Главная страница

Конспект к экзамену (Философия). Конспект (c) djm Список вопросов


Скачать 89.66 Kb.
НазваниеКонспект (c) djm Список вопросов
АнкорКонспект к экзамену (Философия).docx
Дата02.03.2018
Размер89.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспект к экзамену (Философия).docx
ТипКонспект
#16129
страница4 из 5
1   2   3   4   5

Вопрос #16. Проблема человека в философии. Основные версии философских учений о человеке. Проблема смысла жизни
Проблема человека рассматривается в специальном разделе философии философской антропологии. В то же время эта проблема в разных ракурсах присутствует и в других разделах философии. Поэтому многие исследователи считают, что проблема человека является важнейшей для философии.

Философия человека отличается от множества наук о человеке спецификой постановки и решения вопросов о человеке:

• Какова природа человека?

• Какие существуют концепции человека?

• В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни?

• Каким образом человек исполняется в мире?

• Какие можно представить образы современного человека?
Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека, можно говорить о: натурализаторской, экзистенциально-персоналистской, рационалистической и социологизаторской версиях.
Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. (Ламетри, Дидро, Ф. Ницше, фрейдизм: человек – это несостоявшееся животное).
Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.
Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания.
Кредо социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.
Рассматривая смысл жизни, необходимо выделить направления:

1) Универсально-космическая форма: Принцип самоорганизации мира. Жизнь проходит естественный необходимый этап саморазвития, усложнения, в соответствии с законами мира. Действует принцип оптимального соответствия условиям эволюции мира.

2) Биологический аспект: «Смысл жизни в самой жизни» (с) Павлов. Необходимо не только сохранить свое здоровье, но и продолжить род.

3) Социальный аспект: Практическая, социальная деятельность. Ответственность перед обществом.

4) Личностный аспект: Жизнь состоится, если человек будет разумно решать проблему совершенства. Стремление к совершенству, имеющему социальный смысл.
Вопрос #17. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
Сознание – важнейшая сущностная характеристика человека. Одновременно это и один из наиболее сложных объектов научного и философского анализа. Сознание исследуют биофизика, органическая химия, физиология, антропология, психология, языкознание, кибернетика, информатика и ряд других областей научного познания.
При рассмотрении сознания как сложного природно-психического, индивидуально-личностного и социокультурного образования можно выделить четыре уровня его организации: 1)Бессознательное, абсолютно неосознаваемое, недоступное рефлексивному контролю (область врожденных инстинктов, которые локализованы в подкорке). 2)Неосознаваемое в данный момент, забытое, выпавшее «в осадок», «мертвая информация», которая в принципе может стать осмысленной, рефлексируемой (основание коры больших полушарий). 3) Индивидуальное, персонифицированное сознание, личностное Я, душа человека. 4)Внедренные, привнесенные в сознание из вне коллективные представления (третий и четвертый уровни функционируют в коре больших полушарий, в органической взаимосвязи).

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Эволюция форм отражения: 1) Раздражимость – исходная форма отражения, способность к реакции. 2) Чувствительность – способность к ощущению, являющаяся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани – «особой материальной структуры, ответственной за отражение». 3) Восприятие – не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. 4) Сознание – предполагает не только воздействие на субъект извне, но активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.
Индивидуальное сознаниесубъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя со­бой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся соци­альными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.
Вопрос #18. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание
Одним из важнейших разделов философии является гносеология («gnosis» – знание, «logos» – учение, наука). Гносеология – философское учение о природе познания, его структуре и важнейших закономерностях, формах и методах поиска истины и др. Познание – это процесс получения знаний о внешнем мире, самом человеке, о допустимых и недопустимых формах взаимодействия людей с природой и друг с другом и др. Знание – это результат познания (обыденного, мифологического, религиозного, художественного, научного).
Гносеология, как раздел философии, решает множество проблем (соотношение объекта и субъекта познания, структура и динамика познавательного процесса, взаимосвязь чувственного и рационального, истина и её критерии и др.). Центральная среди них – т.н. вопрос о познаваемости мира. Философии известны три главных подхода к его решению. Их можно условно назвать гносеологическим оптимизмом, пессимизмом и реализмом.
Гносеологический оптимизм. Его радикальные сторонники считают, что на конкретном историческом этапе развития общества мы можем узнать о мире всё (Е.Дюринг и др.), или, по меньшей мере, всё о каком-то конкретном фрагменте этого мира: завершить создание механики, физики, химии, биологии, социологии. Так, известный физик Л.Больцман в конце XIX века советовал своему талантливому ученику бросить занятия физикой, ибо, по его мнению, здесь осталось 2-3 нерешенных вопроса, и переключить своё внимание на исследование более высоких уровней организации материи. Но буквально через несколько лет выяснилось, что эти нерешенные вопросы потянули за собой такое обилие проблем, что понадобилось создавать радикально новые отрасли физического знания.
Гносеологический пессимизм. Он существует в двух формах: агностицизм и скептицизм. Последовательные агностики (греч. «а – отрицание, gnosis - знание) полагают, что мы можем знать лишь мир своих собственных ощущений и восприятий (Д.Юм, И.Кант). Что касается внешнего мира, по И.Канту «вещи в себе», то мы не только ничего о нем узнать не можем, но даже не в состоянии доказать, существует ли он вообще. Если разум попытается заглянуть в потустороннее, сверхчувственное, трансцендентное, то он неизбежно запутывается в неразрешимых противоречиях. Скептицизм можно считать мягким вариантом агностицизма (Пиррон, Секст Эмпирик и др.). Его представители подвергают сомнению исходные позиции, как радикальных оптимистов, так и пессимистов. К этому гносеологическому направлению с определенными оговорками можно отнести и тех мыслителей, которые утверждают о невозможности познания сущности не всех, а лишь ряда явлений (О.Конт).

Гносеологический реализм. Воззрения гносеологического реализма разделяет множество философов, прежде всего, объективно-идеалистической и материалистической ориентации (Платон, Аристотель, Р.Декарт, Б.Спиноза, К.Маркс и др.). Они в основном придерживаются следующих гносеологических установок: вне нас есть мир, он объективен, реален; человек вынужден познавать этот мир, иначе он не может в нём выжить; мир устроен так, что в нем существует устойчивое, инвариантное, закономерное, он как бы позволяет познавать себя; человек обладает необходимыми познавательными способностями и средствами, которые дают ему возможность раскрывать тайны мира; мир бесконечен, неисчерпаем, поэтому на каждом историческом этапе познания всегда встречается нечто непознанное, непонятное, необъясненное; не надо абсолютизировать границу между знанием и незнанием или, если воспользоваться терминологией И.Канта, между «вещью в себе» и «вещью для нас»: то, что неизвестно сегодня, будет известно завтра; по мере экстенсивного и интенсивного развития познания увеличивается количество и сложность возникающих проблем, но одновременно с этим многократно усиливаются и познавательные возможности человека.
Под субъектом познания понимается тот, кто познает вещи и явления (в самом простом варианте - человек), а под объектом познания - то, что познается, т. е. предметы, явления, свойства и т. д., включенные в сферу познавательных интересов человека
Практика служит критерием истинности знания: только подтвержденные практикой знания признаются истинными. Практическая деятельность и теория находятся в диалектическом единстве: практика без теории слепа, а теория без практики мертва.

Практика – деятельность не одного человека, а всего человечества в его историческом развитии. Современный уровень практики – это результат всемирной истории. Различают следующие виды практики: материально-производственную; социально-политическую; научный эксперимент.
Вопрос #19. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма.
Существуют различные формы познания: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, научное. Каждое из них имеет свою специфику. Но есть и общие черты. Поэтому появляется возможность выделить в познавательном процессе независимо от формы его осуществления некую инвариантную структуру. При самом общем подходе процесс познания можно представить в виде двухъярусной системы, «нижний» и «верхний» этажи которой содержат свои базовые элементы.
В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - отражение отдельных свойств внешних предме­тов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощу­щения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.)

Восприятие - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств.

Представление - воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними.
Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений.

Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается.

Умозаключение - форма мышления, в которой на основе не­скольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод (Индуктивные, дедуктивные, и умозаключения по аналогии).
Непосредственной целью познавательной деятельности является отыскание истины.

В классической философии доминирующей являлась концепция корреспонденции. Неклассическое понимание истины представлено различными концепциями: марксистская, конвенционалистская, когерентная, прагматическая и феноменологическая.
Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности.
Между истиной и ценностью существует связь, не смотря на их различия истинное знание может быть предметом оценивания, характеризуется как ценность. В свою очередь установить значимость мира явлений для человека можно лишь благодаря знанию о них.
Релятивность – свойство знания, отображающее изменчивость объекта, обстоятельств его существования, способов его интерпретации. Одной из причин порождения релятивизма в познании, считается некорректное решение проблемы ценностей, дихотомии, нарушения стандартов науки.
Вопрос #20. Понятие науки. Функции науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования.
Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.
Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.
Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.
Функции: познавательная, культурномировоззренческая, образовательная, практическая.
Науку нельзя смешивать с паранаукой. Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются официальными научными кругами в качестве научных, поскольку эти воззрения не соответствуют критериям научности.
В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирический познание предполагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). В теоретическом познании доминируют формы рационального познания (понятия, суждения, теория, индукция, рефлексия, закон).
Вопрос #21. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Социальная философия изучает всю систему общественных отношений, исследует всеобщие законы функционирования и развития общества как целостной системы, выявляет его природу и взаимосвязь с окружающим миром, особенности познания общественных явлений. Общество: В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей и отношений между ними. В узком смысле – это определенный этап развития человеческой истории (например, капиталистическое общество).
В обществознании Нового времени возникла натуралистическая программа. Суть натурализма многолика, но, так или иначе, связана с отождествлением общества с животным и растительным миром или их отдельными популяциями, с распространением законов биологии, механики на общество, с объявлением тех или иных элементов природной среды определяющими факторами истории человечества.

Представители культур-центристской (идеалистической) программы рассматривают общество как сверхиндивидуальную реальность, в которой реализуется мир духовных ценностей, культурных смыслов, которые обуславливают ход мировой истории.

Представители психологической и социопсихологической исследовательской программ ключ к пониманию социальных явлений видят в психологии.

Важное место среди исследовательских программ общества занимает марксистская суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей.
В обществе присутствует большое разнообразие различных социальных структур, систем, подсистем. Общество не является механической суммой индивидов, а представляет собой сложную систему, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые (род, племя, классы, нации, семьи). Это указывает на сверхсложный иерархический характер организации социума, причем различные системы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем может обладать известной степенью автономности и самостоятельности.
Общество можно подразделить на четыре области, или сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Вопрос #22. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Роль народных масс и личности в истории.
Основной формой общественного развития являются социальные противоречия.

Социальные противоречия можно разделить на материальные, практические, духовные.

Социальный конфликт − это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов.

Существуют различные пути, способы, формы разрешения социальных конфликтов: так называемое "избегание", откладывание разрешения конфликта; сближение противоборствующих сторон через посредника; третейское разбирательство, или арбитраж; наконец, переговоры конфликтующих сторон на основе баланса интересов различных социальных групп (этнических, тендерных, демографических и др.)" партий, государств.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта