Бахчевником стал Митька (охранял станичные арбузы) – сын станичного атамана, человека властного и жестокого, не имеющего жалости ни к пленным солдатам, ни к собственным сыновьям, ни к жене. И опять перед нами столкновение отца и сыновей. Казалось бы, сыновья должны поддерживать отца, помогать ему в борьбе с красными, но дети пошли против него. Сначала старший сын уходит к красным, затем уходит из дома и младший Митька. Не передалась детям жестокость отца, не приемлют они его всепоглощающей ненависти, направленной как против врагов, так и против близких. Если в рассказе “Родинка” отец убивает сына, то в рассказе “Бахчевник” сын убивает отца. И опять автор не высказывает своего прямого отношения к поступкам героев, он предоставляет такую возможность читателю. Нам трудно найти правых и виноватых: убийство всегда остается убийством, а убийство отца – самое страшное преступление. Оно ведет к гибели семьи.Рассказ “Чужая кровь”. Старики, оставшиеся без сына, без вести пропавшего на войне, приютили и выходили раненого красноармейца, даже назвали его именем сына. Он для них воплощение смысла жизни. Заглавие рассказа отражает его содержание: чужая кровь никогда не станет родной. Несмотря на все старания стариков, поправившийся солдат возвращается к себе на Урал. В "Д. р." Ш. выражает свою позицию - он стоит на стороне тех, кто отстаивает Советскую власть на Дону, но как художник он объективно смог показать сложные, психологически разработанные характеры своих противников. Также он стремится показать, что казачество не было некой единой, безликой массой, а обладало многообразием характеров и ситуаций. Сила таланта помогла Шолохову раскрыть нравственное, общечеловеч. начало в поступках людей. Сюжетные ситуации некоторых его рассказов подчинены воссозданию душевных движений героев, психологич. развитию характеров.Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны. В «Д.р.» часто можно встретить имена будущего шолоховского романа-эпопеи «Тихий Дон» (Степан, фамилия Кошевой, особенно часто встречается имя Григорий).Язык «Д.р.». В основе образной системы «Д.р.» ощутимы фольклорные мотивы (хата, яр, летник, хутор, станица, кочет, бахча, бахчевник, гутарить), жанр сказки («Алешкино сердце»), насыщенность глагольными формами (они передают стремительность действий, событий). Писатель стремится и ритмически организованной речи («Нахалёнок», «Продкомиссар»).Шолохов использует много эпитетов, сравнений, почерпнутых из повседневной жизни казаков.
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   51


    написать администратору сайта