Главная страница
Навигация по странице:

  • «Хозяева жизни» «Жертвы» Дикой

  • Кабаниха

  • Кулигин

  • Борис

  • Тихон

  • домашняя работа. Литература задание. Конфликта двух эпох


    Скачать 21.49 Kb.
    НазваниеКонфликта двух эпох
    Анкордомашняя работа
    Дата11.09.2022
    Размер21.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛитература задание.docx
    ТипЛитература
    #672100



    Литература.

    Во вторник (скорее всего) урок-зачет по Островскому

    1. Какие личностные качества и качества творца-драматурга сделали Островского гением русской драмы? (стр.136. и далее, не менее 4 качеств развернуто)




    1. В чем суть художественно-композиционного приема, называемого критиками Островского «принципом качелей»? Приведите примеры из «Грозы»?




    1. Заполните таблицу

      период творчества, годы

      пример произведений

      характеристика периода, особенности творчества, деятельность



















    2. Почему Катерина и Кабаниха - это два нравственных полюса народной жизни?

    (аргументированно, развернуто, с примерами из текста)

    1. Кто страшнее Кабаниха или Дикой ?Почему? аргументированно

    2. Таблица «Антитезы пьесы» с комментарием не менее 3 предложений к каждому понятию антитезы . не менее 5 пар.













    3. Тематика пьесы

    а) тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
    б)

    в)

    г)

    и т.п……


    1. Значение названия пьесы «Гроза»

    Гроза в природе (действие 4) — физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.

    Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

    Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем — неповиновение.

    Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

    Вывод. Смысл заглавия:

    гроза в природе — освежает,

    гроза в душе — очищает,

    гроза в обществе — освещает.

    1. Система действующих лиц пьесы.

    Изучая список действующих лиц, сразу можно отметить говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые — старые. Затем, при работе с текстом, система героев становится иной. Существует такая трактовка

    «Хозяева жизни»

    «Жертвы»

    Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
    Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет».
    Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».
    Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

    Кулигин: «Лучше уж стерпеть».
    Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
    Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

    Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша? Как понять определение — «зеркальные образы»?

    1.  Особенности раскрытия характеров героев.

    1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

    Катерина — поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

    Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами.

    Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

    1. Роль первой реплики, которая сразу раскрывяет характер героя:

    Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»

    Кудряш: «А что?»

    Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

    Борис: «Праздник; что дома-то делать!»

    Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».

    Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

    Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

    Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»

    Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

    1. Использование приема контраста и сопоставления:

    монолог Феклуши — монолог Кулигина,

    жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж,

    Катерина — Варвара,

    Тихон — Борис.

    Можно почитать здесь https://a4format.ru/?letter=%D0%B3&author_id=50&work_id=155&work=1


    написать администратору сайта