Кее. Комплекс методических указаний и заданий для выполнения практических занятий по дисциплине Основы философии
Скачать 211.14 Kb.
|
Практическая работа «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии». 1. Цель: Научиться определять основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии. 2. Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия. • Представители стоицизма: Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. • Представитель скептицизма: Секст Эмпирик. • Представитель эпикуреизма: Лукреций Кар. • Представитель средневековой патристики: Аврелий Августин (Блаженный) III в н.э Представитель средневековый схоластики: Фома Аквинский- XIII в н.э. 3. Рекомендации стyдентам по подготовке к занятию. Для подготовки к занятию изучите: Горелов А.А Основы философии: Учебник для стyдентов средний профес. учебных заведений.-9-е изд. М. : Академия, 2010. Глава 7. Философия Древнего Рима. (стр. 73-83) глава 8. Средневековая философия.(стр. 83-86) 4. Практические задачи, задания, упражнения. 1 Каковы основные идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»? 2 Каковы основные идеи «Нравственных писем к Луциллию Л.А. Сенеки»? 3 Что необходимо по Эпиктету, чтобы стать доброжелательным? 4 Каким должен быть человек по Марку Аврелию? 5 В чём отличие по Августину, града Божьего от града Земного? 6 Каково соотношение между заслугами человека и благодатью, по Августину? 5. Ответы на вопросы: 1 В чём сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами? 2 В чём сходство и различие между древнегреческими и древнеримскими стоиками? 3 Каковы основные постулаты античной этики? 4 Каково общее значение античной философии? 5 Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского? 6. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме. 1 Каково общее значение античной философии? 2 В чём основные особенности средневековой философии? 3 В чём отличие средневековой философии от античной? 4 Он был рождён в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви: а) Амвросий Медиоланский б) Василий Кесарийский в) Августин Аврелий 5 Задача средневековой философии в точки зрения схоластов состояла , том, чтобы: а) исследовать социальную действительность б) исследовать природу в) найти рациональные доказательства веры г) сформировать христианскую философию в противовес языческой 6. В схоластике провозглашалась различие между: а) верой и разумом б) наукой и теологией в) теологией и философией г) философией и наукой 7. Исторический период развития схоластики: 1) IV-X в. 2)IX-XV в. 3)VIII-XVI в. 4)I-IV в. 8. Учение Фомы Аквинского и целое религиозное - философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом б) томизмом в) августинизмом г) папизмом Практическая работа «Особенности философии Эпохи Возрождения и Нового времен». Цель: уметь определять основные особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени Вопросы для обсуждения: 1. Перечислите основные направления в теории познания Нового времени. 3. Раскройте новое понимание природы в философии Возрождения; Темы докладов и рефератов Значение трудов Р. Декарта для науки и философии Философия Ф. Бэкона. Взгляды Монтескье. «Левиафан» Т. Гоббса. Литература 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование) 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с. 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников») Задание №1: Указать особенности философии эпохи Возрождения Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. renaissance — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности. Эпоха Возрождения в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип Абсолюта, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. В центре внимания философии Возрождения оказывается человек. Новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феодализму как укладу жизни и господствующему образу мыслей. Технические изобретения и научные открытия обогащали труд новыми, более эффективными способами действия (появилась самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т. д.). Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания необычайно способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширялась сеть водных торговых коммуникаций, причем особенно интенсивной она была в Средиземноморье — неудивительно, что именно в итальянских городах возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства. Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия. Задание №2: Раскрыть философское мировоззрение выдающихся философов эпохи Возрождения Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский — первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для него Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н. Кузанский высказал и обосновал понятие научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения. Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, диктующего за¬коны миру. Человек для Бруно — часть природы. Любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром, Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилей призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм. Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В философии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцентризме (от греч. anthropos — человек) — мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия человека. Самым главным достижением эпохи Возрождения стало то, что была сломлена диктатура церкви. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доминирует эстетическое (что в переводе с греческого означает относящееся к чувству), мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Задание №3:Указать основные черты философии Нового времени. Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах — XVI-XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания — проблемы методологии познания. Начиная с XVI в. начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие науки Нового времени привело кпереориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку. Из общефилософских знаний в период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология. Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм — абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. dens — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм — на математические. Задание №5: Определить, в чем состоит принципы эмпиризма. Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Бэкона является «Новый Органон» (в честь «Органона» Аристотеля). Бэкона считают основоположником эмпирического метода познания, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэкон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание — сила». Знание — сила, а эта сила выражается прежде всего в стимулировании человека к действию. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est). Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь. В своей теории эмпирических исследовании Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию — движение от единичного к общему... Завершением английского эмпиризма стала философия Дэвида Юма (1711 — 1776). Критикуя учение Локка о первичных и вторичных качествах, Юм писал, что качества протяжения и непроницаемости не имеют права на название первичных. Общий вывод Юма таков: все качества тел являются вторичными, и мы ничего не способны знать о внешнем мире как существующем сам по себе. Большое внимание Юм уделил проблеме причинности, и здесь он также выступил последователем агностицизма. Он не утверждал и не отрицал объективного существования причинности, но полагал, что она недоказуема, так как то, что считают за следствие, не содержится в том, что принимается за причину и не похоже на нее. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы: 1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм). 2. Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм). 3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм). Инструкция Уважаемый студент, вам предстоит письменно ответить на вопросы тестового задания. Необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать один из предложенных вариантов ответа. Помните, что время выполнения задания ограничено и регламентируется преподавателем. 1. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения … а) атеизм; б) деизм; в) пантеизм; г) теизм. 2. Впишите пропущенное слово в выражение: «Освобождение мировоззрения и практической деятельности людей от влияния религии и церковных институтов называется __________». 3. Установите соответствие: Автор Произведение а) Т. Мор 1) «Похвала глупости» б) Ш. Монтень 2) «Божественная комедия» в) А. Данте 3) «Утопия» г) Э. Роттердамский 4) «Опыты» 4. Ярчайший представитель возрожденческой науки Леонардо да Винчи считал, что основным союзником науки является опыт. Определите его гносеологическую установку. Это … а) рационализм; б) эмпиризм; в) мистицизм; г) сенсуализм. 5. Не является представителем эпохи Возрождения… а) Фичино; б) Дамиани; в) Петрарка; г) Пико делла Мирандола. 7. Установите соответствие: Мировоззренческая позиция Автор а) Деизм 1) Кузанский б) Пантеизм 2) Галилей в) Теоцентризм 3) Августин 8. Социальную теорию Т. Мора можно оценить как … а) реалистическую; б) утопическую; в) христианско-гуманистическую. 9. Истинным мерилом нравственности Д. Бруно утверждал … а) религию и веру; б) человеческое «Я»; в) принцип «Не вреди»; г) деятельность человека и его земные цели. 10. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся… а) переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому; б) борьба против антропоцентризма; в) стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом. 11. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами... а) онтологии; б) гносеологии; в) аксиологии; г) антропологии. 12. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал … а) Локк; б) Бэкон; в) Спиноза; г) Лейбниц. 13.Проблема научного метода является главной в философии … а) Древней Греции; б) Средневековья; в) Нового времени; г) Возрождения. 14. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает …. а) материя; б) монада; в) ощущение; г) тело. 15. «Свобода есть познанная необходимость" - позиция, принадлежащая… а) Спинозе; б) Августину; в) Лейбницу; г) Беркли. 16. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял: а) Локк; б) Гоббс; в) Декарт; г) Спиноза. 17. Установите соответствие: Автор Произведение а) Декарт 1) «Опыт о человеческом разуме» б) Локк 2) «Новая Атлантида» в) Бэкон 3) «Правило для руководства ума» г) Спиноза 4) «Этика» 18. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть.. а) материализма; б) объективного идеализма; в) субъективного идеализма; г) мистицизма. 19. Д. Локку принадлежит афоризм: а) «Человек человеку - Бог»; б) «Человек человеку - волк»; в) «Человек человеку - друг»; г) «Человек человеку - брат». Содержание отчета |