Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли

  • Вопрос 10. Становление и основные направления неклассической философии (Иррационализм, основные черты философии марксизма, исторические формы позитивистской философии)

  • Вопрос 11. Основные направления и проблемы современной западной философии (философия экзистенциализма, герменевтики, философия постмодернизма)

  • Вопрос 12. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси и России.

  • Вопрос 13. Онтология как философское учение о бытии. Основные структурные уровни организации материального бытия. Пространственно-временная организация бытия

  • Пространство

  • Вопрос 14. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика

  • Случайность

  • Конспект к экзамену (Философия). Конспект (c) djm Список вопросов


    Скачать 89.66 Kb.
    НазваниеКонспект (c) djm Список вопросов
    АнкорКонспект к экзамену (Философия).docx
    Дата02.03.2018
    Размер89.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект к экзамену (Философия).docx
    ТипКонспект
    #16129
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Рационализм - направление в теории познания, согласно которому подлинное знание о мире можно получить только при помощи разума. Представители рационализма: Рене Декарт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Лейбниц (1646-1716).
    Вопрос #9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли

    Классической немецкой философией принято считать развитие философии в Германии в период второй половины XVIII – первой половины XIХ вв., когда был создан преемственный ряд систем философского идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Фейербаха. Эволюция немецкой классической философии такова: от субъективного идеализма (Кант, Фихте) к идеализму объективному (Шеллинг, Гегель), а затем к материализму (Фейербах). С появлением этой философии центр философского творчества перемещается из Англии и Франции в Германию. И хотя Германия в социально-экономическом и политическом отношениях по-прежнему оставалась крайне отсталой, раздробленной страной, в философии и искусстве она вышла на передовые рубежи. Англичане и французы на практике осуществили буржуазные революционные преобразования. Немецкие философы преуспели в мыслительных преобразованиях.
    Крупнейшим философом, представителем и разработчиком системы объективного идеализма, явился Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) [анализ важнейших законов (взаимного перехода количества в качество, единства противоположностей, отрицания отрицания)].
    Вопрос #10. Становление и основные направления неклассической философии (Иррационализм, основные черты философии марксизма, исторические формы позитивистской философии)
    В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. В соответствии с этим речь идет не о возможности получения из глубин рафинированного неискаженного сознания универсальных истин, которые затем используются для менторского просвещения массы, а напротив, о прояснении "заброшенного" в наличный мир сознания, испытывающего массированное, репрессивное социальное воздействие. Главное, что волнует неклассическую философию - это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Неклассическая философия задается вопросом, как сохранять при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость индивидуального сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике. Новый тип философствования в качестве предполагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно-образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.
    Конт выступил с претензией на инициацию нового типа мировоззрения в человеческой истории. Он предложил следующую периодизацию: 1) теологический период (культы, верования, мифы, религия); 2) метафизический период (философия, умозрение); 3) позитивистский период. Возникновение позитивизма явилось результатом неудовлетворенности умозрением, абстрактностью предыдущей философии (в особенности гегелевской). Сам Конт объяснял, что он понимает под термином «позитивное»: это – реальное, фактически наличное, практически полезное, достоверное, определенно утверждаемое, точное, конструктивное, организующее. Позитивизм – это антифилософская философия, т.к. выступает против любой философской системы, кроме своей собственной. Это учение агностическое, т.к. отбрасывает попытки найти сущность вещей и вопрос «почему?» заменяет вопросом «как?», т.е. предлагает заниматься описанием наличного бытия, отказывается от нахождения каких-либо закономерностей и тенденций развития вещей в будущем.
    Одна из основных идей марксистской философии – революционное преобразование действительности. Маркс и Энгельс при этом исходили их материалистического понимания истории. Они ее считали объективным общественно-историческим процессом, в котором действуют законы общественного развития. В основе общества – базис, совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается как его порождение надстройка (государство, политика, правовые формы, общественное сознание и т.п.).
    Вопрос #11. Основные направления и проблемы современной западной философии (философия экзистенциализма, герменевтики, философия постмодернизма)
    ХХ век насыщен свершениями, оказавшими влияние на все стороны человеческой цивилизации. Мировые войны, распад колониальной системы, научный и технический рост оказали огромное влияние на духовную сферу общества. В этих условиях возникает множество философских школ, каждая из которых предлагает своё видение проблем человеческого бытия и судеб цивилизации.
    Экзистенциализм (от existentia - существование), или философия существования, в известном смысле, как идея о жизни и смертности человека, может быть обнаружен в любой период человеческой культуры. Экзистенциализм проник во все сферы культуры середины – второй половины ХХ столетия, особенно в художественную литературу, театр, киноискусство.
    Экзистенциализм – это особый тип философствования, отображение человека и его внутреннего мира. Основные категории этого учения – забота, страх, пограничная ситуация, свобода, отчуждение. Основная проблема – определение места человеческой экзистенции в общей структуре сущего.
    Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматриваетс как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Др. Греции, Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.
    Постмодернизм (от лат. post = после и франц. moderne = новый, современный) — понятие, применявшееся в 60–70-е годы XX века в теории литературы и архитектуры, а затем (особенно после появления работы Ж. Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», 1979) вошедшее в философский лексикон. Это понятие обозначает новый образ мысли и деятельности, проявившийся в XX веке во всех областях человеческой культуры. Принципиальной установкой философии постмодернизма является постметафизическое мышление, означающее отказ от универсальных философских систем, отказ от логоцентризма, т. е. от стремления приписать всему логос (порядок и смысл). Видение реальности, характерное для постмодернизма, обозначается как постмодернистская чувствительность, т. е. ощущение мира как хаоса.Обсуждается вопрос о том, является ли постмодернизм преодолением односторонности модерна или скорее собственным развитием модерна, критикующего самого себя и, таким образом, продолжающегося.
    Вопрос #12. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси и России.
    Русская философия в основном повторяет главные этапы развития мировой философии. Ее специфика заключается в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, поэтому в философском процессе активно участвуют литература и искусство. Начальным моментом формирования русской философии стало приобщение Руси к христианству (988 г.), которое принесло на Русь греческую патристику. В период Киевской Руси (IX-XII вв.) широкое распространение получила христианская византийская литература, библейские книги и другие богословские сочинения.
    Началом светской философии стало русское Просвещение (сер. XVII - начало XIX вв.). Выдающимся просветителем является М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). В области философии его особенно интересовали вопросы познания мира. Середина XIX в. в России отмечена острой борьбой двух направлений идейно-теоретической мысли: славянофилов и западников. Славянофилы доказывали особый исторический путь России, отличный от западного, который обусловлен отсутствием классовой борьбы, существованием крестьянской общины, глубокой религиозной верой и приверженностью православной церкви. Русская философия после 1917 г. развивалась в форме зарубежной и советской. В настоящее время перед русской философией стоит задача воссоздания мировоззренческого единства и поиск новой самобытности, противостоящей западному постмодернизму и сохраняющемуся советскому догматизму.
    В развитии философской мысли Беларуси можно выделить следующие периоды:

    - философская мысль Беларуси периода Киевской Руси;

    - распространение идей ренессанского гуманизма и Реформации (ХVI-ХVII вв.);

    - преобладание схоластической философии (ХVII – первая половина ХVIII в.);

    - распространение философии Просвещения (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.);

    - распространение народно-демократической идеологии (вторая половина ХIХ в.);

    - развитие философской мысли в БССР;

    - современный этап.
    В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.
    Вопрос #13. Онтология как философское учение о бытии. Основные структурные уровни организации материального бытия. Пространственно-временная организация бытия
    Термин онтология (греч. оntos – сущее, logos - учение) впервые встречается в работе немецкого философа Р.Гоклениуса «Философский лексикон» (1613). В обыденном смысле слова бытие – это все то, что есть, имеется, наличиствует (как сказано в «Библии», «все видимое и невидимое»). Целостное бытие можно разделить на ряд видов и форм. Обычно выделяют два вида бытия: материальное и идеальное. Материальное – все то, что составляет объективную реальность, т.е. существует вне и независимо от сознания человека. Идеальное – это разнообразные явления духовной жизни людей. Данных два вида бытия представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовное и бытие социальное.
    Во многих философских учениях понятие «бытие» является центральным. Философы-идеалисты связывают его с явлениями духовной жизни, материалисты – с миром предметных форм. С точки зрения диалектического материализма, бытие – это философская категория для обозначения единства всего существующего.
    В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная исходит из того, что пространство и время – две независимые сущности, которые находятся вне материи, рядом с ней; реляционная гласит, что пространство и время взаимосвязаны, а пространственные характеристики и ритмы времени зависят от свойств движущейся материи.
    Пространство – это философская категория, которая обозначает протяженность и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

    Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.
    Вопрос #14. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика
    Устойчивые, существенные, необходимые связи между явлениями именуются законами. Законы, открываемые частными науками, имеют ограниченную сферу действия. Законам диалектики присущ всеобщий характер, им подчиняется всё сущее. Наличие в динамической организации объективных законов позволяет представить развитие как единство изменчивого и устойчивого. Абсолютизация момента изменчивости приводит к релятивизму, а устойчивости – различным формам метафизики.
    К важнейшим законам, которые раскрывают наиболее существенные грани развития, обычно относят:
    1) закон взаимного перехода количественных и качествен­ных изменений. Согласно ему, изменения, происходя­щие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход в новое качественное со­стояние. Этот закон раскрывает механизм развития, он отвечает на вопрос: «как совершается развитие»?

    2) закон единства и «борьбы» противоположностей. Он, утверждает, что в мире все раздвоено на противоположности. Они и обуславливают друг друга, и находятся в состоянии постоянного напряжения, противоборства. Исчезновение одних противоположностей приводит к появлению других и всё повторяется сначала. Это и является движущей силой развития. В марксистской философии особо подчеркивался момент непримиримости, отторжения противоположностей друг другом («борьбы»). Новейшая наука, в частности синергетика, показала, что не меньшее значение для развития имеет согласованность, скооперированность, единство противоположностей. Поэтому данный закон иногда выступает под названием «закон взаимодействия противоположностей». Он раскрывает источник развития и отвечает на вопрос: «что является источником развития»?

    3) закон отрицания отрицания. В процессе возникновения нового качества на основе взаимодействия противоположностей происходит уничтожение одних и удержание других элементов. Исчезает то, что препятствует дальнейшему развитию, сохраняются ростки нового. Цепочка подобных диалектических отрицаний в перспективе завершается как бы возвращением к тому, что было, повторением старого, но на новой основе. В итоге развитие приобретает спиралеобразную форму. Данный закон раскрывает направление развития. Он отвечает на вопрос: «куда направлено развитие»?
    Диалектика открыла ряд других законов, в которых раскрываются важные стороны процессов развития.

    4) закон соотношения единичного и общего: всякое общее существует в форме единичного, а во всяком единичном присутствует момент общего;

    5) закон соотношения необходимости и случайности: случайное есть форма проявления и дополнения необходимости, а необходимое является пересечением массы случайностей;

    6) закон соотношения содержания и формы: всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна;

    7) закон соотношения причины и следствия: всякое явление причинно обусловлено, а всякая причина имеет свое основание;

    8) закон соотношения возможности и действительности: всякая действительность есть реализованная возможность, а всякая возможность – потенциальная действительность;

    9) закон соотношения сущности и явления: всякая сущность является, а всякое явление существенно и др.
    Формы: идеалистическая, материалистическая.
    В современной диалектике к базовым категориям относят:

    Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

    Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

    Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.
    Cинергетика определяется как междисциплинарная наука о принципах организации (самоорганизации) сложных систем. Примечательна тем, что ее положения пытаются подвести под всеобщие принципы, делая ее новой философией («философия синергетики», «нелинейное мышление»). Основанием этого является взгляд, что все в мире можно подвести под понятие сложной нелинейной системы, включая понятие «материи». Следовательно, принципы синергетики претендуют на всеобщий характер.
    Вопрос #15. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе "человек-общество-природа" и перспективы человечества.
    Термин «природа» используется в трех значениях:

    1) для обозначения всего существующего;

    2) для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека;

    3) в качестве синонима понятия «сущность».

    Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм). На основе анимизма и гилозоизма в античном мире стали формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» – всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.
    Естественная среда является необходимым условием возникновения и дальнейшего бытия человека как биологического и социального существа. В процессе исторического развития общества начала формироваться искусственная среда обитания людей, т.н. «вторая природа» (жилища, населенные пункты, города, орудия труда, транспортные средства, различные технические приспособления и устройства и т.д.). Естественную и искусственную среду обитания человека обычно называют окружающей средой.
    В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла. Возрождение восстановило античное отношение к природе и утверждало мысль о том, что только в единстве с природой человек способен приобрести высшие духовные ценности. Издавна, различая живую и неживую природу, люди мало задумывались над проблемой возникновения жизни. Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого». Успехи естествознания позволяют определить специфику систем живой природы:

    1) для живого характерна негентропийность, то есть способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью;

    2) живое сохраняется, постоянно разрушаясь;

    3) живая система относительно изолирована от внешней среды и сохраняет свою качественную специфику;

    4) для живого характерны упреждающие реакции;

    5) живые системы преимущественно сохраняют не действие, а свое противодействие, то есть живое стирает след воздействия, преобразуя его в память;

    6) живые системы открыты, то есть обмениваются со средой и энергией, и веществом.
    Формирование ноосферы – «сферы разума», по определению выдающегося ученого В. Вернадского, становится определяющим фактором в деятельности единой системы «человек – общество – природа».
    Появление человека и его деятельности по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Это приводит к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли переходит в новое качественное состояние, именуемое ноосферой.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта