Главная страница
Навигация по странице:

  • Организация детского фольклорного коллектива.

  • 1.2. Историческое развитие форм народного художественного творчества.

  • 1.3. Собирание как основной метод изучения фольклора.

  • Методика собирания фольклора.

  • Основные требования к записи фольклора.

  • КЛ НХТ. Конспект лекций (на правах рукописи) Абакан


    Скачать 128.85 Kb.
    НазваниеКонспект лекций (на правах рукописи) Абакан
    АнкорКЛ НХТ.docx
    Дата04.01.2018
    Размер128.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКЛ НХТ.docx
    ТипКонспект
    #13677
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    или барабана золотого?


    Считалка:

    Шел баран

    По крутым горам,


    Вырвал травку.

    Положил на лавку,

    Кто ее возьмет, тот и вон пойдет.

    V. Потешный фольклор.

    Стихотворения, связанные с играми-импровизациями, с забавами. Звукоподражания, стихи-перевертыши, стихи-небывальщины.

    Кабан упал и лапу набок.

    Ехала телега мимо мужика.

    А из-под телеги лают ворота.

    VI. Сатирическая лирика.

    1 гр.: дразнилки, издевки:

    Васька-Васенок,

    Худой поросенок.

    Ножки трясутся,

    Кишки волокутся.

    2 гр.: поддевки (искусственный диалог):

    Скажи: двести.

    —Двести.

    —Сиди, дурак, на месте.

    VII. Страшилки.

    В одном черном-черном лесу, стоял черный-черный дом, в этом черном-черном дому стоял черный-черный гроб…

    VIII. Садистские куплеты: Дети в подвале играли в гестапо.

    Зверски замучен сантехник Потапов.
    Организация детского фольклорного коллектива.

    Фольклорные коллективы могут быть образованы при учреждениях культуры, общеобразовательных, музыкальных школах, краеведческих музеях, при домах и центрах детского творчества. Помещение для занятий творчеством должно быть определенным образом оборудовано. Формы работы кружков могут быть различны, в зависимости от направления деятельности: коллектив может заниматься исполнением фольклорных произведений, а может сам формировать репертуар в результате собирания фольклорного материала. Теоретические занятия должны начаться со знакомства и изучения основных жанров фольклора. Юных собирателей необходимо обучить навыкам практической работы: формам и методам собирательской работы, организации и проведения экспедиций; овладению техническими средствами (магнитофон, диктофон, видеокамера и др.) и приемами записи техническими средствами, оформлению собранных материалов; взаимоотношениям собирателя и информатора.

    Деятельность кружков должна быть направлена на максимальное развитие самостоятельности детей, поэтому такая деятельность как экспедиция приносит большие результаты. Участникам детского фольклорного коллектива целесообразнее всего собирать и изучать именно детский фольклор, т.к. это отвечает их интересам, а в некоторых случаях они сами являются носителями фольклора. Детский фольклор доступный для собирателя материал, т.к. образцы его можно записать практически от каждого человека. Детский коллектив – это, прежде всего, благоприятная среда общения, которая позволяет глубоко воздействовать на формирование личности ребенка.

    Работая в фольклорных коллективах над дикцией воспитанников, руководители часто используют скороговорки. Скороговорки отражают различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т.д. Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует преодолению косноязычия.

    Огромный воспитательный эффект имеет организация народных праздников, с присущих им нравственных и эстетических ценностей. Народные праздники складывались веками, а в жизни каждого человека были особенным событием. С одной стороны подведением некоторых итогов (сбор урожая, проводы зимы и др.), другой – общением, разговором с природой, ее силами. В праздник по представлениям наших предков, человек либо помогал солнцу, весне, лету, либо сам черпал у них силу. В народных праздниках очень четко регламентированы место и время их проведения, состав участников, последовательность совершаемых действий.

    Подлинно детскими праздниками считаются Сороки и Рождество, в которых дети были активными участниками, а в Сороках – даже главными действующими лицами. Во всех других праздниках ребенок был либо сторонним наблюдателем, либо пассивным участником. Учитывая семантику (смысл) праздников, традиции их проведения для детей в настоящее время рекомендуется организация и проведение четырех праздников: Рождества, Масленицы, Сороки и Пасхи.

    Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских, комсомольских детских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим. Фольклор в силу своего синкретизма (календарные праздники, соединение пения и танца, исполнительства на народных инструментах и прикладного народного творчества) создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность.
    1.2. Историческое развитие форм народного художественного творчества.

    На ранних ступенях развития человечества фольклор был единой целостной формой художественного сознания народа. Эта форма творчества получила название аутентичного («подлинный» с греч.) фольклора. Первоначально она развивалась в среде крестьян. Под воздействием социальных факторов (разделение труда, формирование классов и социальных групп и т.д.) от фольклора отпочковывается и на его основе развивается профессиональное искусство, любительское творчество, а затем и художественная самодеятельность. С усложнением форм социальной и духовной жизни общества фольклорные формы творчества стали восприниматься и развиваться новыми классами и группами. Появляется фольклор городской, рабочий.

    Рабочий и крестьянский фольклор— единая первооснова, но разные жанры, видовой состав, специфические особенности.

    Процесс развития народного творчества представляется непрерывным в области форм, содержания, методики, репертуара, традиций. При этом одновременно происходит и отказ от отжившего.

    К прямым истокам художественной самодеятельности относится любительское художественное творчество, сформировавшееся в конце ХIХ - нач. ХХ вв. в самостоятельную ветвь народного творчества.

    Основной социально-исторической предпосылкой возникновения организованного любительского творчества явилась отмена крепостного права (1861). Рост политического и нравственного самосознания народа, расширение его духовных и художественных возможностей.

    Начало ХХ в.— это развитие городов, промышленности, распространение грамотности, следовательно, рост сознания, тяга к культуре. Налаживается контакт между городом и деревней. Это наложило отпечаток на развитие художественной культуры. Происходил сложный, болезненный процесс приспособления городского народного творчества, профессионального искусства к сложившимся формам традиционного фольклорного исполнительства. Последние становились «узкими», сдерживали развитие, не всегда отвечали духовно-эстетическим запросам. Необходимо было формирование нового направления в народном художественном творчестве— любительского творчества.

    Любительское творчество появилось не на пустом месте, а возникло на стыке фольклора (неорганизованного народного творчества) и любительского «интеллигентского» и «мещанского» творчества. Косвенный фактор зарождения любительского творчества — творчество крепостных (Шереметев).

    Государство поддерживало становление творчества любителей: были организованы курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров, драмкружков из числа сельских учителей, солдат, крестьян; изданы репертуарные сборники, методические пособия по руководству, школы игры на русских народных инструментах, широкая концертная деятельность образцовых кружков и ансамблей.

    Такая деятельность способствовала тому, что почти одновременно во всех жанрах в конце ХIХ в. в России сложились центры любительского творчества:

    Великорусский оркестр под руководством В.В. Андреева (1888)

    Оркестр хроматических гармоник в г. Туле под руководством Н. Белобородова (1890)

    Любительский кружок Станиславского (Алексеева) (1888) и др.

    В начале своего становления художественная самодеятельность была похожей и на фольклор, и на любительское творчество, оставалась близкой им по организационным формам, характеру бытования. Она еще полностью не выделилась из них, не определила своих эстетических очертаний. Ее участниками были в основном выходцы из деревни. Основываясь на привычных формах любительского и фольклорного творчества, художественная самодеятельность вбирала в себя и отражала требования и условия новой жизни. Народ тянулся к профессиональной художественной культуре.

    Постепенно художественная самодеятельность отходит от ранних форм народного творчества. Наблюдается трансформация (полная или частичная) эстетической, организационно-творческой и др. сторон фольклорных форм творчества. Черты фольклора, которые характеризовали его синкретизм, постепенно претерпевают изменения. Творчество выделяется и отделяется от социальной и трудовой деятельности, приобретает новые начала, связанные с удовлетворением растущих потребностей. Эстетическое начало все более выдвигается на первый план. Художественная самодеятельность все далее отходит от фольклора, бытовых форм любительского творчества. Она формируется как качественно новое направление в народном творчестве с выраженной ориентацией на профессиональные нормы исполнительства.

    Сказанное не означает потерю связи художественной самодеятельности и фольклора. Связь остается как глубинное родовое свойство.

    Считалось, что после революции 17 года фольклор потерял социальные основы для развития, стал отмирать трансформироваться в художественную самодеятельность. О фольклоре складывалось мнение как о явлении, присущем лишь классово-антагонистическому обществу и потому вырождающемуся в условиях социализма. О фольклоре говорили только как о застывших образцах.

    Однако стало очевидным, что фольклор не отжил, не ушел в прошлое. Фольклор продолжает свое историческое развитие по внутренним, ему присущим законам, отражая своими специфическими средствами время.

    Художественная самодеятельность активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой. В недрах художественной самодеятельности рождаются и новые народные художественные традиции. Фольклор и художественная самодеятельность— две самостоятельные оригинальные формы народного творчества, равноправные блоки художественной культуры общества. Очень близки, ибо являются формами непрофессионального, «неученого» творчества.
    1.3. Собирание как основной метод изучения фольклора.

    Собиранием фольклора на профессиональном уровне занимается специальная наука — фольклористика, наука о фольклоре, включающая собрание, публикацию и изучение произведений народного творчества.

    Возникновению фольклористики предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран.

    Собирательской деятельностью занимаются различные организации — научные, учебные, творческие. Собирательством занимаются любительские фольклорные объединения с целью формирования репертуара. Фольклорная экспедиция — поход группы лиц с целью собирания фольклора. Фольклорная экспедиция может протекать в виде учебных занятий, выступлений, праздничных гуляний. Фольклорная экспедиция — лучшее условие для самореализации любителя, интересующегося фольклором.

    Типы фольклорно-экспедиционной деятельности:

    1 - экспедиция-собирание, сбор эмпирического материала с научным изучением: нотирование, анализ, систематизация, публикация результатов. Вопросы обучения и пропаганды носят второстепенный характер.

    1. - экспедиция-обучение, тесно связана с «жизнью» фольклора, с использованием разных форм его пропаганды в различных ситуациях.;

    2. - «устная» экспедиция. Тренировка индивидуальной памяти, сравнение с памятью коллективной, поиск «личной» песни, совершенствование творческих способностей.

    Методика собирания фольклора.

    Опыт собирательской деятельности показывает, что существуют определенные правила собирания фольклора. Их соблюдение значительно облегчает работу собирателя, делает ее более успешной. Однако знание методики собирания фольклора не исключает личной инициативы собирателя, его выдумки, умения приноровиться к исполнителю и к конкретным условиям записи фольклорного произведения.

    Одно из основных правил собирателя- фольклориста— заранее узнавать о том, какие талантливые исполнители живут в деревне. Слава о хороших певцах и сказителях обыкновенно выходит за пределы деревни. В практике полевой фольклористики существует хорошее правило: обращаться за сведениями о талантливых исполнителях к местной интеллигенции: к учителям, к клубным работникам, к руководителям художественной самодеятельности.

    Чем талантливее певец или сказитель, тем охотнее он делится своим искусством с собирателями.

    Одним из правил работы собирателя является требование не злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителей. Так как среди знающих традиционный фольклор многие исполнители — люди преклонного возраста.

    Лучше всего для установления хороших контактов не начинать беседу с прямых вопросов о фольклоре. Исполнители-мужчины, как правило, любят поговорить о международных событиях, о производственных делах, исполнительницы-женщины охотнее вступают в разговор, когда речь заходит о семье, о каких-нибудь бытовых проблемах. Почти все любят вспоминать о наиболее примечательных событиях в своей жизни. Такие беседы полезны не только для установления контактов, но и сбора сведений для биографии исполнителя, его творческого портрета.

    Существует при этом и одно общее правило: непосредственную запись фольклора необходимо начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения. Когда же исполнитель, как ему кажется, исчерпает репертуар, собиратель должен продолжить с ним работу, помня, что хороший информатор знает много больше того, что он вспомнил в первую беседу.

    Очень существенно в работе с исполнителем и то. Как собиратель формулирует вопросы. Вопросы должны быть заданы в такой форме, чтобы исполнитель, с одной стороны, их понял, с другой,— чтобы они подсказывали ему детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения. Следующее требование методики записи фольклорных произведений — записывать фольклор только в момент его исполнения.

    Существует еще одно важное методическое указание: нельзя прерывать информанта во время исполнения произведений устного народного творчества, нельзя вмешиваться собирателю в этот творческий акт. Все вопросы по тексту задаются после его исполнения. Если же собиратель не успевает записывать, оставляет в записи свободные места, куда после исполнения вписывает пропущенные слова. Эту проблему помогут решить технические средства: магнитофон, видеокамера, диктофон.

    При записи фольклорного произведения необходимо также добиваться естественности окружающей исполнителя обстановки и самого акта исполнения фольклорного произведения. Хорошо, если собирателю удается записать фольклор в реальном его бытовании: в праздник, на свадьбе, во время проводов в армию и т.д. Но таких счастливых ситуаций бывает не так уж много. Поэтому чаще всего приходится воспроизводить естественные формы исполнения фольклора. В связи с этим можно обратить внимание на значение слушателей. Появляется желание исполнить как можно лучше. И возгласы поощрения или порицания важны сами по себе. Они самые яркие показатели того, в каком положении, как бытует здесь данное произведение, как относится к нему народ, верит или не верит.

    Но не всегда слушатели необходимы. При собирании заговоров рекомендуется работать наедине с исполнителем.

    Для собирания разных видов фольклора также выработаны определенные методические приемы. Чаще всего предстоит записывать песни, частушки, малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки), детский фольклор.

    П е с н и записываются с пометками об их естественном исполнении. Если песня хоровая, то ее необходимо зафиксировать от хора, если сольная — то от одного певца; если песня хороводная или плясовая, следует описать, как водился хоровод, какие были пляски.

    Определенная трудность записи песен объясняется их жанровой сущностью. Песни частые (плясовые, шуточные, сатирические) записывать трудно из-за быстрого ритма. Поэтому лучше всего производить магнитофонную запись.

    Песня — один из самых продуктивных жанров современной народной культуры, поэтому необходимо тщательно фиксировать все факты ее живого бытования. Собиратель не должен брать на себя задачу критика и судьи: его дело взять от народа то, что создано народом.

    Методика записи частушек не отличается сложностью. Частушки — один из активно бытующих жанров современного фольклора. Студентам не следует забывать о том, что существуют различные типы частушек: есть четырехстрочные, двухстрочные — «страдания», типа «Семеновна» и др. Можно использовать прием организации «соревнования» между частушечниками.

    Пословицы и поговорки не обязательно собирать методом активного опроса. Рекомендуется в процессе общения внимательно прислушиваться к речи, выделяя и записывая пословицы и поговорки.

    При собирании загадок продуктивен метод активного опроса. Собиратель и здесь может выступить в качестве «соревнователя».

    Собирая детский фольклор, необходимо помнить, прежде всего, о том, что его знают не только дети, но и взрослые. Записывать фольклор от детей и трудно, и легко. Во многом успех работы по собиранию детского фольклора зависит от личности самого собирателя, который должен быть сам артистом, обладать способностью перевоплощения, уметь перейти незаметно для детского коллектива возрастной барьер, отделяющий взрослых от детей, войти равным в детскую среду, ничем не выделяться, вместе с детьми спорить, огорчаться, радоваться. При собирании детского фольклора следует учитывать его внетекстовые связи. Особенно это касается игрового и обрядового детского фольклора.

    Таковы общие, главные методические приемы записи фольклора, они представляют собой, прежде всего основу для первоначальной деятельности собирателя. Вполне возможно, что после накопления определенного опыта у собирателя сформируются и индивидуальные методические приемы записи.
    Основные требования к записи фольклора.

    1. Фиксация фольклорного произведения должна максимально отражать услышанный собирателем текст.

    2. Произведение необходимо записывать без каких-либо изменений, поправок, дополнений, редактирования.

    3. Фиксируя народное произведение, собиратель должен постараться сохранить все восклицания исполнителя, повторения, обращения, вставные слова, объяснения, комментарии в тексте и к тексту, и даже диалектические особенности речи.

    4. Во время записи произведения необходимо обращать внимание на манеру, особенности исполнения: реплики, паузы, жесты, мимику. Все это удобно зафиксировать видеозаписью.

    5. Если произведение фиксируется с помощью магнитофона, необходимо начать запись с указания его названия и ФИО исполнителя.

    6. Зафиксировав фольклорное произведение, собиратель должен также записать сведения об информаторе, т.е. заполнить своеобразный паспорт, подтверждающий достоверность бытования записанного образца. Только при наличии паспорта запись считается полноценной.

    При составлении паспорта необходимо указать следующее:

    - лицо, от которого осуществляется запись данного произведения (информатор): ФИО, год рождения, национальность, образование, профессию, место работы, место проживания. Если информатор переехал с др. населенного пункта, то указать конкретно когда и откуда;

    - дату записи (год, месяц, число);

    - место записи (область, район, село, город);

    - при каких условиях производилась запись (во время праздника, свадьбы и др.);

    - сведения о собирателе (ФИО, год рождения, национальность, образование).
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта