Главная страница
Навигация по странице:

  • Эволюция

  • Вопрос 23. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

  • Отличие формационного и цивилизационного подходов к развитию общества сводится к следующему

  • Вопрос 24. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.

  • Культура – это все явления, процессы, отношения, свойства, объекты, к возникновению которых причастен человек.

  • Вопрос 25. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества. Техника

  • Конспект к экзамену (Философия). Конспект (c) djm Список вопросов


    Скачать 89.66 Kb.
    НазваниеКонспект (c) djm Список вопросов
    АнкорКонспект к экзамену (Философия).docx
    Дата02.03.2018
    Размер89.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект к экзамену (Философия).docx
    ТипКонспект
    #16129
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого. Революция — это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме.

    Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Эволюция — это развитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.
    Вопрос #23. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
    Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному (по одним и тем же законам) и нелинейному (совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития).
    Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества.
    Сущность нелинейного подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий

    Отличие формационного и цивилизационного подходов к развитию общества сводится к следующему: формация – категория социально-экономическая, то цивилизация – понятие социокультурное. Цивилизационный подход базируется не на выделении в качестве главного фактора развития общества уровня производительных сил, экономического базиса, а на выделении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей. Отсутствует абсолютизация общественных законов, якобы стоящих над людьми и предписывающих их уклад жизни. Подчеркивается сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозных и других факторов. Цивилизационный подход не абсолютизирует единство исторического процесса, хотя оно и не отрицается. В рамках этого подхода отмечается необходимость учета того самобытного, что есть в истории каждого народа. Исторический процесс носит вариативный характер. Развитие цивилизаций здесь носит цикличный характер, предстает как круговорот цивилизаций.
    Вопрос #24. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
    Слово «культура» в переводе с латинского в древности означало «возделывание», «обработка», «уход». Первоначально оно применялось для обозначения продуктов земледельческого труда. Культура – «вторая природа», т.е. искусственное, созданное человеком. Современные ученые сгруппировали многочисленные определения культуры в несколько основных подходов, среди которых можно выделить следующие: описательный, технологический, деятельностный, игровой, диалогический, психологический, ценностный и т. д.
    Культура – это все явления, процессы, отношения, свойства, объекты, к возникновению которых причастен человек.
    В широком смысле культура является совокупностью способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных носителях (средствах труда, знаках-символах) и передаваемых от одного поколения людей к другому. Культура является единством объективного (предметного) и субъективного (личностного) факторов, которые реализуются в процессе человеческой деятельности.
    [Традиции, глобализация]
    Вопрос #25. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
    Техника – это искусственно созданные предметы и способы деятельности, которые используются людьми для достижения какой-либо цели, извлечения пользы. Из определения видно, что техника существует в двух видах. Первый вид – предметная техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и т.п., являющиеся дополнением к человеческому телу и увеличивающие силы и возможности человека. Предметная техника непрерывно развивается человеком, совершенствуется, на неё переносится всё большее количество функций, которые ранее выполнялись людьми. Ступени развития техники образуют следующую цепочку:

    1) ручные орудия, требующие от человека физических усилий;

    2) механизмы, машинная техника, работа которых замещает физический труд человека;

    3) автоматизированные системы – самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций.

    В зависимости от того, в какой сфере труда техника используется, её подразделяют на промышленную, сельскохозяйственную, бытовую, медицинскую, учебную, научную, военную и др.
    Второй вид техники – исполнительская техника, то есть способы, приёмы деятельности, мастерство выполнения действий, например, агротехника, техника мышления, техника пения, техника плавания или бега и т.п. Это техника знаний и умений, закреплённая в психике человека. Исполнительскую технику называют также технологией.
    Главным становится не физический износ и амортизация промышленного оборудования, а его моральный износ. Что касается знания, то оно не убывает в процессе производства и подвержено лишь «моральному износу» в связи с новыми открытиями и изобретениями.
    Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта