Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского народа Философия

  • Вопрос 2. Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры общества Предметом философии является всеобщее

  • Вопрос 3. Основные проблемы и структура философии

  • Проблема отношения человека

  • Проблема субъект-субъектных социальных отношений

  • Вопрос 4. Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии и Китая

  • Бесконечное странствие души называлось сансара

  • Индии

  • Конспект к экзамену (Философия). Конспект (c) djm Список вопросов


    Скачать 89.66 Kb.
    НазваниеКонспект (c) djm Список вопросов
    АнкорКонспект к экзамену (Философия).docx
    Дата02.03.2018
    Размер89.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект к экзамену (Философия).docx
    ТипКонспект
    #16129
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ИМ "Философия" // 3 семестр // конспект (c) djm

    Список вопросов:

    1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского народа.

    2. Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры общества.

    3. Основные проблемы и структура философии.

    4. Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии и Китая.

    5. Характер древнегреческой культуры и особенности античной традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. (Сократ, Платон, Аристотель).

    6. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Дискуссии о природе универсалий в средневековой философии.

    7. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

    8. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы философии 16-17 вв.

    9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.

    10. Становление и основные направления неклассической философии.(Иррационализм, основные черты философии марксизма, исторические формы позитивистской философии).

    11. Основные направления и проблемы современной западной философии (философия экзистенциализма, герменевтики, философия постмодернизма).

    12. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси и России.

    13. Онтология как философское учение о бытии. Основные структурные уровни организации материального бытия. Пространственно-временная организация бытия.

    14. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.

    15. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе "человек-общество-природа" и перспективы человечества.

    16. Проблема человека в философии. Основные версии философских учений о человеке. Проблема смысла жизни.

    17. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.

    18. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание.

    19. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма.

    20. Понятие науки. Функции науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования.

    21. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

    22. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Роль народных масс и личности в истории.

    23. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

    24. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.

    25. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
    Вопрос #1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского народа
    Философия - одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом исследования; особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
    Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
    Отношение «человек - мир», «Я - не -Я» является главным предметом мировоззренческого внимания.
    Мировоззренческое освоение мира и человечеством, и отдельным человеком можно представить в виде трехступенчатого процесса: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. На первой ступени совершается чувственная фиксация мира, на второй возникает его целостный эмоционально-переживаемый образ, на третьей – рационально-теоретическое осмысление. Мироощущение и мировосприятие как зачаточные формы мировоззрения присущи любому человеку. Для овладения мировоззрением в абстрактно-понятийном виде требуются значительные интеллектуальные усилия.
    Развитое мировоззрение структурно организовано: 1) знания о внешнем мире, самом человеке и отношении между ними; 2) ценности – духовные ориентации на значимые для человека предметы и виды деятельности; 3) убеждения – идеи, которые принимаются как безусловно истинные и кладутся в основу жизненной позиции личности; 4) воля к действию – способность и готовность воплотить усвоенные знания, ценности и идеалы в практические дела. Иными словами в мировоззрении можно выделить два крупных блока (что такое мир и что такое Я) и аксиолого-праксеологический (как следует жить в этом мире).
    Выделяют также исторические типы мировоззрения. Высший среди них – философское. Его генетическими предшественниками были мировоззрение мифологическое и религиозное. Важнейшими чертами мифологии являются синкретизм (слияние человека с природой), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир), социоморфизм (вера в реальное существование множества вымышленных человекообразных существ, отношения между которыми уподобляются отношениям людей в обществе). В религиозном мировоззрении, которое выросло на основе мифологического, постулируется наличие надчеловеческой, сверхъестественной креативной силы (Бога). Ссылки на нее обеспечивают объяснение всего сущего. Вместе с тем, здесь просматриваются зачатки абстрактного мышления, отрыв сознания от чувственно-предметной конкретики.

    В отличие от мифологического и религиозного, философское мировоззрение становится доказательным, логически аргументированным, дедуктивно выводимым из фундаментальных принципов, системно-организованным и упорядоченным.
    Философия превращается в рационально-теоретическое мировоззрения, стремится создать предельно обобщенную, абстрактно-понятийную модель мира (философия как теория всеобщего). В последующей философии центр тяжести постепенно переносится с создания обобщенной универсальной системы мира на исследование проблематики человеческого бытия.
    Перед современным белорусским обществом стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения: 1) Обоснование фундаментальных приоритетов, национальной самоидентификации, системы объединяющих белорусский народ идей и исторического выбора собственного пути развития Беларуси; 2) Проблема сохранения целостности личности [Человек становится часто средством, а не целью]; 3) Проблема коммуникативного единства человечества, необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, не силового решения возникающих конфликтов;
    Вопрос #2. Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры общества
    Предметом философии является всеобщее в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Предмет и структура философии отлична от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия. Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики.
    Со времени возникновения философии прошло около трех тысячелетий. Но ее социокультурная значимость от этого не только не уменьшилась, а, напротив, еще более возросла. ХХI век, во-первых, не оттеснил философию на задворки духовной культуры, а еще чётче обозначил, что именно философия в состоянии дать мысленный образ нынешней эпохи, помочь понять ее сущностную специфику. А, во-вторых, стало очевидным, что философия – это не какое-то отвлеченное, абстрактное теоретизированное занятие, весьма далекое от повседневных забот и нужд человека. Сегодня она, как никогда раньше имеет выход на социальную практику, активно включается в осмысление и разрешение животрепещущих проблем, разрабатывает новые мировоззренческие ориентиры социального развития.
    Философия выполняет ряд важных функций. Основными среди них являются мировоззренческая, методологическая и социально-критическая.
    Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. Мировоззренческая функция заключается в выработке целостного взгляда на мир и место человека в нем. Если философия претендует на создание высшего рационально-теоретического типа мировоззрения, она обязана при всем прочем заниматься также обобщением, систематизацией и интеграцией новейших достижений науки, искусства и социальной практики.
    Методологическая функция состоит в том, что философия является не только мировоззренческой теорией, но и универсальной, всеобщей методологией познания и социальной деятельности.
    Социально-критическая функция философии выражается в творчески-придирчивом анализе форм и принципов организации социальной жизни, существующих программ человеческой деятельности. Этим философия занимается всегда. Без её сознательного усвоения невозможно нормальное функционирование и развитие общества.

    Вопрос #3. Основные проблемы и структура философии
    Предметная область философии имеет свои границы, хотя четко очертить их нельзя. Эти границы заданы фундаментальным отношением «человек - мир». В своем идеальном варианте философия призвана выработать целостную систему знаний о мире, человеке и формах взаимодействия между ними, сделать обобщенный структурно-динамический «срез» бытия с «человеческим лицом», проникнуть в предельные основания его организации.
    1. Проблема Универсума. В ее рамках создается категориально-понятийная модель мира, осуществляется поиск его онтологического первоначала, предельных «сквозных» основ, которые цементируют всё в единое целое, решаются вопросы о конечности и бесконечности, единстве и множественности, формах и способах бытия.
    2. Проблема человека, связанная с осмыслением его аксиологического статуса как особого типа бытия. Как следует жить? Какую жизнь можно назвать правильной? В чем смысл жизни человека? Свободен или не свободен человек в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от функционирования и развития природных и социальных систем? Эти и ряд других мировоззренческих вопросов формируют ценностно-смысловое пространство философской проблематики человека в философии.
    3. Проблема отношения человека как субъекта познавательной деятельности и познаваемого им мира. Является ли идеальное, субъективное самостоятельной реальностью или оно зависит от материального, производно от него? Способно ли человеческое сознание дать объективную информацию о познаваемых объектах или оно есть продукт самодеятельности сознания? Можно ли построить гноселогический мост, который соединит субъективное мышление и объективное бытие? «Вещь для нас» и «вещь в себе»? Выстраиванием координационных и субординационных отношений идеального и материального, субъективного и объективного всегда активно занимались и занимаются сегодня материалисты и идеалисты различных оттенков и направлений. Это одна из самых «горячих» тем философских дискуссий.
    4. Проблема субъект-субъектных социальных отношений. В первую очередь, она предполагает рассмотрение связки «человек - человек». Предельно широкий контекст «человек – в мире» сужается здесь до «человек в мире людей».

    Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии:

    - онтология – философия бытия, учение о наиболее общих основаниях всего сущего и его отдельных целостных фрагментов;

    - гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;

    - философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

    - аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

    - праксеология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

    - социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.
    К самостоятельным разделам философского знания относят историю философии, философию природы, философию сознания, философию науки, философию права, политическую философию и философию культуры и др. Все разделы философии при всей их автономности связаны друг с другом.
    Вопрос #4. Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии и Китая
    Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу тысячелетия до н. э. к государствам Ближнего Востока - Вавилону и Египту. Философские воззрения на Востоке (как и на Западе) стали складываться на той ступени истории, культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался необратимый процесс разложения сознания, господствовавшего в родовом и раннем классовом обществе.
    Зарождение философской мысли в этих государствах было тесно связано с возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины. Именно древне-вавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Делаются попытки философского осмысления явлений природы. И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их воззрения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады. В дальнейшем развитие философской мысли перекочевывает на Восток, прежде всего, в Индию и Китай.
    Древневосточная философия в большинстве своем отличалась спиритуализмом и идеализмом, опиралась на национальную духовную культуру и была тесно связана с религией. Взаимодействие с наукой, как правило, ограничивалось отдельными прикладными вопросами (медицина, астрономия, биология и т.д.). Большое внимание уделялось метафизическим и этическим проблемам.
    Философия, как правило, воспринимается не в качестве теоретической дисциплины, а как особый стиль жизни, духовная практика, направленная на внутреннее преобразование человека (развитие духовных сил, освобождение от кармы и сансары, достижение нирваны или бессмертия, слияние с Абсолютом и т.д.).
    Самым древним религиозно-философским учением Индии является брахманизм, в основе которого ведийская литература и поклонение многочисленным богам (главный бог – Брахма – творец; другие боги: Вишну – хранитель, Шива – разрушитель, Агни – бог огня, Сома – бог Луны, Митра (а также Сурья) – бог Солнца и т.д.). Мир (джагат) состоит из трех лок (лока – место, пространство): Агни заведовал землей, Индра – воздушным пространством, Сурья – небом. Мироздание поэтому называлось «трилока» («троемирие»). Бесконечное странствие души называлось сансара. Переселение души (реинкарнация) со временем стали ставить в зависимость от поведения человека (плохое поведение влекло переход в более низкую варну, а то и в тело животного или в растение, а поведение благочестивое, особенно жертвенность в пользу брахманов, вело к рождению в более высокой варне). Точное исполнение дхармы брахманом освобождало душу от перерождений, а тем самым от страданий. Наступала мокша – освобождение.
    Другой крупной философской школой Древней Индии является джайнизм (от слова «джина» - победитель). Джайны («победители») стремятся победить самих себя и соблюдают пять обетов: ахимса – невреждение (всему живому), сатья – правдивость, астейя – неворовство, брахмачарья – отказ от плотских удовольствий, апариграха – непривязанность, отрешенность. Джайнизм допускает женщин к монашеству и к изучению священных книг.
    Крупным антибрахманским движением в Древней Индии явился буддизм. Основу буддизма составляют четыре «благородные истины», к которым Сиддхартха пришел, сидя под деревом: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – неудовлетворенные желания; 3) возможно избавление от страданий; 4) есть путь, ведущий к избавлению от страданий. Этот путь восьмеричен (т.наз. «благой восьмеричный путь»): 1) правильные взгляды; 2) правильная решимость; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5)правильный образ жизни; 6) правильное усилие; 7) правильное направление мысли; 8)правильное сосредоточение. Буддизм как этическое учение направлен на достижение человеком нирваны, т.е. состояния невозмутимости, спокойствия, блаженства. Нирвана – это видоизменение понятия мокши, но если мокша – это избавление от цепи перерождений, наступающее после одной из смертей, то нирвана может достигаться еще при жизни.
    Одна из древнейших культур – китайская. Философия Древнего Китая в основном сводится к социально-этическим проблемам. Но в ней содержатся и онтологические воззрения. Так, все сущее китайские мыслители сводили к пяти элементам (земля, вода, огонь, дерево и металл), выделяли также мельчайшую частицу «ци», которую нередко отождествляли с энергией.
    Важнейшими философскими учениями Древнего Китая являются конфуцианство, моизм, даосизм, легизм. Кроме того, выделяют школу «инь-ян» и школу имен. Основатель конфуцианства – Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.). Так его называют китайцы, в остальном мире он известен как Конфуций. Его учение изложено в книге «Лунь юй» («Беседа и высказывания»). В конфуцианстве можно выделить пять нравственных принципов (гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность).
    Другой философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы). Моисты отрицали конфуцианское предопределение, концепцию судьбы, т.к. люди свободны, и небо ничего не предопределяет; оно только желает, чтобы люди любили друг друга.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта