Кее. Комплекс методических указаний и заданий для выполнения практических занятий по дисциплине Основы философии
Скачать 211.14 Kb.
|
Практическая работа «Русская идея». Цель: объяснение сути русской идеи. Изучение особенностей русской философии. Знание - наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появившиеся в истории русской философии. Умение: - прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности; соотносить этнокультурные, общероссийские и общечеловеческие ценности. Вопросы для обсуждения Общая характеристика и исторические особенности русской философии Х1Х – ХХ века. Западники и славянофилы, их роль в развитии русской философии. Русская идея. Социально-философские воззрения революционно-демократического ( М. Бакунин, Н. Чернышевский, и др.) и либерального ( П. Лавров, Н. Михайловский) народничества. Неославянофильство и почвенничество второй половины Х1Х века (Н. Данилевский, К. Леонтьев, Ф. Достоевский) Русская философия конца Х1Х – нач. ХХ века: русский марксизм (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин) ; религиозно-философские учения ( Л. Толстой, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.) Русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др. Темы докладов и рефератов «Русская идея»: истоки и эволюция П.Я. Чаадаев о русской истории Особенности философии Н.А. Бердяева Основные направления развития советской философии. Русский космизм в творчестве В. Вернадского. Литература: 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с. 4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996. 5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») 6. Русская идея. Антология. – М., 1992 Задание: подготовить устные ответы. Русская философия XIX-XX вв. о путях развития российской цивилизации. Русская идея. Приступая к изучению темы «Русская философия XIX-XX вв.», студент должен иметь представление о истории и путях развития российской цивилизации, значительно запаздывающей в социально-политическом и экономическом развитии, что и определяло характер ее философии в XIX -XXвв. «Русская идея» и ее эволюция. Комментарий – пояснение к теме. 1) «Русская идея», ее сторонники: И.В.Киреевский, А.С.Хомяков. Впервые о русской идее можно говорить с создания монахом Филофеем в 16 веке концепции Москвы как «третьего Рима». Ее цель не создание русской империи, а восстановить на земле верный образ божественной троицы, выражающей вселенский характер русского православия, как несокрушимой веры в истинность христианской религии, именно в ее православном варианте. Вопросы для самоконтроля: 1. Какими особенностями характеризуется Русская философия XIX-XX вв. 2.Какие взгляды на будущее устройство России высказывали представители славянофилов и западников? Каково Ваше мнение о их взглядах и месте современной России в мире? 3. Какова цель философии «Русской идеи»? Какова история русской философии и в чём ее специфика? Охарактеризуйте основные направления русской философии до середины XIX века. Практическая работа «Этапы и методы философии» Цель: -уяснение сущности методов философии, углубление и расширение теоретических знаний, - формирование умений использовать справочную документацию и дополнительную литературу; - развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельного мышления. Литература: 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). Задание: Составьте схему структуры методов философии. Обоснуйте значимость методов в других науках. Дополнительные материалы. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Законы диалектики. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе). Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии ХХ века. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция. Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений. Вопросы для самоконтроля: 1. Определение философии как науки. 2. Что является объектом и предметом философии? 3. Как соотносятся предмет и метод исследования? 4. Функции философии. Подумайте: как Вы их можете применить в практической жизни: в профессии, в быту? 5. В чем суть диалектического метода? 6. В чем специфика прагматического метода? 7. Какова структура философского знания? 8. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии? 9.Каковы возможные альтернативы будущего развития философии? Практическая работа «Онтология и гносеология» Цель: анализ современных онтологических представлений: пространство, время, причинность, целесообразность, ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; характеристика гносеологии – учения о познании, уяснение соотношения абсолютной и относительной истины; систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений обучающихся. Основные термины: бытие, субстанция, материя, движение, пространство, время; гносеология, истина, понятие, суждение, умозаключение. (работа с философским словарем). Вопросы для обсуждения: Социально-историческая природа познания. Диалектика субъекта и объекта познания. Чувственное и рациональное познание, их элементы.ю Формы логического мышления и язык. Творчество и интуиция. Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина и заблуждение. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое познание. Научное познание, его формы и уровни. Методы научного познания. Специфика естественнонаучного и гуманитарного знания. Философия и научная картина мира. Темы докладов и рефератов Скептицизм как принцип и метод познания. Диалектическая природа истины. Роль заблуждений в процессе познания. 4. Противоречивое единство истины и пользы. Искусство как форма познания мира. Научная истина и правда повседневности. Этика науки. Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») 5. Башляр Г. Новый рационализм. – М., 2011 6. Коршунов А.М. , Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М., 2010 Контрольные вопросы (онтология) 1. Как в философии называется наука о бытии? 2. Что означает субстанция? 3. Определение материи. 4. Что называют атрибутами материи? 7. Какие формы движения Вы знаете? 8. Что такое пространство, время? Какие два подхода к определению пространства и времени существуют в философии? Дополнительные материалы. 1. Понятие бытия. Первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Второй важной проблемой философского познания является вопрос о бытии человека. Взаимосвязь этих двух важных вопросов была осознана с самого начала философского знания. Вопросы бытия обсуждаются в разделе философии, называем онтология. Бытие – наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность человека в существовании окружающего мира и самого себя. Иными словами, бытие – все то, что существует тем или иным способом. Философская категория бытия предполагает не только описание всего того, что есть во Вселенной, но и выяснение природы истинно сущего бытия. Одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношение бытия и небытия. Другой категорией, соотносимой с понятием бытия, является становление: становится ли бытие или всегда пребывает в неизменном виде? Данный вопрос требует рассмотрения еще одной пары онтологических категорий: возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность - как актуальное. Бытие имеет потенциальную и актуальную форму существования, которые охватываются понятием «реальность». Реальность – это и психическое, и физическое, и культурное, и социальное бытие. 2. Бытие и субстанция. Категория «субстанция» отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытия. Субстанция – это первооснова всего существующего, посредством чего все многообразные вещи существуют. Она является причиной самой себя. Она неуничтожима и вечна. Субстанция обладает атрибутами (или неотъемлемыми свойствами). Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом смысле. 3. Материя. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях. Противоположностью материи – объективной реальности, является сознание– субъективная реальность. Многообразие всего мира можно объяснить, предположив в нем движение. Быть – значит быть в движении. Движение – один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения, и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменений структуры объекта. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта. Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие может быть прогрессивным или регрессивным. Прогресс – развитие, повышение уровня самоорганизации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному. Регресс – развитие, символизирующее переход от высшего к низшему. 3. Пространство и время как формы существования материи. Философские категории пространства и времени являются категориями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – формы бытия. По определения И. Канта, пространство – априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время – априорная форма внешнего чувства, осуществляющая систематизацию внутренних ощущений. Пространство и время есть формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от него не существует. Современная философия различает специфические формы пространства и времени: физическую, биологическую, психологическую и социальную. Физическим пространству и времени приписываются свойства и всеобщности. Биологическое пространство - время – это пространство и время в живой природе. Биологическое пространство и время относительно человека называют психологическим. Социальное пространство и время не существует вне практической деятельности человека. Вопросы для самоконтроля( гносеология): 1.Что означают понятия «эпистемология», «гносеология»? 2. Кто из философов Нового времени был представителем эмпирического и рационалистического направления? 3. Как называются формы чувственного познания в философии? Что нужно для их проявления в практической жизни – на работе, в быту? 4. Какие формы рационального познания Вы знаете? 5. Какую роль в жизни человека играет логическое мышление, умение абстрагировать? 6. Что такое истина? Что такое правда? 7.Что изучает гносеология? Прокомментируйте парадоксальное утверждение Сократа: “Я знаю, только то, что я ничего не знаю”. Как Вы понимаете смысл высказывания индийского мыслителя Рабиндраната Тагора: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти»? Сравните два умозаключения. Выберите верное: 1) Все дети любят яблоки. Света — ребенок. Следовательно, Света любит яблоки. 2) Все дети любят яблоки. Света любит яблоки. Следовательно, Света — ребенок. Дополнительные материалы. 1. Проблемы познания в гносеологии. Гносеология, или теория познания, – раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки и условия достижения знания. Кроме того, теория познания интересуют вопросы происхождения заблуждений и способов их преодоления. Термин «гносеология» происходит от двух греческих слов: «gnosis» – знание и «logos» – закон, понятие, учение. Познание – ключевое понятие гносеологии. Во-первых, это сущностная способность человека, отличающая его от других животных. Во-вторых, познание – это один из видов культурной деятельности. В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В связи с этим следует отметить, что в теории познания рассматриваются любые виды знания: обыденное, философское, научное, художественное и т.д. 2. Познавательные способности. Еще в Античности сформировались два противоположных взгляда на познавательные способности: сенситивная и разумная (рациональная), а позже появились два направления – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали ведущей познавательной способностью ощущения. К сенсуалистам в Античности относились Демокрит, Эпикур; в новое время – Дж.Локк, Т.Гоббс, Дж.Беркли и Д.Юм. Сенсуалисты считали, что ощущения дают исходный материал для познания, выступают его основой. Все знание, по их мнению, должно выводиться из органов чувств. Сенситивная познавательная способность представлена тремя формами: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – отображение отдельных свойств предмета. Восприятие – комплекс ощущений, отображение множества свойств данного объекта. Представление – образ предмета объективной действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств. Рационалисты впервые разделили мнение (основанное на данных органов чувств и представляющее собой искаженное знание) и истинное знание (основанное только на разуме). Рационалисты считали, что чувства – это неразвитый интеллект, но, тем не менее, не отрицали роль чувств в познании, считая их лишь первым этапом на пути к истине. Представителями рационализма в Античности были Сократ, Платон; в Новое время – Р.Декарт, Б.Спиноза и Г.Лейбниц. Рациональная способность (или мышление) представлена также в трех формах: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам. Примерами понятия являются: «студент», «дерево» и т.д. Суждение – форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие между предметами каких-либо свойств или отношений. Суждения бывают общие, частые и единичные. Пример общих суждений: «Все люди смертные»; частное суждение: «Некоторые люди изучают философию»; единичные суждения: «Студент И. изучает философию». Умозаключение – форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений, называемых посылками, по законам логики, выводится новое суждение, называемое заключением. Пример умозаключения: «Все кошки – животные, некоторые кошки рыжие, следовательно, некоторые животные рыжие». Тесная связь сенситивного и рационального мышления служит основой для появления нового вида познавательной способности – интуиции. Интуиция – это переход с уровня образного мышления на уровень рационального, и наоборот. Необходимой составляющей интуиции является воображение – способность наглядно представить объект исследования. 3. Понятие истины. Классическая и неклассические концепции истины. Проблемы истины является центральной в гносеологии. Принято различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и гносеологический. Наиболее древний – онтологический, в котором истина рассматривается как особого рода бытие. Примером такого подхода может послужить теологическое представление о Боге как единственной истине. Суть данной концепции: истина есть независящая от субъекта реальность. Гносеологическое понимание истины заключается в представлении истины как особого рода знания, то есть истина есть характеристика знания. Общепризнанной является классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности. Такого понимания истины придерживались: Дж.Локк, Б.Спиноза, Г.Гегель, философы-просветители. В этой концепции истине приписывается ряд характеристик: объективность – то есть независимость содержания знания от познающего субъекта; субъективность – истинное знание существует только через человека и выражается в индивидуальной форме; абсолютность – то есть полнота истины, то есть то знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху; относительность истины – в истине есть такие компоненты, которые меняются и усовершенствуются в процессе развития знания; динамичность – единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности истины; процессуальность – истина существует только в движении. Неклассические концепции истины представлены: конвенциональной, когерентной и прагматической концепциями. Конвенциональная концепция трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. Прагматическая концепция истины отождествляет свойство истины с полезностью знания, истинным признается только то знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция понимает истину как свойство согласования нового знания с уже имеющимся, то есть истинным будет только то знание, которые вписывается в общепринятые теории. Следует также отметить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и в религии, искусстве, философии и т.д. Практическая работа «Отличие философской, научной и религиозной истин » Цель: анализ основных этапов развития философского знания, философской, религиозной и научной картин мира. Вопросы для обсуждения В чем состоят основные различия идеализма и материализма? Основные отличия новоевропейской философии от древнегреческой Какие два вектора воздействовали на философию ХХ века? В чем сходство и различие между двумя кругами философии – античным, средневековым и новоевропейским? Каковы закономерности в развитии каждого круга? В чем суть диалектического, прагматического метода? Какова структура философского знания? Каковы возможные альтернативы будущего развития философии? Темы докладов и рефератов Сходства и различия между философией Сократа и Декарта Соотношение разума и веры в развитии философии. Философский метод и философские принципы. Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») Практическая работа «Этика: свобода и ответственность, мораль, справедливость, право» Цель: анализ основных этических понятий, сущности религиозной этики в вероучениях буддизма, христианства и ислама Вопросы для обсуждения Раскройте соотношение понятий «Этика», «мораль», «нравственность». Опишите структуру морали. Назовите функции морали. Идея нравственного совершенствования человека – неотделимый элемент буддизма. Рождение христианства. Заповеди Христа. Нравственное содержание ислама. Свобода и ответственность личности и общества Что для вас означают слова Сократа: «смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи»? Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Темы докладов и рефератов Принцип удовольствия в философии киренаиков Эпикур: как жить счастливо Экологическая этика. Основные принципы биоэтики Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») Задание №1. Анализ текста 1. Прокомментируйте данный отрывок из лекции И.Канта. 2. Согласны ли Вы с тем, что именно представленные И.Кантом пороки (неблагодарность, зависть и злорадство) являются главными человеческими пороками? 3.Прокомментируйте свой ответ. В “Лекциях по этике” (1781-1782) И.Кант писал: “Самыми ужасными тремя пороками, которые мы можем рассматривать все вместе и которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство. Когда же они достигают своей высшей степени, то превращаются в дьявольские пороки. Все люди бывают сконфужены оказанными им благодеяниями, потому что человек становится обязанным тому, кто оказал ему благодеяние. Но каждый стыдится быть обязанным. Великодушный человек потому не принимает благодеяние, чтобы не быть обязанным. Если человек, испытавший благодеяние, горд и своекорыстен, то будет и неблагодарным, потому что из гордости стыдится быть обязанным кому-то, а из своекорыстия не хочет оказывать ему такое же благодеяние: поэтому он будет упрям и неблагодарен. Если же эта неблагодарность возрастает до такой степени, что он своего благодетеля даже переносить уже не сможет и станет его врагом, то это и будет степень дьявольского порока, потому что ненависть и преследование человека, совершившего добрые дела, не согласуется с человеческой природой. К тому же возник бы большой вред, если бы люди стали более всего бояться благодеяний и, видя как плохо из-за этого с ними обращаются, превращались бы в мизантропов. Вторым пороком является зависть, поскольку человек в данном случае хочет не только быть счастливым, но быть счастливым лишь один. Человек этот желает таким образом наслаждаться своим счастьем, чтобы все вокруг него были несчастны. И только тогда он будет по-настоящему радоваться своему счастью. Подобный человек хочет во всем мире уничтожить счастье и поэтому становится непереносимым. Третьей разновидностью дьявольской злостности является злорадство, заключающееся в том, что человек находит непосредственное удовольствие в неудачах других, например, когда человек создает атмосферу враждебности в браке или где-нибудь еще и радуется, наблюдая несчастье другого. Здесь можно отметить одно правило: никому нельзя повторять того, что было отрицательного сказано тебе о ком-либо другом, за исключением того случая, когда умалчивание приносит другому вред. Повторяя это, я сею враждебность, потому что другой лишается покоя, чего не произошло бы в том случае, если бы я промолчал, и по отношению к тому, кто мне сообщил, что я действую так же вероломно. Наша забота состоит в том, чтобы порядочно вести себя, и тогда весь мир может говорить все, что угодно. Последнее же я должен опровергать не при помощи слов, а своим образом жизни. Как говорит Сократ: “Мы должны вести себя так, чтобы люди не верили тому, что говорится не в нашу пользу” (Кант И. Лекции по этике (1781-1782) // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М.: Изд-во политической литературы, 1988. С. 328-329. Практическая работа «Социальная философия » Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия Средства для выполнения практической работы: философский текст Темы докладов и рефератов Марксистская теория общества: а) учение о классах и классовой борьбе; б) учение о социально-экономических формациях. Позитивистские концепции общества (Э. Дюркгейм). Природа социального в учении М. Вебера Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») Задание№1. Ответьте на вопросы 1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей. 2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями. 3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется _______. 4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека. 5. Субъектом деятельности выступают ______, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями. 6. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем. 7. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека. 8. Мотивом человеческой деятельности выступает _________. 9. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия. 10. Главный вид человеческой деятельности это - _______. 11. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели. 12. Какое из философских направлений особое место отводит практике? 13. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть _______. Задание №2. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Деятельность есть движение, переводящее условия в предмет и последний в условия как сферу существования». Задание №3. Тесты 1. «Действовать, действовать, действовать – вот для чего мы существуем». Это высказывание принадлежит … А) И. Г. Фихте; Б) Л. Фейербаху; В) Ф. В. И. Шелленгу; Г) Г. Лейбницу. 2. Проблема деятельности актуализировалась в философии… А) Античности; Б) Нового времени и Просвещения; В) Средневековья; Г) Возрождения. 3. Среди предложенных выберите более полное и верное суждение: А) Практика – чувственное восприятие мира; Б) Практика – только материально-предметная деятельность людей; В) Практика – логически обоснованная действительность. Г) Практика – многообразная целеполагающая и целесообразная чувственно воспринимаемая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира. 4. К духовной деятельности следует отнести… А) Политическую забастовку; Б) Обучение; В) Религиозные обряды; Г) Философские концепции; Д) Производственную деятельность. 5. Определению свободы как философской категории в большей степени соответствует суждение … А) Свобода – возможность поступать, так, как хочу; Б) Свобода – поведение человека, независимое от законов природы и общества; В) Свобода есть нечто надуманное, нереальное; Г) Свобода заключается в способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями на основе познанной необходимости. 6. Суждение: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключалось в том, чтобы его изменить» принадлежит … А) Гегелю; Б) Канту; В) Марксу; Г) Шопенгауэру. 7. Впишите ключевое слово: «Социальный процесс, при котором продукты человеческой деятельности превращаются в самостоятельную и враждебную людям силу, называется ___________». 8. Принцип «У-вэй» (недеяние), выражающий суть жизненной позиции даосизма, означает …. А) Отстранение от мира; Б) Следование естественным законам мира, неразделенность с миром; В) Пассивное отношение к миру; Г) Власть над миром. 9. Впишите пропущенные слова: «Деятельность состоит из ________, поведение – из _________». 10. Понятие «социального действия», посредством которого индивид реализует свои интересы и поддерживает социальную солидарность, является центральным в социальной философии и социологии … А) Г. Зиммеля; Б) М. Вебера; В) Э. Дюркгейма; Г) Г. Спенсера Практическая работа «Философия о глобальных проблемах современности» Цель: анализ основных концепций исторического развития: линейная, циклическая, цивилизационная. Анализ глобальных проблем человечества и путей их решения. Вопросы для обсуждения: Понятие и круг проблем социальной философии и философии истории Что есть общество? Структура и сферы общества. Единство и полицентризм мировой истории. Спектр современных глобальных проблем. Сущность и пути преодоления глобальных проблем Темы докладов и рефератов Выдающаяся личность немецкого мыслителя О. Шпенглера. Ученый Л.Н. Гумилев об этногенезе. Н.Я. Данилевский о судьбах России и Европы. Космоцентрический взгляд на судьбы современной цивилизации. (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский и др.) Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») Практическая работа «Сравнение философии с другими отраслями культуры». Цель:. Анализ структуры философского знания, взаимосвязи философии и мировоззрения, типов мировоззрения, концепций о личности человека и смысле жизни. Вопросы для обсуждения Специфика философии Философия как мировоззрение. Философия и философии. Философия и смысл жизни Философия как учение о целостности личности Будущее философии Темы докладов и рефератов Взаимоотношения философии и частных наук Философия в системе культуры Как относятся философия и религия к проблеме смерти? Философия как синтез науки, искусства и религии. Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») Практическая работа «Философия будущего». Цель: углубление и расширение теоретических знаний в области футурологии; Вопросы для обсуждения: 1. Чем определяется специфичность социального познания? 2. Насколько правомерны и возможны социальные эксперименты? 3. Что дает метод исторических параллелей для познания общественных явлений и процессов? 4. Почему именно сейчас человечество столкнулось с необходимостью выработки планетарного сознания? Темы докладов и рефератов 1.Философия и смысл жизни 2.Философия как учение о целостности личности 3.Будущее философии 4. Ф. Эсфендиари, И.Н. Бестужев-Лада. Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников». Задание: написать эссе, подготовиться к выступлению в аудитории. Дополнительные материалы. Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего. Если верно, что философия не может закончиться, пока налицо социальные изменения, то не менее верно и другое: сами эти социальные изменения нуждаются в солидном философском обосновании. Подчеркнем — в обосновании специфически философском, не стремящемся превратиться в политические решения и технологические рецепты. Ведь философия, как подчеркивал в свое время А. Шопенгауэр, «по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает. Становиться же практической, руководить поведением, перевоспитывать характер — это ее старые притязания, от которых она теперь, созрев в своих взглядах, должна бы, наконец, отказаться».— Философия призвана осуществить методологический и мировоззренческий синтез современного научного знания и датьфилософское обоснование его включения в культуру, обеспечить науку конца XX века новым категориальным аппаратом. — От социальной философии общественная практика ждет всесторонних исследований научно-технического прогресса и его последствий, глубокого осмысления сложившихся противоречий между научно-техническим и социальным прогрессом, критического анализа традиционных для техногенной цивилизации и во многом уже устаревающих ценностей. — Требуется философское обоснование как самой необходимости планетарного сознания, так и его важнейших характеристик, присущих ему общечеловеческих ценностей. Исполнение этого «социального заказа», посильное и в то же время не претенциозное участие философии встановлении планетарного сознания, призванного спасти мир, отвечает подлинному смыслу самой философии и ее целительным способностям. — Перед лицом опаснейших глобальных проблем Человек ждет от философии ничем не заменимой духовной поддержки. Ведь с будущим связывает Человек все свои желания и надежды, и он отнюдь не ради любопытства хочет знать, насколько его субъективные чаяния «вписываются» в реальные перспективы будущего. «Смотрите на жизнь философски» — советуем мы своим друзьям и близким в трудные для них минуты, имея в виду внутренне присущий философии оптимистический характер. «Отличительный признак мудрости, — подчеркивал М. Монтень, — это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемаяясность». И хотя современная, явно драматическая ситуация не дает поводов для обнаруживаемого в этих словах некоего налета бодрячества и категоричности, она позволяет философии оставаться на позициях взвешенного оптимизма: будущее человечества не безальтернативно, сегодняшний кризис цивилизации может смениться более светлой полосой. Вселяя в Человека подобный оптимизм, философия с честью выполняет свою важнейшую — гуманистическую функцию. Рекомендации: Что такое эссе и как его написать Слово "эссе" происходит от французского "essai" и означает "очерк, проба, попытка". Как пишется эссе? Для начала выбирается тема, о которойВам хочется рассказать. И далее в свободной форме Вы просто излагаете мысли относительно выбранной темы. Отметим, что эссе не может претендовать на исчерпывающую трактовку предмета, это всего лишь Ваши мысли и Ваша точка зрения на предмет. Еще одна важная деталь - эссе не должно быть большим по объему, это малый литературный жанр. Эссе представляет собой новый, субъективно окрашенный взгляд на предмет и имеет обычно публицистический, научно-популярный, философский, литературно-критический, историко-биографический или нередко даже просто беллетристический характер. Чаще всего эссе пишется в несколько разговорном стиле с обильным употреблением афоризмов, метафор и других различных фигур речи, то есть, достаточно образно. Эссе представляет собой абсолютно свободную точку зрения на те или иные вопросы. Скажем так - это полный простор для мысли в несколько ограниченных объемах. Объемы, конечно, могут быть любыми, но тогда это будет уже не эссе. Эссе - это краткое и одновременно емкое выражение своей точки зрения на предмет. Поэтому девизом эссе можно выбрать чеховское: "Краткость - сестра таланта". Практическая работа. «Рассмотрение основных учений великих философов и дать им краткую характеристику». Цель: сформировать понимание основ учений великих философов. Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности; 2. Проанализировать учение 3. Выявите цель философии Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников». Задание 1. Пользуясь учебной литературой, подготовить рассказ об одном из великих философов. (устно) Практическая работа |